Кинематографические профессии Руководящий состав Продюсер — художественный и финансовый руководитель проекта. Формирует проект, выбирая сценарий ирежиссера, и осуществляет производство и контроль. Примечание. Различные подтипы продюсеров — «линейный продюсер», «исполнительный продюсер», «креативный продюсер» и т. п. — как правило, не являются продюсерами в общепринятом смысле этогослова, и представляют собой административных работников, которым продюсер делегирует какие-либо своиполномочия. Под креативным продюсером нередко понимают редактора а линейный и исполнительный продюсеры в России занимают промежуточную позицию между собственно продюсером (генеральным продюсером) и директором картины. Термин «исполнительный продюсер» в России появился как неверныйпо смыслу перевод термина «executive producer», который в США, на самом деле, означает «генеральныйпродюсер». Режиссёр-постановщик— ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочнойплощадке. Руководит работой актеров и всех остальных участников съемочной группы (оператора,звукорежиссера, художника-постановщика и др.). Режиссёрская группа Режиссёрская группа, как правило, возглавляется режиссёром постановщиком. Второй режиссёр— обрабатывает сценарий после режиссёра-постановщика. Занимается тем, чтокорректирует (проверяет) правильность (отсутствие ошибок в сценарии). Режиссёр по работе с актёрами — участвует в выборе актёров для кастинга. Знает все про актёров, обладаетзнанием про то, кто, с кем, как и когда может работать (на уровне подбора актёров). Он также предлагаетактёров на роли. Решает вопросы взаимодействия режиссёра с актёрами. Помощник режиссёра — человек, который лично передаёт указания режиссёра-постановщика той или инойгруппе лиц. Ведёт учёт отобранных дублей. Пишет рабочую версию того, что пишет камера. Консультант — специалист в той или иной научной дисциплине, который консультирует режиссёра-постановщика и актёров по тематике сюжета фильма, историческим событиям, военной тактике и пр. Административная группа Директор фильма — решает организационные вопросы во время съемочного периода: локейшн-менеджмент (подготовка мест для съемок), договоры с владельцами государственных и частных учреждений и т. п. Заместитель директора — выполняет распоряжения директора, замещает его, когда это необходимо. Администратор по площадке — обеспечение съёмки на съемочной площадке. «Тишина на площадке» и любые организационные вопросы. Руководит рабочими (переноска, установка, действие работы). Работа над сценарием Автор идеи или сюжета, произведения или книги Сценарист — пишет сценарий фильма. Редактор— проверят грамматику, орфографию, пунктуацию и, на уровне литературы и на уровне текста, корректирует опечатки и ошибки. Идеологически выравнивает сценарную работу посредством ведения переговоров, применяя дипломатическое искусство в беседе. Актёрский цех Актёрский цех — подчиняются режиссёру-постановщику, второму режиссёру, ассистенту режиссёра-постановщика. Актёр и актриса— выразительное средство режиссёра. Различают актёров и актрис: первого (главная или ведущая роль) и второго плана и участников эпизодических ролей. Дублёр и/или Дублёрша — те, кто подменяет собой актёра и/или актрису при выполнении тех или иных сцен. Например, эротические сцены, трюки и прочее. Иногда может быть задействован при озвучении фильма. Массовка — участники массовых и/или сцен на улицах и в других общественных местах. Массовкой руководит обычно бригадир массовки. Трюковая группа Режиссер-постановщик трюков — режиссёр, на долю которого выпадает задача поставить и проработатьтрюк «от и до». Исполнители трюков — выполняют задачу режиссёра-постановщика как дублёры или в эпизодических ролях. В фильмах, в которых главную или эпизодическую роль играют животные (например, Полосатый рейс, Ко мне, Мухтар! и пр.), в эту группу входит также и дрессировщик. Операторская группа Операторская группа (вся целиком) подчиняются оператору-постановщику. Оператор-постановщикон же главный (или ведущий) оператор — отвечает за изобразительное решение фильма (как художественно-качественное, так и технически-качественное). Подчиняется режиссёру. Руководит операторской группой. Разрабатывает художественное, а также цветовое, световое решение фильма. Совместно со вторым режиссёром и фотографом подыскивает подходящую съёмочную площадку (квартира,офис, бар и т п) и/или подходящий ландшафт для съёмок на открытой местности. Составляет список техники, которая ему понадобиться совместно со 2 м оператором. Впоследствии волюоператора до операторской группы доносит второй оператор. Второй оператор — сидит непосредственно за камерой, управляет её движением в рамках установленнойрежиссёром и оператором-постановщиком композиции, следит за качественными параметрами. Ассистент оператора — выполняет функции «фокусника», то есть выполняет фокусировку объективакиносъемочного аппарата на необходимых по замыслу объектах. Измеряет заранее рулеткой дистанцию ипереводит плоскость резкости объектива в процессе съёмки в случае движения камеры или смены главногообъекта, который должен отображаться резко. Устраняет внезапно возникшие помехи в кадре. Такжепроизводит измерение экспозиционных параметров и отвечает за правильную экспозицию. Выполняетизмерение цветовой температуры съемочного освещения и осуществляет подбор конверсионныхсветофильтров. Бригадир светотехников с бригадой — человек, отвечающий за свет (в случае необходимости вызываетсямашина «лихтваген» с осветительными приборами и генераторами для съёмки). Механик камеры или видео-инженер (если видео или телевидение) — Обеспечивает техническоеобслуживание камеры и её установку. Перезаряжает плёнку, кассеты, меняет оптику и т. д. Дольщик— (dolly — операторская тележка) человек, который отвечает за тележку. Ставит рельсы, везёттележку с оператором. Кранмейстер — человек, отвечающий за работу операторского крана. Монтирует его, помогаетустанавливать камеру, отвечает за технику безопасности и осуществляет движение стрелы с камерой. И ряд других. Художественный цех Художник-постановщик — (с группой). (подчиняется режиссёру и второму режиссёру) отвечает захудожественное решение фильма, строит декорации, художественное решение интерьера. Декоратор — Отвечает за художественное решение фильма, за костюмы, грим и так далее. Технолог декораций — разрабатывает (технически) декорации. Продумывает техническую реализациюдекораций. Бутафоры — создают предметы, необходимые для декорации. Гримёрный цех Художник-гримёр (подчиняется режиссёру, второму режиссёру). Делает выписку кого, как и когдагримировать. Следит за соответствием этого процесса. Кому какой парик и т. п. Изготовление накладныхпариков, усов и т. п. под соответствующий образ. Решает все вопросы, связанные с цветом глаз, старением,типом кожи, ранениями. Ассистент художника-гримёра — занимается поправлением грима, выполняет все работы связанные споддержанием внешнего вида. На нём — вся рутина художника-гримёра. Гримёр — изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Гримирует: старением,типом кожи, ранениями. Костюмерный цех Костюмер — отслеживает все, вплоть до положения пятен грязи на одежде. Имеет дубль костюма. Художник по костюмам — подготовка костюмов к съёмкам. Знание исторической достоверности костюма.Моды, знаков различия и т. п. Ассистент художника по костюмам — выполняет, в основном, утилитарные функции, а такжепроизводственные и иные поручения художника по костюмам. Реквизитный цех Реквизитор— выдает предметы антуража и прочий реквизит. Музыкальный цех Композитор — Пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма. Музыкальный редактор — Знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создатьопределенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения. В музыкальных фильмах, фильмах-мюзиклах (таких как, например, Пиковая дама, Принцесса цирка и пр.) кэтому цеху относятся также балетмейстер и/или хореограф, постановщик танцев и др. специалисты вобласти музыкального искусства. Авторы и исполнители песен, исполняемых в фильме, дирижёр, музыкальная группа и даже симфоническийоркестр, в исполнении которых звучат песни, композиции и иное музыкальное сопровождение фильма — всеони также состоят в этом цехе. Звукорежиссерская группа Звукорежиссёр — Курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создаётхудожественные звуковые образы. Руководит всем департаментом. Микрофонщик (англ.) — заведует микрофонным парком. наводит (направляет) микрофоны на сюжетно-важные объекты. управляет их перемещеинем в соответствии с поставленой задачей. Звукооператор — работает со звуком, с записями, отслеживает качественные параметры фонограммы, такиекак например — уровни звуковых компонент, их частотную характеристику и соотношение сигнал/шум. Дизайнер звука (англ.) — занимается созданием звуковых спецэффектов (англ.), а также звуков, не имеющихсоответствующего аналога в природе или которые невозможно записать, например, звук, издаваемый динозаврами. Звукоинженер (англ.) — специалист обслуживающий комплекс звукового оборудования. Монтажер звука (англ.) — монтирует звуковые компоненты. Раскладывает записанные реплики синхронноизображению. Звукооформитель — специалист по записи синхронных шумов. Имитирует и воспроизводит синхронноизображению необходимые шумы. Например: шаги человека, пробег лошади, поцелуи и прочии шумывоспроизводимые человеком и живыми существами. Звукорежиссёр перезаписи (Post-production sound mixer) — важный специалист на финальном этапеформирования картины. Не стоит путать перезапись с переозвучиванием. Перезапись — это последняястадия фильмопроизводства, во время которой происходит обработка, локализация, сведение и мастерингвсех многочисленных звуковых компонент. Монтажная группа Режиссёр монтажа — человек, ответственный за основные монтажные решения. Выполняет чистовую сборкукартины. Не редки случаи, когда функции режиссёра монтажа выполняет сам режиссёр-постановщик. Монтажер — готовит исходный материал к монтажу, синхронизирует звук и картинку, нарезает дубли и т. д. Переходящие люди Фотограф — Съемка актёров во время кастинга. Составления коллажей, плакатов, буклетов. Фотосъёмка иналожение актёров на пейзажи, для изготовления фотографий фигурирующих в кадре. Документируетсъемочные вопросы. Фотосъёмка места съёмки. Помогает при съёмке объектов. Съёмка костюмов, грима.Входит в состав операторской группы. Пиротехник и/или оружейник — это тот, кто нужен, когда в кадре необходимо создать имитацию взрыва,выстрела (или не имитацию). Он рассчитывает требуемое количество заряда, направление взрывной волны;следит за сохранностью и техникой обращения с оружием; инструктирует об особенностях оружия. Созданиеискусственного тумана — также дело рук пиротехника. Входит в состав операторской группы. Специалист по спецэффектам — занимается разработкой спецэффектов (от искусственного тумана докомпьютерной графики), консультирует и продумывает реализацию. Входит в состав операторской группы. Рабочие — выполняют различные поручения. Буфетчик и его ассистенты — обслуживание питанием съёмочную группу. Помощь в подготовке продуктовпитания (если необходимо) для съемочной сцены. Врач— в случае необходимости обеспечивает своевременное оказание своевременной медицинскойпомощи участникам съёмочной группы. В сценах, где по сюжету фильма совершаются те или иныемедицинские манипуляции и/или нужны специальные медицинские навыки и познания (наложение повязки,инъекции и пр.) — консультирует режиссёра-постановщика и актёров по правильности их выполнению.Иногда может быть задействован режиссёром в эпизодической роли в сценах, где нужны специальныемедицинские познания и/или навыки (скажем, врач «скорой», приехавший на вызов) Водители— подчиняются администратору по площадке и директору фильма. Также могут бытьзадействованы режиссёром-постановщиком в эпизодических ролях (водитель такси, например) или вкачестве дублёра того или иного актёра (если он не имеет водительских прав и/или навыков вожденияавтомобиля (мотоцикла)). |