Исследование направленное на познание реальности без учета практического эффекта Фундаментальное исследование Виды исследований и виды эксперимента 1.Исследование идеальное, получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инварианта относительно времени 2.Исследование реальное - исследование (эксперимент), в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. 3.Экспериментальное исследование - наиболее трудоемкий и сложный вид исследования, но вместе с тем оно наиболее точно и полезно в научном плане. Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т.д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знаний, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов. 1 тип – поисковые исследования – подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил и не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «метода тыка»: «попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. 2 тип – критические исследования - они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. 3 тип – уточняющие исследования - к ним относятся большинство, проводимых в науке. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется на какую область реальности распространяется полученные ранее теоретические знания. 4 тип – воспроизводящее исследование. Его цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Наиболее устоявшимися в психологии являются следующие виды психологических исследований: обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, эмпирическое описательное, эмпирическое объяснительное, методическое, экспериментальное, идеальное и реальное. Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме исследования с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и оценить исследования, посвященные избранной теме.. Обзорно-критическое исследование отличается от обзорно-аналитического тем, что в нем наряду с обзором содержатся аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может проводиться либо в основном тексте, либо в специальном разделе реферата и содержать размышления автора поповоду того, что в нем описывается. Теоретическое исследование, кроме обзора и критического анализа литературы, содержит теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. К теоретическому исследованию предъявляются дополнительные требования, которые прежде всего касаются точности определения используемых понятий; логичности, непротиворечивости рассуждений. В основе эмпирического (опытного) исследования лежат не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Эмпирическое исследование (в данном случае оно противопоставляется экспериментальному) не предполагает создания искусственной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. Исследование идеальное Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инварианта относительно времени. Исследование реальное - исследование (эксперимент), в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Экспериментальное исследование - наиболее трудоемкий и сложный вид исследования, но вместе с тем оно наиболее точно и полезно в научном плане. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выявляются статистические связи между исследуемым и другими явлениями. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки. Междисциплинарные требуют участие специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин (генетические исследования, например, как изысканий психологии и физиологии). Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методики, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное (или аналитическое) исследование направленно на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Виды эксперимента. I. В зависимости от способа организации выделяют: лабораторный, естественный и полевой эксперименты: Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние. Достоинством лабораторного эксперимента можно считать строгий контроль за всеми условиями, а также применение специальной аппаратуры Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство состоит в том, что изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений. Недостатки – невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения. Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений. В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. эксперимент Контрольный – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную выделяют: спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются. Спровоцированный эксперимент - это опыт, в котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную, при этом наблюдаемые экспериментатором результаты (виды реакций испытуемого) считаются спровоцированными. П. Фресс называет данный тип эксперимента "классическим". Эксперимент, на который ссылаются, - это опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора. К этому виду психологического эксперимента прибегают тогда, когда независимые переменные оказывают воздействие на испытуемого, значительно растянутое во времени (например, система воспитания). |