МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ШКОЛЫ МОНОЛОГА КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ





Переход от школы монолога к школе диалога требует достаточ­но четкого осмысления ограниченности монологизированнной шко­лы, без чего будет затруднено понимание своеобразия и значения школы диалога

1. Школа монолога ориентирует не на становления и развитие личности с ее индивидуально-неповторимым восприятием мира, а на усвоение знания как последнего слова науки и техники. От уча­щихся требуется знать, к чему пришла современная наука, от учи­теля - преподнести эти знания в компактной и удобной для запоми­нания и воспроизведения форме

Идеалом педагогики, которая легла в основу школы монолога (ее нередко называют "педагогикой восхождения"), является "чело­век образованный", способный присвоить весь мир современного научного знания и приступить к практическому воплощению усвоен­ного. Как пишет один из создателей школы диалога С Ю.Курганов, "голоса различных культур, реально создававшие научные и худо­жественные произведения, берутся как снятые и преходящие этапы одной теории, одной формы разума".

Диалоги и споры, имеющие место в истории развития научной мысли на пути человечества к современному знанию, оказываются вне внимания и вне деятельности ученика как познающего субъекта (например, диалоги Николая Кузанского и Платона, Галилея и Арис­тотеля - в математике и физике. Н А.Добролюбова и Д Н.Писарева - в литературе; Л.Толстого и Н Г Чернышевского - в педагогике).

Обратимся к конкретному примеру. В школе монолога ученику дают готовое определение понятия числа. В школе диалога его побуждают выработать свое понимание, что такое число, о чем свидетельствует приведенный В Библером фрагмент урока:

"- Один, два, три, четыре, пять" - " А я могу до ста!". "- Хорошо. А если ты измеряешь Длинную доску, какой тогда смысл цифр один, два, три, четыре, пять'" И тут встает Максим и сообщает: "Число -это то, что я могу разделить на какие-то куски". Другой мальчик возражает "А почему надо делить на такие куски, а не на другие?". "- А тот кусок можно разделить тоже на куски, а потом на кусочки, а потом кусочки - на кусочки". Это говорил Миша. "Но так мы будем делить и делить и никуда не сдвинемся это уже говорил я".В результате свободные рассуждения и логические построения учащихся воспроизводят имеющий место в истории математической мысли спор ученых об определении числа: одни ученики определя­ют число через идею счета, как это делал ученый Гильберт, другие - через идею измерения, как это делал ученый Лебег, на что и обращает внимание учитель.

2. Доминирующими являются репродуктивные методы обучения, методы, позволяющие подвести учеников к правильному понима­нию, правильному высказыванию, воспроизведению. Школа моно­лога закрепила за учителем и учеником определенные позиции в учебном процессе: за учителем - порцию знающего правильный ответ, за учеником - не знающего ответа. Основными источниками знаний для ученика являются "живое слово" учителя и учебник.

Побуждение к познавательной активности, стимулирование пол­ожительной мотивации осуществляются "извне" (интересный учеб­ный материал, эмоциональное изложение). В отличие от школы диалога, школа монолога избегает проблем, парадоксов, дилемм, которые, вызывая психическое состояние удивления, противоречия, интеллектуального затруднения, стимулируют активность сознания и мышления "изнутри".



3. Сущностной чертой школы монолога является господство внешней оценки, оценки учителя, в то время как способность к са­мооценке - в значительной мере результат рефлексии ("как я при­шел к данному выводу") и внутреннего диалога, стимулированных диалоговой ситуацией.

ШКОЛА ДИАЛОГА. ДИАЛОГ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Сегодня школа и педагогика находятся только в самом начале пути к новому представлению об образовании, в основе которого лежит идея диалога.

Применительно к обучению понятие "диалог" используется в нескольких смыслах: 1) диалог различных исторически существо­вавших логик, культур, способов понимания; 2) диалог голосов, ког­да в общении учащиеся и учителя не просто "проявляют" те или иные грани познаваемого, но и "нащупывают" свой собственный взгляд на мир, свой собственный личностный смысл; 3) внутренний диалог как микродиалог с внутренним Собеседником (культурами, голосами), протекающий в форме особой внутренней речи, не тож­дественной речи внешней.

Вместе с тем в педагогической практике нередко обнаруживают­ся достаточно поверхностные представления о сути диалога и, сле­довательно, о способах его организации.

Опрос, проведенный среди учителей, работающих в школах г. Владимира и за его пределами, позволил выявить довольно стойкое _понимание монолога как "речи одного человека" диалога как во­проса и ответа", «разговора двух или нескольких человек". Такое понимание в значительной мере задается теми определениями монолога и диалога, которые содержатся в массовом "Советском энциклопедическом словаре", что затрудняет сегодня учителю-прак­тику выстраивание учебного процесса на диалогической основе. В самом деле, если исходить из предложенных определений, то все формы монологического изложения в опыте обучения всегда моно­логичны, поскольку предполагают речь, "развернутое высказывание" одного человека, а беседа - всегда диалогична, поскольку предпол­агает вопросно-ответную форму взаимодействия учителя и учащих­ся, "разговор двух или нескольких лиц". Однако обращение к рабо­там М.М.Бахтина и других диалогистов, ставшим классической ли­тературой о диалоге, позволяет внести в такое понимание нетради­ционный, философско-культурологический смысл.

По мысли М.М. Бахтина, монологизм отрицает наличие вне себя другого равноправного сознания, другого равноправного "я". "Моно­логизм завершен и глух к чужому ответу, не ждет его и не признает за ним решающей силы" (Бахтин М.М. Эстетика словесного твор­чества. - М., 1979. С. 618). Следовательно, самый сущностный признак монолога не в том. что это слово одного человека, а в том, что оно претендует быть последним словом, словом-истиной, подчас ^становится авторитарным словом, которое "требует усвоения, навя­зывается независимо от степени его внутренней убедительности" (Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики, - Ы , 1975. С. 318).

По мысли М.М.Бахтина,1' диалогизм в отличие от монологизма является "Формой взаимодействия между равноправными и равноз­начными сознаниями",(Бахтин М,М. Эстетика словесного творчест­ва. - М , 1979. С.309). В самом общем смысле диалог можно опре­делить как соприкосновение двух (или более) несовпадающих, но равноправных сторон (голосов, смыслов, точек зрения, сознаний). ' Диалог всегда согласие-несогласие, понимание-непонимание, слия­ние-разъединение. Множество голосов, их сложное взаимодействие и в результате рождение нового голоса делают диалог в принципе бесконечным, незавершенным. С этих позиций даже монологическая речь учителя {в педагогической терминологии - монологическое изложение) может стать диалогической по своей сути, если впускает другие голоса, предвосхищает оппонента, скрещивает точки зрения, оценки, сознания, допускает многообразие возможных реакций, во­просов и ответов. Говоря словами М.М Бахтина, происходит "учет отсутствующего собеседника".

Если далее следовать за М.М Бахтиным, чтобы избежать оче­видных, но грубых форм диалогизма, другая точка зрения не долж­на даваться только как повод для абсолютного ее опровержения и уничтожения ради остроты изложения и видимости диалога.

Диалогический характер изложения сообщает монологической речи свою стилистику: осторожного, неамбициозного слова, "с при­тушенным вызовом". Возможно, так: "А попробуем посмотреть по-другому... А если...", "Предвижу и допускаю возможные возраже­ния...", "Я думаю так, но, может быть, я не прав..." и т.п.

Ученик, воспринимая такое монологическое изложение, наполненное диалогизмом, впускает другой голос в свой внутренний ди­алог, становится участником поиска истины и вырабатывает свой, личностно значимый голос. Только при таких условиях и возможно становление личности как субъекта отношений и деятельности.

Если говорить о педагогическом воплощении идеи диалога, то нельзя не обратиться к авторской школе Диалога культур (В.С. Биб-лер, С.Ю.Курганов и др.).

"Школа диалога культур", как школа альтернативная, не претен­дующая быть массовой, структурирует содержание образования по годам обучения иначе, чем обычная традиционная школа и новые типы образовательных учреждений, также обращающиеся к идеям диалога.

Рассматривая содержание образования как Диалог на равных античной, средневековой, нововременной и современной культур, школа предлагает следующую структуру.

1-11 кассы - это классы "точек удивления" в раздумьях над веч­ными проблемами бытия: что такое число? Слово? Жизнь? Пись­мо? Речь? История? Тепло? Движение? Земля? Главные задачи этой ступени осознаются следующим образом: подвигнуть мышле­ние ребенка к вопросам о том, как возможно такое чудо (загадка), как число, слово, предмет природы; помочь ребенку стать Автором своего видения мира; провести через сомнение знания, полученные извне ("так сказал папа", "так передавали по телевизору") с тем, чтобы дать толчок для развития критического и доказательного мышления. Наконец, что очень важно, поставить ребенка в ситуа­цию первой встречи "голосов" разных культур.

Физик ВА.Ямпольский из Харькова проводил урок, выступая в роли Древнего Грека Ребята приходипи уверенные,- что Земля круг­лая. ВА.Ямпольский начинал спорить с ними, утверждая, что она плоская И вдруг оказалось, что не так-то просто обосновать привы­чное "научное знание" о форме Земли и отбросить голос Древнего Грека как малозначащий, устаревший, смешной,

III-IV классы - Античная Культура как некое целостное единство: математика, начала механики, греческая трагедия и т.д.

V-VI классы - Культура Средних веков как голос современного мышления, также во всей целостности средневековых форм культу­ры (в технике, в храмовой архитектуре, в библейских текстах и т.д.).

VH-VIII классы - Культура Нового времени опять-таки как голос современного мышления, современной культуры.

IX-Х классы - Современная Культура в актуальном диалоге и сопряжении всех культурных голосов духовного контрапункта в жиз­ни людей XX века

ЧВ школе "диалога культур" ученик работает не с учебником, а с авторскими текстами (трагедии, высказывания мыслителей и уче­ных, физические и математические тексты и т.д.). Каждая культура, по мысли создателей школы, должна заговорить голосом человека своего времени. Потому вместо учебника с отрефлексированным знанием - антологии, хрестоматии текстов, характерных для антич­ности, средневековья и т.д.

Для школы "диалога культур" принципиальное значение имеет главный метод и форма обучения - диалог "учитель и ученик", "стар­шеклассник и младшеклассник". Межвозрастные, межкультурные диалоги (к примеру, третьего и седьмого, пятого и десятого классов) вокруг основных узлов удивления, завязанных и загаданных в на­чальном классе, как раз и позволяют развивать мышление человека конца XX века как сопряжение разных культур, разных форм мыш­ления, разных нравственных и духовных спектров.

В.С.Библер, с коллективом сотрудников создавший школу "диа­лога культур", где диалог трактуется как встреча, взаимодействие античной, средневековой, нововременной, современной культур, сегодня подвигает наше педагогическое сознание к необходимости осмысления национальной многокультурности пространства России. Это приобретает особую значимость в связи со становлением реги­ональных систем образования, нацеленных на отражение специфи­ки национальных культур в содержании учебных предметов (напри­мер, язык, литература, обычаи, традиции якутской, бурятской, та­тарской, русской культур). Возрождение национальной культуры через образование - явление, несомненно, прогрессивное. Однако есть опасность затрудненного вхождения ученика в "диалоговое поле культуры" для того, чтобы стать культурным человеком. Как писал М.М.Бахтин, всякая культура находится "на грани", и ее особеннос­ти постигаются только при встрече с другими культурами. Поэтому концепции регионального образования в субъектах Федерации до­лжны предусмотреть место для иной культурной позиции и ценнос­тей.

Традиционная школа и новые типы учебных заведений структу­рируют содержание образования как правило в традиционном клю­че. Вместе с тем идеи диалогизма представляются им сегодня чрезвычайно значимыми, и они ищут свои способы педагогического воплощения, все более проникая в сущность диалогического мыш­ления.

При этом важно всегда помнить, что диалогизм выражает смысл бытия человека с другим, смысл его жизненного существования - в существовании с другим (М Бахтин). Иными словами, человек мо­жет осмыслить собственное бытие и существование, находясь только в диалогических отношениях с другими людьми. На протяжении всей жизни он вступает в диалог, вопрошает, ожидает ответа и отвечает сам, высказывает свое мнение и сомневается в позиции другого, что-то утверждает и опровергает, отрекается и соглашается, В жиз­ни человека, в познании, общении постоянно возникают диалоги­ческие ситуации. Они задают условия, предмет, цели, средства и формы совместной мыслительной деятельности и насыщают ее различными смысловыми оттенками. Даже два высказывания, абсо­лютно тождественные друг другу, но исходящие от разных субъек­тов диалогической ситуации, превращаются порой в непохожие друг на друга суждения. Это является одной из причин разности субъек­тных позиций, доходящей зачастую до их существенного расхожде­ния и противополагания. Вместе с тем сохранение диалогической ситуации обеспечивается общностью искомых целей и ориентацией на правила ведения диалога

Противоречивость отношений субъектных сторон совместной мыслительной деятельности приводит к тому, что каждая сторона приобретает статус оппонента Оппонентная направленность одно­го субъекта на другого в значительной степени зависит от его со­бственного опыта, который влияет на строй диалогических отноше­ний явным или скрытым образом, способствуя их конструктивному развитию или разрушению.

V Отмеченное имеет прямое отношение к организации диалога в учебном процессе. Именно поэтому для моделирования урока в логике межсубъектных диалогических отношений (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учебник, ученик-автор художественного про­изведения, научной работы, учитель-учитель и т.п.) чрезвычайно важно выделить сущностные признаки диалогической ситуации в обучении:

1. Выбор объекта, познание и объяснение которого допускает согласие-несогласие, понимание-непонимание, соприкосновение двух или более несовпадающих, но РАВНОПРАВНЫХ сторон (голосов, смыслов, сознаний). К примеру, в предметах художественного цикла такими объектами могут стать произведения различных авторов, обращающиеся к одному и тому же образу, сюжету, символу, исто­рическому факту, но содержащие различную художественно-смыс­ловую интерпретацию. В предметах естественно-математического цикла такими объектами могут выступать факты, понятия, законо­мерности, теории, которые приобретали различную смысловую наполненность в ходе исторического развития соответствующих науч­ных областей.

2. Обозначение проблемы через вопросы, задачи, факты, завя­зывающие "узлы удивления" и дающие начало поиску истины, от­крывающие выход за другие логики и смыслы. Например. –

- Является ли такая фигура треугольником ABC?

А ВС

- Мог ли победить Спартак, возглавив восстание рабов в Древ­нем Риме?

- Гамлет и Раскольников. Возможно, и правомерно ли их сопос­тавление (У. Шекспир "Гамлет", Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание")?

- Петербург - Петра творенье: добро или зло? Для А.С. Пушкина? Для тебя? (Поэма А. С. Пушкина "Медных всадник");

- Можно ли увидеть пар, который выходит из носика чайника в момент закипания в нем воды?

-3. Участие равноправных РЕЧЕВЫХ субъектов. "Слово, живое слово, неразрывно связанное с диалоговым общением, по природе своей хочет быть услышанным и отвеченным" (М Бахтин).

4. Внутренне убедительное слово сопровождает диалог. Автори­тарное слово, которое "требует от нас признания или усвоения, навязывается независимо от степени его внутренней убедительнос­ти" (М.Бахтин) диалоговую ситуацию не поддерживает.

5. Отношение к любому участнику диалога как неповторимой индивидуальности: видеть в другом полноправного, уникального и поэтому необходимого и интересного вам субъекта.

6. Подчеркнутое выражение заинтересованности в мнении, суж­дении, "фантазии" каждого участника диалога, что располагает к свободе высказываний, рождению новых идей, проблем, открытий.

7. Наличие реплик, вопросов, фактов, выраженных в вербаль­ной и невербальной формах и побуждающих к углублению в пости­жении истины.

8. Любое мнение, отражающее личностный смысл, излагается без нажима, категоричности, амбициозности. Главное не в том, что­бы победило мнение, а в том, чтобы другой голос включился во внутренний диалог оппонента.

9. Итоговая рефлексия и саморефлексия.

Основным способом когнитивной организации диалогового мыш­ления является вопросно-ответный. Стремление обогатить свои знания и озабоченность продвижением к искомой цели являются серьезными мотивами постановки вопросов каждым субъектом ди­алога.

Адресация вопросов друг другу в диалогическом общении про­ясняет расхождения между взглядами субъектов, а ответы дают возможность придти к взаимопониманию. Поэтому развертывание диалога может осуществляться по разным схемам. Вопрос и ответ могут чередоваться один с другим в определенной последователь­ности, причем каждый ответ стимулирует постановку очередного вопроса. Примером может служить фрагмент урока учителя В.Ф.Литовского об античной мифологии (см.: Курганов С.Ю Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1989. С.64).

..."Диалог с Зевсом, роль которого играет учитель, начинает Женя Ковалев:

- Завидовали ли вы титанам?

Учитель-Зевс: Нет. Чем живут титаны? Они никому не подчиня­ются только потому, что никем не правят. Они не знают счастья управлять и быть управляемыми. У меня не было зависти. Я, а не титаны ввел в мир новое. Я ввел в мир власть.

Миша Гринберг: Зачем вы захватили власть над миром? Зачем вы дарили впасть миру? Вы сделали миру добро?

Зевс: Да

Костя Хавин: Но это добро обернулось злом

Зевс: Добро и зло всегда оборотно. Вам, людям, подарили огонь. Это добро? Но вы не только готовили на нем еду, но и людей поджаривали!

Аня Королева. А чем вам Атлант не нравился?

Костя Хавин Зевс боялся, что Атлант может его свергнуть.

Миша Гринберг: Зевс был подлый трус!".

Часто встречаются диалоги, в которых на один и тот же вопрос даются разные ответы, а каждый из ответов, в свою очередь, по­рождает "пучок" вопросов. Одни вопросы оказываются стержневы­ми и пронизывают данный диалог насквозь Они выступают своего рода направляющими диалога. Другие вопросы имеют локальное значение и исчерпываются ответами на промежуточных фазах ди­алогического общения. Одни вопросы направлены на искомую цель, а другие - адресуются субъектами друг другу для прояснения своих личностных позиций. К примеру: "Мне понятно. Кто Колю понима­ет?. ..", "Мне кажется, что Оля и Наташа, хотя и понимают друг друга, но разные вещи говорят...", "Мария Петровна, у вас взгляд очень возмущенный, чем вы возмущены?...". "Откуда такая тревож­ность? Что вас беспокоит? Давайте проясним..." и т.п.

В диалоге одни вопросы обращены к прошлому опыту субьекта (Видел ли ты пар? Линейка и треугольник - это разные вещи? Мо­жет ли быть у треугольника нулевая площадь? и т.п.), а другие устремлены в будущее и наделены прогностическим значением (Что будет с человечеством, если мы не предотвратим экологическую катастрофу? Что будет, если из алфавита пропадут гласные? и т.д. ). Иными словами, совместная мыслительная деятельность выступа­ет как непрерывный диалогический процесс постановки вопросов и получения ответов. Каждый вопрос влечет за собой очередной шаг в диалогическом процессе.

 

ПОМНИ ЗАПОВЕДИ ДИАЛОГА!

1. Открытость субьектных позиции друг другу в совместной деятельности. Продуктивность диалога и достижение совместной цепи зависят от того, насколько одному субъекту известны мысли другого, насколько один субъект осведомлен о действиях и намере­ниях другого, может оценивать и прогнозировать их. В диалоге знать то, о чем мыслит другой, означает воспроизводить мыслительные действия другого, сравнивая (анализируя и оценивая) их со своими собственными. Это возможно лишь при развитой рефлексивной культуре всех субъектов диалога, поскольку диалогическая форма совместной деятельности связана с необходимостью проникнове­ния одною субъекта во внутренний мир другого. Заметим, что, от­крываясь друг другу, участники диалога тем самым открываются самому себе. При этом, однако, какие-то мысли и суждения могут оставаться скрытыми и прямо невысказанными или высказанными лишь частично. Как бы то ни было, любая из сторон диалога хочет знать другую и сама, в свою очередь, претендует быть узнанной.

2. В силу разности субъектных позиций участников диалога каж­дая сторона приобретает статус оппонента. Поэтому для сохране­ния диалогических отношений необходима способность каждого субъекта выстраивать систему доказательств и опровержений, приводя фанты и аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение субъекта.

Важно, чтобы, выстраивая доказательство, участник диалога допускал реальную или потенциальную возможность его опровер­жения другой точкой зрения. При доказательстве субъект реагирует на поступающие возражения, откликается на скептические замеча­ния, сомневается в посылках, выводах и следствиях рассуждений другого и своих собственных, преодолевает непонимание своих действий другими, соглашается с мнением других или опровергает их. При этом существенно, что высказывания, выражающие неве­рие, сомнение, несогласие, ошибку, а также заблуждения, контрпри­меры, фиксирующие проявление отрицательных эмоций и многих других негативных проявлений межсубъектных отношений, играют в диалоге весьма значительную роль

Важно помнить, что отрицать в диалоге - не значит сказать "нет" или просто отказаться и не принять точку зрения другого. Функция таких негативных проявлений состоит в том, что они способствуют расширению углов зрения и представлений о неизвестном, сохра­няя и усиливая тем самым диалогичность. Действительно, достиже­ние искомой цели и получение нового знания в совместной мысли­тельной деятельности есть результат противоречивого и негативно­го отношения каждого из субъектов к своему опыту и опыту других, к собственному мнению и мнению других.

3. Ставя вопрос, субъект диалога всегда ожидает ответа Фор­мулируя вопрос, субъект должен учесть то, каким образом отре­агируют и оценят его партнеры по диалогу Оценка вопроса вы­ражается, как известно, мнением субъекта Оно может не совпадать (не согласовываться, расходиться) с мнением того, кто задает во­прос. Чтобы диалог состоялся, необходимо, чтобы с фактом рассог­ласования мнений считались все участники диалога. Можно ска­зать, что обязательным условием диалогических отношений являет­ся терпимость к "инакомыслию".

4. Субъект, вступающий в диалогические отношения, должен обладать способностью или умением задавать вопросы и быть настроенным услышать ответ.

Как известно, способность спрашивать является показателем творческого потенциала человека. С другой стороны, только тогда, когда вопрос услышан, возникают условия для адекватного ответа на него, что поддерживает развитие диалогических отношений. Поэтому участники диалога должны уметь вслушиваться в вопрос, задаваемый другим или самому себе. При этом вполне уместными для "схватывания" позиций другого могут оказаться реплики и во­просы уточняющего плана ("к примеру"; "если я вас правильно по­нял"; "можно уточнить..."; "разрешите расшифровать..." и т п.).

5. На успешное достижение диалогических целей можно надеять­ся только благодаря аргументированности высказываний и убеди­тельности субъектных позиций. При аргументации своего мнения субъекту важно использовать разнообразные приемы в системе.

Так, логические средства аргументации способствуют аналитич­ности, однозначности, строгости и точности высказываний. Огром­ными возможностями в данном случае обладает язык формальной логики. Не меньшим потенциалом обладают наглядно-образные приемы убеждения: чувственные образы восприятий и представле­ний, графические изображения, жесты и т.п.

Нельзя забывать и о том, что и эмоциональный строй диалоги­ческой позиции субъекта обладает аргументивной силой. Разве может

протекать диалог без элементов эмоциональной напряженности, драматизма, иронии, страстности, симпатий и антипатий к мнениям субьектных сторон? Эмоциональные возможности аргументации могут вызвать растерянность субъекта, его недоумение, эффект замешательства или, напротив, придать уверенность и готовность к оппонированию. Центральное место эмоциональные приемы зани­мают в критических фазах диалогических отношений, где они стано­вятся порой единственными средствами убеждения и обоснования высказываний и мнений.

Как известно, для достижения должной аргументированности и убедительности мнений, обусловливающих взаимное понимание участников диалога, используется особый синтаксический и семан­тический строй высказываний (См.: Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации/ Отв. ред. Ф М.Тарасов - М , 1990) К ос­новным группам синтаксических возможностей относятся:

- нейтральные формы типа "например", "известно", "очевидно", не указывающие на определенное место аргумента;

- формы типа "действительно", "рассмотрим", указывающие на начало следования аргументов;

- формы типа "во-первых", "во-вторых" и т.д., указывающие на порядок следования аргументов;

- формы типа "вдобавок", "наконец", "в довершение", указываю­щие на последние места аргументов в рассуждении.

Семантические возможности высказываний предполагают сле­дующие группы:

- формы, указывающие на источник аргументации: а) ссылка на авторитет. - например, типа "как утверждал (или полагал, или отме­чал) Сократ", б) ссылка на общеизвестность. - например, типа "об­щепринято", "давно известно" и т п.; в) ссылка на предшествующий контекст, - например, типа "как было сказано выше", "как следует из сказанного", г) ссылка на самого адресата, - например, типа "как ты сам говорил";

- формы, указывающие на доверительность и правдивость ар­гументов: например, типа "признаюсь", "уверяю вас", "честно гово­ря" и т.п.;

- формы, позволяющие осуществить ссылки на очевидность: например, типа "понятно", "по-видимому", "вероятно", "ясно" и т.п.;

- указатели, обладающие игровыми и псевдореальными значе­ниями например, формы типа "предположим", "казалось бы", "вооб­разим" и т.п ;

- формы, которые используются в качестве способа указателя на сам процесс аргументации или отдельные аргументы: например, типа "иными словами", "иначе говоря", "словом", "так сказать".

Наличие правил ведения диалога предполагает, что прежде всегоих принимает и ими руководствуется учитель, который в большин­стве случаев сам начинает диалог в учебном процессе и стимули­рует его развитие. Вместе с тем, важнейшим условием достижения
диалогических целей является освоение этих правил и учащимися, вступающими в диалогические отношения. В данном случае речь должна идти о необходимости специальной работы по формированию у школьников диалогической культуры, без чего неподготовленное использование диалога в обучении вряд ли способно сполна реализовать его богатые педагогические возможности.

В организации диалога как совместной деятельности учителя иученика важное значение имеют педагогические приемы стимулиро­вания и поддержания диалогических отношений. Полезно обозна­чить некоторые из них для того, чтобы дать возможность каждому учителю найти подходы к самостоятельному конструированию сво­их приемов, отражающих индивидуальный стиль педагогической деятельности.

1. Персонификация - интереснейший прием методики диалога: исторический документ, научная формула, историческое сообщение, произведение искусства превращаются в высказывания живых лиц. В класс поговорить-порассказать о себе и поспорить "приходят" Спартак, Древний Грек, Средневековый Рыцарь, Романтический Бунтующий Герой и т.п.

Этот прием активно используется в альтернативных учебниках, в которых диалогические начала содержатся в самом отборе и пред­ставлении учебного материала.

В качестве примера приведем отрывок из экспериментального английского учебника Тома Хатчинсона "Project English", в котором учащимся предлагается воспроизвести в ролях диалоги очевидцев события, представленного в иллюстрациях.

2. Драматизация. При чтении текста яркость восприятия обес­печивается сипой высказывания как самовыражения индивидуаль­ности личности определенной эпохи и культуры. Может сопровож­даться определенными сценическими приемами (греки в туниках, рыцари в латах и т.п.). Ученик одного учителя истории, весьма часто использовавшего обозначенные приемы, уверял, что "слышал скрип лат крестоносца", когда учитель входил в класс на урок, посвящен­ный крестовым походам.

3. Эксперимент над собственной мыслью, над мышлением своих собеседников-оппонентов.Например:

"...Шел самый обычный урок математики в V классе... Учитель рассказал детям о симметрических фигурах, привел обычные при­меры; квадрат, равнобедренный треугольник, отрезок... Затем в учебнике идет фраза: "А круг имеет бесконечно много осей симмет­рии".

Но этот последний тезис наталкивается на неожиданное сопро­тивление учащихся.

- Почему?

Учитель вынужден отступить и перевести утверждение учебника в форму вопроса: "Сколько осей имеет круг?" Дима Овчинников: Конечно, 360 - по числу градусов.

Сережа Курилкин: А если провести деления между градусами?

Ирина Глущенко; Бесконечно много. ^ Роман Дихтяренко: Столько осей, сколько в нем поместится...

Андрей Просов:...пока круг полностью не закрасится.

Юра Чернобай: В разных кругах будет по-разному. В большем круге - больше осей, в меньшем - меньше.

Оксана Цыганенко: Круг имеет бесконечно много осей симмет­рии, потому что а учебнике так написано.

Наташа Травнева: По-научному, конечно, можно узнать, сколько осей у круга. А так - нельзя. Вот ученые считают звезды... (разводит руками, сбивается, садится на место).

Таня Скорнякова: Оси в круге не сосчитать, их очень много. Но не бесконечно много! Их просто невозможно сосчитать... но это не значит, что их бесконечно много!

Дима Криничный: Круг имеет столько же осей, сколько одна точка

Вова Кандыба: Я считаю, что количество осей в любых двух кругах одинаковое. Возьмем два разных круга, большой и малень­кий. Совместим их центры. Проведем оси через большой круг. Ясно, что каждая ось большого круга является осью круга маленького. Значит, у всех кругов - одинаковое количество осей.

Гена Коваленко: ... Одинаковое. Но не бесконечное." (Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1989. С.88-89).

4. "Растолковывающий" пример как контраргумент. Например:

"... Учитель: Верно ли, что человек самый живой из всех живых?

Вадик Липчанский: Нет. Лягушка распорола себе брюхо. А потом в нее как бы все влезло, и она снова плавала.

Ваня Ямпольский Человек по мере своего совершенствования все менее и менее становится живым, все более становится авто­матом.

Павлик Бондаренко: Человек может стать машиной. Он переста­нет гулять, развлекаться. Он будет думать только об одном - как продвинуться вперед.

Антон Кожарин: Человек - это машина рассуждений.

Учитель: Посмотрим из окна в семь утра. Все мужчины бреются. Все женщины жарят яичницу. Не похоже ли это на "машинное" поведение?

Павлик Бондаренко. Нет! При этом у человека работает мысль: надо быть аккуратным. Не быть похожим на первобытного челове­ка. Город не должен быть похожим на лес. А вот это будет действи­тельно страшно.

Женя Ковалев: Машина будет бриться несмотря ни на что. А человек может и забыть. Здесь у людей просто совпадают желания выглядеть прилично." (Там же. С.30).

5 Подхватывание реплик, вопросов учащихся, их несогла­сий с позицией учителя.

Мысленный эксперимент

Действие последних двух приемов может быть проиллюстриро­вано следующим фрагментом (См.: Курганов С.Ю. Ребенок и взрос­лый в учебном диалоге. - М., 1989. С.72-75).

"... Дети, строя различные треугольники "по трем сторонам", несколько раз столкнулись с характерным случаем: отрезки-стороны были подобраны таким образом, что в результате построения "обыч­ного" треугольника не получается, треугольник "вырождается" в отрезок. Программа V класса не предусматривает знакомства с общим определением треугольника, "отсекающего" подобные слу­чаи. Возникает разрыв между интуитивным представлением о тре­угольнике и практикой построения реальных треугольников, в том числе и "вырожденных" треугольников-отрезков. Этот разрыв по­рождает вопрос. Итак.

Ваня Ямпольский: Является ли такая фигура треугольником?

А В С

"Треугольник" Вани Ямпольскосо

Учитель: А как ты получил такую фигуру?

Ваня: Э-э... Ну. например, так Нарисовал треугольник ABC и точку В стал двигать вниз, к стороне АС. пока не получилось такое... (Ваня сразу задает происхождение своей фигуры не из построения треугольника "по трем сторонам", а из более сложного процесса, из предельного перехода от обычного треугольника к треугольнику-отрезку. Хотя этот процесс куда сложнее, чем классическое постро­ение "по трем сторонам", известное каждому пятикласснику, но Ванин вариант появления "странной фигуры" сразу сближает этот "выро­жденный" случай с нормальным и тем самым ставит проблему их разведения или. наоборот, отождествления. Как мы покажем ниже, Ванин ход - это только один из вариантов начала диалога о треу­гольнике-отрезке).

Учитель еще раз повторяет для всех детей построение Вани. Все дети видят, как постепенно точка В приближается к стороне АС и треугольник ABC постепенно сжимается, превращаясь в странную фигуру.

Учитель: Понятно, как Ваня получил такой странный "треуголь­ник"? А треугольник ли это?

Юля Богданович: Это не треугольник, так как у него нет углов. Если показать любому человеку эту фигуру, не говоря, что раньше это был треугольник, то он скажет, что это просто отрезок с точка­ми!

Учитель: Верно ли, что у треугольника Вани нет углов?

Несколько детей (дополняя друг друга): Углы есть! Первый угол ВАС, он равен нулю, второй угол ВСА - тоже нуль, ну а третий угол - это угол ABC, 180 градусов...

Учитель: Значит, это все-таки треугольник?

Аня Дидур. Да, это треугольник. Ведь у этой фигуры все как у треугольника. Даже сумма углов 180 градусов!

Руслан Дергун: Это не треугольник! У него нельзя найтивысоты!

Учитель: Подумайте, ребята, в самом ли деле здесь нет высот? Давайте построим несколько этапов превращения нормального тре­угольника в Ванин и посмотрим, что происходит с высотами.

Ваня: Хорошо видно, что у моего треугольника есть все три высоты. Только они равны нулю по длине, так как все время умень­шаются, когда мы делаем треугольник из нормального.

Жанна Мельцина: Это - не треугольник!!! У треугольника все высоты пересекаются в одной точке, а у этого - нет!

Коля Озеров: У него параллельные высоты! Где же их пересе­чение?

Учитель: Кажется, ребята правы .. Точка пересечения высот куда-то исчезла... Но давайте-ка все-таки проверим, что же происходит с этой точкой, когда треугольник превращается?

Дети: Очень интересно! Точка пересечения О поднимается все выше и выше

Коля Озеров: А высоты не просто уменьшаются, а расходятся.

Дети: ... расходятся и становятся почти-почти параллельными .. А точка О уходит все выше и выше.

Ванн: Если высота, которая опущена на АС, очень-очень ма­ленькая, то высоты пересекаются, ну, очень-очень высоко, ну на расстоянии 500, 1000, миллион километров...

Учитель: Так есть ли точка пересечения высот у этого треуголь­ника?

Дети Есть! Очень-очень высоко! В бесконечности"!

Марина Радченко: Нет... У Ваниного треугольника просто нет этой точки. Нет ее

Вита Котлик: Я согласна с Мариной. У очень-очень маленького тре­угольничка, может быть, и пересекаются высоты. А у Ваниного - нет.

Марина: Вообще-то я не знаю, треугольник это или нет. Потому во-первых, это не треугольник, так как рго его высоты не пере­секаются; во-вторых, это треугольник, так как у него есть углы. ,д Женя Ковалев: Этот треугольник не имеет площади

Дети: Площадь есть, но она равна нулю!

Женя: А разве бывают треугольники с нулевой площадью? Что это за фигура без... то есть с нулевой площадью?

Саша Ахиезер: Все в мире относительно. А поскольку нет точ­ного, полного и абсолютного определения треугольника, то задача решается так: смотря, что взять за определение треугольника.

Алеша Степановский: Принято считать, что треугольник - это фигура, которая имеет три вершины, не лежащие на одной премий. Но при большом желании можно считать эту фигуру треугольником, как, например, моя сестра Аня, бывает, говорит: "Давайте зайчика называть львом;

(Апеша и Саша скептически относятся к построениям Вани как к "только придуманному, зыбкому, воображаемому миру. Сравним эти реплики с позицией Саши Ахиезера по поводу античной мифо­логии, которую он будет отстаивать в споре с Зевсом-учителем через год - они логически сходны. Однако, как и в споре об античности, у Кости Хавина, Вадика Бабырева и других ребят возникают серьез­ные вопросы, углубляющие поднятую проблему, но не сводящие ее к лингвистическим тонкостям).

Сережа Опивалов: А можно вопрос'' Ваня построил "треуголь­ник-отрезок" с точкой посредине. Но можно построить "треугольник-отрезок", если взять нормальный прямоугольный треугольник и "под­тащить" одну сторону к другой. Как быть с таким "треугольником"?

7 Прочтение произведения (стихотворения, басни, pacсказа и т.д.) без открытой авторской позиции с последующим. Самосто­ятельным ее выведением и сравнением с авторской. Например:

". . Первый урок-диалог по внеклассному чтению в третьем классе мы начали с чтения стихотворения Павла Когана "Гроза". I). В конце этого стихотворения есть завершающие строчки: "Я с детства любил овал. Я с детства угол рисовал!" Эти строчки учитель не читает. Учитель просит ребят догадаться, что написал автор в пропущенных при чтении строках.

Аня Венгерова. Автор больше любит овал, потому что овал – это тишина, мир, покой, ласка...

Марина Чериковская: Правильно! А гроза - злая, жестокая, она убила галчат.

Дети. Об овале автор говорит спокойно, плавно. А о грозе - отрывисто.

Ира Соколовская: Автор любит овал. К грозе нельзя приготовиться Она наступает внезапно. Как разбойники налетают.

Дети. Гроза - как дракон. Дети гуляли тихо, мирно, спокойно. Вдруг - как дракон налетел, солнце закрыл! Детям стало непривычно, они не успели приготовиться, стало страшно...

- Дракон налетел, стало темно, сумрачно. Молнии, как углы, из пасти дракона вылетают...

Учитель читает две последние строчки.

Дети потрясены.

Но звенит звонок, и учитель просит детей дома подушу поче­му мы не поняли автора".(Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1989. С.50).

 

БИБЛИОГРАФИЯ

На русском языке

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М , 1975.

2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества - М., 1979.

3. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. - М , 1979.

4. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. - М., 1986.

5. Библер B.C. Мышление как творчество. - М.. 1985

6. Библер B.C. Культура. Диалог культур. Опыт определения.// Вопросы философии. 1989. N6.

7. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура (Идея культуры в работах М.М. Бахтина)// Одиссей. Человек в истории. - М., 1989.

8. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры Два фило­софских введения в XXI век. - М., 1991.

9. Библер B.C. Школа диалога культур // Советская педагогика. 1988. N11 ( Обсуждение статьи в том же журнале, 1989, N11).

10. Библер B.C. Школа диалога культур // Педагогический вест­ник. 1990. N9.

11. Библер B.C. Психологические особенности учебной деятель­ности в школе диалога культур // Современное состояние и перспек­тивы развивающего обучения. - Красноярск. 1990.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти тт. Т.2. С.16-17.

13. Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога // Вопросы психологии. 1988. N2.

14. Курганов С.Ю. Диалог как способ творческого мышления учителя и ученика на уроке // Человек в зеркале культуры и обра­зования. - М., 1988.

15. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1989.

16. Курганов С.Ю. Идеи Л.С Выготского о природе внутренней речи и проблемы уроках диалога // Вестник Харьковского ун-та. 1988. N320.

17. Курганов С.Ю. Учебный диалог в начальной школе // Началь­ная школа. 1989. N12.

18. Курганов С.Ю. Преподавание физики в школе диалога куль­тур // Физика в школе. 1989. N4.

19. Курганов С.Ю. Школа диалога культур. Красноярский опыт Народное образование. 1990. NN 7, 9, 10, 11. 12; 1991. NN 1-6.

20. Курганов С.Ю. Формирование диалогических понятий у младших школьников // Вопросы психологии. 1990, N4.

21. Курганов С.Ю. Учебная деятельность в школе диалога культур // Реформа образования в России. – М., 1991.

22. Курганов С.Ю. Экспериментальная программа школы диалога культур 1-4 классы. - Кемерово; "АЛЕФ" Гуманитарный центр. 1993. С. 64.

23 Осовский Е.Г., Фрадкин Ф.А., М.М. Бахтин и проблемы развития педагогической науки. – М., 1994.

24 Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Отв. Ф.М. .Березин, Е.Ф.Тарасов. - М.. 1990.

25 Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики. – М., 1982.

26. Шор Ю.М. Человек, образование, культура / / Мир человека. 1-2. С.10-11.

 

 

Предлагаемые приложения служат опорой для уточнения теоретических позиций, связанных с феноменом диалога. Они облегчают переход из плоскости теоретического осмысления проблемы диалога в сферу практической педагогической деятельности и дают толчок для выработки новых, оригинальных, еще не описанных в литературе педагогических ходов.

 

 

Приложение N1
СЛОВАРЬ ОПОРНЫХ ПОНЯТИЙ

1. ДИАЛОГ (от греческого dialogos) - попеременный обмен реп­ликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде дей­ствия, текста, молчания) двух или более людей. {Краткий психоло­гический словарь/ Сост. П А Карпенко. М., 1985. С.87.)

2 ДИАЛОГ - это не просто говорение нескольких людей, это внутренние полемические отношения нескольких субъектов, осно­ванные на постижении смыслов друг друга и самого себя. (В.Библер)

3. ДИАЛОГ - это взаимодействие двух неслиянных сознаний, двух субъектов. "Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только общаться". (М.Бахтин)

4. ДИАЛОГ - взаимная рефлексия, взаимодействие с предшес­твующим, одновременно существующим и будущим. (В.Библер)

5. ДИАЛОГ - суть современной мысли тогда, когда сама жизнь человека поставлена под вопрос, вовлечение в контакт вопросно-ответных, смысловых отношений. (С Ю.Курганов)

6. МОНОЛОГ - "речь никому не адресованная и не предлагаю­щая ответа" (М.Бахтин)

7 ДИАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - совместная мыслительная деятельность, выражающая смысл бытия человека в событии с другими, смысл его жизненного существования - в существовании с другими. (М.Бахтин)

8. СМЫСЛ - идея, сущность, ценность чего-либо, в котором выражается значение, пропущенное через личностное восприятие субьекта (своеобразная "колокольня", с которой субъект смотрит на мир и относится к нему).

9. ЗНАЧЕНИЕ - содержание, связанное с тем или иным знаком (словом, выражением, символом и т.п.).

10. ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ - диалог с самим собой, внутренне полемическое взаимоотношение с другими. (М.Бахтин)

11. ДИАЛОГ ГОЛОСОВ - "сочетание многих голосов (коридор голосов), дополняющее понимание" (М.Бахтин), позволяющее вы­йти за пределы понимаемого.

12 ДИАЛОГ ЛОГИК - это сосуществование (в том числе и в человеке) различных "культур сознания", "культур понимания":

- художник-поэт

- теоретик (ученый) - житейские представления.

13. РЕФЛЕКСИЯ (от латинского слова reflexio - обращение на­зад) - процесс самопоэнавания субъектом внутренних психических актов и состояний. (Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А.Кар­пенко. М,, С.303)

14. ДИАЛОГ КУЛЬТУР - взаимодействие культур (Античности, Средневековья, Нового времени) как равноправных, встречающихся ДРУг с другом, но не снимающих друг друга. (В.Библер)

15. КУЛЬТУРА (от латинского слова cullura - возделывание, раз­витие, воспитание, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выра­женный в типах и формах организации жизни и деятельности лю­дей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими матери­альных и духовных ценностях. (Российская пед. энциклопедия./ Гл. ред. В.В.Давыдов. М., 1993. С.486.)

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.