Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 8 страница У детей с отклонениями в развитии, особенно при детском церебральном параличе, часто имеет место несформирован-ность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линей- 124 ки в тетрадях, различать правую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради, читать с середины страницы. Степень выраженности указанных нарушений различна. Следует иметь в виду, что у значительной части детей затруднения в усвоении программного материала зависят от нарушений речи и особенностей их психической деятельности. При оценке устного ответа и чтения учитель должен учитывать речевые особенности ребенка и ни в коем случае не снижать отметки (особенно на начальных этапах обучения). У ребенка с церебральным параличом особое значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка следует обучить правильной вертикальной установке головы и туловища по отношению к опорной поверхности, умению перемещать центр тяжести на опорную ногу и равномерному распределению массы тела на обе ноги. Необходимо развивать у ребенка опорность стоп и шаговое движение в различных исходных положениях: лежа на спине, сидя на детском стульчике, стоя. Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой, при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия, с этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся вперед утяжеленный стул, коляску с грузом. Педагогу следует обратить особое внимание на таких детей, так как они нуждаются в особой коррекционной работе. Только своевременная помощь этим детям учителя, психолога и родителей может помочь их успешной интеграции в общеобразовательную школу. Одним из путей совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии могут быть специальные дошкольные группы и классы при массовых детских садах и школах, в которых проводится дифференцированная интеграция. Она может быть комбинированной: ребенок обучается в классе здоровых детей, получая при этом адекватную систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога специального класса. Может иметь место и другой вид помощи этим детям, например, частичная интеграция, когда отдельные дети проводят часть дня в обычных группах или классах. Интеграция может иметь временный характер, когда дети специальных и массовых групп объединяются для проведения 125 различных мероприятий, в том числе и отдельных занятий. При полной интеграции дети с отклонениями в развитии могут по 1—2 человека вливаться в обычное массовое учреждение (для детей дошкольного или школьного возраста). При этом особо важное значение имеет коррекционная помощь учителя-дефек-толога специального класса. Важное значение имеет определение статуса интегрированного ребенка с возможностью оказания ему в нужном объеме коррекционной помощи. Значима также подготовка общества к принятию ребенка с ограниченными возможностями. Интеграцию детей в общество здоровых сверстников следует осуществлять как можно раньше. В свою очередь, для этого важно воспитание гуманизма, в том числе через средства массовой информации. Родителям следует иметь в виду, что успешное интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии невозможно без активного повседневного их участия. Именно на них падает основная доля коррекционных занятий с ребенком дома, проводимых по заданиям и с последующим контролем учителя-де-фектолога. Следует осуществлять постоянный контроль за усвоением программы обучения и оказывать в случае необходимости помощь ребенку. Эту помощь оказывает учитель-дефектолог специального класса. Воспитатели и родители должны учитывать двигательные нарушения у детей с церебральным параличом, должны помнить о правильной организации двигательного режима во время игр, занятий и во время сна. При проведении подобных занятий необходимо прежде всего подобрать наиболее удобную для ребенка позу во время работы за столом, во время игр и сна. При этом важно помнить, что эти дети быстро устают и нуждаются в физкультурных паузах. Следует помнить, что смена активности является для ребенка отдыхом. Воспитателю следует знать, что у детей с отклонениями в развитии, особенно с церебральным параличом, не только не сформированы двигательные навыки, но и отсутствует правильное представление о движении. Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи с чем у ребенка не формируются правильные представле- 126 ния о движении, с трудом развивается его пространственно-временная ориентация. Следует иметь в виду, что дети с ограниченными возможностями быстро устают от любых видов деятельности, и они нуждаются в специальных паузах. Следует помнить, что многие из них нуждаются в индивидуально разработанном режиме. Особенно это относится к детям с двигательными нарушениями (с детским церебральным параличом). В специальном подходе к воспитанию и обучению нуждаются дети с нарушенным слухом. Известно, что цри наличии адекватного раннего коррек-ционного воздействия тяжелые последствия данного нарушения могут быть значительно уменьшены и даже преодолены. При первом подозрении на снижение слуха ребенок должен быть тщательно обследован специальным методом вызванных потенциалов. Подобные ранние мероприятия по диагностике и коррекции помогут адаптации этих детей в среду здоровых сверстников, т. е. таким путем открывается возможность интеграции этого контингента детей. По существу, семейное воспитание детей с отклонением в развитии должно иметь четкую коррекционную направленность. На каждом возрастном этапе развития оно преследует две основные цели: коррекцию основного дефекта и связанных с ним отклонений в развитии и стимуляцию основных психических функций с учетом медицинского диагноза и особенностей структуры дефекта. При анализе структуры дефекта целесообразно выделять так называемые энцефалопатические нарушения, непосредственно связанные со спецификой повреждения различных мозговых структур, и дизонтогенетические нарушения, обусловленные специфическими особенностями развития. При сочетании указанных нарушений речь идет об энцефа лопатическо-дизонтогенетическом симптомокомплексе, когда имеют место как повреждение незрелого мозга ребенка (специфическое, в зависимости от локализации, этиологии, распространенности поражения), так и проявления психического ди-зонтогенеза, обусловленные особенностями постнатального созревания поврежденного мозга, окружающей средой, временем начала коррекционной работы и адекватностью лечебных мероприятий. Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащение его практического опыта наряду с преодолени- 127 ем имеющихся у него нарушений развития различных психических и моторных функций. Новые формы помощи семьям заключаются в том, что ребенок, не уходя из семьи, включается в единое педагогическое пространство. Родители получают дополнительную всестороннюю и комплексную помощь со стороны специалистов. Раннее выявление нарушений или отклонений в развитии будет способствовать оказанию своевременной коррекционной поддержки, в которой зачастую нуждается не только ребенок, но и его родители. Некоторые новые организационные формы в дошкольном образовании для детей раннего возраста: воспитание детей в группах кратковременного пребывания в общеобразовательных дошкольных учреждениях, а также смешанного и компенсирующего вида; модель раннего вмешательства, при которой проблемный ребенок и его семья получают междисциплинарную помощь в психолого-социальных и реабилитационных центрах; интегрированный подход, при котором ребенок с отклонениями в развитии может получать коррекционную поддержку, воспитываясь в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения комбинированного вида. Приказом Министерства образования РФ от 18 марта 2002 г. учрежден «Совет по дошкольному образованию» — коллегиальный совещательный орган Минобразования России, функционирующий на общественных началах. Его целью является организация и координация коррекционной работы, осуществление межведомственных взаимодействий, направление и поддержка инициатив и предложений специалистов и родителей. Министерством образования РФ с участием специалистов ИКП РАО подготовлена нормативно-правовая докумен-. тация по интегрированному воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. В Санкт-Петербурге реализуется проект « Центр интегратив-ного воспитания — модель дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детей группы риска от рождения до 7 лет », целью которого является создание условий для реализации равных прав на образование всеми группами детей, независимо от их возможностей, создание определенного механизма защиты от всех форм дискриминации в системе образования (Л. А. Зигле, 2002): Центр состоит из нескольких структурных подразделений: службыранней помощи и групп интегративного воспитания. Служба ранней помощи — это структура, построенная на междисциплинарном взаимодействии и предназначенная для оказания помощи ребенку с особыми потребностями в возрасте от нуля до трех лет и его семье. В эту службу могут обратиться семьи, имеющие детей с особыми потребностями, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами; семьи, имеющие детей с подтвержденным отставанием в развитии или риском отставания в развитии в одной из следующих областей: познавательное развитие; развитие движений; речевое развитие; социальное и эмоциональное развитие; самообслуживание; клиентами могут являться также члены семей, дети, оставшиеся без попечения родителей; сироты младенческого и раннего возраста, проживающие во временных семьях или домах ребенка; лица, ухаживающие за ними и заменяющие им родителей. Основными задачами Службы ранней помощи являются: 1. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи: раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями; консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития; предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и его семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги. 2. Определение сильных и слабых сторон ребенка и семьи: междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи. 3. Ранняя помощь ребенку в семье — создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи; междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой; отслеживание эффективной ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу. 129 4. Перевод ребенка и семьи в другие структуры — планирование и подготовка перехода ребенка и семьи в другие структуры; перевод ребенка и семьи из службы ранней помощи в другие структуры. 5. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе Службыранней помощи, ее целях и задачах. Персонал Службы ранней помощи: врач-неонатолог, учитель- дефектолог, педагог-психолог. К сожалению, в классификаторе профессий пока нет специалиста в области движений (специалиста по лечебной физкультуре, или физического терапевта, как принято называть его за рубежом). Этот специалист обучает родителей практическим навыкам по работе с детьми, имеющими двигательные нарушения. Основные принципы работы Службы ранней помощи: семейная центрированность — профессиональная направленность сотрудников Службы на взаимодействие с семьей и ее ближайшим окружением; междисциплинарность — комплексный характер помощи семье, оказываемой специалистами разных профилей; партнерство — установление партнерских отношений с ребенком и его родителями, другими близкими; уважение к личности — сотрудники Службы уважают ребенка как полноправную личность с индивидуальными потребностями развития, уважают мнение родителей и замещающих лиц; открытость — служба ранней помощи отвечает на запросы семьи о состоянии или развитии ребенка; конфиденциальность — информация о семье и ребенке не подлежит разглашению, кроме случаев, определенных законодательством РФ. Программы обслуживания семьи в Службе ранней помощи принято называть программами раннего вмешательства (термин заимствован из Закона о раннем вмешательстве, принятого Конгрессом США в 1986 г.). Этапы обслуживания ребенка и семьи в Службе ранней помощи Направление либо обращение семьи; прием направления, внесение индивидуальной карты ребенка и семьи; определение потребностей ребенка и семьи: оценка взаимодействия в диаде мать — ребенок, определение потребностей ребенка и семьи, социальной поддержки семьи, определение индивидуальных особенностей матери; междисциплинарное оценивание ребенка и семьи, в котором участвуютспециальные педагоги, психо- 130 логи, специалист по развитию движений и врач-неонатолог; междисциплинарное обслуживание направления и длительности раннего вмешательства: кратковременная программа раннего вмешательства, долговременная программа раннего вмешательства, междисциплинарное оценивание как групповая психотерапия, методы психотерапевтического раннего вмешательства. Индивидуальный план психотерапевтического раннего вмешательства, индивидуальный план обслуживания ребенка и его семьи; индивидуальное и/или групповое обслуживание ребенка и ere семьи; окончание программы раннего вмешательства и перевод ребенка и семьи в другие программы. При такой системе единого образовательного пространства дошкольного образования практически каждая семья может найти условия воспитания и образования, максимально удовлетворяющие потребности ребенка и соответствующие возможностям родителей. В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется масштабный проект по созданию комплекса средств автоматизации методического обеспечения процессов реабилитации детей-инвалидов с различными профилями инвалидизации (в номенклатуре 21 профиль). В 2001 г. издана типографская версия методического обеспечения процессов разработки и сопровождения индивидуальных программ комплексной реабилитации детей с хромосомными нарушениями. (Д.К. Берлинская и соавт., 2001г.). Комплексная реабилитация детей с хромосомными болезнями Исходным юридическим основанием для начала реабилитационных мероприятий с конкретным ребенком является признание его инвалидом по результатам освидетельствования в учреждении государственной службы медик о-социальной экспертизы, проводимого на основании совместного приказа Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ № 50/18 от 25 февраля 1998 г. и при наличии выданного ребенку лечебно-профилактическим учреждением направления по форме 3 080/у-97. В месячный срок после признания ребенка инвалидом специалистами учреждения, проводившими медико-социальную экспертизу, должна быть разработана индивидуальная про- 131 грамма реабилитации ребенка инвалида — перечень реабилитационных мероприятий с указанием их объемов, сроков проведения и исполнителей, направленных на восстановление способностей ребенка в различных сферах: бытовой, воз-растно-средовой и учебной с учетом структуры его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний, прогнозируемым уровнем его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса ребенка и семьи и реальных возможностей социального статуса ребенка и семьи и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. Одна из наиболее важных частей реабилитационных программ — психокоррекционнаяработа по формированию ираз-витию базовых психических процессов, которые обеспечивают приобретение опыта. Она наиболее эффективна для детей с легкими интеллектуальными нарушениями с коэффициентом интеллекта в пределах 75—100. В сокращенном виде может быть использована и при более выраженных формах интеллектуальной недостаточности. Такая программа содержит психо-коррекционные игры и упражнения для коррекции восприятия, являющегося основой для формирования других высших психических функций и познавательной деятельности, внимания, памяти, мышления, речи, психомоторики, эмоционально-волевой сферы и поведения. Педагогическая реабилитация включает формирование, коррекцию и компенсацию функций в процессе образования методами обучения, воспитания, развития, восстановление нарушенных связей в разных областях развития, что способствует более полной интеграции в общество. Педагогическая коррекционнаяработа ставит своей целью социальную реабилитацию и интеграцию в общество и включает коррекционное обучение, воспитание и развитие. Коррекционное обучение направлено на усвоение знаний и социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное воспитание — воспитание типологических свойств и качеств личности, позволяющих адаптироваться в обществе. Коррекционное развитие направлено на исправление недостатков умственного и физического развития, совершенствование психофизических функций. 132 Программы ранней педагогической помощи (раннего вмешательства в развитие) за рубежом Эти программы домашнего обучения ориентированы на подготовку и активное участие родителей. Это программы всестороннего обучения детей младенческого и раннего возраста, страдающих задержками развития различного генеза, в том числе и церебральным параличом. Они предназначены для оказания помощи в развитии двигательных и речевых умений, навыков самообслуживания детям до трех лет и старше. При этом предполагается партнерство. С одной стороны, в этих программах большое значение придается доречевому развитию ребенка, которое предполагает формирование у него умения сосать, глотать и кусать, а с другой стороны — эмпирическому развитию ребенка через собственный опыт, так как возможности детей, страдающих церебральным параличом или другими формами ЗПР, учиться самостоятельно, через познание окружающей действительности, ограничены. Участие родителей в таких программах начинается с того, что они заполняют анкету, которая позволяет определить уровень их знаний в области детских проблем, а также их потребности и опасения. Программы предполагают: а) активное участие родителей в реализации программы обучения ребенка; б) индивидуальное консультирование семьи; в) участие родителей в занятиях, где они знакомятся со специальными методами работы с детьми. Матерям рекомендуют определенные учебные пособия, предназначенные для ежедневных занятий с детьми в течение 10— 20 минут, учат вести краткие ежедневные записи. Демонстрируя необходимые образцы поведения и непосредственно контролируя физические действия ребенка, матери могут значительно развивать умственные способности детей. Специалист посещает семью один-два раза в неделю с целью обучения родителей средствам установления взаимодействия с ребенком. Матери учатся подавать чуткие тактильные сигналы своим детям, выражая, например, одобрение нежным прикосновением и лаской, а неодобрение — крепким сжатием руки или шлепком. Матери успешно обучают своих детей таким видам деятельности, как принятие твердой пищи, вы- 133 ражение желания пить, способность находить игрушки и ходьба. Разрабатываются программы для детей, страдающих физическими или умственными недостатками различной степени тяжести. Цель этого проекта заключается в том, чтобы предоставить возможность ребенку-инвалиду находиться в одном детском саду со здоровыми детьми, где всем им будет обеспечен надлежащий уход. Специалист ориентируется на те достижения ребенка, которые ребенок должен сделать в течение учебной недели. По мере того как родители набираются опыта обучения ребенка и начинают чувствовать себя увереннее, обучая детей и фиксируя их успехи, специалист постоянно увеличивает число заданий. Приемы обучения новым формам поведения сначала демонстрируются самим специалистом, который в дальнейшем лишь наблюдает за работой родителей с ребенком. Руководя действиями родителей, он прибегает к таким методам, как подсказка, образец, игнорирование неприемлемых реакций ребенка, что ведет к их «затуханию». Все это оказывает непосредственную помощь родителям в совершенствовании педагогических навыков. Каждую неделю родителям выделяется таблица действий, в которой указана поставленная конкретная цель, а также частота подкреплений сформированного навыка. Родителей инструктируют относительно того, как фиксировать в каждой графе таблиц и ежедневное поведение ребенка в учебе каждую неделю и обсуждает удачи и неудачи родителей, при этом всегда поощряются усилия как родителей, так и ребенка. Оценка эффективности основывается на наблюдаемом взаимодействии матери и ребенка, навыках сотрудничества. Некоторые отечественные моделираннего вмешательства Программы раннего образования детей с особыми потребностями, разработанные за рубежом, такие как «Каролина» и «Пор-тадж», были использованы для организации программ игрового развивающегося обучения: моделирования игрового взаимодействия с младенцами групп риска. Программы раннего вмешательства, разработанные в США для младенцев и детей раннего возраста, можно использовать как образец для организации соцпедагогической программы раннего вмешательства: семейно-центрированной междисциплинарной работы профессионалов. 134 Программы раннего психотерапевтического вмешательства, разработанные для младенцев с социально-эмоциональным риском, были распространенны на всю группу младенцев с особыми потребностями и членов их семей для организации собственных программ раннего психотерапевтического вмешательства и объединения соцпедагогических и психотерапевтических программ раннего вмешательства. Эти программы предусматривают работу одновременно с матерью и младенцем по организации социального взаимодействия матери и младенца, а также мультидисциплинарную многофакторную помощь семье и ребенку. Проблеме воспитания детей с синдромом Дауна посвящена предлагаемая ассоциацией «Даун-синдром» (общества детей и взрослых с синдромом Дауна и их родителей), программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». Она может быть рекомендована в качестве пособия для работы по ранней реабилитации, ранней педагогической помощи детям с различными нарушениями в Российской Федерации. Программа «Маленькиеступеньки» является энциклопедией упражнений и приемов взаимодействия с ребенком, наполняющих его радостью общения. Программа «Маленькие ступеньки» адаптирована Е. М. Мастюковой, являвшейся научным редактором этого издания. Основные формы взаимодействия специалистов и родителей Формы организации лечебно-коррекционного процесса с семьями детей с отклонениями в развитии Как показывает многолетний практический опыт Г.А. Мишиной и других авторов, наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса: ♦ консультативно-рекомендательная; ♦;• информационно-просветительская; ♦ практические занятия для родителей; <• организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, детских праздников и утренников; ♦ индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; ♦> психотерапия и психокоррекционная арттерапия (см. главу V); ♦ подгрупповые занятия. 135 Определив цели и задачи работы с семьей, необходимо выбрать наиболее эффективные формы организации коррекционно-педаго-гического процесса и сотрудничества специалистов с родителями. Как свидетельствует практика, наиболее широко используется консультативно-рекомендательная форма. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное обследование ребенка и затем отслеживают динамику его развития. С первой консультации начинается активное сотрудничество специалистов и семьи. Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу. Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов»,родительских собраний, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители. А также индивидуальные занятия с семьей. На таких занятиях осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, необходимых для сотрудничества, составления индивидуальной программы работы с семьей. Первоначально от родителей требуется фиксировать ход занятия педагога с ребенком и повторять эти упражнения дома. Затем специалист оценивает, что получилось, и делает замечания о характере и видах следующих занятий. В некоторых семьях матери предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия: специалист с ребенком действует как одно целое, а мать как партнер по игре. Затем мать и специалист меняются местами. В других семьях специалист может предложить маме закончить задание, начатое им, а затем самостоятельно его выполнить, помогая в случае неудачи. Для обучения родителей налаживанию сотрудничества родителей, детей, специалистов и других людей проводят занятия с двумя детьми и их мамами^ подгрупповые занятия). 136 Задачи и формы коррекционного воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей больного ребенка является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка. Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. С самого начала знакомства необходимо определить готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, потребующему от них немало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую. В неблагополучных семьях сотрудничество с родителями является особенно трудной задачей. При разработке индивидуальной программы реабилитации родителей прежде всего необходимо ознакомить с особенностями заболевания ребенка. Родители — самые заинтересованные участники процесса и хотят сделать ребенка максимально приспособленным к окружающему миру и в перспективе —- к социально-полезной трудовой деятельности. Родители и специалисты в процессе воспитания особого ребенка ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребенка. Известно, что в процессе развития ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. Особенно это влияние выражено в раннем возрасте. Так, на первом году жизни психическое развитие малыша тесно связано с развитием его сенсорных и моторных функций. Поэтому развитие сенсомоторных 137 функций в процессе эмоционально-положительного взаимодействия ребенка с матерью составляет основу формирования всех психических функций: речи, внимания, памяти, целенаправленной деятельности, эмоциональной сферы, мышления и сознания. Сенсомоторное воспитание направлено на развитие органов чувств и моторики малыша одновременно. Развитие зрительного сосредоточения и прослеживания предметов ведет к появлению у малыша положительных эмоций — первой улыбки, первых голосовых реакций. При этом малыша следует радовать, обогащать световыми впечатлениями, показывая ему игрушки разного цвета, подвешивая их над кроваткой. Для привлечения внимания ребенка к игрушке взрослый приводит ее в движение, потряхивая и перемещая ее в пространстве. |