ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | III. История домры и домровое исполнительство XVI-XX веков 1. Скоморохи и домра в XVI-XVII веках. 2. В.В. Андреев и реконструированная им трёхструнная домра. 3. Г. П. Любимов - создатель четырёхструнной домры. 4. Исполнители-домристы 20-40 годов XX века. 5. Домристы - лауреаты Всесоюзного смотра-конкурса исполнителей на народных инструментах (Москва, 1939 г.). 6. Домра в системе музыкального образования. 7. Видные исполнители 50-70 годов XX века: А. Симоненков, А. Александров, Р. Белов, Б.Михеев, В. Яковлев. А. А. 8. Цыганков - исполнитель и композитор. 9. Творческий портрет Т. И. Вольской. 10. Всероссийские и Международные конкурсы исполнителей на народных инструментах и их влияние на формирование академической домровой школы. 11. Домристы 80-90-х годов XX века: И.Ерохина, С. Лукин, М. Уляшкин. 12. Развитие исполнительского мастерства на альтовой домре. "Вопрос о бытовании домры на Руси в прошлых веках оставался долгое время предметом споров и дискуссий, в особенности после того, как реконструированная Андреевым домра была введена в состав первого национального оркестра народных инструментов. Причиной тому было отсутствие внешнего описания домры в исторических документах" [8, 15]. Замечено разночтение в трудах учёных о происхождении инструмента, его предназначениях, способах игры. Например, В. И. Даль описывает домру следующим образом: "Домра […] азиятская балалайка, с проволочными струнами[…] едва ли это не коренное русское или славянское слово от "дуть", "дму" потому, что встарь это было духовое орудие, дудка" (Словарь живого великорусского языка). Н. И. Костомаров в "Очерках домашней жизни и нравов великорусского народа в XVII столетии" (СПб, 1887) отмечал, что среди скоморохов "одни играли на гудке, другие били в бубны, домры и накры", то есть причислял домру к ударным инструментам. "К счастью, в некоторых старинных дворцовых записях первой половины XVII столетия сохранились свидетельства о домрачеях, т. е. игрецах на домрах, и о выдававшихся им деньгах на покупку домерных струн, из чего с полной несомненностью заключаем, что домра была инструмент струнный" [9, 319]. "Домра принадлежит семейству так называемых тамбуровидных инструментов, происхождение которых относится к глубокой древности. Они существовали в Древнем Египте, и их изображение дошло до нашего времени […]. Характерные признаки тамбуровидных инструментов следующие: овальный кузов круглой или грушевидной формы; более или менее удлинённая рукоять с навязанными из жильных струн подвижными или металлическими постоянными ладами, количество которых различно и зависит от длины грифа; количество струн от 2-х до 20-ти и более, как металлические, так и жильные (например, как на торбане или лютне). Строй квартами, терциями или квинтами. Большинство тамбуровидных отличается одинаковым приёмом игры на них, то есть способом извлечения звуков посредством плектра - кусочка дерева, коры, пера, кости или панциря черепахи. История показывает, что музыкальные инструменты с легкостью заимствовались и перенимались одним народом у другого [...]. Но приём игры на нем оставался, большей частью, один и тот же" [1, 105-106]. "Русская домра гораздо древнее, чем нередко полагали её исследователи. Ещё арабский путешественник X века, побывавший на Волге в 921 году, при описании погребального обряда у "русов" отмечал, что умершему ставили в могилу - наряду с пищей и питьём - также и "тунбур". В комментариях видного историка, академика И. Ю. Крачковского к этому тексту даётся следующая расшифровка: "Тунбур - струнный инструмент с круглым ящиком и длинной ручкой для струн" [...]. Финдейзен подчёркивает, что, во всяком случае, это был струнный инструмент, напоминавший арабу его родную лютню". Таким образом, первые сведения об инструментах домрового типа, бытовавших у славянских племен ("русов"), относятся ко времени, предшествовавшему принятию христианства и татаро-монгольскому нашествию. Это в корне меняет наше представление о домре как инструменте, будто бы заимствованном у восточных народов в эпоху татаро-монгольского ига [5, 16]. С другой стороны, по словам К.Верткова, "предположение о заимствовании русскими домры от "азиатских народов" не лишено основания, поскольку, например, у казахов до настоящего времени находится в употреблении струнный щипковый инструмент с аналогичным названием - домбра... Будучи, вернее всего [...] заимствованной от соседних народов, домра просуществовала на Руси в качестве профессионального инструмента примерно около двух столетий (XVI -конец XVII вв.), после чего вышла из употребления, не оставив в народе памяти. За исключением нескольких поговорок, явно скоморошьего происхождения, в русском фольклоре - былинах, песнях, сказках - домра совершенно не упоминается" [4, 82]. Как выглядела домра того времени? М.Имханицкий, изучая древние рукописные документы, обнаружил ряд рисунков, иллюстраций, где художники изобразили среди прочих русских инструментов домры. Например, в "Евангелии поучительном" 1524 года, в Псалтыри (1558-1573 годы) - миниатюра "Давид с музыкантами", в "Апокалипсисе" XVII века (1650-1680 годы) - окружение царя Давида, в Годуновской псалтыри 1591 года (Ипатьевский монастырь в Костроме) и т. д. На всех изображениях домра представляет из себя круглый кузов с небольшим грифом и разным количеством струн. Вот почему В. В. Андреев был прав в построении конструкции современной домры: он не отошел от народного образца. "При сопоставлении всех найденных изображений домры в России и изображений аналогичных инструментов других народов нашей страны важно обратить внимание на чрезвычайно интересную особенность: все инструменты - кобзы, восточные домбры, дутары, танбуры, комузы и другие - представлены исключительно как сольные. Другие инструменты вместе с ними нигде не изображены. Всё же найденные изображения старинной русской домры XVI-XVII столетий говорят о применении её в совместной игре с другими инструментами [...]. Бесспорным представляется следующий вывод: древнерусская домра являлась инструментом, предназначенным прежде всего для коллективного музициpoвaния" [5, 27]. Итак, домра - представитель многочисленного семейства тамбуровидных инструментов, и это не удивительно, поскольку русские народные музыкальные инструменты не могли развиваться изолированно от инструментов других народов, особенно живущих в соседних государствах, будь то Средняя Азия, Византия или Западная Европа. Литературные источники XVI-XVII веков убеждают нас, что у скоморохов домра была одним из самых распространенных и любимых инструментов. Более того, в Москве в XVII веке даже существовал целый "домерный ряд", где домра продавалась наряду с другими инструментами. Так, по свидетельству известного историка И. Е. Забелина, в 1634 году "в Домерном ряду куплено за 49 коп. шесть домер потешных, в хоромы царевен для потехи". "Наличие такого торгового ряда говорит ещё о том, что существовал не один кустарь-одиночка, изготовлявший и продававший домры, а целое торгово-производственное сообщество [...]". Своим возрождением домра прежде всего обязана В.В.Андрееву, который задался целью ввести в состав балалаечного ансамбля другие народные инструменты. "В 1896 году мне были любезно доставлены г-жой А.А.Мартыновой две балалайки (обе с тремя струнами), приобретённые ею в Вятской губернии в Котельническом уезде и изготовленные крестьянами-кустарями. Одна из них была с круглым кузовом и слегка усечённым дном… Поставив себе за правило не приступать к усовершенствованию какого бы то ни было народного музыкального орудия, не добыв подлинный его прототип, уцелевший среди народа, я взял за таковой вятскую домру, по которой и был выработан в 1896 году в моей мастерской и под моим наблюдением мастером С. И. Налимовым тип усовершенствованной современной домры, сохранившей все свои основные черты" [1, 107-108]. Таким образом, разработку домр провели В.В.Андреев и С.И.Налимов, а также - чуть позже - Н.П.Фомин и Ф.Пасербский. В оркестре были введены домры дискант, альт, бас (их также называли - малая, средняя, большая). Год введения инструментов в оркестр - 1897. " Новая домра мало отклонялась от находки Мартынова […]. Кузов домры состоял из семи клёпок лучистого клёна. Напоминали они меридианальные сегменты шара со слегка срезанными вершинами. В верхней части клёпки соединялись с пяткой грифа, в нижней - в клеце, находящемся внутри кузова. Между клёпками были вклеены декоративные прожилки - как на балалайке (мастер один - С. И. Налимов. - В.А.). Дека, выполненная из резонансовой тонкослойной ели, склеивалась из двух половин. Голосник обрамляла шестилепестковая розетка, выполненная из клёна […]. В деку врезался трёхлепестковый панцирь, своими очертаниями дублирующий розетку […]. Металлические порожки - лады - в количестве пятнадцати штук - врезались непосредственно в гриф" [8, 21]. Диапазон инструмента составлял чуть больше двух октав: от ми первой октавы до фа третьей. Первые домристы: В.Т.Насонов, С.А.Мартынов - домра дискант, П.П.Каркин (Каркиянен) - альт; позднее - 1898 - Н. В. Чороков - пикколо, Д.М.Пыжеев - малая, С. Л. Попов - бас и т. д. Об исполнительском мастерстве тогдашних домристов судить трудно: нет свидетельств, но если проанализировать партитуры Андреева, Фомина, Насонова, то видно, что домры чаще всего дублировали балалайки, больше всего исполняли кантилену. По мнению Н.Г.Бекназарова и А.Н.Лачинова, первые домристы заложили основу современного искусства игры на домре - посадку, первые приёмы звукоизвлечения. Особая роль в этом принадлежит Петру Петровичу Каркину, который и осуществил в начале XX века первые издания пьес для домры (Б.Годар "Колыбельная", Д.Грациоли "Болеро", А. Симонетти "Романс" и др.) [8, 25 - 26]. Вскоре появились и солисты. "К 1909 году относится первое упоминание о сольном выступлении домриста. И хотя автор публикации (Музыка и пение. - 1909. - № 10) неодобрительно отозвался о выступлении исполнителя, вынесшего на суд слушателей свою "Фантазию для домры", факт сольной игры на инструменте зафиксирован. Через два года резонанс от выступлений домристов изменился в лучшую сторону. Например, в рецензии на выступление в Москве 3 февраля 1911 года домриста Прэделя читаем: "Его домра, по виду игрушка для забавы, трёхструнный инструмент (ординарного набора), положительно всё время держал слушателей в напряжённом состоянии. Здесь и торжественно-мистическое пение виолончели, и лёгкие быстрые арфообразные пассажи, какая трель!.. А эти трезвучия, эти аккорды, которым позавидовал бы любой гитарист… Из сыгранного в особенности осталось у нас в памяти "Румынская песня" с вариантами, затем его фантазия "Мечта". А впрочем, у г. Прэделя всё сильно. Крупный он артист". Играл Прэдель в ансамбле с гитаристом Берёзкиным [Доп. лит. 2,7]. Отдельные солисты выступали в оркестровых программах (например, во время гастролей Великорусского оркестра в Париже "дуэт домр (круглых мандолин) также заслужил много одобрений". К 1908 году относится появление разновидности домры - четырёхструнной квинтового строя . Авторами нового инструмента стали Г.П.Любимов и музыкальный мастер С.Ф.Буров. Григорий Павлович Любимов (наст. Модест Николаевич Караулов) родился 26 января в Петербурге. Его отец - Николай Андреевич, учитель, из мелкопоместных дворян, - был одним из активных членов общества "Народная воля". Умер в тюрьме. В 1889 году семья переехала в Псков, где семилетний Модест слушал балалаечный оркестр В.В.Андреева. Под впечатлением от концерта Караулов создал в гимназии из своих сверстников балалаечный ансамбль. После гимназии - Москва, музыкально-драматическое училище, учёба в классах контрабаса у С.А.Кусевицкого и теории музыки у Г.Э.Конюса. Денежные трудности заставляли подрабатывать слесарем, столяром, типографским рабочим. В 1904 году активно участвовал в революционной работе, а за события 1905 года был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь, откуда сбежал вместе с женой Н.В.Асеевой (пианисткой, ученицей А. Скрябина). После побега жил под псевдонимом Любимов в Москве, где устроился дирижёром оркестра к меценату А.И.Гучкову. Здесь и состоялось знакомство с С.Ф.Буровым. 1908 год - первая попытка создания четырёхструнной домры. И уже в 1909 году в Москве появилось Общество любителей игры на народных инструментах, в том числе на четырёхструнной домре. Вскоре Любимов и Буров разрабатывают домры альт, тенор и бас. По типу струнного смычкового квартета Г. П. Любимов организовал квартет четырёхструнных домр (1915 год). Г.П.Любимов считал, что "андреевские" инструменты ограничены в своих возможностях диапазоном и репертуаром, а квинтовая домра позволяет осваивать богатейший пласт классической музыки для скрипки и смычкового квартета. С другой стороны, народная песня занимала главное место в репертуаре домрового квартета (первый состав: Г. Любимов, С. Тэш, С, Таль, Н, Кудрявцев). С квартетом пели известные вокалисты: О. Ковалёва, А. Доливо - Соботницкий, И. Яунзем, Т. Ханум. Путь любимовской домры в мир искусства был нелёгким . "В 20-30-е годы развернулась острая полемика вокруг существования квинтовой домры и трёхструнной домры (вспомним подобное в гитарном исполнительстве - шестиструнка или семиструнка, полемику между баянистами и аккордеонистами. - В.А.). Своеобразная "война домристов" выглядит по меньшей мере странной и бесполезной: та и другая домры являются искусственными, а какой строй был у подлинной русской домры, никому не известно. Следовательно, обе домры - андреевская и любимовская - имеют совершенно одинаковое право на существование, и ни одна из них не может быть признана истинно русской домрой, как это утверждают приверженцы инструмента системы Андреева. Поэтому давно пора положить конец бесплодным спорам и употреблять эти два инструмента на "паритетных" началах, как в равной степени русских, ибо и тот и другой созданы в России и благодаря всеобщей распространённости приобрели право признания их народными инструментами" [4, 175]. Многолетняя концертная практика квартета Г. Любимова, а позднее - оркестра четырёхструнных домр оказала своё влияние на Украине, Урале, в Сибири. На Украине четырёхструнная домра прочно закрепилась в системе музыкального образования, что положительно сказалось на профессиональном становлении инструмента. На Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах (1939) исполнители на четырёхструнной домре завоевали все призовые места среди домристов. Это были ученики М. М. Гелиса: С. А. Якушкин и Г. Н. Казаков - вторая премия, Н. Т. Лысенко, М. А. Марецкий и А. П. Троицкий - третья премия. Вот лишь часть программ, прозвучавших на конкурсе у четырёхструнников: Троицкий - Сен-Санс "Интродукция и рондо-каприччиозо", Крейслер "Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни"; Якушкин - Мендельсон "Концерт для скрипки" (со студенческим симфоническим оркестром, дирижёр - В. С. Тольба); Казаков - Крейслер "Сицилиана и ригодон", Дакен "Кукушка" (программы вспомнил Г. Н. Казаков). Из трёхструнников похвальный отзыв за участие в смотре получил ученик Н. П. Осипова - А. Н. Лачинов (на конкурсе выступили всего три трёхструнника). Профессиональное развитие трёхструнной домры началось со знаменитого концерта Н.П.Будашкина. Своим появлением (1945) популярное сочинение обязано исполнительскому мастерству солиста оркестра им. Осипова А.С.Симоненкову . О первом исполнении концерта вспоминает О.П.Никитина (гусли): "… мы даже не могли себе представить, что он так играл […]. Когда мы вместе сыграли, то буквально были потрясены, как можно сыграть так на домре […]. Это был сюрприз" [6, 134]. Именно поэтому на титульном листе партитуры концерта появилась авторская надпись: "Алексею Симоненкову". Первое публичное исполнение концерта состоялось в июле 1945 года во время гастролей оркестра в Киеве. Впоследствии концерт неоднократно исполнялся А.Александровым, В.Шманевым, Н.Титовым и др. Анатолий Яковлевич Александров (1916-1980) родился в Уфе. В 1935 году окончил Московский областной музыкально-педагогический техникум им. Октябрьской революции. Заочно учился в ГМПИ им. Гнесиных (с отличием окончил в 1953)**, принимал участие во Всесоюзном смотре-конкурсе 1939 года. С 1942 по 1953 годы - солист и концертмейстер русского народного оркестра. С 1958 года до конца жизни работал в училище им. Гнесиных и Московском государственном институте культуры (1971-1977 - зав. кафедрой народных инструментов, доцент). Среди учеников - В.Калинский, Н.Никитушкин, В. Соболева. Автор "Азбуки домриста"(1964), "Школы игры на трёхструнной домре" (1972, переиздана в 1975, 1979, 1983 годах). Опубликовал более 70 сборников педагогического и концертного репертуара для домры. В 1969 году получил звание "Заслуженный работник культуры РСФСР" [8, 41-42]. Послевоенный период в истории исполнительства на домре характерен как этап профессионального обучения игре на инструменте в учебных заведениях и особенно в вузах по всей России. Классы домры открылись в ГМПИ им. Гнесиных, Саратовской, Ленинградской, Горьковской, Уральской консерваториях. Учебный процесс (учебный план, учебные программы) заставил более пристально посмотреть на репертуар домристов. Увеличилось количество и качество переложений и обработок для инструмента. Успех "Концерта" Н.П.Будашкина предопределил интерес к домре других композиторов. Уже в 1948 году Ю.Н.Шишаков пишет ряд пьес для домры, среди которых выделяются 12 этюдов для домры соло и фантазия на русские и украинские темы для домры с фортепиано. В 1951 году вышел в свет его же одночастный концерт для домры с оркестром народных инструментов ре-минор, получивший популярность в учебной и концертной практике. Впервые концерт прозвучал в исполнении А.Александрова и оркестра народных инструментов Всесоюзного радио (дирижёр - Н.Аносов). Дальнейшее творческое содружество А.Александрова и Ю.Шишакова привело к созданию "Русской рапсодии" (первый исполнитель - Р.Белов и оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижёр - В.Федосеев) и второго концерта (А.Цыганков и оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижёр - Н.Калинин). Рудольф Васильевич Белов - родился в 1938 году в г.Егорьевске Московской области. Окончил соответственно госмузучилище им. Гнесиных (1960) и ГМПИ им. Гнесиных (1965), обучаясь в классах В. И. Мироманова, В.С.Чунина, А. Я. Александрова, П. И. Нечепоренко. В 1962 году на II Всероссийском конкурсе артистов эстрады занял второе место (в программе - П. Куликов "Экспромт", Н. Паганини "Венецианский карнавал" и др.). Как солист Москонцерта объездил многие города СССР, выступал в Финляндии, Чехословакии, Югославии, ФРГ, Дании и других странах. Записал грампластинки (в т.ч. "Концерт" Н.Будашкина). С 1961 года начал педагогическую деятельность (Московский государственный институт культуры, затем - ГМПИ им. Гнесиных). Среди учеников: народные артисты РФ В. Калинский, Ю. Евтушенко, А. Цыганков, лауреаты конкурсов И. Ерохина. Л. Леонова, Е. Сивкова, Г. Чугунова и др. Опубликовал пособие "Гаммы, арпеджио и упражнения для трёхструнной домры" (М., 1996). Заслуженный артист РФ, профессор. К плеяде известных домристов старшего поколения следует отнести заслуженного артиста России, лауреата всесоюзного и международного конкурсов В.А.Никулина, одного из лучших украинских домристов Б.А.Михеева и заслуженного артиста России В.А.Яковлева. Владимир Александрович Никулин - родился в 1935 году в Нижнем Новгороде, где с отличием окончил музучилище. В ГМПИ им. Гнесиных учился у А.Алексеева (домра) и С.Сахарова (дирижирование). Педагогическая и концертная деятельность проходила в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде. Организатор и руководитель инструментальных коллективов ("Левша" - Владимир, "Волжские напевы" - Н.Новгород). Заслуженый артист России (1988). Вместе с мастером А.И.Ивлечевым изготовил четырёхструнную квартосекстовую домру с диапазоном от "соль" малой октавы до "фа" четвёртой (в нерабочем положении четвёртая струна - "басок", - протянутая вдоль грифа, крепится на пластмассовом штырьке, который вмонтирован около колка и на шурупе около пятки грифа. Борис Александрович Михеев - родился в 1937 году в Саранске МАССР. В 1957 году окончил Харьковское музучилище (класс четырёхструнной домры, педагог В.Цуканов), в 1961 году - Харьковскую консерваторию (класс профессора Н.Сысенко). 1961 - 1975 годы - преподаватель, старший преподаватель, декан Харьковского института искусств, 1978-1985 - ректор Донецкого музыкально-педагогического института; работал в Воронежском институте искусств, в Запорожской филармонии. Яркий, виртуозный исполнитель. Выступал с симфоническими оркестрами Украинского радио и телевидения, Харьковской, Днепропетровской, Донецкой филармоний, камерными оркестрами Литвы, Львова. Записал ряд грампластинок. Играл в дуэте домр с В. Ивко. Автор ряда пьес для домры ("Русская тетрадь"). Среди учеников - Н. Лелюк, В. Нестеренко и др. [8, 72-73]. Владимир Андрианович Яковлев - родился в 1930 году в Москве. Окончил ремесленное училище №5. Играл в Объединённом оркестре русских народных инструментов (трудовых резервов) как оркестрант и солист. С оркестром участвовал во Всемирных фестивалях и как солист получал звания лауреатов 1-х премий (Прага, 1947; Будапешт, 1949). Работал в Русском народном оркестре Всесоюзного радио и телевидения, а также в Москонцерте. Стал лауреатом на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве - 1957 год (II-я премия). Гастролировал по многим странам мира (в т.ч. в дуэте с гитаристом Б. Окуневым). В 1969 г. окончил дирижёрско-оркестровое отделение Московского государственного института культуры. Записал несколько грампластинок. Заслуженный артист России. Сконструировал четырёхструнную квартовую домру (си-ми-ля-ре). Благодаря деятельности двух выдающихся современных исполнителей-домристов - Тамары Ильиничны Вольской и Александра Андреевича Цыганкова - домра получила в своём развитии "второе дыхание", стала признанным всюду и всеми как академическим концертным инструментом. Александр Андреевич Цыганков - родился 1 ноября 1948 года. В 9 лет взял в руки мандолину. После окончания Омской музыкальной школы №2 по классу В. И. Сухова и Г. А. Ланина поступил в класс домры В. Г. Патрашовой (Омское музыкальное училище). Первые шаги в училище оказались для Саши трудными, так как школа "перехвалила" способного ученика. Но педагогическая настойчивость В.Г.Патрашовой, новаторство её методики привели учащегося к ежедневным многочасовым занятиям. Путь к мастерству - через работу! Определённым стимулом для А.Цыганкова явилась совместная учёба с баянистом Ю.Востреловым. Уже во время учёбы А.Цыганков стал лауреатом Всероссийского фестиваля музыкальных училищ (г. Свердловск). В 1967 году он поступил в ГМПИ им. Гнесиных в класс Р. Белова. Через год завоевал первое место на конкурсе студентов-народников музыкальных вузов России (г.Новосибирск), а чуть раньше стал лауреатом Международного конкурса в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Софии. Большого успеха молодой музыкант добился на Первом Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в 1972 году (г. Москва), где он разделил первое место с Т. И. Вольской. Наряду с учёбой в вузе стал работать в оркестре им. Осипова и играл там до 1982 года. "В оркестре играешь не всегда то, что хочешь, а то, что предложат. Когда сложилась своя сольная программа, решил показать её как можно большему числу людей" ("Омская правда", май 1982). С 1982 года - солист и ансамблист Москонцерта. Известен как автор популярного цикла телепередач "Звучат народные инструменты". Является автором большого количества концертных сочинений для домры соло и в сопровождении (в годы учёбы в ГМПИ им. Гнесиных он брал уроки композиции в классе Ю. Н. Шишакова). Среди сочинений - "Перевоз Дуня держала", "Частушки", "Поэма", каприсы и др. В оригинальных сочинениях для домры Цыганков создал и ввёл в исполнительскую практику ряд интересных приёмов игры, значительно обогативших возможности этого инструмента" [8, 81]. Свои концертные программы А. А. Цыганков предпочитает строить на основе ярких, динамичных и виртуозных произведений. Например, 5 февраля 1985 года в концертном зале ГМПИ им. Гнесиных он исполнил в сольном отделении: Корелли - Крейслер "Фолия", Венявский фантазия на темы оперы Гуно "Фауст", Вьетан "Грёзы", Паганини "Венецианский карнавал" и два собственных сочинения - "Озорные наигрыши" и "Перевоз Дуня держала". В рецензии на выступление А. Цыганкова "Музыкальная жизнь" отметила безупречную фразировку и "удивительное легато", темпераментность и разнообразие красок и приёмов звукоизвлечения, сочетание виртуозности с тонкой музыкальностью, юмор и озорство музыканта. Его по праву считают одним из самых выдающихся музыкантов, открывшим широкие возможности трёхструнной домры. В настоящее время А. А. Цыганков - народный артист России, автор множества статей и новых сочинений для домры, балалайки, ансамблей. Ежегодно даёт десятки сольных концертов, в т.ч. с участием ведущих оркестров страны. Постоянный председатель жюри всероссийских и международных конкурсов. Ведёт мастер-классы в России и за рубежом. Тамара Ильинична Вольская - родилась 31 декабря 1945 года в Киеве, где окончила ДМШ №5 (педагог А.Пазов), музучилище (педагог М.Шелест). Ещё на втором курсе училища сыграла первый в своей жизни сольный концерт. Среди училищных произведений выделяются "Фолия" Корелли, скрипичный концерт Мендельсона, "Вечное движение" и "Шесть каприсов" Паганини. В 1963 году Т. Вольская поступила в Киевскую консерваторию в класс домры М.М.Гелиса, а после учёбы приехала на Урал, где вела класс домры в консерватории до отъезда в Америку (90-е годы XX века). С 1970 по 1972 годы занималась в ассистентуре-стажировке у профессора Е. Г. Блинова, завершив тем самым весь цикл музыкального образования. Особой удачей следует считать, что образование велось по одной школе - школе М.М. Гелиса, так как педагогами Т. И. Вольской в ДМШ, училище и ассистентуре-стажировке были ученики М.М. Гелиса. В 1970 году на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Т. И.Вольская завоевала вторую премию, а через два года на первом Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах - первую, поделив её с А. Цыганковым. С 1982 года - доцент, с 1984 - заслуженная артистка РСФСР, с 1991 - профессор. Под влиянием её исполнительского мастерства уральские композиторы написали ряд домровых произведений: Б. Гибалин Концерт для домры и оркестра, Н. Пузей Соната для домры и фортепиано, Л. Никольская Концерт и др. Она нередко включает в свои программы сложнейшие скрипичные сочинения - "Концерт" Чайковского, "Бурлеску" Шостаковича, "Рондо-каприччиозо" Сен-Санса, пьесы Сарасате, Крейслера... Вольская известна как ансамблист (с гитарой - В. Дерун, с альтом - А. Казаков, с баяном - А.Трофимов). Свои незаурядные педагогические данные она продемонстрировала через своих учеников, ставших лауреатами Всероссийских конкурсов: М.Уляшкина, И.Емельянчикову, С. Трифонова, Ю. Верихову, В.Зелёного и др. Активно гастролировала по стране по системе Росконцерта. Признанием ее высоких профессиональных качеств может служить успешная конкуренция со скрипачами в концертировании с симфоническим оркестром. Профессор Уральской консерватории, заслуженный артист РСФСР, скрипач Л. Мирчин: "Я много раз слышал скрипичную музыку в исполнении Т. Вольской. Вот и сегодня она играла технически безупречно, с хорошим чувством стиля. Скрипичная партия была сыграна именно так, как сыграл бы её скрипач, - в ней не было сделано совершенно никаких изменений" ("На смену" - Свердловск,19 декабря 1973 года). Домре Вольской доступно всё, что она старается передать своим ученикам: "Область моих поисков: 1-е - достижение максимального удобства в игре, рациональная организация исполнительского процесса для достижения яркости звучания, гибкости и выразительности игры с минимальными затратами мышечной энергии, 2-е - развитие самостоятельности, грамотность в работе с музыкальным произведением, бережное отношение к исполняемому, 3-е - эстетика исполнения на домре, концертность, яркость, выдумка, поиски интересных решений, самостоятельность и изобретательность. Этих же принципов я придерживаюсь и в своей исполнительской работе" (из письма Т. И. Вольской к студенту III курса КГИИ Ю. Мишарину от 11.01.1989). В 90-х годах XX века Т.И.Вольская переехала в Канаду, а затем в США, где живёт и работает по настоящее время. Помимо А. Цыганкова и Т. Вольской значительное влияние на развитие домрового исполнительства оказали представитель Киевской школы В.И.Ивко и выпускник Ленинградской государственной консерватории В.П.Круглов. Валерий Иванович Ивко - родился в 1941 году в Запорожье. В 1963 году окончил Одесскую государственную консерваторию (класс заслуженного артиста УССР, доцента В.Касьянова), а в 1966 - ассистентуру-стажировку при Киевской государственной консерватории (руководитель - заслуженный деятель искусств, профессор М. М. Гелис). С 1966 - педагогическая деятельность в Донецком музыкально - педагогическом институте. В настоящее время - заслуженный артист Украины (1979), профессор. Постоянный участник всесоюзных и республиканских семинаров и конференций в качестве докладчика и исполнителя. Играл в дуэте домр с Б. Михеевым. Автор ряда пьес для домры соло и в сопровождении, для дуэта домр. Опубликовал методические работы. Среди учеников: лауреаты конкурсов О. Черных, И. Максименко, Т. Романова, Л.Топорова и др. [8,56-57]. Вячеслав Павлович Круглов - родился в 1945 году в Горьком. Здесь же окончил ДМШ №1 (педагог П.Робуля). После окончания Кировского музучилища (педагог А. Линьков) в 1964 году поступил в Ленинградскую государственную консерваторию в класс профессора И.И.Шитенкова. У него же прошёл курс ассистентуры-стажировки. 1969 и 1972 годах участвовал во Всероссийских конкурсах и получил звание лауреата. Преподавал в Горьковском музучилище, в училище при Ленинградской консерватории и в самой консерватории, а в 1978 году его пригласили в ГМПИ им. Гнесиных, где и работает по настоящее время (профессор). В 1995 году ему присвоено звание "Народный артист РФ" (звание заслуженного артиста РФ он получил в 1989 году). Активно пропагандирует домру как солист и ансамблист. Много времени уделяет исполнительству на мандолине. Среди учеников: заслуженные артисты России С.Лукин, М.Горобцов, И.Рурак, И.Глыбина. Организатор ежегодного фестиваля музыки для классической мандолины и домры (с 1994 года) [7,1995.- №3, 27-29]. Всероссийские и международные конкурсы исполнителей на народных инструментах ярко осветили развитие домрового искусства за последнюю четверть XX века. Первый конкурс (1972), где участвовал 61 домрист, определил географию профессиональной школы обучения, выявил реальную картину уровня игры на домре, позволил поставить задачи дальнейшего развития русского народного инструментального искусства вообще и домры в частности. Второй конкурс (1979) подтвердил успехи домрового искусства начала 70-х годов не только своей массовостью (48 конкурсантов-домристов), но и серьезностью программ, высоким техническим мастерством. Особенно рельефно проявился талант воспитанницы Р. Белова Ираиды Еpoхиной (ГМПИ им. Гнесиных) и студента Уральской консерватории Михаила Уляшкина (класс Т.Вольской). Высокий уровень продемонстрировали Татьяна Варламова, Виктор Роммель и Людмила Вахрушева. География конкурсантов расширилась на всю республику от Архангельска до Владивостока. Заметно стремление исполнителей к поиску новых красок на домре (тремоло-вибрато, флажолетная техника, насыщенная аккордовая фактура), оригинального репертуара. Повысилось качество переложений и обработок народных тем, появился репертуар для домры соло. На третьем конкурсе в Туле было заявлено 67 домристов. Первую премию завоевал ученик В.Круглова Сергей Лукин (ныне - народный артист России, солист оркестра им. Осипова). Вторую премию разделили 5 участников (!): И.Емельянчикова, В. Волохин, И. Глыбина, М. Горобцов, М.Котомин. Третья премия поделена между Н. Бурдыкиной и Г.Ермолиным. При положительных результатах конкурса (возросшее мастерство, юный возраст, широкая география) было заметно репертуарное однообразие, прежде всего у трехструнников (в основном, сочинения А.Цыганкова). В четвертом конкурсе (1986) снова приняло участие большое количество домристов - 62 человека. Заметно отретушировались две домровые школы - московская и уральская; неплохо показали себя музыканты из Ленинграда и Ростова-на-Дону. Первая премия - Михаил Савченко (Ростов-на-Дону), вторая, - А.Галашенкова (Ленинград), третья - Ю.Верихова (Свердловск), В.Пак, А. Рослякова, И.Рурак (все - Москва), И.Костяная (Ленинград). Первые результаты появились и у Красноярского института искусств: Л.Савельева получила почетную грамоту за успешное выступление на втором туре. Последующие Всероссийские конкурсы (Горький - 1990, Воронеж - 1994), а также международные конкурсы в Череповце ("Кубок Севера") и Твери (имени В.В.Андреева) вновь продемонстрировали растущее мастерство домристов-солистов. Высокое качество конкурсных результатов было подтверждено дальнейшей творческой жизнью лауреатов, многие из которых стали заслуженными артистами России, солистами российских творческих коллективов. Так, например, Михаил Уляшкин широко известен как руководитель и солист ансамбля "Урал" (ныне он заслуженный артист РФ, доцент Уральской консерватории). Ираида Ерохина успешно преподаёт в Российской академии музыки им. Гнесиных и ежегодно даёт сольные концерты. Сергей Лукин - концертмейстер домр и солист Национального академического оркестра народных инструментов им. Осипова, народный артист РФ. Отрадно отметить развитие исполнительства на альтовой домре. Ещё в 1979 году на II Всероссийском конкурсе Виктор Роммель (выпускник Астраханской государственной консерватории, класс профессора Б.М.Стуса) успешно представил свой альт и завоевал третью премию. В 1986 году на III конкурсе альтист Михаил Горобцов (выпускник ГМПИ им. Гнесиных, класс доцента В. П. Круглова) получил вторую премию. Альтовая домра заняла достойное место и в системе музыкального образования (начиная с училища). На альтовую домру обратили внимание российские композиторы: Ю.Гонцов (Соната для домры альт и фортепиано, Дуэт для домры альт и балалайки примы). Таким образом, сольное исполнительство на домре развивается и в количественном, и в качественном направлениях. Среди конкурсантов всё чаще появляются юные музыканты - учащиеся музыкальных школ и училищ, которые на равных условиях и весьма успешно соревнуются со своими старшими и опытными коллегами. Заметно раздвигаются репертуарные рамки, особенно за счёт крупной формы. Расширяется география профессионального домрового исполнительства. Всё это даёт право оптимистично смотреть на будущее русской домры, трёхструнной и четырёхструнной. |