Система основных топов («общих мест») 1. Определение. 2. Род и вид. 3. Разновидности. 4. Часть и целое. 5. Сходство. 6. Различие. 7. Происхождение. 8. Причина. 9. Следствие. 10. Сравнение. 11. Свойства. 12. Обстоятельства. 13. Пример и свидетельство. 14. Имя. 15. Предыдущее и последующее. Каждому речевому жанру свойствен свой набор общих мест. Например, любой текст поздравительной открытки содержит такие общие места, как 1) обращение; 2) поздравление; 3) пожелание; 4) подпись. Составитель такого текста может его дополнять, разнообразить конкретное содержание каждой части, делать текст адресным и оригинальным, но он вряд ли обойдёт перечисленные общие места. Классическая риторика учит разрабатывать содержание речи с опорой на систему топов. Для разработки содержания речи следует 1) осмыслить предмет речи; 2) решить, какие модели приемлемы для рассмотрения данного предмета; 3) отобрать оптимальное количество топов; 4) расположить топы в нужной последовательности (диспозиция). Инвенция учит составлять риторическую схему речи. Это не вполне упорядоченная модель, которая предшествует составлению плана. Однако она весьма полезна для того, чтобы набрать как можно больше идей о предмете речи. На следующем этапе работы оратор решит, какие из изобретённых идей будут полезны для оформления содержания речи, а какие стоит оставить за рамками текста. Например, рассмотрим работу по составлению схемы речи на тему «Что есть демократия?». Для начала напишем ключевое понятие темы в середине чистого листа. Далее обратимся к перечню топов. Какие из них пригодны для рассуждения о демократии? Перечислим их вокруг ключевого понятия, используя стрелки. Род и вид (Демократия (вид)- форма правления (род)) Обстоятельства Имя (условие существования: (греч. dēmos народ + высокий уровень kratos власть) экономического развития; национальное единство; гражданское общество; сильное государство) Определение Свидетельства (что такое демократия) (афоризмы, цитаты) Причины и следствие (чего несёт демократия, Противоположное почему она необходима) Демократия (тоталитаризм, олигархический режим) Разновидности и примеры Рабовладельческая Управляемая Суверенная демократия демократия демократия античного мира стран Восточной современной Европы России Сходства и различия Причина и следствие (каковы последствия антидемократических режимов) Свойства (правление в интересах народа; принцип политической свободы и справедливости, политическое участие граждан, диалог между властью и обществом; конституционализм; политическая конкуренция; Противопоставление народный суверенитет; справедливая система распределения) Составление подобной схемы – дело творческое, поэтому её нельзя оценивать с позиции «правильно – неправильно». Здесь уместны оценки по шкале «лучше – хуже», «уместно – неуместно», «кратко – детально, подробно». Не особо важно и расположение компонентов схемы, гораздо важнее демонстрация связей между смысловыми блоками. Задание 1. Какие общие места вы видите в тексте? При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключается всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. (Н.В. Гоголь) Задание 2. Используя топы «определение», «части – целое», составьте текст-описание одного из героев современных мультфильмов. Используйте рекомендации по применению топов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Опишите общеизвестный предмет, не называя его. Используйте смысловые модели «род и вид», «разновидности», «свойства», «части и целое», «обстоятельства». Род и вид (к какому роду вещей относится предмет): _______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Разновидности (каковы разновидности предметов с таким названием):_________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Свойства (каковы существенные свойства предмета, зачем он нужен): _________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Части и целое (каковы наиболее яркие части предмета):______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Обстоятельства (при каких обстоятельствах мы встречаемся с этим предметом): ________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Произнесите текст перед товарищами, не произнося название описываемого предмета. Отгадали ли они, какой предмет вы описали? Задание 4. Проанализируйте возможности использования топа «определение» в речи. Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничего не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. (Д.С. Лихачёв) Задание 5. Рассмотрите модели использования топа «причина – следствие». Схема 3. Модель 1 следствие причины | Модель 2 причина Следствия | Модель 3 Причина 1 Следствие 1 Следствие 2 Следствие 3 Следствие 4 Причина 2 Причина 3 Причина 4 | Составление схемы речи с использованием топа «причина – следствие» предполагает вскрытие причинно-следственных связей между явлениями действительности. В речи они излагаются веерной последовательностью (модели 1, 2), когда называется ряд причин, которые приводят к определённому следствию (модель 1), или причина – и все возможные следствия (модель 2). При цепном способе изложения (модель 3) каждое новое следствие становятся причиной нового следствия. Разработайте набор причин и следствий на тему «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г. Спенсер). Составьте схему, используя одну из предложенных моделей (цепную или веерную). В схему впишите все причины и следствия. Домашнее задание. 1. Прочитайте высказывание профессора Анны Константиновны Михальской. Согласны ли вы с мнением ученого? Ответьте на вопрос письменно, ответ мотивируйте. Античный (классический) риторический канон… есть опробованная тысячелетиями и соответствующая общим законам человеческого мышления и речи парадигма (образец) мыслительной и речевой деятельности. Овладеть этой парадигмой, научиться практически использовать этот образец – значит приобщиться к самим основам европейской культуры. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Разработайте с использованием системы топов схему речи «Свобода». Старайтесь отобрать оптимальное количество топосов. Отразите на схеме связи смысловых моделей. Подпишите краткое содержание каждой модели. 
Свобода При необходимости откорректируйте схему. 3.Подготовьте с опорой на классический риторический канон речь на одну из тем: · Не имей сто рублей, а имей сто друзей. · Не всё то золото, что блестит. · Лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе. · Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В начале работы определите спектр задач, опираясь на этапы классического риторического канона. [1] Канон – образец, правило, положение какого-н. направления, учения. |