Общая характеристика российских отраслей права. Правовые отрасли – основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи. 1. Конституционное право. Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредую-ших наиболее важные, исходные государственные отношения. 2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций).. 3. Финансовое право. Предмет данной отрасли – финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. 4. Земельное право. Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). 5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганамй, предприятиями, учреждениями, членами самихт этих хозяйств); 6. Трудовое право. Предмет данной отрасли – сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). 7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). 8. Семейное право. Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт – Семейный кодекс. Ведущие методы – равенство сторон и диспозитивный. 9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отноше" нию к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; 10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. 11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения изащиты), их правовое положение. 12. Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также потрудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. 37. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ, ВИДЫ. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА Правоприменение - особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие: 1. а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим); 2. б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию); в) когда речь идет о реализации санкции. Признаки правоприменения: 4) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло); 5) имеет государственно-властный характер; 6) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний; 7) выступает формой управленческой деятельности государства; 8) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право; 9) представляет собой сложный, стадийный процесс; 10) имеет творческий характер; 11) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права. С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений. В качестве основных можно выделить три стадии: 1. установление фактических обстоятельств дела; 2. формирование юридической основы дела; 3. решение дела. В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта. По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права. Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер. Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами: 1. а) представляют собой письменные акты-документы; 2. б) исходят от государства; 3. в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством). 38. Понятие и виды субъектов правоотношений Правоотноше́ние — это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности. Правовые отношения — это возникающие на основе норм права волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности.жании от действий, запрещенных юридическими нормами. Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субъектами права. В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Субъектов права подразделяют чаще всего: 12) на индивидуальные; 13) коллективные. К индивидуальным субъектам права относят: 1) граждан Российской Федерации; 2) иностранцев; 3) лиц без гражданства; 4) лиц с двойным гражданством. Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды: 6) государство; 7) государственные органы и учреждения; 8) общественные объединения; 9) административно-территориальные единицы; 10) субъекты Российской Федерации; 11) религиозные организации; 12) юридические лица. Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью. Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права. Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права. Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям. Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений. По характеру содержания правоотношения подразделяются на общерегулятивные, регулятивные и охранительные. В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон) правоотношения могут быть относительными и абсолютными. По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. 39. Соотношение права и морали Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п. Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. Единство права и морали заключается в следующем: 1. право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2. право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3. право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 4. право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5. право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: a. право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; b. правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; c. право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; d. взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; e. право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; f. правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; g. мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы. 40. Законодательная техника Юридическая техника — это система основанных на практике правотворчества правил и приемов подготовки проектов правовых актов, обеспечивающая исчерпывающий охват регулируемых вопросов, доступность, простоту и высокую регулятивность правового материала. Они касаются широкого круга вопросов и, по общему правилу, заключаются в следующем: 1. - наиболее полное и адекватное выражение воли правотворческого органа; 2. - рациональная организация и логическая последовательность изложения нормативных предписаний, содержащихся в акте, его компактность; 3. - отсутствие пробелов и противоречий во внутреннем содержании нормативных актов и во всей системе законодательства; 4. - краткость и компактность изложения правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания; 5. - ясность, простота и доступность языка правовых актов, точность и определенность употребляемых формулировок и терминов; 6. - сведение к минимуму количества нормативных актов по одному и тому же вопросу; 7. - своевременное обнародование и вступление в законную силу нормативных актов и др. В целом, законодательная (юридическая) техника складывается из требований законодательной стилистики, юридических конструкций и особенностей юридической терминологии. Законодательная стилистика — система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах. Исходя из правил законодательной стилистики, к тексту нормативного акта предъявляются требования: 1. - простоты, целостности, логической завершенности; 2. - недопустимости устаревших выражений и образных сравнений; 3. - директивности (обязательности волевых, властных формулировок языка строгих предписаний, требований и приказов); 4. - официальности; 5. - ровного и спокойного стиля изложения текста акта, его безразличия к переживаниям и эмоциям субъектов и т.д. Юридическая терминология — это словесное обозначение понятий, используемых при изложении нормативного акта. Юридические конструкции — своеобразные приемы конструирования положений о правах, обязанностях и ответственности в тексте нормативно-правового акта. - упорядоченное распределение нормативного материала, его расчлененность и согласованность (последовательная дифференцированность нормативного материала: наличие однородного по смыслу и направленности материала группируемого в статьях (пунктах, параграфах), при необходимости имеющих свои внутренние подразделения (части статьи, подпункты); - единство и внутренняя логика нормативного документа (логическая последовательность изложения материала, его непротиворечивость); - доступность и убедительность правовых актов (максимальная простота и понятность языка документа, правильность употребления союзов, знаков препинания, сравнений, образных выражений и т.п.) (Е. Шугрина). ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРЕЗУМПЦИИ И ФИКЦИИ Презумпция (от лат. слова «presumptio») - предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом. В основе презумпций лежит социальный опыт, многократно проверенное практикой знание о том, что презюмируемое - типичный, вероятный при данных условиях факт. В Юридические презумпции можно подразделить на общеправовые и отраслевые. Общеправовой как раз является презумпция знания опубликованных законов. Примером отраслевой презумпции может служить презумпция вины владельца источника повышенной опасности в случае причинения им вреда. Под правовой фикцией понимается положение, которое в действительности не существует, но которому право придало значение факта. По российскому гражданскому праву днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Таким образом, правовые фикции, как и правовые презумпции, устраняют неопределенность в правовых отношениях, вносят четкость и стабильность в правовое регулирование 41. |