Несимметричные размеры. Размер 7/4 и 7/8 Хвостова Е.Н. Курс,Y семестр ЗАДАНИЕ ВСЕМ СТУДЕНТАМ! МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕПОСТ! Программа для всех одна А.Новиков. Ясный месяц (а сарреllа) Ø Ознакомиться с творчеством Ан.Новикова Ø Ознакомиться с теоретическим материалом 7/4 и 7/8 (прил.1) Ø Играть и петь с тактированием все голоса произведения (обратить внимание на то, что это 4 –х голосный женский хор). Вопросы и задания для контроля знаний, упражнения: 1. По каким схемам исполняется сложные размеры в быстром и медленном темпах? 2. Укажите, какие доли метра являются сильными, относительно сильными и слабыми в несимметричных размерах 7/4, 5/4, и др. Задание-практикум 3. Выполните эти упражнения экономным, лаконичным жестом с ощущением сильных, относительно сильных и слабых долей на основе музыкального материала. Э.Григ. Заход солнца ( c сопровождением) Ø Ознакомиться с хоровым творчеством Э.Грига Ø Ознакомиться с теоретическим материалом 12/4 и 12/8 (прил.2) Ø Играть и петь с тактированием все голоса произведения Вопросы и задания для контроля знаний, упражнения: 1. Чем сложные размеры отличаются от простых схем дирижирования? 2. От чего зависит группировка сложных размеров? 3. Как исполняется размеры 12/8 и 12/4 в быстром и медленном темпах? Задание-практикум 1.Продирижируйте схемы сложных дирижерских размеров 12/8, 12/4.. 2.Выполните эти упражнения экономным, лаконичным жестом, с ощущением сильных, относительно сильных и слабых долей сложных схем. В.Блантер «На безымянной высоте»(песенный репертуар для учащихся 7 классов) Ø Познакомиться с песней В.Блантера «На безымянной высоте», найти в записи и послушать (прил.3). Ø Петь мелодию с тактированием. Ø В медленном темпе разобрать аккомпанемент. Ø Подготовить вступительную беседу. РЕКОМЕНДАЦИИ П.ЧЕСНОКОВ ПЛАН ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ДИРИЖЕРА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ 1. Т е х н и ч е с к и й п е р и о д 1. Выучить музыку сочинения и играть ее на рояле. 2. Рассмотреть сочинение с точки зрения музыкальной формы и определить ее. 3. Найти в сочинении аккорды, лежащие вне ансамбля, и, если они есть, соответственно обработать их. 4. Произвести анализ сочинения по строю и пометить как в партитуре, так и в хоровых партиях обозначения способов исполнения (стрелки). 5. Произвести анализ сочинения с точки зрения нюансировки и разобрать подробно схему нюансов. 6. Произвести анализ текста, наметив для хора задания по дикции и подчеркнув наиболее трудные для произношения слоги и слова. 7. Рассмотреть сочинение с точки зрения дыхания и расставить соответствующие знаки как в партитуре, так и в хоровых партиях. 8. Усвоить общий темп сочинения и частные отклонения от него. 9. Рассмотреть контрапунктические места сочинения и определить (разметить) нужные для них нюансы. 10. Наметить план проработки сочинения с хором по первой фазе основного периода (мозаичный разбор), разбив его на куски и установив порядковую очередь для хоровых партий, наметить такой же план работы по строю и нюансам. 11. Определить практические приемы дирижирования, нужные для выработки ансамбля, строя и нюансов. 12. Уяснить стиль сочинения (гармонический, контрапунктический и т. д.) и выработать дирижерские приемы, соответствующие специфике того или иного стиля. 2. Х у д о ж е с т в е н н ы й п е р и о д 1. Выучить наизусть текст без музыки и читать его как самостоятельное литературно-художественное произведение. 2. Выявить основные образы, картины, движения и действия, воспроизведенные в тексте. 3. Выяснить и определить свое отношение к выявленным образам, картинам, движениям и действиям. 4. Подготовить для занятий с хором разбор текстового содержания прорабатываемого сочинения, имея задачей вызвать у певцов те чувства, которые предстоит художественно выразить при исполнении сочинения. 5. Установить, насколько музыка своим содержанием совпадает с содержанием текста, т. е. насколько правильно и полно она его выражает. 6. Найти технические расхождения композитора с поэтом, если они имеются, и наметить способы сгладить их при исполнении. 7. Продумать и прочувствовать способы претворения творческого замысла в художественное исполнение.  ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Несимметричные размеры. Размер 7/4 и 7/8 Несимметричные размеры имеют нечетное количество долей в такте и отсюда их несимметричную группировку. Среди таких размеров к наиболее часто встречающимся относятся 5/8, 5/4; 7/8, 7/4. С размерами 5/8, 5/4 вы познакомились в 1 семестре. Группировка в несимметричных размерах обусловлена фразировкой и зависит от логики текста и строения мелодической линии. Семидольные сетки произведений, требующих быстрого темпа, тактируются "на три",где одна доля вмещает три длительности ,а две другие - по две: - варианты группировки долей в семидольной схеме ; 2 + 2 + 3; 2 + 3 + 2; 3 + 2 + 2; - одна из долей группировки, вмещающая 3 доли, выделяется движением замедленного подъёма руки и удлиняется. Несимметричный смешанный размер 7/4 и 7/8 в среднем и медленных темпах дирижируется «на семь» и за основу берется 4-дольная схема. В 7- дольном размере 3+4  3 2 1 4 5 При группировке 3 + 4: - при группировке 3 + 4 при дирижировании наиболее выделяются 1-я и 4-я доли ; - при группировке 3 + 4 вниз идут 1-я и 2-я доли; - при группировке 3 + 4 вовнутрь идёт 3-я доля; - при группировке 3 + 4 от себя в одном направлении ведутся 4-я и 5-я доли; - при группировке 3 + 4 снизу вверх ведутся 6-я и 7-я доли. И 4+3  4 3 2 1 5 6 При группировке 4 + 3: - при группировке 4 + 3 вниз идут 1-я и 2-я доли; - при группировке 4 + 3 вовнутрь идут 3-я и 4-я доли; - при группировке 4+ 3 от себя в одном направлении ведутся 5-я и 6-я доли ; - при группировке 4 + 3 снизу вверх ведётся 7-я доля. ЗАХОД СОЛНЦА    Это произведение лирического характера. Обратить внимание на четкий показ триольной пульсации, ауфтактов. Яркий музыкальный материал требует выразительной фразировки, динамики. 12/8 без дублирования. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ДВЕНАДЦАТИДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР Двенадцатидольный размер дирижируется Ø по четырёхдольной схеме, в которой каждая из долей дублируется трижды / или не дублируется!/;тактирование двенадцатидольной схемы выполняется утроением каждой доли: Ø выбор дублированной, или недублированной, сетки производится или по показателю метронома, а если его нет, то следует исходить из характера и темпа музыки;    ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ НАД ПЕСНЕЙ: а) выбрать конкретные песни, аудио, видеозаписи; б) подробно ознакомиться с песней, разобрать словесный и музыкальный текст; в) исследовать песню с точки зрения музыковедческого анализа (движение мелодии, характер, стилистическое направление, форма, средства музыкальной выразительности, сведения об авторе); г) детально продумать и запланировать этапы и варианты разучивания песни; д) выделить сложные для детского исполнения места и наметить пути их преодоления; е) тщательно выучить аккомпанирующую партию и продумать манеру вокального исполнения; ж) отработать технику дирижёрского показа песни; з) продумать возможность использования наглядных средств и игровых ситуаций. В случае вопросов можно обратиться ВК к Хвостовой Е.Н. или своим преподавателям по дирижированию. УДАЧИ! Берегите себя!!! Мы вас любим! |