РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ (детский сад) (ее условно можно разделить на несколько этапов) Этап – ознакомление с новым музыкальным произведением. Различные методические приёмы, применяемые мною в воспитательно-образовательном процессе, подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни: · краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста); · пояснение непонятных слов; · чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа; · разгадывание загадок, ребусов; · вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа. Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию. 2 этап – разучивание песни. Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней. После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения. На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение дают как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме. Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?») Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и ждут, когда дети подскажут слово, которое «забыл» музруководитель. Или предлагают отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания. Этап – исполнение песни. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.  ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПЛАН РАБОТЫ НАД ШКОЛЬНОЙ ПЕСНЕЙ Название песни. Ø Авторы стихов, музыки. Ø Нотный и стихотворный тексты. Ø Художественная ценность и педагогическая целесообразность песни (краткая аннотация). Ø Соответствие песни возрастным физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса. Ø Тема программы (четверти, полугодия), в контекст которой включается песня. Ø Место песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке. Ø Круг вопросов по включению песни в урок и ее художественно-педагогическому анализу (с предполагаемыми ответами детей). Ø Первое представление песни и процесс ее разучивания: - соответствие стиля и манеры пения культурологическому контексту песни : по способу передачи(устный или письменный?); национальной принадлежности(европейская, азиатская, американская, африканская и пр.?); разновидностям музыки: народная(фольклор городской или сельский?),духовная(религиозная), камерная, концертно-академическая, авторская, массовая(революционная, патриотическая, песня протеста), эстрадная, джазовая, рок?; эпохе стиля (барокко, классицизма, романтизма и т.д.); - интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки); - распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом; - учет характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию; - динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни; - характер движения мелодии и сопровождения; - интонационно-драматургическое развитие песни; - углубленное интонационно-образное восприятие песни путем исполнения наиболее ярких элементов музыкальной речи с помощью пластического интонирования, «звучащих жестов» или СИ (собственных инструментов), МУС (инструментов малого ударного состава) и других качественных аккомпанирующих и мелодических музыкальных инструментов, театрализацию и др.; - учет особенностей многоголосия ( втора, канон, подголосочная полифония и пр.) и работа над ним. Ø Законченное исполнение песни (или ее фрагмента). Ø Обобщение по теме четверти. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. |