Вступительное слово учителя Рассмотрите картину: Перед нами картина художника Владимира Лукича Боровиковского. На этой картине изображён портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой – старшей дочери генерал-майора Н.Д. Арсеньева, участника штурма Измаила. Воспитывалась девушка в (Воспитательном) обществе благородных девиц при Смольном монастыре, фрейлина императрицы Марии Федоровны. Юная пансионерка представлена на портрете лукавой кокетливой пастушкой (на соломенной шляпке – колосья пшеницы) с яблоком – символом Афродиты – в руке. Девушка в хорошем, приподнятом настроении. Лицо очень русское: круглое, с мягкими чертами, нос слегка вздернутый, чуть раскосые глаза. По выражению лица можно догадаться, что характер у неё легкий и жизнерадостный. Работа с синонимами Подберите к данным словам синонимы: Симпатичный – обаятельный, интересный, приятный, грациозный, нарядный, цветущий. Молодой – юный. Лукавый – озорной, кокетливый, игривый, хитроватый. Весёлый – смеющийся, сияющий, радостный, жизнерадостный. Прозрачный – тонкий, лёгкий, воздушный. Изысканный – утонченный, прекрасный, великолепный. Радость – счастье, благополучие, душевная нежность, теплота. Творческий диктант Прослушайте текст: Текст упражнения С картины на нас смотрит симпатичная девушка. Её лукавая улыбка, смеющиеся глаза заставляют улыбнуться. Жизнерадостное настроение передается и нам. Платье девушки из прозрачного материала. Оно подчеркивает её изысканный … вкус. Ощущение радости остаётся от этой картины. Запишите текст под диктовку, добавляя в описание девушки один-два синонима (Учитель читает в медленном темпе с паузами). С картины на нас смотрит симпатичная … девушка. Её лукавая … улыбка, смеющиеся … глаза заставляют улыбнуться. Жизнерадостное … настроение передается и нам. Платье девушки из прозрачного … материала. Оно подчеркивает её изысканный … вкус. Ощущение радости … остаётся от этой картины. Для творческого диктанта со вставкой языковых средств берем так называемый «голый» тест. Например: Лес в дни ранней осени. Березы, рябины, ели, осины… Под ногами опавшие листья, запоздалые цветы. Ставим задачу: Включить в описание языковые средства, характеризующие цвет, запах, звуки; передать настроение говорящего. Использовать разнообразные языковые средства, включая образные. У преподавателя должен быть образец выполненной работы (исходный текст). Например: Красив и наряден лес в дни ранней осени. Золотятся березы, костром горят рябины. Словно груды малахита, зеленеют молодые ели. Весёлым многоцветьем радуют осины. Шелестят под ногами опавшие листья, кое-где цветут запоздалые цветы, разбавляя яркие краски леса грустным приветом ушедшего лета. Творческий диктант с заменой языковых средств легче для учащихся, правда, это зависит от словарного запаса ребят и знания грамматических синонимов. На первых порах текст под диктовку можно записывать через строчку, чтобы ребята могли вписать замену позже, если не успели сообразить в ходе письма. Сначала текст читается учителем целиком, дети должны услышать языковые средства, которые нужно заменить синонимами. Затем учитель медленно читает предложения, делая паузу после каждого. Например: Морозное солнечное утро. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле. Серебром блестит в синеве неба, ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов, блестят снежные крыши, блестят на солнце сосульки… После замены у ребят должен получиться примерно такой вариант текста: Морозное солнечное утро. Всё засыпано снегом. Он ослепительно сияет на земле, серебром сверкает в синеве неба. Искрятся кристаллики снега на ветвях деревьев. Лучатсяснежной белизной стены домов, переливаютсяжемчужные крыши, блестят на солнце сосульки… В качестве пропедевтического упражнения можно использовать стилистический анализ текста, по содержанию похожего на текст творческого диктанта. Например: Ах, какое было яркое, ослепительное солнце! Оно светило, горело изо всех сил. И снег, блестящий, искрящийся на деревьях, крышах и заборах, ослепительно сверкал. Густой дым вышел из трубы кверху, прямо в синее, ярко-лазоревое небо. Ну и весёлая же, радостная была Москва в этот солнечный зимний день. Иногда задача ставится очень конкретно, например: замените синонимами повторяющийся глагол. А после прочтения теста целиком обсуждается синонимический рад глаголов-заменителей: Зимой это было или весной, мы с отцом выходили из дому и первым делом шли в кафе. Затем шли, куда ноги приведут. Шли на Пушкинскую площадь, шли на собачью выставку в Сокольниках, а потом обязательно шли в спортивный магазин… Дети выбирают нужный глагол из ряда следующих (предложенных учащимися): идти, шагать, ступать, выступать, шествовать, забежать, отправляться, направляться, топать, переться, тащиться, ковылять, шкандыбать, брести… У преподавателя должен быть готовый вариант текста. Например: Зимой это было или весной, мы с отцом выходили из дому и первым делом отправлялись в кафе. Затем брели, куда ноги приведут. Шли на Пушкинскую площадь, забегали на собачью выставку в Сокольниках, а потом обязательно в спортивный магазин… Восстановленный диктант. Одна из основных задач данного вида работы – развитие речи учащихся. Для диктовки используется связное высказывание. Текст должен быть небольшим по объему, понятным по содержанию, несложной структуры, при этом образцовым с точки зрения связности и использованных языковых средств. Текст диктанта предлагается учащимся для зрительно-слухового восприятия. После прочтения текста ведется беседа о его содержании: о чем говорится в тексте, что хотел сказать этим автор, из скольких частей состоит высказывание (определяются микротемы, составляется рабочий план). Затем анализируются актуальные для данного класса орфограммы и пунктограммы во всех предложениях по порядку. На доске учителем с помощью схематической записи фиксируются результаты анализа. Например: Становилось свежо, и мне пора было отправиться в дорогу. Пробравшись сквозь чащобу ивняка, я вышел на берег знакомой мне речонки и быстро отыскал свою лодку… На доске: 1. П, и П. становилось (стать), свежо (свежий), отправиться (что сделать?). 2. ,|_._._._ |, О и О. Чащ`обу (чаща), ивняка (ивн`як), реч`онки и т.д. Слова с орфограммами записываются в тех же формах, что и в диктанте, и в том порядке, в каком они идут в тексте диктанта. Объяснение дается как графическое обозначение орфограммы. После орфографического и пунктуационного анализа карточки с текстом диктанта собираем, запись на доске орфографического разбора «купируем»: ст…новилось (стать), св…ж… (свежий), отправит?ся (что сделать?); ч…щ…бу (чаща), ивн…ка (ивняк), реч…нки и т.д. Текст прочитывается учителем целиком, затем микротемами, после каждой делается пауза, и дети восстанавливают фрагмент близко к тексту, пользуясь записью на доске. Отметка выставляется только за грамотность, но все обозначенные на доске пунктограммы и орфограммы должны быть использованы в пересказе. Тематический диктантв старших классах. Основная задача данной вида работы – помочь подготовиться к сочинению на литературную тему. Текстом диктанта могут быть отрывки из критических статей по изучаемому литературному произведению, учитель также может сам составить текст диктанта. Главное, чтобы в нем были использованы необходимые в ученическом сочинении литературоведческие термины, имена героев, другие имена собственные, историзмы, общественно-политическая лексика или слова, называющие нравственные понятия и т.д. Такой диктант проводится накануне написания школьниками сочинения по литературному произведению. Литература - Новый вид диктанта – «Проверяю себя». - М.: Учпедгиз, 1962.
- Леонтьев М.И. Диктант с обоснованием как средство повышения эффективности урока // РЯШ. - 1962. - № 5.
- Трутнев П.А. Самопроверочные диктанты на уроках заключительного повторения в 8 классе // РЯШ. - 1969. - № 2.
- Ладыженская Т.А. Творческий диктант. - М.: Учпедгиз, 1962.
- Ушаков М.В. Виды диктанта // РЯШ. - 1941. - № 1.
- Лидман-Орлова Г.К. К вопросу о классификации диктантов // РЯШ. -1964. - № 5.
- Баранов М.Т. О видах диктанта по русскому языку в 4-8 классах // РЯШ. -1975. - № 2.
- Бухарин В.И. О текстах для диктанта // РЯШ. - 1989. - № 5.
- Семенюк А.А. Новые виды диктанта // РЯШ. - 1990. - № 4.
10. Бухарин В.И. О пунктуационном диктанте // РЯШ. - 1978. - № 5. 11. Кортышков Н. Скрытые резервы диктанта // РЯШ. - 1968. - № 2. 12. Склярская Л. Об обучающих возможностях проверочного диктанта // РЯШ. - 1972. - № 5. 13. Горбушина Л.А. Нужна ли самопроверка при проведении контрольного диктанта // РЯШ. - 1960. - № 9. 14. Смирнов С.А. Контрольный диктант // РЯШ. - 1939. - № 1. 15. Лесохина Л.Н. Тематический диктант в старших классах // РЯШ. - 1961. - № 1. 16. Мистратова О.П. Тематическая направленность словарной работы и словарный диктант // РЯШ. - 1970. - № 1. 17. Ивченков П.Ф., Равенский Ю.И. Свободные диктанты в системе работ по развитию речи учащихся // РЯШ. - 1969. - № 2. 18. Ладыженская Т.А. и др. Свободные диктанты. - М.: Просвещение, 1967. 19. Томкевич З.А. Свободный диктант // РЯШ. - 1939. - № 6. 20. Ладыженская Т.А. Диктант с продолжением // РЯШ. - 1978. - № 5. 21. Ульченко З.Ф. Диктанты с изменением текста: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. 22. Морозова И.Д. Выборочный диктант // РЯШ. -1971. - № 1. 23. Балашова Т.Ю. Творческий диктант на уроках развития речи // РЯШ. –1996. - № 2. 24. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. - М.: Учпедгиз, 1963. 25. Кондашенко Л.А., Дорошенко Н.И. О связи обучения с воспитанием при проведении творческих диктантов // РЯШ. - 1968. - № 2. 26. Блинов Г.И. Творческие диктанты по пунктуации // РЯШ. - 1985. - № 6. 27. Григорян Л.Т. Творческий диктант при первоначальном изучении синтаксиса и пунктуации // Начальная школа. - 1968. - № 9. 28. Каданцев В.С. Графический диктант // РЯШ. - 1970. - № 1. 29. Табашникова Л.К. Немое изложение // РЯШ. - 1989. - № 4. 30. Ладыженская ТА. Немой диктант // РЯШ. - 1968. - № 2. 31. Сидоренков В.А. Индивидуально-предупредительный диктант // РЯШ. -1990. - № 1. 32. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов // РЯШ. - 1990. - № 1. 33. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка: 4-8 классы: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983. 34. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся // РЯШ. - 1998. - № 2. 35. Левукина О.Н. Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ «трудных» слов // РЯШ. - 1999. - № 2. 36. Колесник Е.В. Творческий диктант // РЯШ. - 2002. - № 1. 37. Герасимова Н.Н. Распределительный диктант // РЯШ. - 2002. - № 6. 38. Гацуцын В. Индивидуально-предупредительный диктант // РЯШ. - 2002. -№ 3. 39. Методика преподавания русского языка: Хрестоматия / Сост. М.С. Лапатухин. - М.: Учпедгиз, 1960. 40. Москаленко К.А. Комментированное письмо // РЯШ. - 1962. - № 4. 41. Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях: Хрестоматия / Сост. В.Ф. Иванова, Б.И. Осипов. - М.: Просвещение, 1995. · Неграмотность учащихся связана не только с прилежанием и способностями ребят, но и с качеством работы учителя, уровнем его профессиональной подготовки и заинтересованности в результатах работы. · Объем диктанта для каждого класса определен в Методическом письме «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» · На первых порах некоторые ученики будут задавать очень много вопросов, но постепенно количество их будет уменьшаться, т.к. дети почувствуют, что на многие простые вопросы могут ответить сами, интереснее узнать о действительно сложных случаях. · Можно использовать компьютерную презентацию. · Можно использовать компьютерную презентацию, экран (интерактивную доску). |