Музыкально теоретический анализ. Жанр произведения можно охарактеризовать как лирическая русская народная песня. Форма произведения – куплетная (4куплета) Фактура – смешанная: гомофонно – гармоническая (1-2к) и полифоническая (3-4к). Использована подголосочная полифония. Гармония в произведении представлена автентическими оборотами (D-T) и полными гармоническими оборотам (S-D-T): D – T – D   S – T – D   Аккордыв основном представлены T S D трезвучиями и их обращениями. При отклонении в a moll, встречаются трезвучия II и III ступеней, умVII7 и квартсекст VII ступени:  Каденция– полная завершенная, которая встречается в конце каждого куплета: 1-2к  3к  4к  Тональный план произведения представляет собой чередование 2х тональностей: e moll и a moll. Основная тональность e moll. И все фразы построены на чередовании двух гармоний: t53 – D53 – t53:  S53 – II53 – t – умVII7 – t:  t53 – S63 – D53 – t:  Размер сложный – 5/4. Темп достаточно спокойный, медленный. Но, тем не менее, он исполняется с движением во фразе. Ритмический рисунок представлен половинными, четвертными и восьмыми длительностями. Произведение построено на контрастной динамике. Динамика представлена p, pp, а между ними f и mf приходят к p и после всеобщей кульминации затихает – pp: “Ах ты, душечка” (p) “Эх, пускай люди зарятся” (f) “То не брат с сестрой, то не муж с женой” (mf) “Добрый молодец с красной девицей” (p – pp) Музыкальный материал в 1м во 2м куплете изложен в гомофонно – гармоническом складе. В 3ем куплете тенора продолжают ту же тему, но вступление начинается с баса. Появляются элементы полифонии: “Эх, пускай на нас, люди зарятся”, за ними ту же фразу продолжают тенора:  Далее вступление вновь начинается с баса: “Ну и что ж”, за ними с теми же словами следуют тенора, а потом басы вступают с той же фразой. Это используется для того чтобы более ярко передать слушателю образ людей, которые друг за другом вопрошают “что за парочка!”, 3ий куплет заканчивается всеобщим восклицанием:  4ый куплет начинается со вступления теноров, за ними опять следует вступление басовой партии:  За этим следует всеобщая кульминация: “Добрый молодец с красной девицей, с красной девицей”, последние слова повторяются для того чтобы более ярко донести слушателю всю красоту и очарование юной девушки:  Вокально – хоровой анализ Это произведение написано для четырехголосного мужского хора (I, II тенор; I, II бас). Диапазон I тенора: соль (1 октава) - соль (2 октава) Диапазон II тенора: соль (1 октава) - фа (2 октава) Диапазон I - II баса: си (малая октава) - ля (первая октава) Общий диапазон: си (малая октава) - соль (2 октава) Динамические соотношения между партиями равнозначны. В 1мб 2м куплетах все голоса вступают на p и продолжают петь в той же динамике. В 3м с f начинают басы, тенора подхватывают их в том же динамическом соотношении. В 4м динамика mf начинается с теноров и басы в свою очередь ее продолжают. Далее p и все заканчивается общехоровым pp. В тесситурном плане трудности могут возникунть у I теноров, так как в их партии, встречается скачок на 6: си – соль (2 октавы):  Подобная трудность возникает и у басов. Идет восходящее движение фразы и с до (1 октава) резкий спуск на 6 – ми (малая октава):  Далее ближе к кульминации у I басов возникает резкий скачок на 8: си (большая октава) – си (малая октава). У II басов в этом же месте скачок на 6: си (большая октава) – соль (малая октава):  В гармоническом отношении, произведение исполняется довольно легко. Несмотря на отклонение, a moll – e moll, мелодия запоминается довольно быстро. У басов встречается мелодическое движение во время отклонения в e moll:  Трудности, которые могут возникнуть при исполнении этого произведения: 1. Чистота интонирования. 2. Исполнение темпа с движением во фразе.. 3. Динамические контрасты. 4. Восходящие, нисходящие ходы (параллельные терции, скачки) 5. Вступление партий в разные доли. Фразировка подчинена литературному тексту, так как раскрытие содержания – одна из важнейших задач композитора. Звуковедение – legato Дыхание общехоровое и по партиям. 5. Исполнительский план изучаемого произведения Средства музыкальной выразительности, использующиеся в произведении, направлены на раскрытие его содержание, идеи и образов. Для того чтобы их раскрыть и передать слушателю, дирижеру необходим вокально – хоровой и музыкально – теоретический анализы для воплощения идеи и исполнения произведения перед слушателями. Заключение Проведя музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ русской народной песни «Ах ты душечка», можно сказать, что это произведение предназначено для исполнения профессиональным хором, так как оно требует определенных исполнительских навыков: - чистое интонирование - исполнение четырехголосия - исполнение темпа с движением во фразе. - восходящие, нисходящие ходы (параллельные терции, скачки) - вступление партий в разные доли. - создание образа произведения, раскрытие идеи Эти навыки очень важны для передачи произведения перед слушателями. Основой всего будет являться передача образов и раскрытие идеи. Создание образа и раскрытие идеи произведения – это один из важнейших моментов в практической работе над любым произведением. |