ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Из современной русской литературы От автора Статьи издания отражают художественно-поэтический мир русского человека, созданный его предками-славянами, характеризуют законы этого мира, показывают его гармонию и мудрость. Книга состоит из двух частей. В первой объяснено содержание наиболее распространенных терминов фольклористики, охарактеризованы жанры русского фольклора. Во второй части описываются важнейшие фольклорные персонажи, раскрываются генезис, развитие и причины социально-исторического изменения художественно-поэтических образов популярных в народе святых, исторических лиц, а также представления о доме, природе, семье, жизни. Каждая статья включает в себя заголовочную единицу – понятие – и его варианты, данные в квадратных скобках. Далее следуют толкование понятия, история его возникновения, назначение, примеры отражения в произведениях художественной литературы и живописи. Для удобства читателя приведены два указателя – тематический и алфавитный. Тематический указатель перечисляет все части и разделы данного издания и входящие в них понятия. Это дает возможность легко ориентироваться в содержании книги и быстро находить слова по необходимой тематике. Алфавитный указатель представляет собой список всех имеющихся в издании понятий, расположенных в алфавитном порядке. Для облегчения поиска статьи каждое понятие снабжено индексом. Его первый символ (римская цифра) указывает номер части, в которой помещено слово; второй (арабская цифра) – номер раздела; третий (прописная буква) – подраздел. Например: АвсеньП.2.а. Индекс отражает классификационную отнесенность понятия. Часть I Основные жанры русского фольклора 1. Состав и содержание: общая характеристика Анекдот – один из жанров фольклора: короткий устный рассказ с остроумной и неожиданной концовкой. Анекдоты можно по праву назвать любимейшим жанром современности. В славянском фольклоре излюбленным персонажем был разыгрывающий односельчан мужик: – Иван, соври чего-нибудь! – Да некогда мне! Там воз с мукой через реку перевозили, да перевернули, я бегу, может, чего добуду! (Надо ли говорить, что крестьяне бросили свою работу и побежали на реку, где никакого воза не было и в помине.) Героем современного анекдота может быть кто угодно – от исторического персонажа до популярного эстрадного певца. Байка – традиционно мужской устный рассказ шутливого характера, претендующий на правдоподобие; относится к малым фольклорным формам. Популярны байки охотничьи, рыбачьи, морские, шахтерские, театральные и шоферские. Сомы здоровущие бывают и прячутся в жаркие дни в подводные пещеры. Случайно попадешься к нему, занырнешь или еще чего, в момент налетит, уволокет, сожрет запросто (Байка о сомах-людоедах). Баллада(балладная песня, балладный стих) – один из жанров русского фольклора, возникший из народной песни трагического содержания. Важнейшие характеристики балладных песен – эпичность, семейно-бытовая тематика, психологический драматизм. Для балладных песен характерны предсказанный роковой исход, узнавание трагического, одноконфликтность. Как правило, в них действуют антагонистические персонажи: губитель и жертва. Баллады обладают многими признаками, сближающими их с другими песенными жанрами, насыщенными общими для народного эпоса фантастическими и магическими мотивами. Термин «баллада» в фольклористике сравнительно нов. Предложенный П.В. Киреевским в XIX в., он укоренился лишь столетие спустя. Сам народ, исполняя балладные песни, не отличал их от других. Примером классической баллады служит лироэпическая песня «Василий и София». Все содержание – вечный сюжет о влюбленных, взаимное чувство которых столь сильно, что побеждает смерть. Возлюбленных губит ревнивая и злая мать Василия: Во правой руке зелено вино несет, Во левой руке зелье лютое, Из правой руки Василью подала, Из левой руки Софии отдала: – Пей-ко, София, Василью не давай!.. Василий пил, Софии подносил, Софиюшка пила, Василью поднесла… Ко утру-свету преставились… На Васильевой могилке вырастала золота верба, На Софииной могилке – кипарисно деревцо. Корешок с корешком сорасталися, Прут с прутом совивалися, Листок со листком солипалися…
Сюжеты многих балладных песен построены на взаимоотношениях девушки и добра молодца («Дмитрий и Домна», «Девушка отравила молодца»). Наиболее древние любовные коллизии баллады связаны с инцестом сестры и брата. Бывальщина (см. Быличка). Былина– произведение песенного характера, песня-поэма. Ей свойственны величие содержания, грандиозность, монументальность образов, героический пафос. Реально-историческая основа былин – Русь X—XI вв. Известно около ста былинных сюжетов. Русский народный эпос – это не только поэтическое воссоздание жизни, но и отражение исторического сознания народа. Сегодня известны тексты более трех тысяч былин, но на самом деле их было, безусловно, намного больше. Для изучения мироощущения и мировосприятия человека, жившего в Древней Руси, его идеалов и нравственно-эстетических ценностей научная значимость былин колоссальна. В русском и западноевропейском эпосе имеются общие сюжеты (эпические герои борются с врагами и иноверцами), но в русских былинах отсутствует идея религиозных войн; ни верность вождю, ни кровавая месть не становятся определяющими темами русского эпоса. В русских былинных традициях – освобождение, защита, прославление земли русской и ее народа. Открытие русского эпоса состоялось относительно недавно, после опубликования в 1804 г. сборников Кирши Данилова, включающих 60 фольклорных произведений. Впоследствии собрание былин было дополнено находками П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Наряду с могучими богатырями в них упоминаются и калики перехожие. Они исцеляют и наделяют непобедимой силой Илью Муромца. «Сокрутившись» каликами, богатыри проникают в иноземные города, выходят на бой с врагами. Есть среди былинных героев Калика-богатырь, побивающий силушку, которой «сметы нет», значителен и образ сильного, могучего Иванищо, с которым не решается вступить в бой сам Илья Муромец. Калики в фольклоре не противопоставляются богатырям, а сами являются богатырями, так как в те времена духовный подвиг приравнивался к ратному. Былины новгородского цикла (о Садко и Василии Буслаеве) по общему своему складу и особенностям сюжетов несколько отличаются от героических. В этих былинах отсутствует характерная для киевского цикла тема борьбы с чужеземными захватчиками и внутренними врагами, нет противостояния богатыря князю или боярам. Былины о Садко и Василии Буслаеве решали нравственную задачу. Идейный их смысл в том, чтобы показать необыкновенные возможности, которые открываются перед богатырями благодаря их личным качествам. Симпатия героям обеспечивается исключительно за счет совершения ими верного выбора. Так, Садко, несмотря на прямую зависимость от Морского царя, предпочитает совет явившегося к нему с увещеванием христианского святого; Василий совершает паломничество в Иерусалим, сожалея, что много убивал и грабил. Редкостный сплав мудрости и поэтичности отличает русский эпос. Каждая былина помимо главной идеи честного служения Отечеству содержит размышления о мучительных нравственно-психологических исканиях главных героев. Так, Илья Муромец оказывается в ситуации трудного выбора: жениться или умереть. Добрыня Никитич вынужден примириться с двоюродным братом, пытающимся отбить у него жену. Склонный к неумеренной похвальбе и пьянству Дунай в конце концов жестоко наказан судьбой за самонадеянность: он теряет жену и детей. Сокольничек не прощает родителям гражданского (не освященного церковью) брака и безотцовщины. Дочери князя Владимира также безмерно стыдно за недостойные поступки отца-государя. Василий Буслаев не знает, как остановить поток своих злодеяний. Михайло Потык никак не совладает с любовью к изменившей ему жене. Алёша Попович в течение 12 лет упорно ухаживает за женой друга, не в силах справиться со своим чувством. Сложные ситуации нравственного выбора героев можно перечислять бесконечно. При внимательном чтении видим, что былины чрезвычайно актуальны и ничуть не утратили злободневности: они и сегодня помогают нам прогнозировать последствия своего выбора, напоминая, что великие силы должны быть направлены на решение великих задач. Образы богатырей воплощены в лучших полотнах замечательных русских художников – М.В. Врубеля («Богатырь», 1898; «Тридцать три богатыря», 1901), В.М. Васнецова («Три богатыря»), Е.А. Лансере («Святослав», «Тройка»). Вторая симфония известного русского композитора А.П. Бородина называется «Богатырская», Е.И. Фомин создал оперу «Новгородский богатырь Боеславич» (1786); среди популярных музыкальных сочинений А.С. Аренского почетное место занимает «Фантазия на темы сказителя былин И. Рябинина». Быличка(бывальщина) – мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имевшие место в реальной жизни. Достоверность, фактографичность этих рассказов подтверждается конкретными именами: «Сосед рассказывал мне историю. Он вообще-то человек несуеверный, грамотный, инвалид Отечественной войны»; точными географическими названиями места действия: «И вот такой же на Приисковой – Александр Картинин жил – он же наш был, ключевской». Если в сказках с их особенным миром, пространством, отлаженной системой персонажей нет места обыденности, то былички, наоборот, не содержат ничего чудесного. Мир быличек прост и хорошо знаком. Как правило, это деревенский быт, домашняя жизнь, полная забот и трудов. Действующие герои – сами рассказчики или их хорошие знакомые, родственники. Главное различие между сказкой и быличкой заключается в отношении слушателей и рассказчика к повествуемому. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку – так, как будто это правда. Быличка самым естественным образом вплетается в ткань нашей повседневной жизни: кто из нас не сталкивался с «вещими снами» или «сбывшимися» приметами? google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Историческими корнями былички уходят в славянскую мифологию: в них отражены древнейшие представления наших предков о множественности хозяев рек, озер, полей и лесов; духов садов и огородов, домов и овинов, бань и амбаров. Далекие от нас предки не могли понять причины различных несчастий или, наоборот, благополучия, везения или неудач. Проще всего было объяснить какое-либо событие влиянием (покровительством или вредительством) власть имущих существ-нелюдей: покойников, русалок, леших, банников, полевых, ведьм и т. д. Особая ценность быличек заключается в том, что сквозь данные живыми красками образы и явления современного быта проступает густой слой архаических представлений наших предков, распознавание которых – не только полезное для науки, но и увлекательнейшее само по себе занятие. Детский фольклор– обобщенное название небольших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождающие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребьевки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, пестушки, приговорки, потешки, считалки (см. соответствующие статьи). Докучная сказка(от докучать – надоедать) – специфический жанр фольклорных повествований, бесконечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихотворную форму: Жила-была бабка возле самой речки, Захотелось бабке искупаться в речке, Купила бабка мыло, купила мочало, Эта сказка без конца, начинай сначала! Жила-была бабка…
В те времена, когда сказителей слушали коллективно, докучные сказки выполняли важную организующую роль: привлекали внимание, собирали слушателей, позволяя им уютнее устроиться в ожидании главного повествования: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала». Шутливое повторение действия докучной сказки создает ощущение непрерывности, постоянства и неизменности жизненных явлений: «Летел гусь, сел на дорогу, упал в воду. Мок-мок, кис-кис – вымок, выкис, вылез – сел на дорогу и опять упал в воду. Мок-мок, кис-кис, вымок, выкис, вылез…». В докучной сказке события беспрерывно крутятся, как в киноленте, «стирая» ужас реальных событий, демонстрируя, как легко страшное превращается в смешное: У попа была собака. Он ее любил. Она съела кусок мяса. Он ее убил. И в землю закопал, И надпись написал: «У попа была собака…»
Что докучает, то и научает (пословица) – вот универсальная формула понимания и объяснения простых истин. Известный фразеологизм «сказка про белого бычка» восходит к аналогичной сказке – «приставалке», корни которой уходят в далекое прошлое и связаны с культом белого быка (воплощение Зевса в эллинской мифологии, Аписа – в египетской и др.), чей образ обозначал благоденствие и процветание. Выражение «сказка про белого бычка» – символ бессмысленности желаний, ибо настоящая сказка (то самое благоденствие) никогда не будет не только завершена, но даже и начата: – Рассказать тебе сказку про белого бычка? – Расскажи! – Тебе «расскажи», мне «расскажи». – А рассказать тебе сказку про белого бычка? – Давай! – Тебе «давай!», мне «давай!» – А рассказать тебе сказку про белого бычка? – Не надо. – Тебе «не надо», мне «не надо». – А рассказать тебе сказку про белого бычка? – Отстань. – Тебе «отстань», мне «отстань». Старинный народный жанр любим и современными поэтами: Шли из Африки в Саратов Семь отчаянных пиратов. Не дошли до Душанбе — Видят надпись на столбе: «Шли из Африки в Саратов Семь отчаянных пиратов. Не дошли до Душанбе — Видят надпись на столбе: „Шли из Африки“…»
(Б.В. Заходер). Из современной русской литературы Все художественные произведения, кроме частично или полностью утраченных, имеют начало и конец. Исключение составляет «Сказка про Беленького бычка», имеющая начало, но не имеющая конца. Именно «Сказка про Беленького бычка», пропитанная народной мудростью от первого до последнего слова, подсказывает, как найти конец в истории, длящейся бесконечно: конец – это та точка истории, когда все начинается с начала! (М. Кураев. Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург). Духовные стихи– песни религиозного содержания, возникшие как поэтические переложения народом основ христианского вероучения. Народные названия духовных стихов: старины, псалмы, стихи. Характерная особенность духовных стихов – противопоставление религиозного мирскому. Один из древнейших духовных стихов – «Плач Адама» был известен уже в XII в. Массовое же распространение духовных стихов начинается примерно с XV в. |