Семья, домохозяйство и детство в средневековой России Пояснительная записка Настоящее издание разработано в соответствии с программой учебного курса «Отечественная история» для студентов заочного отделения Самарской академии государственного и муниципального управления. Оно содержит темы контрольных работ, планы семинарских занятий, вопросы к экзаменам, а также списки рекомендуемой литературы по курсу Отечественной истории. Курс ставит перед студентами задачу изучения сложных, многоплановых процессов, порою однобоко раскрытых в исторической литературе. Поэтому для усвоения курса первостепенное значение имеет изучение источников. В течение семестра каждому студенту предстоит подготовить контрольную работу. Контрольная работа должна иметь объем около шести страниц и состоять из трех частей, последовательно раскрывающих три предложенных вопроса. Первый вопрос посвящен одному или нескольким крупным историческим деятелям, либо знаменательному событию в истории России (например, «Александр III и его окружение», «Крестьянская реформа 1861 года»). Ваша задача состоит в том, чтобы на трех-четырех страницах текста изложить основные положения вопроса. Не стоит слепо копировать учебник или научную статью, лучше осмыслить тему и сформулировать ответ самостоятельно. Это требует некоторых усилий, но они не напрасны: базовая часть работы будет выглядеть более целостной и содержательной, а кроме того, твердые знания первого вопроса необходимы для ответа на следующий. Вторая часть контрольной работы тесно связана с первой. Вопросы этого блока требуют прямых аргументированных ответов (например, «Зачем власти в середине XVII века провели церковную реформу?») Практика показывает, что задания такого рода вполне по силам тем студентам, которые хорошо разобрались в первом вопросе. В случае, если проблема представляется вам сложной, не стесняйтесь обращаться к преподавателю за консультацией. Вопросы третьего блока предлагают решить историческую задачу, то есть поразмыслить над предложенным сюжетом и найти для него логичное объяснение (например, «Почему Петра называли Первым, а его отца (Алексея Михайловича) Первым никто никогда не называл?») Для многих эта часть контрольной работы представляется наиболее сложной, поскольку требует некоторой эрудиции в области русской истории. Вы не обязаны во что бы то ни стало найти правильное решение, достаточно изложить свою гипотезу и по возможности аргументировать ее. Если вы затрудняетесь с ответом, обращайтесь за помощью к преподавателю. Выполнение контрольной работы рекомендуется начать с изучения соответствующего раздела учебника. Полезно составить план работы, затем написать черновик. Отвечая на второй и третий вопросы, не надо искать единственно верного решения и бояться собственного мнения. Обоснованное суждение студента приветствуется и поощряется, поскольку цель контрольной работы состоит не в бездумной компиляции чужих высказываний, а в попытке осмысления проблемы; именно элементы научного поиска придают контрольной работе значение и ценность. В то же время, интерпретируя тот или иной сюжет, важно не скатываться к голословным утверждениям. Лучшая опора для научной гипотезы – исторические источники; подтверждайте ваши слова цитатами из источников и ссылками на научную литературу. Завершенная контрольная работа сдается в деканат и поступает преподавателю для проверки. Если работа выполнена в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, выставляется оценка «зачтено», если же в ходе проверки обнаруживаются значительные недостатки (текст работы содержит плагиат, взят из Интернета; один из вопросов недостаточно раскрыт или пропущен и т.д.), работа отправляется на переделку. В любом случае преподаватель пишет рецензию, в которой отмечает основные достоинства и недостатки контрольной работы. Работы, получившие оценку «не зачтено», должны быть переделаны с учетом замечаний и повторно сданы в деканат. В течение семестра будет проведено два семинарских занятия. Приведенные в данных методических указаниях вопросы к семинарам снабжены небольшим списком литературы и источников. Это не означает, что вы должны прочесть все упомянутые в нем издания, или строго ограничиться этим кругом. Историография проблем, вынесенных на обсуждение, широка и многообразна, поэтому рекомендуется также использовать сочинения других авторов и новые публикации источников. Основой подготовки к семинарскому занятию является самостоятельная работа с документами, которая формирует исследовательские навыки и содействует основательному изучению истории Отечества. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Вариант 1. 1. Этнополитические и социальные причины образования государственности у восточных славян. 2. В XVIII веке у ученых-историков было две теории об образовании государства на Руси. Что это за теории. Приведите аргументы их сторонников. 3. Согласно «Повести временных лет» славяне призвали на княжение варяга Рюрика с братьями. Однако в XVIII веке историк Г.З. Байер предположил, что призван был только Рюрик. Как он обосновал свою гипотезу? Вариант 2. 1. Политическая раздробленность на Руси в конце 11 – 12 вв. Ее последствия. 2. Почему многие историки называют Новгородское княжество «боярской республикой»? 3. В Европе XI века были случаи, когда тело ребенка, умершего до крещения, протыкали колом, и лишь затем хоронили. Зачем совершали это действие? Как относилась к нему церковь? Вариант 3. 1. Удельные княжества в эпоху татарского завоевания. 2. Укажите разницу между баскаками и бесерменами. 3. Полководцы монголо-татар не участвовали в сражениях, но руководили ими с дистанции, устроившись на возвышении. Рядом с ним располагались женщины и дети на лошадях. Кроме того, иногда кочевники сажали на лошадей соломенные чучела, которые дополняли окружение хана. С какой целью? Вариант 4. 4. Иван III – «государь всея Руси». 5. Что такое вотчинное и условное(поместное) землевладение? 6. В 1488 г. Иван III, отказываясь от «выгодного» предложения одного из европейских монархов, написал ему: «мы божьей милостью государи на своей земле изначала от бога». От чего он отказывался? Вариант 5. 1. Иван IV как публицист. 2. Зачем Иван Грозный вел переписку с Андреем Курбским? 3. На Ивана Грозного была наложена епитимья (церковное наказание), и он в течение года не имел права переступать порог храма. Однако, чтобы царь мог молиться и видеть службу, у Архангельского собора Московского Кремля был выстроен специальный «Царский» предел. За какое преступление был наказан Иван Грозный? Вариант 6. 4. Правление Лжедмитрия I. 5. Почему на рубеже XVI-XVII вв. на Руси появлялись самозванцы? 6. Как известно, Иван Сусанин завел в леса и болота поляков, и тем самым спас Михаила Романова. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни «за службу и кровь тестя его» с освобождением его и его потомства от всяких податей. Объясните, почему царь наградил не дочь Сусанина, а ее мужа? Вариант 7. 1. Соборное Уложение 1649 года. 2. Объясните, почему Соборное Уложение было издано гигантским для России XVII века тиражом 2000 экземпляров? 3. За одно из преступлений, грозивших подорвать финансовую систему государства, Соборное Уложение предусматривало страшную казнь: в горло виновному вливали расплавленный металл. Назовите это преступление. Вариант 8. 1. Царь Алексей Михайлович. 2. Зачем русские власти в середине XVII века провели церковную реформу? 3. Как назывался ящик, куда при Алексее Михайловиче складывали жалобы на злоупотребления тогдашних чиновников, дьяков и подьячих? Вариант 9. 1. Церковная реформа и раскол. 2. Какое значение имел Монастырский приказ в оформлении борьбы государства и церкви в XVII веке? 3. Лидеры противоборствующих сторон во время раскола – патриарх Никон и протопоп Аввакум – по национальности были мордвинами, а не русскими. Каким образом они могли стать иерархами русской православной церкви? Вариант 10. 1. Реформы Петра I. 2. Для чего Петр учредил Сенат? 3. Почему Петра называли Первым, а его отца (Алексея Михайловича) Первым никто никогда не называл? Вариант 11. 1. Екатерина II и идеалы Просвещения. 2. С какой целью Екатерина составила «Наказ»? 3. Известно, что наряду с жалованными грамотами дворянству и городам был подготовлен и проект третьего документа. Кому предназначалась третья жалованная грамота? Вариант 12. 1. Николай I. 2. Какие задачи выполняло III отделение С.Е.И.В. канцелярии? 3. Николай I стремился защитить русский рынок от дешевой иноземной продукции, и специальным указом запретил ввозить импортные товары без пошлины. Указ предусматривал техническое решение, благодаря которому с тех пор и до настоящего времени прямое железнодорожное сообщение между Европой и Россией без специальной остановки на границе стало невозможным. Что это за решение? Вариант 13. 1. Политические взгляды Н.М. Карамзина. 2. Для чего Карамзин написал «Записку о древней и новой России»? 3. Какую букву в 1797 году ввел в оборот Н.М.Карамзин? Вариант 14. 1. Социалистическая мысль в России: петрашевцы. 2. Почему петрашевцы были осуждены? 3. Крепостные крестьяне М.В.Буташевича-Петрашевского жили очень бедно. Однажды барин решил переселить их в один большой дом («фаланстер»), где они жили бы коммуной, без частной собственности и брачных связей. На деньги Петрашевского здание было построено и оснащено, однако в ночь перед заселением крестьяне сожгли его. Почему? Вариант 15. 1. Крестьянская реформа 1861 года. 2. Зачем после отмены крепостного права понадобилось проводить судебную, земскую и другие реформы? 3. При каком императоре в России была введена всеобщая воинская повинность? Вариант 16. 1. Александр III и его окружение. 2. Объясните, с какой целью в годы правления Александра III в России были проведены контрреформы? 3. Как могло случиться, что Александр III женился на невесте своего брата, Николая? Вариант 17. 1. Николай II и его семья. 2. Чем, на Ваш взгляд, объясняется влияние супруги последнего императора на курс правительственной политики? 3. Как могло случиться, что главнокомандующий русской армией в годы Первой мировой войны состоял в чине полковника? Вариант 18. 1. С.Ю.Витте. 2. Объясните, какое значение для экономики России имело железнодорожное строительство. 3. Это вещество известно с древних времен. В 1850 году на Земле добывалось лишь 300 тонн этого вещества, в 1900 году – уже более 20 000 000 тонн, причем Россия занимала первое место в мире. С начала ХХ века объемы добычи неуклонно возрастали. Назовите это вещество. Вариант 19. 1. Политические партии России в начале ХХ века. 2. Почему эсеры обогнали по численности другие политические партии России? 3. За что крупного деятеля партии эсеров, Екатерину Константиновну Брешко-Брешковскую, называли «бабушкой русской революции»? Вариант 20. 1. Политический портрет В.И.Ленина. 2. Почему партию рабочих и крестьян возглавлял дворянин В.И. Ульянов-Ленин? 3. Объясните, почему на центральных площадях советских городов было много памятников Ленину, а памятники Хрущеву, Брежневу, Андропову или Черненко были редкостью? Вариант 21. 1. И.В.Сталин как человек и вождь. 2. Почему в 1934 г. Сталин ликвидировал должность генерального секретаря ЦК ВКП(б) и стал просто одним из нескольких секретарей. 3. В библиотеке И. Сталинасохранилась книга, принадлежащая перу известного советского классика. На обложке рукой вождя несколько раз (видимо, в задумчивости) выведено одно и то же слово – "учитель". Назовите автора, и само произведение. Вариант 22. 1. Репрессии 30-х годов. 2. Поясните значение термина «партийная чистка». 3. Говорят и пишут о непротивлении И. В. Сталина складыванию его культа личности. Однако сам Сталин в 1938г. писал: «Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина»... Книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев... Это опасно и вредно». Как видим, Сталин публично боролся против культа личности. Но, он все-таки вырос до невероятных размеров. Почему? Вариант 23. 1. Борьба за власть в СССР после смерти И.В. Сталина. 2. Объясните, почему Л. П. Берия предложивший довольно «либеральные» мероприятия для реформирования политической системы СССР, потерпел поражение. 3. Через некоторое время после смерти И.В.Сталина подписчикам Большой Советской Энциклопедии по почте была разослана статья «Берингов пролив», с предложением вклеить ее вместо текста, посвященного недавно разоблаченному шпиону и врагу народа. Кому была посвящена статья, которую подписчикам предлагалось удалить из энциклопедии? Вариант 24. 1. «Антисоветская литература»: А.И.Солженицын. 2. Почему повесть «Один день Ивана Денисовича» была выдвинута на соискание Ленинской премии по литературе? 3. Назовите имя советского человека, который отказался от Нобелевской премии. Почему он так поступил? Вариант 25. 1. «Оттепель» в политической жизни страны. 2. Почему процесс «реабилитации» не затронул репрессированных в 30-е гг. XX в. советских политических деятелей: Зиновьева, Каменева, Бухарина, Рыкова? 3. Почему Хрущев назвал свои воспоминания «Пенсионер союзного значения»? Вариант 26. 1. Экономическая политика Н.С. Хрущева. 2. В марте 1954 года ЦК КПСС приняло решение о «…освоении залежных и целинных земель». К чему привело данное мероприятие? 3. Английский политик Уинстон Черчилль, который был современником и Николая II, и Никиты Хрущева, как-то сказал на злобу дня: "Что-то в мире не так: евреи воюют, немцы не хотят воевать, а Россия...". Закончите фразу. Вариант 27. 1. Внутренняя политика Л.И.Брежнева. 2. Объясните термин «теневая экономика». Как с ней боролись? 3. Эта книга изданная в СССР в 70-е гг. XX в. начиналась со слов «Дневников на войне я не вел». Назовите произведение и его автора. Вариант 28. 1. М.С. Горбачев и его реформы. 2. Какое значение борьба с алкоголизмом имела для экономики страны? 3. Какая "единица измерения" взята за основу при составлении этого реестра: М.С.Горбачев – 0, Ю.В.Андропов – 1, И.В.Сталин – 2, К.У.Черненко – 3, Н.С.Хрущев – 4, Л.И.Брежнев – 5? ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРАМ СЕМИНАР 1 Семья, домохозяйство и детство в средневековой России 1. Источники по истории семьи, домохозяйства и детства. 2. Статус и имущественные права членов семьи. 3. Положение женщины в русской семье. 4. Методы воспитания детей. 5. Религия в русской семье. Источники Домострой - Любое издание. Изборник. Повести Древней Руси. - М., 1987. Поучение Владимира Мономаха - Любое издание. Русская правда// Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 10 т. Т.1. - М., 1984. Соборное уложение 1649 г.// Российское законодательство Х-ХХ вв. : В 10 т. Т.3. - М., 1985. Литература Ключевский В.О. Два воспитания// Его же. Сочинения: в 9 т. Т.9. - М., 1990. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. - М., 1986. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1993. Кошелева О.Е. Дети как наследники в русском праве с древнейших времен до петровского времени// Социальная история. Ежегодник. 1998/99. – М., 1999. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.) Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. Леонтьев А.К. Быт и нравы// Очерки русской культуры XVII века. В 2 ч. Ч.2. - М., 1979. Лихачев Д.С. Великое наследие. - М., 1979. Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. - М., 1980. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1998. Пушкарева Н.Л. Мать и дитя в русской семье XVIII – начала XIX вв. // Социальная история. Ежегодник. 1997. - М., 1998. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. - М., 1989. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI-XIII вв. - Л., 1966. СЕМИНАР 2 |