МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПОТАНОВКА ЗВУКОВ. МЕТОДИКА РАБОТЫ





ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

От букв греческого алфавита.

Ротацизм – дефект Р –РЬ.

Лабдацизм

Сигматизм: - свистящих

- шипящих

Дефект нёбных звуков

- заднеязычные – каппацизм, гаммацизм, хитизм.

- среднеязычные – йотацизм.

Дефект озвончения. Дефект смягчения.

ПАРА – замена на другой звук.

 

Этапы и содержание коррекционно – логопедической работы при дислалии.

Этап – подготовительный.

Этап – этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Иногда 3 этап – формирования коммуникативных умений и навыков.

1 этап - Виды работ :

А) артикул.гимнастика

Б) развитие фонематического слуха

В) отработка опорных базовых звуков

Г) развитие мелкой моторики

Д) развитие общей моторики

 

А) АРТ.ГИМНАСТИКА - Это комплекс общих и специальных артикуляционных упражнений.

Цель: выработка подвижности органов артикуляции, точной переключаемости с одной аркулемы на другую, выработка автоматизма артикуляц.движений, устранение артикуляционной апраксии (нарушении произвольности движений при наличии в непроизвольном варианте). Требования к проведению!

Упражнения бывают: статические и динамические. (КОМПЛЕКС ОБЩИЙ АРТ.УПР.) – раздать. Выполнить.

Виды проведения рассказать, показать картинки, сказки о весёлом язычке.

Сочетание с развитие воздушной струи – дыхательная гимнастика, упр.для развития воздушной струи.

Б) развитие фонематического слуха (восприятия)

Учим слышать и выделять данный звук из ряда других! Отличать правильное и неправильное произношение. До того как ребёнок научится говорить его!

Игры – примеры, пособия.

В) отработка опорных звуков

Параллельно с арт.гимнастикой и развитием фонематического слуха уточняем артикуляцию опорных звуков, их звучание.

Для свистящих – И, Ф.

Для шипящих – Т, С.

Для звука Л – Т, Ы.

Для звука Р – Д, Ж.

 

Г) развитие мелкой моторики

 

Тесно связано с речевой моторикой. Частые нарушения. Спец.упр. – пальчиковая гимнастика. Развитие навыков самообслуживания – шнуровки, бантики, пуговицы. Занятия лепкой, изо, штриховка (небрежность и ассиметрия у дизартриков!) ПРИМЕРЫ

Д) развитие общей моторики

Физ.минутки, логоритмические упр. (ПРИМЕРЫ) Часто отмечаются при дизартрии. Не координируемая походка, не могут постучать по мячу, трудно пройти по прямой линии, спотыкаются. Занятия ритмикой, физ-рой, игры на прогулке.

Этап – формирование произносительных умений и навыков.

- постановка

- автоматизация

- дифференциация

- введение звука в речь

Постановка

Сущ-т несколько способов:

- по подражанию

- механический

- смешанный

Используем ранее отработанные арт.упр., объединяем их в нужную артикулему, добавляем воздушную струю и вызываем нужный звук. Звук считается поставленным, если ребёнок в любое время правильно произносит звук изолированно.

Автоматизация звука

Путём многократных тренировок добиваемся введения звука в речь. Проводится поэтапно.

- изолированно

- в слогах (звуки автоматизируем в слогах, прямых и обратных, в положении между гласными, стечение согласных.

 

Автоматизация в словах.

От слога к слову: са-сани, со – сок...со-со-со – покатилось колесо. Правила орфоэпии! (глаз – нельзя). Не д.б. дефектных звуков! Звук должен быть в начале, середине, конце. Одновременно работаем над расширением и уточнением словаря, формируем навыки звукового анализа и синтеза.



Автоматизация в предложениях.

Требования: ранее отработанные слова включаем в предложения. Лексика должна быть насыщена звуком. Не д.б. дефектных звуков. Работаем над предложением (анализ).

Автоматизация звука в текстах.

Лексический материал д.б. интересен: загадки, поговорки, стихи, потешки, короткие и длинные рассказ. Т.о. постепенно водим звук в связную самостоятельную речь ребёнка.

Этим этапом заканчивается работа с детьми, у которых имеет место только фонетическое недоразвитие (звукопроизношение).

3. ДифференциацияДля ФФ.

В речи есть смешение звуков, замены. Проводит поэтапно:

- смешиваемые звуки дифференцируем изолированно, в слогах, словах и т.д.

 

1 тип слов: с – ш. используем символы!

2тип (паронимы): мыс – мышь, мышка – миска.

3 тип: шоссе, солнышко, сушка.

Дифферц-ция по акустическим, артикуляцион., моторным признакам.

Диф-ция в предложениях – подбор предложений, где много звуков: Косолапый мишка собирал в лесу шишки.

Введение звука в речь

Дети с нарушением интеллекта, алалики, ЗПР, когда звкопроизношение является частью сложного дефекта (рассказы, пересказы – этап формирования коммуникативных умений и навыков).

ПОТАНОВКА ЗВУКОВ. МЕТОДИКА РАБОТЫ

Сигматизм свистящих

Артикуляция звука в норме (ПРОФИЛЬ)

Губы в улыбке, зубы разомкнуты 1-2 мм, резцы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка широкая, распластанная, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. По середине желобок, идёт сильная холодная струя, мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздушной струи в носовую полость, голосовые складки разомкнуты. КАРТОЧКА ЗВУКА. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ,

Виды нарушений:

- пропуск. Не работает язык.

Отработка от Ф – С.

Комплекс АГ.:

1. улыбка

2. лопаточка (поругаем, наказать непослушный язычок)

3. футбол

4. гармошка

5. горка, катушка, киска

6. почистим зубки нижние

Выработка воздушной струи: дуем в пузырьки, дуть в улыбке, свечки, султанчики, чай.

Межзубный сигматизм – между зубами. Как переходный этап.

Боковой – хлюпающий звук.

Носовой – храп, носовой Х.

Губно – зубной парасигматизм – замена на Ф.

Призубный парасигматизм – замена на Т

Шипящий парасигматизм

Постановка зондом №1-2. ПОКАЗ. ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ.

Звук СЬ – ставим от С + И.мягкость отмечается подъёмом средней части языка, напряжением кончика языка. Упр. я-я- ся-ся...

Звук З – участие голоса. Ставим от С + тактильный контроль.

Звук ЗЬ – аналогично путём озвончения СЬ.

Звук Ц – аффрикат. Ставим от ТС. Автоматизация в обратных слогах АТС, ОТС. Колодец, заяц, палец...

Часто встречается СЬ, С нет. При дизартрии. При С – спинка напряжена, при СЬ – ослаблена.

Устранение: дифференцируем С – СЬ. Снять напряжение средней части языка. Упр. «Лопаточка» - дуем на кончик, разминаем. Вызываем от СЬ путём соединения с И.

Сигматизм шипящих

ПРОФИЛЬ ЗВУКА Ш. показ и объяснение. КАРТОЧКА.

Нарушения как и при сигматизме свистящих. Виды те же. + щечное произношение (весь уклад надо формировать).

Свистящий сигматизм шипящих =шипящий парасигматизм.

Работа над диф-цией Ш = С, правильная артикуляция, ставим звук.

Комплекс АГ.:

1. лопатока

2. облизать губу

3. вкусное варенье

4. фокус

5. чашечка

6. лошадка – грибок – гармошка

7. качель

Постановка

1. от звука С – поднимаем язык и сжимаем щёки.

2. от «Чашечки».

3. от Т – с задуванием.

4. от Р – шёпотом произносит звук, с помощью шпателя приглушаем вибрацию.

Постановка Ж - от Ш путём озвончения. Контроль тактильно – вибрационный.

Постановка Щ – от подражания от звука Ш растягиваем уголки рта. От звука СЬ – поднимаем вверх АСЬ (в обратных слогах).

 

 


Этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

Нарушение звукопроизношения Дефект звука Артикуляция в норме Комплекс АГ Виды нарушений Постановка
Сигматизм свистящих С Губы в улыбке, зубы разомкнуты 1-2 мм, резцы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка широкая, распластанная, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. По середине желобок, идёт сильная холодная струя, мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздушной струи в носовую полость, голосовые складки разомкнуты. Часто встречается СЬ, С нет. При дизартрии. При С – спинка напряжена, при СЬ – ослаблена. Устранение: дифференцируем С – СЬ. Снять напряжение средней части языка. Упр. «Лопаточка» - дуем на кончик, разминаем. Вызываем от СЬ путём соединения с Ы. 1. улыбка 2.лопаточка (поругаем, наказать непослушный язычок) 3. футбол 4. гармошка 5. горка, катушка, киска 6. почистим зубки нижние Межзубный сигматизм – между зубами. Боковой – хлюпающий звук. Носовой – храп, носовой Х. Губно – зубной парасигматизм – замена на Ф. Призубный парасигматизм – замена на Т Шипящий парасигматизм – замена на Ш. 1. От И. 2. От Ф. 3. Межзубный вариант произнесения 4. Зондом №1-2
СЬ Отличается подъёмом средней части языка, большим напряжением кончика языка.     От С с прибавлением звука И.
З Участие голоса. Ставим от С + подключаем голос. Тактильный контроль.
ЗЬ Большее напряжение средней части и кончика языка. Аналогично путём озвон-чения СЬ или от З + И.
Ц Губы слегка в улыбке. Видны нижние и верхние резцы, зубы сближены, кончик языка широкий, за нижними резцами, боковые края языка приподня-ты и плотно смыкаются с верхними боковыми зу-бами. Воздушная струя сильная, толчкообразная, холодная. Межзубный Пропуск Замена составляющим (Т или С) 1. Ставим от ТС. Автоматизация в обратных слогах АТС, ОТС. 2. «Катушечка»
Сигматизм шипящих Ш Губы округлены. Зубы разомкнуты. Резцы обнажены. Кончик языка поднят вверх. Боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Спинка языка широкая, принимает форму «чашечки». На конце языка широкая тёплая воздушная струя. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты. 1. лопаточка 2. облизать губу 3. вкусное варенье 4. фокус 5. чашечка 6. лошадка – грибок – гармошка 7. качели   Аналогичные сигматизму свистящих 1. от звука С – поднимаем язык и сжимаем щёки. 2. от «Чашечки». 3. от Т – с задуванием. 4. от Р – шёпотом произносит звук, с помощью шпателя приглушаем вибрацию. 5. Зондом №3,5.
Ж Аналогично Ш с включением голоса. Появляется небольшая вибрация языка. Постановка Ж - от Ш путём озвончения. Контроль тактильно – вибрационный
Щ Губы округлены, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые складки не работают (разомкнуты). 1. по подражанию 2. от звука Ш растягиваем уголки рта. 3. от звука СЬ – поднимаем вверх АСЬ (в обратных слогах).
Ч Аффрикат. Состоит из Т и Щ. Сильная толчкообразная струя воздуха. Губы округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Горло не дрожит. 1. Слитно произнести Т+Щ, убыстряя темп. 2. от ТЬСЬ в верхнем положении (в обратных слогах АТЬСЬ)
Ламбдацизм Л Губы в нейтральном положении, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Кончик языка поднят вверх. Средняя часть спинки языка опущена, задняя и корень – поднят. Боковые края опущены. Воздушная струя уходит в щёки, голосовые складки сомкнуты. Язык принимает форму «седла». 1. Отработка звука Т –укрепляем кончик языка. 2. Лошадка – грибок – гармошка. 3. Пароход гудит. 4. Балалайка, Индюк. 5. Почистим зубки. 6. Вкусное варенье. 7. Наказать непослушный язычок Пропуски Губно-губное произношение (В). Межзубное (явное или скрытое). Носовое произношение. Параламбдацизм (ль,й, в, нг, д,у,р) 1. Пароход гудит или «Поймай хвстик» (мезжубное положение). 2. Упр. «Колокол». 3. Упр. «Индюк», «Болтушка» (в за зубном положении). 4. Сквозь сомкнутые зубы, упираемся языком, гудим. Резко открываем рот. 5. зонд №4
ЛЬ Губы в улыбке, кончик языка поднят несколько выше, упирается в альвеолы, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперёд, что даёт смягчение. Дифференцируем Л – ЛЬ. Большая кукла – маленькая (ласковая песенка – грубая)
Ротацизм Р Губы в нейтральном положении, зубы разомкнуты, резцы обнажены, широкий кончик языка и передняя часть подняты. Боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Сильная воздушная струя направлена на кончик языка, при этом кончик языка вибрирует. Мягкое нёбо поднято, складки голосовые сомкнуты и вибрируют. 1. Лопатка. 2. Вкусное варенье 3. Чашечка 4. Лошадка 5. Грибок – гармошка. 6. Почистим зубки. 7. Постучать по альвеолам. 8. Маляр. Пропуск звука. Межзубное произношение. Боковое произношение. Горловой ротацизм (велярное, увулярное). Одноударное (проторный). Кучерное. 1. От Д (ДЖ) – стреляем. 2. От ДЗ. 3. От З (ДЗЕ) – в верхнем положении. Вызываем проторный звук. 4. Заводим моторчик – механически (Д,Ж) 5. «Грибок» 6. «Болтушка» 7. Зонд №1, 6  
РЬ       Р + И
Каппацизм К Кончик языка оттянут назад, опущен вниз. Задняя часть боковых краёв языка плотно прилегает к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка поднята, образуя смычку на границе твёрдого и мягко нёба, голосовые складки разомкнуты.   Дефектное произношение – с помощью голосовых складок. Тетизм 1. От Т – механически. 2. От кашля. 3. От беззвучной артикуляции, по типу храпа. На вдохе «КА».
КЬ         К + И
Гаммацизм Г Аналогично с включением голоса.   Диалект. Парагаммацизм (тетизм) 1. От Д – механически.
ГЬ       Г + И
Хитизм Х Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Спинка языка в форме «горки», выгнута. Горло не дрожит.   Пропуск, замена (П) 1. От С – отодвигаем вглубь рта. 2. По подражанию – греем ручки. 3. По подражанию – от смеха после выдоха.
ХЬ        
Йотацизм Й Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые складки работают.   Отсутствие звука Замена (ЛЬ) 1.Произносим вместо Й - И. Потом кратко. 2. Сочетание АИА. Медленно, потом по сигналу ускоряя темп, на одном дыхании АИАИАИ.
Дефект озвончения Замена всех звонких на глухие звуки Дизартрики, алалики, у детей с нарушением слуха. Общеукрепляю-щие упр. + Развиваем фонематический слух!   Ставим сначала фрикативные звуки от Ш – Ж. Потом взрывные: б (вибрация нижней губы). Закрепляем также в слогах. От Б _ Д (межзубное, убираем губы). От Д – Г.
Дефект смягчения Нет мягких звуков. Замена на твёрдые или их смешение. Алалики, дети с нарушением слуха. Общеукрепляю-щие упр. + Развиваем фонематический слух!   1. По подражанию. 2. Дифференциация твёрдых – мягких. Сочетаем с йотированными гласными: я-е-ё-ю.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.