ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПОТАНОВКА ЗВУКОВ. МЕТОДИКА РАБОТЫ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ От букв греческого алфавита. Ротацизм – дефект Р –РЬ. Лабдацизм Сигматизм: - свистящих - шипящих Дефект нёбных звуков - заднеязычные – каппацизм, гаммацизм, хитизм. - среднеязычные – йотацизм. Дефект озвончения. Дефект смягчения. ПАРА – замена на другой звук. Этапы и содержание коррекционно – логопедической работы при дислалии. Этап – подготовительный. Этап – этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Иногда 3 этап – формирования коммуникативных умений и навыков. 1 этап - Виды работ : А) артикул.гимнастика Б) развитие фонематического слуха В) отработка опорных базовых звуков Г) развитие мелкой моторики Д) развитие общей моторики А) АРТ.ГИМНАСТИКА - Это комплекс общих и специальных артикуляционных упражнений. Цель: выработка подвижности органов артикуляции, точной переключаемости с одной аркулемы на другую, выработка автоматизма артикуляц.движений, устранение артикуляционной апраксии (нарушении произвольности движений при наличии в непроизвольном варианте). Требования к проведению! Упражнения бывают: статические и динамические. (КОМПЛЕКС ОБЩИЙ АРТ.УПР.) – раздать. Выполнить. Виды проведения рассказать, показать картинки, сказки о весёлом язычке. Сочетание с развитие воздушной струи – дыхательная гимнастика, упр.для развития воздушной струи. Б) развитие фонематического слуха (восприятия) Учим слышать и выделять данный звук из ряда других! Отличать правильное и неправильное произношение. До того как ребёнок научится говорить его! Игры – примеры, пособия. В) отработка опорных звуков Параллельно с арт.гимнастикой и развитием фонематического слуха уточняем артикуляцию опорных звуков, их звучание. Для свистящих – И, Ф. Для шипящих – Т, С. Для звука Л – Т, Ы. Для звука Р – Д, Ж. Г) развитие мелкой моторики Тесно связано с речевой моторикой. Частые нарушения. Спец.упр. – пальчиковая гимнастика. Развитие навыков самообслуживания – шнуровки, бантики, пуговицы. Занятия лепкой, изо, штриховка (небрежность и ассиметрия у дизартриков!) ПРИМЕРЫ Д) развитие общей моторики Физ.минутки, логоритмические упр. (ПРИМЕРЫ) Часто отмечаются при дизартрии. Не координируемая походка, не могут постучать по мячу, трудно пройти по прямой линии, спотыкаются. Занятия ритмикой, физ-рой, игры на прогулке. Этап – формирование произносительных умений и навыков. - постановка - автоматизация - дифференциация - введение звука в речь Постановка Сущ-т несколько способов: - по подражанию - механический - смешанный Используем ранее отработанные арт.упр., объединяем их в нужную артикулему, добавляем воздушную струю и вызываем нужный звук. Звук считается поставленным, если ребёнок в любое время правильно произносит звук изолированно. Автоматизация звука Путём многократных тренировок добиваемся введения звука в речь. Проводится поэтапно. - изолированно - в слогах (звуки автоматизируем в слогах, прямых и обратных, в положении между гласными, стечение согласных. Автоматизация в словах. От слога к слову: са-сани, со – сок...со-со-со – покатилось колесо. Правила орфоэпии! (глаз – нельзя). Не д.б. дефектных звуков! Звук должен быть в начале, середине, конце. Одновременно работаем над расширением и уточнением словаря, формируем навыки звукового анализа и синтеза. Автоматизация в предложениях. Требования: ранее отработанные слова включаем в предложения. Лексика должна быть насыщена звуком. Не д.б. дефектных звуков. Работаем над предложением (анализ). Автоматизация звука в текстах. Лексический материал д.б. интересен: загадки, поговорки, стихи, потешки, короткие и длинные рассказ. Т.о. постепенно водим звук в связную самостоятельную речь ребёнка. Этим этапом заканчивается работа с детьми, у которых имеет место только фонетическое недоразвитие (звукопроизношение). 3. ДифференциацияДля ФФ. В речи есть смешение звуков, замены. Проводит поэтапно: - смешиваемые звуки дифференцируем изолированно, в слогах, словах и т.д. 1 тип слов: с – ш. используем символы! 2тип (паронимы): мыс – мышь, мышка – миска. 3 тип: шоссе, солнышко, сушка. Дифферц-ция по акустическим, артикуляцион., моторным признакам. Диф-ция в предложениях – подбор предложений, где много звуков: Косолапый мишка собирал в лесу шишки. Введение звука в речь Дети с нарушением интеллекта, алалики, ЗПР, когда звкопроизношение является частью сложного дефекта (рассказы, пересказы – этап формирования коммуникативных умений и навыков). ПОТАНОВКА ЗВУКОВ. МЕТОДИКА РАБОТЫ Сигматизм свистящих Артикуляция звука в норме (ПРОФИЛЬ) Губы в улыбке, зубы разомкнуты 1-2 мм, резцы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка широкая, распластанная, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. По середине желобок, идёт сильная холодная струя, мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздушной струи в носовую полость, голосовые складки разомкнуты. КАРТОЧКА ЗВУКА. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ, Виды нарушений: - пропуск. Не работает язык. Отработка от Ф – С. Комплекс АГ.: 1. улыбка 2. лопаточка (поругаем, наказать непослушный язычок) 3. футбол 4. гармошка 5. горка, катушка, киска 6. почистим зубки нижние Выработка воздушной струи: дуем в пузырьки, дуть в улыбке, свечки, султанчики, чай. Межзубный сигматизм – между зубами. Как переходный этап. Боковой – хлюпающий звук. Носовой – храп, носовой Х. Губно – зубной парасигматизм – замена на Ф. Призубный парасигматизм – замена на Т Шипящий парасигматизм Постановка зондом №1-2. ПОКАЗ. ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ. Звук СЬ – ставим от С + И.мягкость отмечается подъёмом средней части языка, напряжением кончика языка. Упр. я-я- ся-ся... Звук З – участие голоса. Ставим от С + тактильный контроль. Звук ЗЬ – аналогично путём озвончения СЬ. Звук Ц – аффрикат. Ставим от ТС. Автоматизация в обратных слогах АТС, ОТС. Колодец, заяц, палец... Часто встречается СЬ, С нет. При дизартрии. При С – спинка напряжена, при СЬ – ослаблена. Устранение: дифференцируем С – СЬ. Снять напряжение средней части языка. Упр. «Лопаточка» - дуем на кончик, разминаем. Вызываем от СЬ путём соединения с И. Сигматизм шипящих ПРОФИЛЬ ЗВУКА Ш. показ и объяснение. КАРТОЧКА. Нарушения как и при сигматизме свистящих. Виды те же. + щечное произношение (весь уклад надо формировать). Свистящий сигматизм шипящих =шипящий парасигматизм. Работа над диф-цией Ш = С, правильная артикуляция, ставим звук. Комплекс АГ.: 1. лопатока 2. облизать губу 3. вкусное варенье 4. фокус 5. чашечка 6. лошадка – грибок – гармошка 7. качель Постановка 1. от звука С – поднимаем язык и сжимаем щёки. 2. от «Чашечки». 3. от Т – с задуванием. 4. от Р – шёпотом произносит звук, с помощью шпателя приглушаем вибрацию. Постановка Ж - от Ш путём озвончения. Контроль тактильно – вибрационный. Постановка Щ – от подражания от звука Ш растягиваем уголки рта. От звука СЬ – поднимаем вверх АСЬ (в обратных слогах). Этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Нарушение звукопроизношения | Дефект звука | Артикуляция в норме | Комплекс АГ | Виды нарушений | Постановка | Сигматизм свистящих | С | Губы в улыбке, зубы разомкнуты 1-2 мм, резцы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка широкая, распластанная, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. По середине желобок, идёт сильная холодная струя, мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздушной струи в носовую полость, голосовые складки разомкнуты. Часто встречается СЬ, С нет. При дизартрии. При С – спинка напряжена, при СЬ – ослаблена. Устранение: дифференцируем С – СЬ. Снять напряжение средней части языка. Упр. «Лопаточка» - дуем на кончик, разминаем. Вызываем от СЬ путём соединения с Ы. | 1. улыбка 2.лопаточка (поругаем, наказать непослушный язычок) 3. футбол 4. гармошка 5. горка, катушка, киска 6. почистим зубки нижние | Межзубный сигматизм – между зубами. Боковой – хлюпающий звук. Носовой – храп, носовой Х. Губно – зубной парасигматизм – замена на Ф. Призубный парасигматизм – замена на Т Шипящий парасигматизм – замена на Ш. | 1. От И. 2. От Ф. 3. Межзубный вариант произнесения 4. Зондом №1-2 | СЬ | Отличается подъёмом средней части языка, большим напряжением кончика языка. | | | От С с прибавлением звука И. | З | Участие голоса. | | | Ставим от С + подключаем голос. Тактильный контроль. | ЗЬ | Большее напряжение средней части и кончика языка. | | | Аналогично путём озвон-чения СЬ или от З + И. | Ц | Губы слегка в улыбке. Видны нижние и верхние резцы, зубы сближены, кончик языка широкий, за нижними резцами, боковые края языка приподня-ты и плотно смыкаются с верхними боковыми зу-бами. Воздушная струя сильная, толчкообразная, холодная. | | Межзубный Пропуск Замена составляющим (Т или С) | 1. Ставим от ТС. Автоматизация в обратных слогах АТС, ОТС. 2. «Катушечка» | Сигматизм шипящих | Ш | Губы округлены. Зубы разомкнуты. Резцы обнажены. Кончик языка поднят вверх. Боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Спинка языка широкая, принимает форму «чашечки». На конце языка широкая тёплая воздушная струя. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты. | 1. лопаточка 2. облизать губу 3. вкусное варенье 4. фокус 5. чашечка 6. лошадка – грибок – гармошка 7. качели | Аналогичные сигматизму свистящих | 1. от звука С – поднимаем язык и сжимаем щёки. 2. от «Чашечки». 3. от Т – с задуванием. 4. от Р – шёпотом произносит звук, с помощью шпателя приглушаем вибрацию. 5. Зондом №3,5. | Ж | Аналогично Ш с включением голоса. Появляется небольшая вибрация языка. | | | Постановка Ж - от Ш путём озвончения. Контроль тактильно – вибрационный | Щ | Губы округлены, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые складки не работают (разомкнуты). | | | 1. по подражанию 2. от звука Ш растягиваем уголки рта. 3. от звука СЬ – поднимаем вверх АСЬ (в обратных слогах). | Ч | Аффрикат. Состоит из Т и Щ. Сильная толчкообразная струя воздуха. Губы округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Горло не дрожит. | | | 1. Слитно произнести Т+Щ, убыстряя темп. 2. от ТЬСЬ в верхнем положении (в обратных слогах АТЬСЬ) | Ламбдацизм | Л | Губы в нейтральном положении, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Кончик языка поднят вверх. Средняя часть спинки языка опущена, задняя и корень – поднят. Боковые края опущены. Воздушная струя уходит в щёки, голосовые складки сомкнуты. Язык принимает форму «седла». | 1. Отработка звука Т –укрепляем кончик языка. 2. Лошадка – грибок – гармошка. 3. Пароход гудит. 4. Балалайка, Индюк. 5. Почистим зубки. 6. Вкусное варенье. 7. Наказать непослушный язычок | Пропуски Губно-губное произношение (В). Межзубное (явное или скрытое). Носовое произношение. Параламбдацизм (ль,й, в, нг, д,у,р) | 1. Пароход гудит или «Поймай хвстик» (мезжубное положение). 2. Упр. «Колокол». 3. Упр. «Индюк», «Болтушка» (в за зубном положении). 4. Сквозь сомкнутые зубы, упираемся языком, гудим. Резко открываем рот. 5. зонд №4 | ЛЬ | Губы в улыбке, кончик языка поднят несколько выше, упирается в альвеолы, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперёд, что даёт смягчение. | | | Дифференцируем Л – ЛЬ. Большая кукла – маленькая (ласковая песенка – грубая) | Ротацизм | Р | Губы в нейтральном положении, зубы разомкнуты, резцы обнажены, широкий кончик языка и передняя часть подняты. Боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Сильная воздушная струя направлена на кончик языка, при этом кончик языка вибрирует. Мягкое нёбо поднято, складки голосовые сомкнуты и вибрируют. | 1. Лопатка. 2. Вкусное варенье 3. Чашечка 4. Лошадка 5. Грибок – гармошка. 6. Почистим зубки. 7. Постучать по альвеолам. 8. Маляр. | Пропуск звука. Межзубное произношение. Боковое произношение. Горловой ротацизм (велярное, увулярное). Одноударное (проторный). Кучерное. | 1. От Д (ДЖ) – стреляем. 2. От ДЗ. 3. От З (ДЗЕ) – в верхнем положении. Вызываем проторный звук. 4. Заводим моторчик – механически (Д,Ж) 5. «Грибок» 6. «Болтушка» 7. Зонд №1, 6 | РЬ | | | | Р + И | Каппацизм | К | Кончик языка оттянут назад, опущен вниз. Задняя часть боковых краёв языка плотно прилегает к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка поднята, образуя смычку на границе твёрдого и мягко нёба, голосовые складки разомкнуты. | | Дефектное произношение – с помощью голосовых складок. Тетизм | 1. От Т – механически. 2. От кашля. 3. От беззвучной артикуляции, по типу храпа. На вдохе «КА». | КЬ | | | | К + И | Гаммацизм | Г | Аналогично с включением голоса. | | Диалект. Парагаммацизм (тетизм) | 1. От Д – механически. | ГЬ | | | | Г + И | Хитизм | Х | Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Спинка языка в форме «горки», выгнута. Горло не дрожит. | | Пропуск, замена (П) | 1. От С – отодвигаем вглубь рта. 2. По подражанию – греем ручки. 3. По подражанию – от смеха после выдоха. | ХЬ | | | | | Йотацизм | Й | Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые складки работают. | | Отсутствие звука Замена (ЛЬ) | 1.Произносим вместо Й - И. Потом кратко. 2. Сочетание АИА. Медленно, потом по сигналу ускоряя темп, на одном дыхании АИАИАИ. | Дефект озвончения | Замена всех звонких на глухие звуки | Дизартрики, алалики, у детей с нарушением слуха. | Общеукрепляю-щие упр. + Развиваем фонематический слух! | | Ставим сначала фрикативные звуки от Ш – Ж. Потом взрывные: б (вибрация нижней губы). Закрепляем также в слогах. От Б _ Д (межзубное, убираем губы). От Д – Г. | Дефект смягчения | Нет мягких звуков. Замена на твёрдые или их смешение. | Алалики, дети с нарушением слуха. | Общеукрепляю-щие упр. + Развиваем фонематический слух! | | 1. По подражанию. 2. Дифференциация твёрдых – мягких. Сочетаем с йотированными гласными: я-е-ё-ю. | |