Тема 2. Организация экономического контроля. 1. Виды контроля и их классификация. 2. Контролирующие органы. 3. Профессиональная этика ревизора. 1. В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации. При классификации контроля по видам выделяют: 1. Государственный контроль – осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целенаправленности гос. Контроль в свою очередь подразделяется на: - общегосударственный контроль – осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель – обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей; Общегосударственный контроль.Он осуществляется по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом общегосударственного контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства. Общегосударственный контроль подразделяется на два основных направления: контроль за формированием государственных финансовых средств и контроль за расходованием государственных финансовых средств. Неотъемлемым элементом обоих направлений является валютный контроль. Контроль за формированием государственных финансовых средств в пределах своей компетенции, осуществляют органы налогового и таможенного контроля (рис. 1.2). Налоговый контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налоговых и иных обязательных платежей в государственный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и в государственные внебюджетные фонды. Налоговый контроль занимает особое место в общегосударственном финансово-экономическом контроле. От его эффективной организации в значительной степени зависит возможность государства исполнять свои функции. Контроль за формированием налоговой части бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в России возлагается согласно постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе» на Федеральную налоговую службу (ФНС), подведомственную Министерству финансов Российской Федерации, и ее подразделения на местах. Таможенный контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налогов и сборов при пересечении товаров и услуг таможенной границы. Контроль за правильностью исчисления и полнотой поступления средств в бюджет от осуществления внешнеэкономической деятельности в России в соответствии с Положением о Государственной таможен ной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429, реализуют специальные таможенные органы: Государственная таможенная служба (ГТС), подведомственная Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, и ее подразделения.  Финансово-бюджетный контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Его предметом являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства, а именно: законность и эффективность использования государственных (прежде всего бюджетных) средств и средств государственных социальных внебюджетных фондов; исполнение бюджетов всех уровне власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; денежное обращение, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов; предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ; сохранность и использование государственного имущества, закрепленного за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства. Контроль за использованием государственных бюджетных средств и деятельностью бюджетной системы на разных уровнях государственного управления осуществляют специальные службы, создаваемые соответствующими органами исполнительной и представительной власти. В России к ним относятся: Счётная палата РФ; контрольно-счетные органы субъектов РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и ее территориальные подразделения; Федеральное казначейство и его территориальные подразделения; финансовые органы администраций субъектов и муниципальных образований Российской Федерации. Основными задачами бюджетно-финансового контроля является контроль за: • полнотой и своевременностью поступления средств в бюджеты всех уровней государственного устройства и во внебюджетные фонды; • законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями; • своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; • эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией. Реализация задач бюджетно-финансового контроля требует не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической и информационной деятельности. Это обычно предусматривает: • проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением бюджета; • анализ и исследование нарушений и отклонений при формировании доходов и расходовании средств бюджета, их причин и последствий, подготовку и внесение в представительные и исполнительные органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом; • финансовую экспертизу проектов бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, а также иных законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных программ, субсидий, контрактов, договоров, соглашений и иных документов, предусматривающих расходование средств бюджета или влияющих на его формирование и исполнение. Административный контроль. Разновидностью государственного бюджетно-финансового контроля по принадлежности к вертикальной иерархии власти является административный контроль, который осуществляется финансовыми органами исполнительной власти. - отраслевой контроль – способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель – выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в с/х; - специализированный контроль – возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный). 2. Внутренний контроль – выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями. Внутренний контроль подразделяют на внутрихозяйственный и внутриведомственный. Главное назначение внутрихозяйственного контроля — непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения. Учитывая необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, осуществляемой исполнительным органом субъекта хозяйствования, со стороны его собственников (участники, акционеры), а также то, что собственники предприятия и его исполнительный орган наряду с общими могут преследовать разные интересы, внутрихозяйственный контроль подразделяется на контроль в интересах исполнительного органа и контроль в интересах собственников. Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль. Всистеме внутрихозяйственного контроля в интересах исполнительного органа ведущая роль принадлежит бухгалтерскому контролю, осуществляемому бухгалтерской службой организаций. Контроль является одной из главных задач бухгалтерского учета. В то же время в бухгалтерском учете формируется основная информация для исследования и обработки в процессе контроля. Согласно Закону «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета являются: • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам, кредиторам и др.; • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными норм; нормативами и сметами; • предотвращение отрицательных результатов хозяйстве деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Контроль со стороны бухгалтерской службы осуществляется на всех стадиях учета: 1) на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств; 2) в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей; 3) на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также в ходе проводимых совместно с другими функциональными службами ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях (производственных единицах, непромышленных хозяйствах и т.п.). Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль является непрерывным универсальным (сплошным), системным и строго документальным. Роль бухгалтерских служб в осуществлении внутрихозяйственного финансового контроля заключается в обеспечении нужд управления необходимой информацией о выполнении планов, причинах отклонений от установленных заданий, нормативов и смет. Особое значение для бухгалтерского внутрихозяйственного контроля имеет обязательность оформления фактов хозяйственной деятельности с использованием типовых унифицированных форм первичных учетных документов, установление ответственности должностных лиц за соблюдение порядка приемки, хранения, расходования и списания товарно-материальных и других ценностей, а также за достоверность применяемых первичных учетных документов. Непременное условие повышения эффективности внутрихозяйственного контроля — четкое разграничение ответственности главного бухгалтера, работников бухгалтерской службы и руководителей различных экономических и технических служб предприятия за выполнение функций и задач внутрихозяйственного контроля. Для эффективного осуществления внутрихозяйственного контроля контрольные функции руководителей различных функциональных служб предприятия и линейных работников цехов, участков и других подразделений, которым вменяется в обязанность в рамках их компетенции подписание первичных документов, контролировать соблюдения норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии и трудовых затрат, должны быть строго регламентированы. Это позволяет повысить персональную ответственность должностных лиц за экономическую и юридическую обоснованность совершаемых по подписываемым ими документам операций, их соответствие нормам производственных затрат. Внутрихозяйственный аудиторский контроль:Для повышения Эффективности управления руководители хозяйствующих субъектов и других структур (в том числе государственных) могут создавать в своем подчинении специализированные службы (подразделения) для проведения финансово-хозяйственного контроля на управляемых ими объектах. Это так называемый внутренний аудит — относительно независимый контроль деятельности отдельных подразделений и служб хозяйствующего субъекта или органов управления, осуществляемый в интересах исполнительного органа. Организация служб внутреннего аудита (контроля) не является обязательной для субъектов хозяйствования или управления. Работая в условиях жесткой конкуренции, руководство субъекта хозяйствования и другие органы управления обычно заинтересованы в наличии эффективного внутреннего контроля, однако вынуждены постоянно сопоставлять пользу от осуществления мероприятий внутреннего контроля с затратами на его организацию и содержание. Если соотношение будет не в пользу внутреннего контроля, предпринимаются меры к его улучшению либо ликвидации. Служба внутреннего аудита функционально подчиняется создавшему его органу (или руководителю) и должна быть по возможности функционально и организационно независима от других служб и подразделений. Цель внутреннего аудита — оказание помощи исполнительному органу хозяйствующего субъекта или органу управления (в том числе и органу государственного управления) в эффективном выполнение своих функций. Внутренние аудиторы представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате осуществления контроля. На основе полученной информации исполнительный орган принимает решения о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных недостатков (если таковые установлены) и об использовании выявленных резервов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный управленческий контроль.Внутренний аудит может осуществлять и функции управленческого контроля, цель которого — содействие исполнительному органу в обеспечении успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели осуществляется контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих функционирование предприятия в соответствии с выработанной стратегией его развития в части улучшения управления, повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения Финансово-экономических результатов деятельности. Задачей управленческого контроля является содействие управлению предприятием в виде контроля за: • обеспечением инвестиционной привлекательности предприятия; • созданием системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств; • достижением прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов; • созданием эффективного механизма управления предприятием; • использованием предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств; • повышением квалификации работников предприятия как одного из факторов достижения устойчивости развития предприятия. С помощью управленческого контроля проводится постоянный анализ стратегии развития и положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления, а также выявляются ключевые внутренние и внешние проблемы предприятия и определяются оптимальные пути их решения. Контроль за соблюдением стратегии развития предприятия позволяет: • обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе — устойчивое положение на рынке; • перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Управленческий контроль в соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке осуществляется по взаимоувязанным направлениям системы, включающей: • снабженческо-сбытовую политику (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении — от появления продукции до ее продажи, послепродажное обслуживание, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети); • производственно-технологическую и инновационную политику (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств); ценовую политику (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли); • финансовую политику (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками); • инвестиционную политику (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств); • кадровую политику (формирование идеологии и принципов) кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства). Для обеспечения эффективного управленческого контроля штатном расписании и положениях о структурных подразделениях и органах хозяйствующего субъекта должны быть определены • основные направления деятельности предприятия; основные функции управления предприятием (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба); • вспомогательные функции деятельности предприятия; • тип структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная); • организационные звенья предприятия и закрепляемые за ними функции по направлениям деятельности предприятия! определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания); • главные центры ответственности и центры формирования результатов деятельности; • порядок контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроле Внутрихозяйственный ревизионный контроль.Такой контроль осуществляется в интересах собственников (участников, акционеров, членов) коммерческих и некоммерческих организаций посредством деятельности ревизионных комиссий либо единоличного ревизора. Образование ревизионных комиссий предусмотрено законодательством в хозяйственных обществах (акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью), в производственных кооперативах и в некоммерческих организациях. Акционеры акционерных обществ, участники обществ с ограниченной ответственностью, а также члены производственных кооперативов наряду с другими предоставленными им законодательством правами имеют право на информацию о деятельности коммерческой организации и право на управление ею. Информация о результатах годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности, проводимой ревизионной комиссией, подлежит обязательному представлению акционерам, участникам, членам коммерческой организации. Порядок образования ревизионных комиссий в субъектах хозяйствования различных организационно-правовых форм регламентируется законодательством, в частности Гражданским кодексом РФ, федеральными законами: «Об акционерных обществах»; «Об обществах с ограниченной ответственностью»; «О производственных кооперативах»; «О некоммерческих организациях»; «Об общественных объединениях». По результатам контроля за финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой либо некоммерческой организации ее акционеры (участники, члены) оценивают деятельность исполнительного органа, его компетентность и эффективность управления (руководства организацией), получают информацию о сохранности и эффективности использования вложенных средств и имущества, о соблюдении своих прав и интересов, принимают управленческие, в том числе организационные, решения. Внутриведомственный контроль.Контроль за деятельностью подчиненных объединений, предприятий и организаций, осуществляемый в рамках отдельного министерства или ведомства министерствами (ведомствами), главными производственными управлениями или другими вышестоящими органами управления, называют внутриведомственным. Преимущества этого вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства. 3. Аудиторский контроль – независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторским фирмами. Цель – проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете. 4. Общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель – проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций. Соблюдение принципов гласности, свободы слова и открытости, которые представляют собой непременные атрибуты демократического общества, является основой общественного контроля. Для осуществления общественного контроля не создаются какие-либо специальные органы. Общественный контроль реализуется без участия государственных контролирующих органов на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу через средства массовой информации. Осуществлять общественный контроль либо принимать в нем участие могут любые желающие этим заниматься лица и общественные формальные и неформальные организации в пределах предоставленных им законодательством прав и полномочий. Наиболее активными субъектами общественного контроля в настоящее время являются печатные и электронные СМИ. В материалах журналистских расследований вскрывается множество нарушений законодательства, хищений, мошенничества, нецелевого расходования средств, укрывательства от уплаты налогов и др. Деятельность общественного контроля часто базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего Счётной палатой РФ, контрольно-счетными и административными органами, для которых гласность является важнейшим принципом работы. Принцип гласности реализуется через публикацию в СМИ отчетов о проведенных контрольных мероприятиях, размещение этих материалов в Интернете (на официальных сайтах этих органов), представление отчетов деятельности счётных палат органам представительной власти, проведение открытых слушаний по материалам этих отчетов на заседаниях органов законодательной или исполнительной власти с участием заинтересованных граждан и т.п. В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на: 1) вневедомственный – предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования; 2) ведомственный – осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства. По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют: 1. Правовой контроль – осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами. 2. Экономический контроль – осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль. 3. Производственно-технический контроль – осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. В зависимости от времени проведения контроляразличают: 1. Предварительный контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель – предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций. 2. Текущий контроль – производиться непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель – оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта. 3. Последующий контроль – осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель – установление достоверности отчетности данных, а также выявление недостатков или положительного опыта. В зависимости от источников контрольных данных выделяют: 1. Документальный контроль – контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и др. 2. Фактический контроль – контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т. е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств. По охвату проверяемых объектов выделяют контроль: 1) сплошной – проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи, с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов; 2) выборочный – ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля. По периодичности проведения можно выделить: 1) систематический (регулярный) контроль – производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля; 2) разовый (эпизодический) контроль – обусловлен в основном теми или иными общественными интересами (инициативами). По способам осуществления различают следующие виды контроля: 1. Ревизия – всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. 2. Экономический анализ – заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность, оценка имущества, ликвидность и т.д.) 3. Хозяйственный спор – это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения, законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий. 4. Следствие (расследование) – представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц. 5. Обследование – применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда. 2. Общая система контролирующих органов и организаций включает: Государственные органы федерального значения: 1) Счетная палата – высший орган государственного финансового контроля. В ее задачи входят: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов гос. власти; анализ выявленных отклонений от установленных показателей в ходе исполнения федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ и др. банках; регулярное представление Совету Федерации и Гос. Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета. 2) Главное контрольное управление Президента обеспечивает контроль и проверку исполнения федеральных законов, также указов и иных решений Президента РФ. Задачи: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; координация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок; подготовка предложений по результатам проверок о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и др. 3) Министерство экономического развития и торговли – федеральный орган исполнительный власти, осуществляющий разработку и реализацию государственной социально-экономической политики. В его контрольные полномочия входят: разработка нормативных актов по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием государственного имущества, обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц; ведение учета и реестра федерального имущества, учета уставов федеральных государственных унитарных и трудовых договоров, заключенных с их руководителями; проведение инвентаризации объектов федеральной собственности и проверка их целевого использования; осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, а также переданного иным лицам, принятие необходимых мер при выявлении нарушений для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности; непосредственное проведение документальных и иных проверок и др. 4) Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, налоговой и валютной политики страны и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти. Функции: осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и гос. внебюджетных фондов, координирует политику федеральных органов исполнительной власти; участвует в разработке порядка и проведения контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; осуществляет контроль за обеспечением платежеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; организует и проводит пробный надзор и гос. контроль за операциями с драгоценными металлами и камнями; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии. 5) Федеральная налоговая служба представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Задачи: взимание налогов и сборов; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов; государственный контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и платежей в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды и др. 6) Федеральная таможенная служба обеспечивает непосредственную реализацию задач в области таможенного дела и единообразное применение таможенного законодательства на территории всей страны. Функции: таможенное оформление и таможенный контроль в целях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями и т.д. 7) Центральный банк РФ осуществляет свои функции и полномочия независимо от других государственных органов. Основная задача – защита и обеспечение устойчивости рубля как денежной единицы в стране, в связи, с чем денежная эмиссия является прерогативой ЦБ РФ. Функции: лицензирование, государственная регистрация и банковский надзор за деятельностью кредитных организаций; валютной регулирование и валютный контроль; проведение ревизий и проверок подведомственных организаций. 8) Судебные и правоохранительные органы (Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ) призваны обеспечить систематический контроль за соблюдением всеми звеньями экономики и отдельными лицами действующего законодательства. 9) Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения всеми организациями, учреждениями и отдельными лицами действующего законодательства и установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (Гос. санитарная инспекция, ГАИ и др.). Они осуществляют проверки состояния исполнения законов, выявляют факты их нарушения, виновных лиц и сумму материального ущерба, принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причиненного материального ущерба. 10) Отраслевые министерства и ведомства осуществляют финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств и своевременностью их возврата, за предоставлением соответствующей отчетности, за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих соответствующие сферы деятельности. Государственные органы регионального значения (субъектов РФ и местного самоуправления) – относятся такие органы, которые не являются структурными подразделениями федеральных органов, а формируются и функционируют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления. Они осуществляют аналогичные функции Э.К. в пределах своих полномочий. Негосударственные контролирующие организации: союзы потребителей, профсоюзы, аудиторские организации, негосударственные организации по экспертизе и сертификации качества товаров и услуг; общественные объединения Международные контролирующие организации – это исполнительные структуры ООН и ЕС (МАК – Международный авиационный комитет, ИСО – международная организация по стандартам и др.). Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, давать предписания о устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров, либо оказание услуг и др. 3. Этика профессионального поведения ревизора определяет его нравственные и моральные качества. 1) Ревизоры обязаны придерживаться моральных и нравственных правил и норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести. 2) Ревизор должен быть объективным и внимательным по отношению к руководству, специалистам, работникам служб бух. учета проверяемого предприятия. Объективность в выводах, рекомендациях ревизора может быть достигнута только при получении достаточной информации. Изучая полученную информацию, ревизоры обязаны объективно рассмотреть и оценить все возникающие ситуации и реальные факты (недостатки, хищения, нарушения нормативных актов и т.п.), не проявлять личную предвзятость, избегать давления со стороны руководства или правовых, следственных органов. 3) Ревизор обязан осуществлять ревизии профессионально, для чего постоянно повышать свои профессиональные знания в области бух. учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов проведения проверок. 4) Ревизор должен быть независимым в своих суждениях и выводах. Чтобы заслужить доверие, он должен честно выполнять свои профессиональные обязанности и не принимать участия в конфликтных ситуациях. 5) Ревизор не должен использовать свои отношения с проверяемой организацией в личных целях, извлекать личную выгоду из знания коммерческой тайны. 6) Ревизор не должен способствовать незаконной деятельности проверяемой организации. 7) Ревизор не должен одновременно заниматься деятельностью, которая может повлиять на объективность его суждений и репутацию. |