МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ВНУТРИВУЗОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ





ЗАОЧНЫЙ (ОТБОРОЧНЫЙ) ЭТАП

 

1. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».

1. Определите название, время возникновения документа и имя его автора (2 балла).

«По́весть временны́х лет» - древнерусская летопись, созданная на территории Киевской Руси, которая повествовала о том, как и откуда, появился русский народ, как образовалось древнерусское государствобыла создана в 1112г. (начало 12 века)монахом Печерского монастыря в Киеве Нестором.

 

2. Укажите две причины и два последствия призвания Рюрика с братьями (4 балла). Первая причина призвания Рюрика на княжение была в том, что среди славянских племен началась усобица и призвание нового князя должно было бы прекратить распри, вторая причина была в том, что на богатой и обильной славянской земле не было порядка, а среди варягов экономическое развитие было выше, поэтому они могли ускорить развитие наших земель.

 

 

3. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор. Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (три различия, 3 балла). Норманисты считали, что государственное устройство было плодом призвания варягов на княжение, а антинорманисты были уверены в том, что предпосылки для создания государства уже возникли, и государство образовалось бы и без варягов – это первое различие. Второе различие в том, что норманисты считают термин «русь» является варяжским племенем, а антинорманисты доказывают, что этот термин уже существовал в доваряжское время. Третье различие во взглядах в том, что антинорманисты при помощи «Повести временных лет» отвергают легенду о трех варяжских братьев.



 

2. Рассмотрите картину и ответьте на вопросы:

1. Определите название картины, имя ее автора, место экспонирования и художественное направление, в котором она выполнена (4 балла).

«Иван Грозный убивает своего сына») — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883—1885 годы. Эта картина экспонируется в Третьяковской галерее, она выполнена в стиле художественного реализма.

 

2. Автор картины о рождении ее замысла писал следующее: «Чувства были перегружены ужасами современности». С какими трагическими событиями русской истории, современником которых был художник, связан сюжет картины. Почему ее было запрещено показывать на выставках? (2 балла)

 

Сюжет картины связан с легендарным эпизодом из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану (в настоящий момент считающийся не окончательно доказанным, см. Смерть царевича Ивана). Картина показывает муку раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца. Хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве. В ушедших в далёкое прошлое событиях он искал кульминационные моменты жизни, драматические ситуации, в которых наиболее полно проявлялась истинная сущность человека. Он мастерски мог показать своих героев в переломные моменты жизни, застать их врасплох, в минуты крайнего напряжения душевных сил. Вместе с тем Репин был щедро одарён способностью ощущать преемственность и проводить параллели между историческим прошлым и современностью.
Так, замысел картины «Иван Грозный и сын его Иван» возник в связи с убийством народовольцами Александра II. «Чувства были перегружены ужасами современности», — писал Репин в те дни. «Выход наболевшему в истории» Репин нашёл в изображении страшного мига прозрения сыноубийцы, неожиданно понявшего невозможность изменить что-либо в своей жизни. В картине отчётливо прозвучала мысль о преступности убийства, попрания непреложной заповеди «не убий». Одинаково страшны одиночество и раскаяние скорчившегося старика, пытающегося приподнять тяжелеющее тело сына, и милосердный жест прощения сына, касающегося слабеющей рукой отца. Многозначность и многоплановость, психологическая глубина произведения никого не могли оставить равнодушными.

Когда она впервые была представлена широкой публике на 13-й передвижной выставке, весь Петербург был взбудоражен. Зрители в буквальном смысле осаждали здание, где висело полотно. Велись ожесточенные споры: интеллигенция и прогрессивная молодежь бурно восторгались, в то время как другие петербуржцы возмущались: «Разве можно показывать сыноубийство?» В числе тех, кому произведение не понравилось, был и император Александр III, в результате 1 апреля 1885 года его запретили к показу. Это была первая картина, подвергшаяся в Российской империи цензуре. Однако уже спустя три месяца по ходатайству близкого ко двору художника А. Боголюбова запрет был снят.

3. Многие историки дают негативные оценки личности и политики изображенного на картине правителя. Используя исторические знания, приведите три аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и три аргумента, которыми можно опровергнуть её (6 баллов)

4. Негативные оценки Ивана Грозного: 1. Инициированная царем Ливонская война, несмотря на огромные жертвы, была проиграна, так как Иван Грозный был половинчат в своих решениях. 2. Опричнина нанесла огромный ущерб военному положению нашей страны, а также имиджевому. 3. Дикая жестокость Ивана Грозного выбивала из рядов патриотов России огромное количество людей. Позитивные оценки: 1. Увеличил Россию за счет присоединения Казанского, Астраханского ханств, а также Сибири. 2.Борьба с коррупцией и взяточничеством. 3. Создание конгломерата российского народа из многих завоеванных и присоединенных народов – карелов, башкир, чувашей, мордвы, их сближение и объединение.

 

 

3. Прочтите отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы:

А) «Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами… его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками» (княгиня Е. Р. Дашкова).

Б) «В самом конце 1761 года на российский престол поднялся 35-летний человек – нервный, впечатлительный, невоздержанный в своих порывах и увлечениях. Он не знал и не любил страну, которой ему предстояло править, и ему в голову не приходило, что по отношению к этой стране у него есть какие-то обязанности, а ее народ – не просто толпа подданных. Вырвавшись из клетки, где его держали практически всю сознательную жизнь, он впервые ощутил себя императором, самодержцем с безграничной властью и упивался свободой, возможностью жить и царствовать по своему хотению». (А. Каменский)

1) Назовите правителей, о которых идет речь в документах (2 балла).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.