Ре мажор (D-dur) 2 # — ре минор ( d-moll) 1b ИНТЕРВАЛЫ. ИНТЕРВАЛ - это созвучие из двух звуков, взятых последовательно (мелодический интервал) или одновременно (гармонический интервал). Обозначение | Название | Песня | Количество ступеней | Количество по-лутонов/тонов | Ч1 | Чистая прима | Андрей-воробей не гоняй голубей. | 1 ст. | 0 тонов | М2 | Малая секунда | Ой, оса летит, жужжит -нас ужалить норовит. | 2 ст. | 1полутон / 0,5т | б2 | Большая секунда | Ёжик, ёжик, ты хорош, с нами песенки поёшь. | 2 ст. | 2п / 1т | М3 | Малая терция | Я терция малая, грустная, усталая. | 3ст. | 3п / 1,5т | б3 | Большая терция | Я терция большая, мажорная такая. | 3 ст. | 4п / 2т | ч4 | Чистая кварта | Кар-кар! Я кварта. (Труба зовёт вперёд.) | 4 ст. | 5п / 2,5т | Тритоны | Увеличенная кварта Уменьшенная квинта | Скорой помощи в тон воет страшный тритон. | ув4 – 4ст. ум5 – 5ст. | 6п / 3т | ч5 | Чистая квинта | Иа-иа, ушки, хвостик, голова. | 5 ст. | 7п / 3,5т | м6 | Малая секста | Срубили нашу ёлочку. | 6 ст. | 8п / 4т | б6 | Большая секста | В лесу родилась ёлочка. | 6 ст. | 9п / 4,5т | м7 | Малая септима | С горки я качусь, быстро-быстро мчусь. | 7 ст. | 10п / 5т | б7 | Большая септима | Крыска Лариска,где твоя миска? (В октаву, в октаву) | 7 ст. | 11п / 5,5т | ч8 | Чистая октава | Я - октава, я - жираф, восемь метров шея. | 8 ст. | 12п / 6т | Консонансы - приятное звучание: ч1, ч4, ч5, ч8, м3, б3, м6, б6. Диссонансы - неприятное, резкое звучание: м2, б2, тритоны (ув4, ум5), м7, б7. ТРЕЗВУЧИЯ. ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ ТРЕЗВУЧИЕ –этоаккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям (через один звук). 4 ВИДА ТРЕЗВУЧИЯ: 1) Мажорное трезвучие - Б 53 = б3+м3 (ч5)-Консонанс. (Звучит спокойно, весело.) 2) Минорное трезвучие - М 53= м3+б3 (ч5)-Консонанс. ( Звучит спокойно, печально.) 3) Увеличенное трезвучие - Ув 53= б3+б3 (ув5)- Диссонанс. ( Звучит напряженно, широко.) 4) Уменьшенное трезвучие - Ум 53= м3+м3 (ум5)- Диссонанс. (Звучит напряжённо, узко, неустойчиво.) ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЯ образуется при перемещении нижнего звука аккорда на октаву (ч8) вверх иливерхнего звука на октаву (ч8) вниз. Каждое трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд. Б6 = м3+ч4 Б 64 = ч4+б3 М6 = б3+ч4 М 64 = ч4+м3 ТРЕЗВУЧИЯ ГЛАВНЫХ СТУПЕНЕЙ ЛАДА: Т 53, t 53- тоническое отI ступени S 53, s 53– субдоминантовое отIV ступени D 53, d 53– доминантовое от V ступени Т 53 Т6 Т 64 S 53 S6 S 64 D 53 D6 D 64 I III V IV VI I V VII II ДОМИНАНТОВЫЙ СЕПТАККОРД. Септаккорд – это аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки образуют интервал малая септима ( м7). Септаккорд, построенный на V ст. мажора и гармонического минора, называется доминантовым и обозначаетсяD7. D7 состоит из V, VII, II, IV ступеней. D7 = б3+м3+м3 (Б53+ м3) D7является неустойчивым диссонансом и требует разрешения в устойчивый консонанс. D7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной примой ( Т3, t3). Доминантсептаккордимеет 3 обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд. D65 — квинтсекстаккорд: VII, II, IV, V. D65= м3+ м3+б2 (Ум53+б2) строится на VII ступени, разрешается в Т53, t53 с удвоенной примой. D43 — терцквартаккорд: II, IV, V, VII, D43 = м3+б2+б3 строится на II ступени, разрешается в Т53, t53 развернутое D2 — секундаккорд: IV, V, VII, II. D2 = б2+б3+м3 (б2+ Б53) строится на IV ступени, разрешается в Т6 , t6 с удвоенной примой. ТРИТОНЫ. Тритон — это интервал, содержащий 3 тона (6 полутонов). Два вида тритонов: ув 4— увеличенная кварта ум 5— уменьшенная квинта Тритоны встречаются на ступенях натуральных и гармонических видов мажора и минора. Тритоны — это диссонансы и неустойчивые интервалы, требуют разрешения в устойчивые звуки. ув 4 строится на IVи VI ступенях лада, разрешается в сексту. ум 5 строится наVII и II ступенях лада, разрешается в терцию. Разрешение ступеней: VII - I, II - III, IV -III, VI - V. ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ. Аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям, называется септаккорд. Крайние звуки образуют интервал септиму. Септаккорд, построенный наVIIступени лада, называется вводным. 1)На VII ступени натурального мажора строится малый вводный септаккорд: МVII7 = м3+м3+б3 (Ум 53+б3) м7 2) НаVII ступенигармонического мажораи VII+ст. гармонического минорастроится уменьшенный вводный септаккорд. УмVII7= м3+м3+м3 (Ум53+м3) ум7 Все вводные септаккорды разрешаются вТ53, t53 - тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Лад. Тональность. Лад - это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками, подчиняющимися тонике. Чаще всего в музыке встречаются два семиступенных лада - мажор и минор. I, III, V ступени лада — устойчивые. II, IV, VI, VII ступени — неустойчивые. Разрешение – это переход неустойчивых ступеней в устойчивые . I ступень — тоника (Т), главный , самый устойчивый звук лада. VIIиIIлада называются вводными, разрешаются в тонику. Главные ступени лада: I ступень – Т тоника; IVступень - S субдоминанта; V ступень – D доминанта. Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным. Строение мажорной гаммы: ТТПТТТП ( б2- б2- м2- б2- б2- б2- м2) Три вида мажора: 1.натуральный - ступени не изменяются 2.гармонический — понижается VI ступень. 3.Мелодический — понижаются VIиVII при движении гаммы вниз. Лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие, называется минорным. Строение минорной гаммы: ТПТТПТТ ( б2- м2-б2- б2- м2- б2- б2) Три вида минора: 1. натуральный - ступени не изменяются 2. гармонический — повышается VII ступень. 3. Мелодический — при движении гаммы вверх повышаются VIиVII ступени, а при движении вниз звучит, как натуральный. Тональность – это высота расположения лада ( тоника+лад). Мажорные и минорные тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, но разные тоники, называются параллельными (t минора нам3 вниз от Тмажора). Ре мажор ( D-dur) 2# — си минор(h-moll) 2# Мажорные и минорные тональности, у которых одинаковые тоники, но разные ключевые знаки, называются одноименными. Ре мажор (D-dur) 2 # — ре минор ( d-moll) 1b Лад. Тональность. Лад - это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками, подчиняющимися тонике. Чаще всего в музыке встречаются два семиступенных лада - мажор и минор. I, III, V ступени лада — устойчивые. II, IV, VI, VII ступени — неустойчивые. Разрешение – это переход неустойчивых ступеней в устойчивые . I ступень — тоника (Т), главный , самый устойчивый звук лада. VIIиIIлада называются вводными, разрешаются в тонику. Главные ступени лада: I ступень – Т тоника; IVступень - S субдоминанта; V ступень – D доминанта. Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным. Строение мажорной гаммы: ТТПТТТП ( б2- б2- м2- б2- б2- б2- м2) Три вида мажора: натуральный - ступени не изменяются гармонический — понижается VI ступень. мелодический — понижаются VIиVII при движении гаммы вниз. Лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие, называется минорным. Строение минорной гаммы: ТПТТПТТ ( б2- м2-б2- б2- м2- б2- б2) Три вида минора: натуральный - ступени не изменяются гармонический — повышается VII ступень. мелодический — при движении гаммы вверх повышаются VIиVII ступени, а при движении вниз звучит, как натуральный. Тональность – это высота расположения лада ( тоника+лад). Мажорные и минорные тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, но разные тоники, называются параллельными (t минора нам3 вниз от Тмажора). Ре мажор ( D-dur) 2# — си минор(h-moll) 2# Мажорные и минорные тональности, у которых одинаковые тоники, но разные ключевые знаки, называются одноименными. |