МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Интерпретация социального действия по А. Шюцу





 

А.Шюц определяет действие как <длящийся процесс, который продумывается действующим заранее, то есть базируется на заранее составленном проекте>. Термином же поступок, он обозначает результат этого длящегося процесса или иначе, совершенное действие. Понятие проекта, следовательно, характеризуется будущим совершенным временем. Исходя их этих положений, А. Шюц делает важные выводы для понимания творческой составляющей человеческой деятельности. Первый вывод заключается в том, что действие ограничивается и формируется типизациями из прошлого опыта, так как все проекты предстоящих актов основываются на наличном знании в момент проектирования. Это <наличное знание> представляет собой некую схему, которую мы сформировали самостоятельно или на основе передаваемого родителями и учителями опыта интерпретации мира, с которой мы соотносим все наши восприятия и переживания.

Следующий вывод состоит в том, что существует тесная взаимосвязь проекта и мотива. Выявление данной связи позволяет А.Шюцу придать проекту особую временную перспективу. Он выделяет два типа мотивов <для того чтобы> и <потому что>. Первый имеет отношение к спроектированному на будущее акту действия. В этом проекте воображается положение дел, которое должно возникнуть в будущем. Стремление достичь данного положения дел и есть мотив свершения действия. Следовательно, мотив <для того, чтобы> представляет собой <приблизительный эквивалент целей, в отношении которых действия предстают как средства>. Изначально деятель обладает только этим мотивом и посредством него понимается субъективная значимость его деятельности. Однако если человек возвращается к своему прошлому действию и становится наблюдателем, то появляется мотив <потому что>. С помощью него человек ретроспективно улавливает то, что побудило его произвести действие. Данный мотив является истинным, так как отражает непосредственные причины предпринимаемых действий.

В этих рассуждениях А. Шюц затрагивает важную проблему объяснения причин действия. Так как человеческие переживания и опыт имеют форму непрекращающегося потока, то совершенный акт сам по себе не имеет смысла, но наделяется им деятелем, который рефлексирует по мере ухода данного опыта в прошлое. В подавляющем большинстве случаев человек действует без четко поставленной и преследуемой цели. Он не может сказать, что он сделал или делает. Лишь ретроспективно вычленяя из потока и рефлексируя, он может как-то объяснить и что-то сказать, о том, что привело его к этому. Даже если у него изначально имеется мотив <для того чтобы>, совсем не обязательно, что он не изменится и все не сложится иначе, чем планировалось. Поэтому хотя проекты основываются на опыте предшествующих действий, их реализация отличается от типизированных схем. А. Шюц при интерпретации действия использует идею о том, что человек способен рефлексивно размышлять о будущих действиях так, словно они были совершены в прошлом. Эта форма рефлексии в наибольшей степени важна для социологического анализа проблем действия, поскольку действие, по мнению А. Шюца, является продуктом и намерения, и рефлексии.

Кроме того, А.Шюц выявляет крайне важный аспект проблемы творческого действия: действующий не просто осуществляет поступки, он живет в процессе своего развертывающегося действия. Меняется деятельность, изменяются цели и формируются новые возможности. А.Шюц [2] использует концепцию А.Бергсона для более полного анализа этой идеи. По мнению А.Бергсона, в структуре нашей сознательной жизни существует два временных измерения - внутреннее и опространствленное время. Эти два измерения тесно переплетены и взаимопроникают друг в друга. Во время осуществления действия, Эго человека, начиная переживание первого чувства, меняется к тому времени, когда переживает второе. Поэтому, в любой момент в ходе размышления Эго модифицирует не только самое себя, но и чувства, которые на него воздействуют. Эго непрерывно развивается и обогащается на протяжении всего процесса обдумывания. Таким образом, пишет А.Бергсон, <в действительности не существует ни двух тенденций, ни двух направлений, а есть лишь Эго, которое живет и развивается в самих своих колебаниях, пока свободное действие не отделяется от него, подобно созревшему плоду>.



А.Шюц к этой концепции добавляет, что в процессе осуществления действия, от появления цели или мотива <для того, чтобы> до некоего результата, может произойти что-то непредвиденное. Причем этот момент нельзя уловить, так как если человек начинает рефлексировать, то действие прерывается и появляется объяснение <потому, что>.

Далее А.Шюц сквозь призму интерсубъективности анализирует возможность достижения понимания между людьми. Человек живет в сообществе других людей и поэтому, чтобы успешно выполнять свои действия и достигать поставленных целей, он должен учитывать субъективные значения, которые имеются в действии <Другого>. Достижение понимания у А. Шюца представляется как процесс, посредством которого мотивы <для того чтобы> одного человека становятся мотивами <потому что> <Другого>.

Таким образом, по мнению А.Щюца в объяснении причин социального действия большую роль играет <спонтанное понимание>, которое представляет собой спонтанный акт интерпретации спонтанно спроектированного мотива действия. Спонтанное понимание использует предшествующее знание общей сети типизаций, а также специфические типизации и даже конструкты новых типизаций. Чем более стандартизованным, то есть более спроектированным по линии стандарта социально одобряемых типизаций является мотив <для того чтобы>, тем легче его понять. Но в таком случае данное действие приближается к сфере неинтенционального и утрачивает субъективное значение.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.