Феномен эмоционального выгорания как проблема профессиональной деятельности педагога Аннотация:В статье подробно рассматривается проблема эмоционального выгорания в педагогической профессии: фазы развития данной деформации личности, симптомы ее проявления. Особое внимание уделено факторам, инициирующим данный процесс. Описаны основные меры по предупреждению развития данного синдрома. Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания; стадии, фазы эмоционального выгорания; симптомы эмоционального выгорания; профилактика синдрома эмоционального выгорания. Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она связана с сохранением и трансляцией культуры как опыта деятельности. Очевидно, что психологическое здоровье педагога -одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение цели образования. Педагогическая деятельность всегда сопровождается эмоциональным напряжением, следствием которого могут стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические и нервно-психические болезни, что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности преподавателя. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») впервые введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Это состояние, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми. Профессиональное выгорание - совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов «профессиональной деформации личности». Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «психическим выгоранием». Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалистов, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, А.М. Столяренко, Л.Б. Филонов и другие). Вопросом, занимающим особое место в изучении данных явлений, является проблема профессиональной деформации специалистов в сфере высшего образования. Как показывают многочисленные исследования, педагогическая профессия — одна из тех профессий, которые в большей степени подвержены влиянию эмоционального выгорания. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличается чрезвычайно высоким уровнем эмоциональной напряженности и в то же время крайне низким уровнем социальной защищенности, социального признания и скромным материальным вознаграждением. Возрастающие требования со стороны общества к личности педагога повышают степень актуальности данной проблемы. В связи с активным внедрением в педагогический процесс инновационных технологий предъявляются все более высокие запросы не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологическому самочувствию В современной психолого-педагогической и медицинской литературе дается определение термина «эмоциональное выгорание» [8; 15; 20] (иногда его переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание»); приводятся методики диагностики этого состояния [1; 7; 14; 15]; описываются его симптомы [9; 17; 18], внешние факторы и внутренние причины, способствующие развитию данной профессиональной деформации [3; 11; 12; 17]; разработаны модели и обозначены стадии процесса эмоционального выгорания [2; 22]; выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии [10; 15; 17]; даны рекомендации по профилактике и устранению эмоциональных перегрузок [1; 3; 15]. Однако использование имеющихся знаний в практике работы школьных учителей и вузовских преподавателей крайне ограничено. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатию, разочарование, хроническую усталость) и характеризующих собой синдром эмоционального выгорания, но четкого представления о данной профессиональной деформации при этом не имеют. Как следует из специальной литературы, профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», «освобождения» от них. Оно рассматривается рядом авторов как самая опасная профессиональная болезнь в первую очередь тех, кто работает с людьми и чья деятельность невозможна без общения [9; 15; 17 и др.]. По данным социально-демографических исследований, труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда и поэтому в наибольшей степени приводит к профессиональному выгоранию. Синдром профессионального выгорания как динамический процесс развивается постепенно и имеет определенные фазы или стадии, которые определяются процессуальными моделями эмоционального выгорания. Дж. Гринберг [22] предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс. С позиции профессиональной педагогической деятельности они выглядят следующим образом. Первая стадия эмоционального выгорания — «медовый месяц». Учитель обычно доволен своей работой и относится к трудовым задачам с энтузиазмом. Однако по мере появления и углубления рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия. Педагог становится менее энергичным. Вторая стадия — «недостаток топлива». Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования теряется интерес к учительскому труду, исчезает привлекательность работы в школе, падает эффективность педагогической деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации педагог может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью. Третья стадия — хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера). Четвертая стадия— кризис. Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни. Пятая стадия эмоционального выгорания — «пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У педагога появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой. Симптомы профессионального выгорания довольно многочисленны и могут проявляться на разных стадиях его развития. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с эмоциональным выгоранием [13]. Подробно освещает симптомы эмоционального выгорания В. В. Бойко [2]. При этом он соотносит их с тремя фазами формирования данной профессиональной деформации: Во время первой фазы эмоционального выгорания — «напряжения» — наблюдаются следующие симптомы: 1. переживание психотравмирующих обстоятельств (на сколько близко к сердцу человек принимает травмирующие ситуации); 2. неудовлетворенность собой; 3. ощущение загнанности в клетку; 4. тревога или депрессия. Вторая фаза — «резистенция» — характеризуется следующими симптомами: 1. неадекватным избирательным эмоциональным реагированием (эмоциональная лабильность); 2. эмоционально-нравственной дезориентацией (неспособность контролировать эмоции в рамках морально-этических норм); 3. расширением сферы экономии эмоций (избегание ситуаций, когда необходимо проявление эмоций, участия, сопереживания); 4. редукцией профессиональных обязанностей. Третья фаза эмоционального выгорания — «истощение» — состоит из следующих симптомов: 1. эмоциональный дефицит; 2. эмоциональная отстраненность; 3. личностная отстраненность (деперсонализация); 4. психосоматические и психовегетативные нарушения. Таким образом, синдром эмоционального выгорания представляет собой закономерное сочетание симптомов нарушений в психической, соматической и социальной сферах жизни. Общее признание феномена профессионального выгорания, в том числе и в педагогической деятельности, закономерно породило вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или организационными и личностными [11; 12], причем факторы взаимно усиливают друг друга. Индивидуальные факторы. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Организационные факторы. Подробная характеристика группы организационных факторов дана в работе Л. Э. Митченко [10]. В данную группу автор включает: условия материальной среды, содержание работы учителя и социально-психологические условия его деятельности. Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий. Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью, трудности установления теплых, доверительных отношений с учениками, коллегами, окружающими людьми. В такой ситуации альтруистическая эмоциональная отдача ничего не значит, а соответствующее умонастроение стимулирует крайние формы эмоционального выгорания — безразличие, равнодушие, душевную черствость. Самооценка при этом поддерживается иными средствами — материальными или позиционными достижениями. М. А. Воробьевой [4] разработана и апробирована программа «Синдром эмоционального выгорания педагога: профилактика и преодоление», включающая в себя теоретический (определение проблемы синдрома эмоционального выгорания, стратегий его преодоления), практический (семинары, диалоги, круглые столы и др.) и технологический (технологии преодоления) блоки. В программе использована техника танцевально-двигательной терапии, позволяющая снизить тревожность и напряжение в межличностных отношениях, развить у педагогов навыки психической саморегуляции, сформировать у них эмоциональную устойчивость, способствующую позитивному изменению индивидуально-психологических характеристик. Все это необходимо учителям для преодоления и профилактики синдрома выгорания, адаптации к качественно изменяющимся ситуациям современного общества. Практические рекомендации для профилактики синдрома эмоционального выгорания дает академик П. И. Сидоров [13]. Если их соблюдать, то можно предотвратить возникновение синдрома или снизить степень его выраженности. Заключаются они в следующем: • определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели; • используйте тайм-ауты, которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); • овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию); • займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, есть курсы повышения квалификации, конференции и пр.); • уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания); • вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным); • поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления эмоционального выгорания); • старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой; • проще относитесь к конфликтам на работе; • не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем. Как отмечает психолог-валеолог Г. Кривонос, опасность эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать. Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное — предотвратить появление данного синдрома. Выводы. Синдром эмоционального выгорания представляет собой закономерное сочетание симптомов нарушений в психической, соматической и социальной сферах жизни. Его можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов. Инициируется эмоциональное выгорание комплексом факторов, включающих индивидуально- психологические особенности педагога и специфические аспекты профессиональной деятельности. Решение вопроса иерархии факторов инициации чрезвычайно важно для разработки мер по предупреждению эмоционального выгорания. К числу таких мер, кроме названных выше, следует отнести, по нашему мнению, обязательный профотбор, предусматривающий определение тех качеств и характеристик личности, которые будут противостоять формированию у педагога этого синдрома. Крайне важны своевременная диагностика и самодиагностика эмоционального выгорания, поэтому учитель должен знать его симптомы. С проблемой эмоционального выгорания, техниками интерперсонального психологического воздействия будущих педагогов необходимо знакомить при подготовке к профессиональной деятельности, т. е. в период вузовского обучения. Для этого нужно ввести знания в курс педагогического мастерства, введения в специальность и пр. Вооруженные знанием проблемы и умеющие бороться с ее проявлениями педагоги смогут с наименьшими потерями преодолеть столь распространенный в настоящее время синдром эмоционального выгорания. 1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с. 2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Филин, 1996. 256 с. 3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. и др. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с. 4. Воробьева М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. Екатеринбург, 2008. 231 с. 5. Высоцкий В. И. Синдром профессионального выгорания // Пед.диагностика. 2006. № 6. С. 110 – 120. 6. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний // Детский психолог. 1993. Вып. 4. С. 67 – 79. 7. Лазарева Н. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания // Школьные технологии. 2009. № 1. С. 171 – 176. 8. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания // Психотерапия. 2003. № 11. С. 2 – 11. 9. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:/ www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6. Дата обращения: 25.03.2014. 10. Митченко Л. Э. Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2003. 75 с. 11. Орёл В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 90 – 101. 12. Решетова Т. В., Лобузнов А. Ю. Высокая зарплата — риск депрессии? Клинико-психологические взаимоотношения финансового благополучия, счастья и депрессии // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 2008. № 2. С. 55 – 59. 13. Сидоров П. И. Синдром «эмоционального выгорания» у лиц коммуникативных профессий // Гигиена и санитария: научно-практический журнал. 2008. № 3. С. 29 – 33. 14. Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. 320 с. 15. Сушенцова Л. В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика // Инновационная сельская школа: от идеи к результату: сб. ст. Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», 2006. С. 190 – 198. 16. Трунов Д. Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 8. С. 84 – 89. 17. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57 – 64. 18. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.edinorog.boom.ru. Дата обращения: 12.03.2014. 19. Шепелева Н. А. Синдром эмоционального выгорания педагогов // Открытый класс: сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.openclass.ru/wiki-pages/106170. Дата обращения: 12.03.2014. 20. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование. 2009. № 2. С. 127 – 137. 21. Freudenberger H. J. Staff burn-out // Journal of social issues. 1974. Vol. 30. P. 159 – 165. 22. Управление персоналом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal17-11.htm. Дата обращения: 12.03.2014. 23. Осухова Н. Г., Кожевникова В. В. Профилактика профессионального выгорания [Электронный ресурс] // Школь- ный психолог. 2006. № 6. Режим доступа: http://psy.1september.ru. Дата обращения: 12.03.2014. |