ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Общая характеристика комедии Грибоедова «Горе от ума» (консультация № 1 для подготовки к курсовому экзамену) Замысел «Горе от ума» относится к 1820 году[1]. Но приступил к его воплощению Гр. только в 1822 г. на Кавказе. Два акта пьесы (в первой редакции называвшейся «Горе — уму») были написаны, затем, однако, стала ощущаться необходимость освежить московские впечатления, на которых основывались сюжет и характеры. В марте 1823 г. Г. выезжает в длительный отпуск, весною живет в Москве, где переписывает начало комедии, а летом в тульском имении С. Н. Бегичева пишет 3-й и 4-й акты. Осенью работа прекращается, в мае 1824 г. Г. везет рукопись в Петербург. По дороге ему на ум приходит новая развязка — разоблачение Молчалина в глазах Софьи. В Петербурге вносятся последние исправления, и к осени 1824 г. комедия получает свой окончательный вид. Однако все попытки провести ее в печать или на сцену не удались. Не помогло и личное знакомство Г. с министрами и даже с великим кн., будущим императором Николаем I. Первые постановки комедии (с цензурными изъятиями) состоялись только в 1831 г., «театральная» ее редакция издана в Петербурге в 1833 г.; полностью, без купюр «Горе от ума» было опубликовано за границей в 1858, а в России—лишь в 1862 г. А пока автор с большим успехом читает комедию в петербургских салонах и дружеских кружках. Распространяемая во множестве списков, она вскоре становится известной больше, нежели какое-либо из опубликованных сочинений того времени. Приятелю Г. Ф. В. Булгарину удалось напечатать в издаваемом им театральном альманахе «Русская Талия на 1825 г.» (притом с цензурными поправками и сокращениями) несколько явлений из 1-го акта и все третье действие комедии. Критикам, хорошо знавшим полный ее текст, публикация отрывков дала повод для бурной дискуссии. Противники комедии усматривали в ней нарушение незыблемых законов драматургии, писали о несообразностях в построении и характеристиках, о жесткости, неровности и неправильности слога. Защитники Г. находили в его создании живость и остроту, простоту и стройность действия, богатство языка, ритмики, рифмовки. Пушкин, познакомившийся с «Горем от ума» по списку, который доставил ему в михайловскую ссылку И. И. Пущин, в письме к Вяземскому и Бестужеву высказал несколько частных критических замечаний, но одновременно высоко оценил комедию в целом. Разноречивость и неоднозначность отзывов о комедии Г. были обусловлены своеобразной переходностью ее художественного строя. Автор «Горя от ума» не отверг основные принципы классицистской драматургии. Он сохранил традиционные «единства» места, времени и действия, использовал традиционные сценические амплуа и сюжетные клише, характерные для «высокой комедии», основы которой были заложены еще Мольером, а на русской почве укрепились благодаря Фонвизину. Однако со всеми традиционными приемами Г. обращался, по его же выражению, «свободно и свободно». Поэтическая свобода позволила ему с небывалой смелостью приблизить комедию к жизненной правде, не утратив преимуществ строгой эстетической дисциплины, которой учил классицизм, и в то же время сохранив простор для поиска новых форм художественной условности. Стремление к синтезу различных начал обнаружилось уже в природе поэтического языка Г. Разностопный ямб «Горя от ума» сравнялся в гибкости с разговорной речью, стихотворные монологи, диалоги, реплики стали передавать интонации персонажей, оттенки их психологии и поведения. Но традиционная для «высокой комедии» афористичность сценической речи при этом сохранилась на иной основе: сблизившись с законами пословицы (еще Пушкин предсказал, что половина грибоедовских стихов «должна войти в пословицу»), речь Г. как бы призвала к себе на помощь ресурсы меткости и краткости живого народного слова.[2] Отдельные черты традиционных театральных амплуа («чудак», «резонер», «кокетка» и т. п.) поглощаются типическими характерами, воплотившими черты живой действительности. Такими характерами заполнено все пространство пьесы. Весь комедийный мир приводится в движении конфликтом, перешедшим в искусство прямо из текущей общественной жизни. Изображается столкновение представителя независимой мысли, человека пылкого, нетерпимого, но честного и благородного, с окружающей его социальной средой, с ее конформизмом, бездуховностью и беспринципной, но яростной враждой к любым проявлениям самостоятельности, духу исканий, попыткам обновления общества. Это столкновение в конечном счете предстает конфликтом основных общественных сил, противоборствующих в русской истории. За Чацким угадывается круг единомышленников, а в самом герое, в его мировоззрении, нравственной позиции, психологии, манере поведения ощутима близость к декабризму. Вместе с тем конфликт пьесы значительно глубже и шире, чем отражение конфронтации декабризма и аракчеевщины в нач. 1820-х гг. В сюжете, передающем накал сиюминутных идейно-политических схваток, прорисовывается противоречие более масштабное — конфликт личности и общества, столкновение пробудившейся личности с рутиной и догмой неподвижного общественного уклада. Барская Москва олицетворяет у Г. вездесущие законы общественного быта, сохраняющие свою силу при всех поверхностных «превращеньях правлений, климатов и нравов и умов». Эта неистребимая житейская стихия изображается непросветленной и застойной, противостоящей всем рождающимся в русской жизни духовным порывам, нейтрализующей все исторические перемены, исключающей возможность личной самобытности и личного достоинства человека. В результате вполне локальная стычка между «либералом» и «ретроградами» предстает одним из частных проявлений борьбы за права и достоинство личности вообще, за обретение ею законного места в обществе, за ее прочную связь с основами народной жизни. Развитие действия вновь и вновь подтверждает справедливость обличении Чацкого: обнажаются не только отдельные пороки барской, чиновничьей или придворной среды, но и ненормальность состояния крепостнического общества в целом. Комедия создает все условия для того, чтобы привлечь зрительские симпатии к нравственной и гражданской позиции героя. Наделены обаянием свойственный ему идеал «свободной жизни» и его национально-патриотический пафос. Однако возникающая в пьесе объективная картина жизни оказывается шире, чем точка зрения Чацкого. Чацкий, напр., в начале комедии исходит из того, что успехов разума достаточно для обновления общества, что «нынче свет уж не таков» и что «век минувший» — это обреченное и безвозвратно исчезающее прошлое. Система образов комедии раскрывает иное — секрет выживания зла, которое, варьируясь, приспосабливается к движению времени. Максим Петрович, представляющий у Г. «век Екатерины», вариативно повторяется в Фамусове, Фамусов — в Молчалине (т. е. в поколении Чацкого). От упорно выживающего зла не уйти в сфере общественной и не укрыться в сфере частной: ведь сам повседневный быт предстает у Г. подавляющей личность общественной силой. Чацкий, поначалу мысливший себя над обществом, которое его окружает, все острее чувствует собственную уязвимость. В финале намечается характерная для раннего реализма тема «утраченных иллюзий». Но рядом и вместе с ней звучит романтическая тема «бегства» («пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок...»), последняя тут же пересекается с древней ситуацией изгоняемого пророка и многими другими смысловыми оттенками. Все эти разнообразные смыслы соединяются потому, что каждая из тем не развертывается до конца и остается отчасти потенциальной — так же, как и любая из объединившихся в «Горе от ума» жанровых возможностей. Поэтому, исчерпав собственные возможности до предела, стихотворная комедия Г. стала своеобразным прологом всей последующей русской литературы, от эпохи к эпохе расширяя свое значение. Но в современную Г. литературную и общественную жизнь России «Горе от ума» вошло как произведение острозлободневное. Наполнявший комедию пафос свободомыслия вдохновлял декабристов, в ней с полным основанием видели один из источников «либерального духа». Более подробный анализ образа Чацкого и проблематики комедии, отзывы о ней современников см. далее. (Материалы № 2) [1] О возникновении замысла пьесы спорят. Этой проблеме посвящена монография Н.К. Пиксанова «Творческая история «Горе от ума». Некоторые ученые считают, что замысел возник в 1812 г., другие называют 1816 или 1818 годы, но в настоящее время большая часть исследователей называет 1820 год. Среди аргументов этой точки зрения — знаменитый сон Грибоедова, который стал толчком к замыслу пьесы. Сам писатель рассказал об этом сне в ноябрьском письме 1820 года. [2] Самостоятельно подберите 5-6 примеров крылатых выражений из комедии |