МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Что такое эффективность исследования? Какие факторы влияют на достижение эффективности исследования управления? Каковы возможные тенденции изменения эффективности ИСУ?





ПРИЁМЫ АНАЛИЗА

 

Тема 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

1. Классификации методов системного анализа

2. Характеристика методов системного анализа

3. Последовательность этапов системного исследования

Вопросы и задания:

1. Что означает системный подход к исследованию? Какие принципы раскрывают содержание системного подхода? В чем состоят особенности реализации системного подхода? В чем практическая ценность системного подхода к исследованию? Раскройте сущность системного подхода, его основные черты. Назовите его возможные альтернативы.

2. Дайте определение понятию «система». Чем система отличается от простой совокупности? Приведите примеры системного представления объектов, явлений, процессов. Постройте их модели.

3. В чем проявляется практическое содержание понятия «система»? А его двойственность?

4. Опишите взаимодействие системы со средой. По какому признаку следует отличать систему от среды?

5. Каковы признаки классификации систем? Охарактеризуйте различные классы систем, иллюстрируя ответ примерами.

6. Что такое «элемент системы»? Как определяется состав элементов системы?Что понимается под «движением элемента системы»?

7. Что значит «изучить систему»? Что составляет основу понятийного аппарата и языка системного анализа?

8. Что такое структура системы? Каковы виды структур системы?

9. Перечислите и охарактеризуйте свойства систем.

10. Какова основная суть метода дерева целей (проблем, решений)?

11. Какие правила должен включать в себя процесс декомпозиции стратегической цели?

12. Какие виды графов вам известны? В чём их назначение? Каковы правила их построения?

13. Какие закономерности, обеспечивающие процедуре планирования деятельности внутреннюю логику и полноту, необходимо учесть при проектировании древовидных графов?

14. Компания рассматривает вопрос о строительстве завода. Возможны три варианта действий. Текущие цены не дисконтируются. Нарисуйте дерево решений. Определите наиболее эффективную последовательность действий, основываясь на максимуме ожидаемых доходов. Какова ожидаемая стоимостная оценка наилучшего решения?

А). Построить большой завод стоимостью 700 тыс. долл. Большой спрос возможен с вероятностью 0,8, тогда годовой доход в размере 280 тыс. долл. в течение 5 лет. Низкий спрос (вероятность 0, 2) принесет ежегодные убытки в 80 тыс. долл.

Б). Построить маленький завод стоимостью 300 тыс. долл. Большой спрос возможен с вероятностью 0,8, тогда годовой доход в размере 180 тыс. долл. в течение 5 лет. Низкий спрос (вероятность 0, 2) принесет ежегодные убытки в 55 тыс. долл.

В). Отложить строительство завода на один год для сбора дополнительной информации, которая может быть позитивной или негативной с вероятностями 0,7 и 0,3 соответственно. В случае позитивной информации можно построить заводы по указанным выше расценкам, а вероятности большого и низкого спроса меняются на 0,9 и 0,1 соответственно. Доходы на последующие четыре года остаются прежними. В случае негативной информации заводы строиться не будут.

15. В чём сущность и достоинства сетевых графиков?

16. Постройте сетевой график, рассчитайте длину критического пути.

Работа 0,1 0,3 1,2 2,3 2,5 3,4 3,6 3,7 4,6 5,7 5,8 6,7 7,8
Время выпол- нения, час.

 



17. Когда можно использовать методы статистического анализа при исследовании менеджмента?

18. Выручка от продажи некоторого товара возросла с 8 млн. руб. до 12,18 млн. руб. Это объясняется увеличением количества проданного товара на 5 % и изменением его цены. Определите индекс изменения цены товара и прирост выручки за счет изменения каждого фактора.

19. Осуществите факторный анализ изменения общих затрат на изготовление образцов в базовом и текущем периоде. Выводы запишите.

 

Вид образца Базовый период Текущий период
Количество образцов, шт. Затраты на изготовление, руб./шт. Количество образцов, шт. Затраты на изготовление, руб./шт.
А
Б

 

20. Проанализируйте влияние факторов на изменение средних затрат по данным предыдущей задачи. Выводы запишите.

21. Проанализируйте влияние факторов на изменение общих затрат, если средние затраты на разработку одного образца составили в базовом году 2200 руб., в текущем – 2160 руб., число созданных образцов увеличилось с 200 до 250 штук. Запишите общий вывод.

22. В чём ограниченность факторного анализа с использованием индексного метода? В каких случаях ощущается потребность применения параметрических методов анализа управленческой проблемы?

23. Чем корреляционная зависимость принципиально отличается от функциональной?

24. Метод корреляционного анализа широко используется для

А) определения тесноты связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости;

Б) установления формы зависимости параметров;

В) оценки неизвестных значений зависимой переменной;

Г) определения криволинейной зависимости.

25. В чём состоит сущность метода корреляционного анализа? Приведите примеры корреляционных зависимостей между показателями коммерческой деятельности предприятия.

26. Определите наличие связи между объёмом производства и объёмом продаж и степень её тесноты. Статистика объёмов производства и объёмов продаж за десять месяцев (млн. руб.):

 

Месяцы
Объем производства
Объем продаж

 

27. Определите зависимость выпуска промышленных изделий от их запуска, составьте уравнение регрессии при следующих фактических данных за первое полугодие (тыс.шт.):

 

Месяцы
запуск
выпуск 17,2 20,9 11,6 18,7 14,1 12,9

 

28. Перечислите этапы и охарактеризуйте содержание работ по системному анализу.

29. Приведите примеры использования системного подхода в практике управления. В каких действиях исследователя выражается системный подход?

30. В чем преимущества и трудности использования системного подхода в практике исследования? К каким последствиям ведет игнорирование системного подхода?

 

Домашнее задание: 1. Осуществите декомпозицию цели организации – объекта вашего исследования. Выделите подцели в пределах от 3-4 компонентов по горизонтали и 4 уровней – по вертикали. Постройте дерево целей (композиционный граф).

2. Предприниматель провел анализ, связанный с открытием магазина. Если он откроет большой магазин, то при благоприятном состоянии рынка получит прибыль в 60 млн. руб., при неблагоприятном – понесет убытки в 40 млн. руб. Маленький магазин принесет ему 30 млн. руб. прибыли и 10 млн. убытков при тех же условиях. Возможность благоприятного и неблагоприятного состояния рынка он оценивает одинаково.

Исследование рынка, которое может провести специалист, обойдется в 5 млн. руб. Специалист считает, что с вероятностью 0,6 состояние рынка окажется благоприятным. В то же время при положительном заключении состояние рынка окажется благоприятным лишь с вероятностью 0,9. при отрицательном заключении с вероятностью 0,12 состояние рынка окажется благоприятным.

Для обоснования принятия решения, используйте метод «дерево решений». Следует ли заказать проведение исследования состояния рынка? Следует ли открыть большой магазин? Какова ожидаемая стоимостная оценка наилучшего решения?

3. Начертите схемы структуры управления и структуры производственной системы организации – объекта вашего исследования.

 

Тема 4.Причинный анализ

План: 1. Причинность и причинно-следственный подход

2. Цель, задачи и алгоритм проведения причинного анализа

3. Графические модели причинно-следственного подхода

Вопросы и задания:

1. Каковы свойства причинно-следственной связи?

2. При анализе причинной зависимости принимают во внимание характер этой зависимости.

А). Внутренняя или внешняя.

Б). Прямая или обратная.

В). Вертикальная или горизонтальная.

Г). Однонаправленная или разнонаправленная.

3. По какой схеме идет рассуждение методом сходства? Приведите примеры из практики управления.

4. В чём специфика рассуждений по методу различия? Приведите примеры из практики управления.

5. Как пользоваться соединённым методом сходства и различия? Приведите примеры из практики управления.

6. На каких принципах строится рассуждение по методу сопутствующих изменений? Приведите примеры из практики управления.

7. Какова логическая сущность метода остатков? Приведите примеры из практики управления.

8. Каковы этапы проведения причинного анализа? Какие задачи решаются на каждом?

9. Приведите примеры соотношения двух показателей, находящихся в прямой зависимости.

10. Приведите примеры соотношения двух показателей, находящихся в обратной зависимости.

11. По какой схеме осуществляется построение диаграммы Исикавы? Каковы её достоинства и недостатки?

12. Постройте причинно-следственную диаграмму для анализа причин низкого качества продукции на предприятии.

13. В чём суть модели поля сил К. Левина?

14. Какова процедура когнитивного анализа системы?

15. По каким правилам осуществляется формирование когнитивной карты ситуации?

16. Постройте когнитивный граф по следующим переменным:

1) прибыль, фонд заработной платы, численность персонала, цена;

2) объем производства, объем продаж, прибыль.

17. Что иллюстрируют контуры с положительной и отрицательной связью?

Домашнее задание: 1. Постройте причинно-следственную диаграмму для анализа причин обеспечения выполнения задачи к запланированному сроку (написание магистерской диссертации).

2. Приведите примеры соотношения двух показателей, находящихся в прямой и обратной зависимости. Изобразите зависимости графически.

3. Постройте когнитивный граф по следующим переменным: производительность труда, прибыль, текучесть кадров.

 

Тема 5. Диагностический анализ

План: .1. Определение, принципы и виды диагностического анализа

2. Диагностические параметры: определение, виды

3. Методы и методика диагностического анализа

Вопросы и задания:

1. Суть диагностического анализа в менеджменте -

А). Изучение состояния объекта с целью выявления возможных отклонений и причин их появления.

Б). Динамичность процесса функционирования субъекта управления.

В). Развитие методов науки управления.

Г). Способы получения дополнительной информации.

2. Какие существуют виды диагностики? В чем их суть?

3. Что представляет собой диагностика объектов в менеджменте? Какова её цель?

1. На каких принципах основывается организационная диагностика?

2. Что понимается под параметром системы управления в менеджменте?

3. На какие группы разделены эти параметры? Перечислите классификации параметров и их виды.

4. Что характеризуют общие параметры системы управления? Ответ иллюстрируйте примерами.

5. Какие параметры относятся к системным? Приведите примеры. Что означает их исследование?

6. Что понимается под параметрами организации управления? Какие параметры относятся к этой группе?

7. В каких управленческих ситуациях целесообразно использование параметрических методов научного исследования?

8. Первым шагом в реализации параметрических методов исследования является

А). Моделирование соответствия сопоставляемых компонентов и показателей.

Б). Подбор и измерение параметров.

В). Компактное представление больших массивов данных.

Г). Обобщение оценок состояния объекта.

9. Каков общий порядок проведения исследования параметрическим методом? Опишите основные положения параметрического метода исследования.

10. Используя знания об общем порядке проведения исследования параметрическим методом, осуществите анализ известной организации.

11. Какие параметры составляют основу поведения малого предприятия? Как построить простейшую модель функционирования такого предприятия?

12. Какие требования предъявляются к конструкции показателя? Что влечёт за собой игнорирование этих требований? Существует ли мера учёта требований при конструировании показателей?

13. Каким может быть состав показателей, характеризующих организацию? Перечислите и раскройте сущность методов определения этих показателей. Приведите основные формулы для расчёта показателей.

14. Как формируется система показателей? Чем определяются возможности её эффективного использования?

15. Валидность показателя характеризует

А). Элементы конструкции показателя.

Б). Соответствие измеряемому параметру.

В). Синтетичность показателя.

Г). Цели практического использования.

16. Что представляют собой «организационные патологии»? Каковы их источники?

17. В чём суть концепции организационной диагностики?

18. По каким признакам систематизируются организационные патологии?

19. Каковы источники порождения структурных патологий? Ответ иллюстрируйте примерами.

20. Компания туроператор специализируется на организации деловых поездок и групповом туризме. Существенные отличия двух направлений её бизнеса обусловили необходимость создания соответствующих подразделений. Руководство компании отмечает, что число самостоятельно проводящих отпуск туристов, высказывающих неудовлетворённость традиционным пакетом услуг, растет.

Выход на новый рынок, предполагает организационный выбор: создание нового подразделения или расширение функций одного из существующих. Какие соображения должны быть учтены при принятии окончательного решения?

21. Главному инженеру компании надо решить, монтировать или нет новую производственную линию (новейшая технология). Если новая линия будет работать безотказно, то компания получит прибыль в 200 млн. руб. Если же она откажет, то компания может потерять 150 млн. руб. По оценкам главного инженера риск отказа новой линии – 60 %.

Можно создать экспериментальную установку, а затем уже решать, монтировать или нет производственную линию. Эксперимент стоит 10 млн. руб. По оценкам главного инженера риск отказа экспериментальной установки – 50 %.

Если экспериментальная установка будет работать, то 90 % шансов за то, что смонтированная производственная линия также будет работать. Если экспериментальная установка не будет работать, то только 20 % шансов за то, что производственная линия заработает.

Следует ли строить экспериментальную установку? Следует ли монтировать производственную линию? Какова ожидаемая стоимостная оценка наилучшего решения?

22. В свете патологий организационного поведения обсудите проблему искажения и фильтрации информации при её движении по уровням управления.

23. В чём состоит механизм диагностики конфликтов в организации? В каких случаях конфликт носит конструктивный характер? Можно ли считать провокацию конфликта допустимым средством достижения целей? Если да, то, в каких ситуациях?

24. Проанализируйте настораживающие, конфликтные ситуации и поведение руководителя в них. Сделайте выводы. Предложите мероприятия по изменению правил и режима работы, которые помогут разрешить конфликт.

А). Дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим. Каждый сотрудник трудится сам по себе. Дружеская помощь – «не в ходу».

Б). Сотрудники перестали доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами.

В). Во время разговоров во главу ставятся негативные факты. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем.

25. Что понимается под симптоматическими и радикальными решениями, нацеленными на «выздоровление» организации? Ответ иллюстрируйте примерами.

26. С позиций усиления положительных и уравновешивающих тенденций отклонений обсудите и оцените следующие способы управленческих воздействий: «сделать прошлое трамплином, а не диваном», вовлечение в процесс модернизации, обучение, «установка планки», «выпускание пара», устранение «репрессивного менеджмента», использование формулы up-or-out (продвигайся или убирайся), возможность «поплакаться в жилетку».

27. Какие группы методов необходимо использовать при диагностике систем управления? Каким образом используются важнейшие методы и инструментарий диагностики в менеджменте?

28. Постройте диаграмму Парето, используя информацию из отчёта контролёра о дефектной продукции, изготовленной в литейном цехе за год.

 

N дефекта Виды дефектов Доля деталей с дефектом, % Суммарная доля, %
Недолив
Неровности
Включения окислов
Заусенцы
Налипание грязи
Незаполняемость
Прочие причины

 

Проанализируйте построенный график, оцените относительную важность возникших проблем. Предложите порядок их решения, если самая высокая себестоимость у изделия, имеющего дефект «неровности».

29. Каков порядок определения приоритетности проблем и их причин?

30. Изделие изготавливается на токарном станке. Его диаметр должен составлять 8,75 мм. По чертежу диаметр детали имеет размеры в пределах от 8,70 мм до 8,80 мм (поле допуска). Результаты измерения диаметра 50 деталей (мм) свидетельствуют, что он не всегда равен 8,75 мм. Это зависит от многих факторов: станка (степень износа, настройки и пр.), инструмента, свойств обрабатываемого материала, квалификации токаря и др.

 

8,77 8,76 8,73 8,75 8,78 8,76 8,79 8,75 8,75 8,76 8,77 8,78 8,76 8,78 8,75 8,80 8,77 8,74 8,79 8,74 8,72 8,75 8,82 8,75 8,73 8,76 8,77 8,79 8,76 8,77 8,76 8,76 8,77 8,78 8,75 8,81 8,74 8,81 8,74 8,73 8,75 8,78 8,76 8,80 8,77 8,74 8,79 8,78 8,77 8,80

 

Постройте контрольный листок, чтобы упорядочить замеры. Какова доля дефектных изделий?

Постройте гистограмму и кривую распределения плотности вероятностей. Проанализируйте построенные графики. Почему изделия имеют дефекты? Каковы причины брака? Какими способами можно решить проблему?

31. Какие оцениваемые и базовые показатели используются при диагностике в менеджменте?

32. Какова сущность механизма диагностики с использованием системных параметров?

33. В чём заключаются особенности механизма диагностики с ориентацией на стратегические аспекты?

34. В чём сущность общих положений методики диагностики?

35. Каков состав основных работ при диагностике в менеджменте ?

36. Как используются результаты диагностики в менеджменте ?

Домашнее задание: 1. Используя знания об общем порядке проведения исследования параметрическим методом, осуществите анализ известной организации - «ФГБОУ ВПО ОмГУ им. Ф.М. Достоевского».

2. Исследуйте одну из сторон деятельности организации (объекта исследования), используя методы диагностического анализа (диаграмма Исикавы, модель поля сил, когнитивная карта и др.). Выявите отклонения. Как можно их охарактеризовать по происхождению и по причине? Ответ обоснуйте.

 

Тема 6.Социологические методы исследования в менеджменте

План: 1. Определение и виды социологических исследований

2. Формирование выборки при проведении социологических исследований

3. Измерения в социологических исследованиях

4. Социологическое наблюдение как способ сбора информации

5. Метод анализа документов

6. Методы опроса

Вопросы и задания:

1. В чём сущность социологических исследований?

2. Что делает использование социологических исследований составной частью системного подхода в менеджменте?

3. Раскройте сущность и основную направленность социологических исследований. Ответ иллюстрируйте примерами.

4. Охарактеризуйте различные виды социологических исследований. Определите сферу их применения.

5. Каковы цели применения различных видов социологических исследований?

6. Какие методы чаще всего используются при проведении социологических исследований?

7. Каковы критерии выбора метода исследования?

8. В чём различия между понятиями «методология», «методы», «техника», «процедуры», «методика» социологического исследования? Как они взаимосвязаны?

9. Какую роль играет масштаб социологического исследования?

10. Каковы основные положения метода социологического наблюдения? Назовите его виды. Чем характеризуются виды социологического наблюдения?

11. Для какого вида наблюдения характерно непосредственное общение исследователя с изучаемым объектом?

А) прямого;

Б) косвенного.

12. Как методом социологического наблюдения можно получать информацию для исследований в менеджменте?

13. Какое наблюдение проводится по детально разработанному плану?

А) контролируемое;

Б) неконтролируемое;

В) стандартизированное;

Г) неформализованное.

14. В чём сущность метода изучения документации и информационных материалов?

15. Перечислите источники получения документированной информации для целей исследования в менеджменте. Как классифицируется информация, используемая в системе управления организацией – объекта вашего исследования?

16. В чём достоинство метода изучения документации?

17. В каких случаях используются тот или иной способы опроса?

18. Перечислите основные требования к анкетам. Каковы достоинства и недостатки анкетирования?

19. В чём суть интервьюирования? Какие виды интервьюирования могут быть использованы в исследовании в менеджменте? В чём их преимущества?

20. Какие возможны ошибки в проведении массового социологического опроса?

21. В чём процедурные отличия в проведении массовых и экспертных опросов? В каких случаях они используются?

22. Какие методы обработки и анализа данных используются при проведении социологических исследований?

23. Какие задачи решает социометрический метод?

24. По нижеприведенной социоматрице рассчитайте индивидуальные и групповые индексы исследуемой группы. Знак «+» и «-» означают выбор (позитивный или негативный), незаполненная клеточка – отсутствие выбора.

 

Кто выбирает   Кого выбирают
А Б В Г Д Е Ж
А   + +        
Б +     + +    
В + +   + +    
Г +   +   +   -
Д   +         -
Е              
Ж -       -    

 

На основе приведённых в матрице данных постройте социограмму. Охарактеризуйте результаты. Дайте характеристику каждому из семи участников группы.

25. Из каких частей состоит программа социологического исследования?

26. При проведении социологического исследования особое внимание должно отводиться

А). Сохранению определенной гибкости плана исследования.

Б). Обработке полученной информации.

В). Формированию выборки.

27. Почему и в какой степени точность социологических исследований зависит от выборки респондентов? Какую роль играет масштаб исследования?

28. Какие варианты шкал используются при проведении социологических исследований? В чём их суть и достоинства? Составьте варианты номинальной, ранговой и интервальной шкал.

29. Что за принципыследует соблюдать при выборе и составлении шкал?

30. Каковы возможные ошибки при проведении социологического исследования?

31. Как формируется взаимодействие факторов успеха?

32. Что делает использования социологических методов составной частью системного подхода в управлении?

33. Перечислите задачи, основные функции и права социологической службы организации.

Домашнее задание: 1. Проанализируйте соответствие должностной инструкции известного Вам менеджера критериям идеального регламента.

 

Критерии идеального регламента Соответствует Частично соответствует Не соответствует
Полный перечень выполняемых задач      
Подробная схема делимости всей деятельности по иерархии «функции – работы - операции»      
Наличие нормы времени выполнения операций и повторяемость их в течение года      
Классификация операций по приоритетности      
Группировка операций по сложности выполнения      
Возможность делегирования операций      
Горизонтальные и вертикальные взаимосвязи      
Четкие требования к квалификации работника      
Типизация по форме внутриорганизационных регламентов      
Способность к адаптации при изменяющихся условиях      

 

2. Узнайте у сотрудников организации – объекта вашего исследования о методах разделения заданий и задач (функциональном, продуктовом, географическом или матричном), начертите схему основных, структурных подразделений организации. В чём, с точки зрения вашего собеседника, состоят преимущества и недостатки этой структуры?

Если возможность узнать об устройстве организации «из первых уст» отсутствует, изучите регламентирующие документы и годовой отчёт организации и постарайтесь восстановить по нему её основные, структурные элементы. Не говорится ли в отчёте о возможных изменениях в структуре? Если да, в чём состоят их причины?

3. Составьте анкету для определения ведущих факторов успешности деятельности менеджера организации – объекта вашего исследования (не менее 7 вопросов), используя различные виды шкал.

 

Тема 7.Экспертные методы исследования в менеджменте

План: Сущность метода экспертных оценок

2. Виды экспертных оценок

3. Этапы проведения экспертной оценки

4. Методы проведения экспертной оценки

Вопросы и задания:

1. В чём проявляется эффективность экспертизы?

2. Каково содержание метода экспертных оценок?

3. В чём особенность экспертизы в сфере исследовательской деятельности?

4. Какие классификации методов экспертных оценок существуют?

5. Какова сущность методов ранжирования, непосредственного оценивания и сопоставления?

6. Экспертные оценки получены методом попарного сравнения исследуемых факторов друг с другом. Если при сравнении первый из двух параметров имеет больший балл у i-того эксперта, то в таблицу заносится значение 2, если баллы равны - 1, а если балл второго параметра больше, то - 0. Характер количественного распределения экспертной оценки иллюстрируется таблицей.

 

Соотношение параметров Эксперты Сумма баллов Средняя оценка
1 2 3 4 5
Х1 и Х2
Х1 и Х3 1,6
Х1 и Х4
Х2 и Х3 0,2
Х2 и Х4 1,4
Х3 и Х4

 

В дальнейшем, обобщенные данные по каждому параметру уточняются и заносятся в следующую таблицу.

Параметры X1 X2 X3 X4 S
X1        
X2        
X3 Х4          

 

Средние оценки, полученные в предыдущей таблице, заносятся в таблицу следующим образом: на пересечении строки X1 и столбца X2 ставится средняя оценка 2, а на пересечении строки X2 и столбца X1 ставится 0 (из максимального значения 2 вычитается средняя оценка 2). Какой параметр, по мнению экспертов, наиболее значим?

7. В чём особенность использования экспертной оценки на основе качественного отбора для обоснования выбора альтернативных проектов?

8. В таблице представлены оценки экспертами важности той или иной альтернативы с учётом её практического внедрения, измеряемого при помощи бальной характеристики, где Р - оценка альтернативы (по 5-ти бальной шкале), Б - степень возможности реализации данной альтернативы (по 10-ти бальной шкале), П - произведение Р и Б.

 

Эксперт Альтернатива 1 Альтернатива 2 Альтернатива 3 Альтернатива 4
Р Б П Р Б П Р Б П Р Б П
A        
В        
С        
Итого                        

 

Какая альтернатива, по мнению экспертов, важна с учётом её практического внедрения?

9. В составе экспертной комиссии выделяют группы

А). Контрольную и экспериментальную.

Б). Руководителей и подчиненных.

В). Рабочую и экспертную.

10. Каков типовой состав экспертной комиссии?

11. Какие требования предъявляют к экспертам?

12. Каков порядок формирования экспертной группы?

13. По нижеприведённой матрице взаимных оценок 10-ти специалистов, способных произвести максимально объективную оценку исследуемого события, выберите наиболее компетентного эксперта. Число «1» означает выбор, «-» - отсутствие выбора или отрицательную оценку.

 

Кого оценивали   Кто оценивал
- - - -
-
- - - - - - -
- - - -
- -
- - - -
-
- - - - - - -
- - - -
- - - - - -

 

14. В чём заключаются основные положения оценки согласованности мнений экспертов?

15. Оцените согласованность мнений экспертов на основе использования правила среднего арифметического. Правило среднего арифметического можно применять, когда коэффициент вариации не превышает 25 %.

Признание факта нехватки оборотных средств в качестве основной причины неэффективной деятельности предприятия оценивалось в 5 баллов, а отсутствие или слабое проявление причинной связи оценивалось в 1 балл. Результаты опроса пяти экспертов представлены ниже.

 

1 эксперт 2 эксперт 3 эксперт 4 эксперт 5 эксперт

 

16. Оцените степень согласованности мнений экспертов, рассчитав средневзвешенный интегральный коэффициент по данным, представленным ниже. Это оценки экспертами в диапазоне 5-ти бальной шкалы вариантов решения проблемы и весовая характеристика, отражающая значение этой альтернативы в ряду других.

 

Эксперт Экспертная оценка альтернатив
Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8
Весомость

 

17. Для каких целей используется множественный коэффициент корреляции или коэффициент конкордации?

18. От чего зависит выбор технологии экспертизы?

19. Каково содержание и порядок проведения организационных работ по использованию экспертных методов в исследованиях?

20. Какие существуют мeтoды пoлyчeния индивидyaльнoгo мнeния члeнoв экcпepтнoй гpyппы?

21. Почему с точки зрения системного подхода выгодно проводить личные встречи лиц, принимающих участие в решении проблемы? При каких обстоятельствах такие встречи нежелательны?

22. В чем состоит сущность метода «мозгового штурма»?

23. Какие требования предъявляются к участникам «мозгового штурма» и как они подбираются в группы?

24. Как эффективно обеспечить взаимодействие участников при «мозговом штурме»?

25. «Метод Дельфи» разработали

А). О.Хелмер и Т.Гордон.

Б). Н. Кондратьев и А. Богданов.

В). П. Друкер и С. Паркинсон.

26. В каких управленческих ситуациях целесообразно использование «метода Дельфи»?

27. Какие требования предъявляются к проведению исследования «методом Дельфи»?

28. В чём проявляется эффективность экспертизы?

29. В чем заключаются основные положения оценки согласованности мнений экспертов по методу дельфийского совещания(методу Турофа)?

30. По данным, приведённым ниже, рассчитайте общую оценку результатов сравнения объектов экспертом в рамках одного тура для использования метода Турофа. Столбцы и строки матрицы соответствуют объектам оценки, между которыми проводится попарное сравнение. Способ заполнения матрицы следующий. Производится выбор между каждой парой объектов: если B хуже А, то в строку «В» столбец «А» ставим 0, а в строку «А» столбец «В» - 1.

 

  A B C D
A  
B  
C  
D  

 

31. В чём особенность экспертизы в сфере исследовательской деятельности?

32. Охарактеризуйте содержание и порядок проведения организационных работ по использованию экспертных методов в исследованиях в менеджменте.

33. От чего зависит выбор технологии экспертизы?

34. Как зависит использование принципов экспертизы от предмета экспертизы?

35. Почему с точки зрения системного подхода выгодно проводить личные встречи лиц, принимающих участие в решении проблемы? При каких обстоятельствах такие встречи нежелательны?

36. В каких управленческих ситуациях вообще целесообразно использование методики Дельфы?

37. Вам необходимо закупить большое количество товара «сегодня» или «завтра». Сегодня цена товара 15 руб./ед. Завтра, по вашему мнению, цена товара будет 10 руб./ед. либо 20 руб./ед. с равной вероятностью (вероятность этого равна 0,5). Эксперт может дать вам свой прогноз. Чем выше качество эксперта, тем надежнее прогноз, но тем дороже и плата за экспертизу:

 

  Комиссионные Надёжность
1-й эксперт 0,5 руб./ед. 60 %
2-й эксперт 0,6 руб./ед. 70 %
3-й эксперт 0,7 руб./ед. 80 %
4-й эксперт 1,0 руб./ед. 90 %
5-й эксперт 2,0 руб./ед. 100 %

 

Какого из экспертов вам выгодно пригласить?

 

Домашнее задание: 1. Результаты анализа четырёх исследуемых параметров (качеств) пятью экспертами представлены ниже.

 

Качества Эксперты Сумма рангов Отклонение от средней суммы Квадрат отклонения от средней суммы
Х1      
Х2      
Х3      
Х4      
Итого                

 

Проверьте согласованность мнений экспертов, рассчитав коэффициент тесноты связей и коэффициент конкордации. Если коэффициент близок к единице, то мнения максимально согласованы друг с другом, если к нулю - то, напротив.

2. Руководство компании уверено в том, что её прибыль связана с теми суммами, которые она тратит на рекламу. Расчетная прибыль (П, тыс. руб.) вычисляется по формуле: П=230+20х-0,5x2, где x – затраты на рекламу, тыс. руб.

А) Составьте таблицу значений параметра П при значениях х = 0, 10, 20, 30, 40, 50.

Б) Используя эту таблицу постройте график значений П по значениям х.

В) Используя график, определите максимально возможную прибыль и соответствующее ей значение расходов на рекламу. Укажите эту точку на графике.

Г) Определите границы значений величины х, в рамках которых получаемая прибыль будет превышать 300 тыс. руб. Укажите этот интервал на графике.

Д) Используя график, объясните, почему для компании не имеет смысла расходовать на рекламу больше, чем 40 тыс. руб.

 

Тема 8.Метод тестирования в исследовании менеджмента

План: 1.Тестирование: основные понятия и сущность метода

2. Виды тестов

3. Правила конструирования и формулирования тестов

Вопросы и задания:

1. Как определяется понятия «тест»?

2. Каким критериям должны отвечать тесты?

3. В чем сущность метода тестирования? Какие задачи решает тестирование?

4. Каковы его преимущества методов тестирования?

А). Глубина раскрытия проблемы.

Б). Простота и доступность, не требует специальных знаний.

В). Количественная определенность.

Г). Позволяет исключить психологические и личностные нюансы.

Д). Позволяет быстро получить информационный материал.

5. Что является основным инструментом тестирования?

6. Где и для чего используются тесты в организациях? Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?

7. В чем особенности тестирования систем управления?

8. Какие объекты в системах управления лучше всего подвержены тестированию?

9. Из каких разделов состоит программа тестирования?

10. Соблюдение каких требований позволяет делать результаты тестирования объективными, точными, надежными?

11. Какие основные этапы включает тестирование?

12. В чем проявляются недостатки метода тестирования? Какие ошибки чаще всего встречаются в практике тестирования?

13. Каковы возможные основания деления понятия «тест»? Какова сфера применения разных видов тестов?

14. Почему классификация тестов по оцениваемому объекту является сложной?

15. Каковы предпосылки и критерии тестирования личности?

16. Какие этапы включает тестирование личности?

17. Какие тесты способностей существуют?

18. Чем различаются подходы к тестированию систем и личности?

19. Как можно представить методологию тестирования?

20. В чем суть методики тестирования? Каковы ее этапы?

21. Каковы основные методы сбора информации при тестировании?

22. Ответьте на представленные вопросы теста «ОТНОШЕНИЕ К ИЗМЕНЕНИЯМ», занося баллы в таблицу результатов, затем просуммируйте баллы по столбцам.

1 – не соответствует, 2 – мало соответствует, 3 – близко к соответствию, 4 - соответствует наверняка.

 

1. Жаль, что традиции и обычаи играют сегодня лишь второстепенную роль
2. Уголовно-правовые реформы время от времени неизбежны
3. Я один из первых, кто покупает новый (появившийся) на рынке продукт
4. Я отмечаю семейные праздники, как это делали мои родители
5. Я принципиально не держусь какой-то точки зрения, а делаю это до тех пор, пока убежден в ее правильности
Если я выполняю какую-то работу длительное время, то я теряю к ней интерес
7. Я покупаю новый автомобиль лишь тогда, когда старый уже нельзя отремонтировать
8. Я с оптимизмом смотрю в будущее
9. В любви мне нужна прелесть новизны
10. Если кого-то любишь, нужно вступить с ним в брак
11. Браки заключаются не на небесах
12. Я не могу себе представить, что проживу с одним человеком всю жизнь
13. Мне не очень нравится современное искусство
14. Я пытаюсь приспособиться к жизни
15. Я никогда не провожу свой отпуск в одном и том же месте
16. В доме я ценю добротную мебель
17. Я научился прощаться и тогда, когда я испытываю боль
18. Мое сердце открыто навстречу новому направлению развития
19. Я за нерушимость семьи
20. Чтобы иметь детей, не обязательно жениться
21. Я с удовольствием делаю перестановку мебели в своей квартире

 

Таблица результатов: КАК Я ЛИЧНО ОТНОШУСЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ?

 

Тип «А» Тип «Б» Тип «В»
вопрос очки вопрос очки вопрос очки
     
     
     
     
     
     
     
сумма   сумма   сумма  

 

Вы относитесь к типу, который набрал большее количество очков. При одинаковом (примерно одинаковом) можно говорить о смешанном типе.

23. Что понимается под «техникой тестирования»? Перечислите известные вам техники тестирования.

24. В чем суть принципов конструирования тестов? Приведите примеры негативных последствий нарушения этих принципов.

25. На основе чего возможно измерение и оценка результатов тестирования?

26. Какова конструкция теста?

27. Какие варианты вопросов, используемых для оценок проблем и ситуаций, являются наиболее употребляемыми?

28. Каковы основные правила формулирования высказываний в тестах?

29. В каких случаях используются разные варианты конструкции ответной реакции в тестах?

 

Домашнее задание: 1. Составьте тест для оценки текущих знаний студента об одном (на выбор) из методов исследования в менеджменте (не менее 9 вопросов), используя различные варианты конструкции ответов.

2. С помощью оценочного листа, представленного в виде семантического дифференциала, определите координаты черт вашего характера по каждой строке дифференциала, поставив соответствующую точку на шкале баллов. Семью баллами (левая часть шкалы) оцениваются ярко выраженные черты высоконравственного поведения.

 

Черта характера 7 6 5 4 3 2 1 Черта характера
Тактичность Принципиальность Отзывчивость   Бестактность Беспринципность Равнодушие
Организованность Трудолюбие Самокритичность   Безалаберность Лень Самомнение
Инициативность Альтруизм Уверенность в себе   Безынициативность Эгоизм Неуверенность
Аккуратность Бережливость Умеренность в потребностях   Неряшливость Расточительность Стремление к наживе

 

Соединив все точки сплошной линией, вы получите профиль характера. Подсчитайте полученные баллы по секциям, а также общую сумму баллов.

Максимальная сумма баллов, которую можно получить, равна 84. Благоприятным для действий в группе считается профиль с суммой баллов выше 48.

Сделайте вывод о четырех видах отношений. Для этого подсчитайте полученные баллы по секциям: отношение к людям – 1,2,3; к делу – 4,5, 6; к себе – 7,8,9; к вещам – 10,11,12.

Попросите другого человека оценить ваш характер, заполнив такой же лист. Сравните данные двух оценок наложением дифференциалов. Сделайте выводы.

 

Тема 9.Эффективность исследований в менеджменте

Факторы успеха исследования. Качество исследования, оценка его уровня.

Принципы определения эффективности: объективность и системность, целенаправленность и последовательность, учет фактора времени; комплексность, качественная и количественная определенность, учет и анализ затрат на проведение и реализацию результатов исследования, учет влияния неопределенностей и рисков; обеспечение фактами и минимизация воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информации; приоритетность социальных и экологических эффектов и сопоставимость результатов; многоэтапность определения эффективности исследования.

Виды эффектов: научно-технический, социальный, производственный, экономический и др. Основные источники эффектов.

Подходы к определению эффективности: методики первого поколения (традиционные) и методики второго поколения (модернизированные).

Что такое эффективность исследования? Какие факторы влияют на достижение эффективности исследования управления? Каковы возможные тенденции изменения эффективности ИСУ?

2. Какие необходимо учитывать принципы, стремясь обеспечить эффективность исследования? В чем их сущность?

3. Что является результатом исследования? Как он влияет на эффективность? Какие требования предъявляются к показателям оценки результатов ИСУ?

4. Что такое качество исследования?

А. Успешное решение проблем.

Б. Совокупность свойств исследования.

В. Практическое содержание и значимость исследования.

Г. Свойства и характеристики исследования, отражающие потребности развития управления.

Д. Методы исследования, позволяющие раскрыть содержание проблемы.

5. Какие показатели используются при оценке уровня качества исследования? Можно ли количественно оценить эффективность исследования СУ? Возникают ли здесь проблемы?

6. Назовите основные виды и источники эффектов, получаемых по результатам прикладных ИСУ.

7. Как соотносятся эффективность управления и эффективность его исследования?

 

ВОПРОСЫ к экзамену по дисциплине «Методы исследования в менеджменте»

1. Методологические подходы к исследованию в менеджменте

2. Классификация методов и моделей исследований в менеджменте

3. Выбор метода исследования в менеджменте

4. Понятие: логическая структура, виды, отношения

5. Суждения: логическая структура, виды, отношения

6. Умозаключения: общая характеристика, виды

7. Причинность: определение, методы установления

8. Причинный анализ: цель и задачи,

9. Алгоритм проведения причинного анализа

10. Графические модели причинно-следственного подхода

11. Алгоритм построения когнитивных карт

12. Диагностический анализ в менеджменте: определение, принципы и виды

13. Диагностические параметры: определение и виды

14. Методы диагностического анализа в менеджменте

15. Методика диагностического анализа в менеджменте

16. Социологические методыисследований в менеджменте

17. Методы сбора социологической информации

18. Социометрический метод исследований в менеджменте

19. Определение объема выборочной совокупности: требования и способы

20. Классификация шкал и принципы их составления

21. Сущность экспертных методов исследования в менеджменте

22. Виды экспертных оценок

23. Этапы проведения экспертизы

24. Требования к экспертам и оценка их компетентности

25. Методы проведения экспертизы

26. Индексный метод исследований в менеджменте

27. Цели и технология проведения корреляционного анализа в исследовании менеджмента

28. Особенности факторного анализа и сфера его применения

29. Этапы факторного анализа

30. Социально-экономический эксперимент: понятие, логическая схема и виды

31. Методология эксперимента

32. Правила проведения эксперимента

33. Принципы планирования эксперимента

34. Типовые ошибки проведения социально-экономического эксперимента

35. Этапы проведения социально-экономического эксперимента

36. Тестирование: основные понятия и сущность метода

37. Виды тестов

38. Методология и организация тестирования

39. Техники тестирования

40. Правила конструирования и формулирования тестов

41. Качество исследования. Оценка уровня качества исследования

42. Принципы и подходы определения эффективности

43. Виды и основные источники эффектов

Учебно-методическое обеспечение





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.