Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Программа дисциплины «Мандолина» для детских музыкальных школ и детских школ искусств Утверждаю Проректор по учебной работе ____________ _____________ "___" ___________ 20___ г. Тамбов 2011 Программа принята на заседании отделения _____________________________________ протокол № ___ от "___" ___________ 20___ г. Зав. отделением ______________________________ ФИО Автор (составитель): преподаватель по классу домры Туркина Нина Александровна Рецензенты (ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз) - Цель и задачи дисциплины
1.Развитие у учащихся интереса к музыке 2.Воспитание способности чувствовать и эмоционально переживать музыку; 3.Приобретение учащимися практических навыков овладения основными техническими приемами игры на инструменте; 4.Воспитание художественного вкуса в процессе ознакомления с классической и современной музыкальной культурой; 5.Овладение навыками чтения нот «с листа» и постепенное развитие этих навыков; 6.Воспитание у учащихся инициативности и продуктивности в работе. 7.Формирование навыков самостоятельной работы 8.Работа над качественным звукоизвлечением. 9.Организация посещения концертов с последующим обсуждением услышанного Знать историю возникновения и развития мандолины, её устройство, расположение нот на грифе мандолины. Соблюдать постановку игрового аппарата, ориентироваться в диапазоне и позициях. Понимать закономерности фразировки и динамического развития. Уметь самостоятельно настраивать инструмент, работать с нотным текстом (включая чтение нот с листа), а также с художественной стороной произведения, владеть основными и колористическими приёмами игры (удар вниз, двойной удар, тремоло, пиццикато, стаккато, глиссандо, вибрато, флажолеты, арпеджиато, дробь), владеть различными видами фактуры (одноголосие, двухголосие, аккорды), играть в ансамбле и в оркестре. Демонстрировать способность и готовность участвовать в различных концертах и конкурсах. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 360 часов. Вид учебной работы | Всего часов | Полугодия | | | | | | | | | | | Общая трудоемкость дисциплины | | | | | | | | | | | | Вид промежуточного контроля | | Академический зачёт(декабрь) – 2 разнохарактерные пьесы | Технический зачёт(февраль) - гаммы и 2 этюда, Переводной зачёт(май) - 3 разнохарактерные пьесы | Академический зачёт(декабрь) 3 разнохарактерные пьесы | Технический зачёт(февраль), Переводной зачёт(май) -3 разнохарактерные пьесы | Академический зачёт(декабрь) -- 3 разнохарактерные пьесы | Технический зачёт(февраль), Переводной зачёт(май)- 3 разнохарактерные пьесы | Академический зачёт(декабрь) - 3 разнохарактерные пьесы | Технический зачёт(февраль), Переводной зачёт(май) - 3 разнохарактерные пьесы | 1-е прослушивание(декабрь) – первые две пьесы выпускной программы | 2-е прослушивание (февраль) – вторые две пьесы выпускной программы, 3-е прослушивание (апрель) – вся программа выпускного экзамена, выпускной экзамен (май) | Содержание дисциплины № п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | 1. | Первый класс | Гаммы До мажор и ля минор одноактавные в первой позиции. Арпеджио. Этюд на использование ударов вниз и дубль штриха, а также: 4 этюда 8 – 10 разнохарактерных пьес. 3 –4 пьесы для эскизного прохождения. Пьесы для чтения нот «с листа». | 2. | Второй класс | Гаммы Ми мажор, Соль мажор двухоктавные. Арпеджио. Этюд на переменный удар. Гаммы Фа мажор и ре минор двухоктавные. Арпеджио. Этюд с использованием шестнадцатых нот, а также: 4 – 6 этюдов на различные виды техники. 8 – 10 разнохарактерных пьес. 2 – 3 пьесы для эскизного прохождения. 4 – 6 ансамблевых пьес. Пьесы для чтения нот «с листа». | 3. | Третий класс | Гаммы Ре мажор и си минор двухоктавные. Арпеджио. Этюд кантиленного характера на тремоло. Гаммы Си бемоль мажор и соль минор двухоктавные. Арпеджио. Этюд на различные виды ритмической организации, а также: 4 – 6 этюдов на различные виды техники. 8 – 10 разнохарактерных пьес. 3 – 4 пьесы для эскизного прохождения. Пьесы для чтения нот «с листа». | 4. | Четвёртый класс | Гамма Ля мажор двухоктавная. Хроматические гаммы от открытых струн. Арпеджио. Этюд с элементами пассажной техники. Гамма Ми-бемоль мажор, хроматические гаммы от первых ладов. Арпеджио. Этюд с мелизмами. 4 – 6 этюдов на различные виды техники. 8 – 10 разнохарактерных пьес. 3 – 4 пьесы для эскизного прохождения. Пьесы для чтения нот «с листа». | 5. | Пятый класс | 2 этюда на сочетание различных видов техники. 7 – 8 разнохарактерных пьес. Пьесы для чтения нот «с листа». На выпускной экзамен: 1. Произведение крупной формы. 2. Произведение контиленного характера русского или зарубежного композитора. 3. Оригинальное произведение или пьеса эстрадного характера. 4. Виртуозное произведение или обработка народной мелодии. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Азбука домриста. Тетрадь 1, 2, 3. Сост. И.Г. Дьяконова. М. 2004. 2. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М., 1972. 3. Альбом начинающего домриста. Вып. 1. Сост. А. Александров. М., 1969. 4. Альбом начинающего домриста. Вып. 2. Сост. С. Фурмин. М., 1970. 5. Альбом начинающего домриста. Четырех струнная домра. М. 1971. Вып.1 6. Альбом начинающего домриста. Вып. 8. Сост. В. Евдокимов. М., 1976. 7. Альбом начинающего домриста. Вып. 6. Сост. В. Евдокимов. М., 1976. 8. Альбом начинающего домриста. Вып. 7. Сост. В. Евдокимов. М., 1975. 9. Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тонвльностях. М.-Л. 1959. Вып. 1. 10. Библиотека домриста. Вып. 42. М., 1962. 11. Библиотека домриста. Вып. 73. М., 1965. 12. Библиотека домриста. Вып. 74. М., 1965. 13. Вольфарт Ф. 60 этюдов для скрипки. Киев 1966. 14. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М. 1975. 15. Знакомые мелодии. Вып. 2. Сост. А. Лачинов. М., 1974. 16. Концертные пьесы для трехструнной домры в сопровождении фортепиано. Вып. 2. Сост. Е. Климов. М., 1967. 17. Концертные пьесы. Вып. 3 М., 1968. 18. Комаренко В. Этюды для четырехструнной домры. Тетрадь 1, 2. Киев 1962, 1964. 19. Кристофаро Ф. Избранные этюды для мандолины. Сост. А. Самойлов. М. 1962. 20. Кудряшев А. Школа игры на скрипке. М – Л. 1961. 21. Концертные пьесы для трехструнной домры. М. 1968. Вып. 3. 22. Легкие пьесы для трехструнной домры. Вып. 3. Сост. А. Лачинов. М., 1961. 23. Легкие пьесы для трехструнной домры. Вып. 4. Сост. А. Лачинов. М., 1961. 24. Легкие пьесы для трехструнной домры. Вып. 5. Сост. А. Лачинов. М., 1962. 25. Легкие пьесы для трехструнной домры. Вып. 6. Сост. А. Лачинов. М., 1963. 26. Легкие пьесы для трехструнной домры. Вып. 1. М., 1964. 27. Михайлов Д. Самоучитель игры на мандолине и четырехструнной домре. М. 1958. 28. Михелис В., Калинин А. Начальная школа игры на четырехструнной домре. Киев 1963. 29. Маранцлихт М. Самоучитель игры на мандолине и четырехструнной домре. М. 1961. 30. Начальная школа игры на скрипке. Сост. А. Григорян. М., 1961. 31. Начинающему домристу Вып. 1. М.,1969. 32. Педагогический репертуар домриста. Вып. 2. Сост. Е. Климов. М., 1967. 33. Педагогический репертуар домриста. Вып. 4. Сост. Е. Климов. М., 1968. 34. Педагогический репертуар домриста. 1 – 5 кл. Вып. 5. Сост. А. Александров. М., 1969. 35. Педагогический репертуар домриста. Вып. 12. Сост. В. Гнутов. М., 1976. 36. Первые шаги домриста. Вып. 2. М., 1964. 37. Первые шаги домриста. Вып. 2. М., 1966. 38. Первые шаги домриста. Вып. 5. М., 1967. 39. Первые шаги домриста. Вып. 4. Сост. В. Евдокимов. М., 1968. 40. Первые шаги домриста. Вып. 14. М., 1975. 41. Первые шаги домриста. Вып. 15. Сост. В. Викторов. М., 1976. 42. Попонов В. Школа игры на четырехструнной домре. М., 1972. 43. Пьесы для скрипки. Вып. 2. Сост. Т. Захарьиане. Л., 1968. 44. Пьесы и этюды для домры. Сост. Н. Розова. М.1960. 45. Репертуар домриста. Вып. 4. М., 1968. 46. Репертуар домриста. Вып. 9. Сост. С. Фурмин. М., 1973. 47. Репертуар домриста. Вып. 10. Сост. В. Евдокимов. М., 1973. 48. Репертуар домриста. Вып. 7. Сост. В. Евдокимов. М., 1975. 49. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. 1975. 50. Рыбкин Е., Рыбкина Л. «Виолинки». Скрипичные пьесы для детей и юношества в сопровождении ф-но. Белгород 2004. 51. Фесечко Г. Начальная школа игры на скрипке. Л. 1961. 52. Хрестоматия для трехструнной домры 1 – 2 класс ДМШ. Сост. А. Лачинов. М., 1960. 53. Хрестоматия для трехструнной домры 3 – 4 класс ДМШ. Сост. А. Лачинов. М., 1960. 54. Хрестоматия для трехструнной домры 5 класс ДМШ. Сост. А. Лачинов. М., 1961. 55. Хрестоматия для первого курса музыкальных училищ. Вып. 1. М., 1968. 56. Хрестоматия домриста 1 – 2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. А. Александров. М., 1971. 57. Хрестоматия домриста 3 – 5 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. А. Александров. М., 1972. 58. Хрестоматия домриста 1 – 2 курсы музыкального училища. Вып. 2. Сост. А. Александров. М., 1973. 59. Хрестоматия домриста 1 – 3 классы ДМШ. Сост. В. Чунин. М., 1983. 60. Хрестоматия для четырехструнной домры 3 – 4 классы ДМШ. Сост.А. Александров. М., 1965. 61. Хрестоматия педагогического репертуара для скрипки 3 – 4 классы ДМШ. Вып. 3. Сост. Ю. Уткин. М., 1972. 62. Хрестоматия для скрипки 3 – 4 классы ДМШ. Сост. М. Гарлицкий. М., 1974. 63. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М., 1988. 64. Этюды для скрипки на различные виды техники. 1 класс ДМШ. Сост. В. Стеценко, К. Тахтаджиев. Киев 1976. 65. Этюды для скрипки на различные виды техники. 2 класс ДМШ. Сост. В. Стеценко, К. Тахтаджиев. Киев 1976. 66. Этюды для скрипки на различные виды техники. 3 класс ДМШ. Сост. В. Стеценко, К. Тахтаджиев. Киев 1976. 67. Этюды для трехструнной домры. Сост. И. Болдырев. М. 1960 Вып. 2. 68. Этюды для четырехструнной домры 5 класс ДМШ – 1 курс музыкального училища. Сост. В. Евдокимов. М. 1963. 69. Юный домрист. Сост. Н. Бурдыкина. М. 1999. 70. Юный скрипач. Сост. К. Фортунатов. М. 1972. Вып. 3. 71. Юный скрипач. Сост. К. Фортунатов. М. 1967. Вып. 2. 72. Юный скрипач. Сост. К. Фортунатов. М. 1965. Вып. 1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бах И.С. Сюита ч. 2. Хрестоматия домриста 3 – 5 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. А. Александров. М., 1972. 2. Бах И.С. «Шутка». Концертные пьесы. Вып. 16. М., 1988. 3. Будашкин Н. Концерт. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М., 1972. 4. Гендель Г. Жига. Хрестоматия домриста. 1 курс музыкальных училищ. Вып. 1. М., 1965. 5. Григ Э. Норвежский танец. Первые шаги домриста. Вып. 15. Сост. В. Викторов. М., 1976. 6. Дюран А. Чакона. Хрестоматия домриста. 1 курс музыкальных училищ. Вып. 1. М., 1965. 7. Куликов П. Экспромт. Пьесы для домры. Вып. 1. Сост. А. Александров. М., 1961. 8. Лаптев В. Импровизация. Концертные пьесы. Вып. 3 М., 1968. 9. Малиновский Л. Детская сюита № 1. 10. Меццакапо Е. Балеро «Толедо». 11. Мотов В. Танец. Педагогический репертуар домриста для музыкальных училищ. Сост. А. Александров. Вып. 1. М., 1966. 12. Петренко М. Концерт № 1. Хрестоматия домриста 3 – 5 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. А. Александров. М., 1972. 13. Прокофьев С. Мимолетности. Педагогический репертуар домриста для музыкальных училищ. Сост. А. Александров. Вып. 1. М., 1966. 14. Рахманинов С. Романс. Легкие пьесы для трехструнной домры. Вып. 5. Сост. А. Лачинов. М., 1962. 15. Рыбкин Е. «Отличное настроение». Скрипичные пьесы для детей и юношества в сопровождении фортепиано. Белгород, 2004. 16. Рыбкин Е. «Играем блюз». Скрипичные пьесы для детей и юношества в сопровождении фортепиано. Белгород, 2004. 17. Рыбкин Е. «Вьюга». Скрипичные пьесы для детей и юношества в сопровождении фортепиано. Белгород, 2004. 18. Свиридов Г. Старинный романс. Музыка из к/ф «Метель». Пьесы для трехструнной домры. Вып. 2. М., 1964. 19. Чайковский П. Баркаролла. Хрестоматия для трехструнной домры 5 класс ДМШ. Сост. А. Лачинов. М., 1961. 20. Чайковский П. Русская пляска. Хрестоматия балалаечника. 1-2 курс музыкального училища. М., «Музыка», 1989. 21. Шишаков Ю. Концерт. Пьесы для трехструнной домры. Сост. А. Александров. М., 1962. 22. Яньшинова А. Концертино (в русском стиле) для скрипки и фортепиано. Пьесы для трехструнной домры. Сост. А. Поздняков М., 1961. 23. Давидович Ю. Обр. р.н.п. «Калинка». 24. Мотов В. Обр. р.н.п. « Научить ли тя, Ванюша». Легкие пьесы для трехструнной домры. Вып. 3. Сост. А. Лачинов. М., 1961. Хрестоматия домриста. 1 курс музыкальных училищ. Вып. 1. М., 1965. РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М., 1981. 2. Александров А. Способы извлечения звука. Приемы игры и штрихи на домре. Материалы к курсу «Методика обучения игре на трехструнной домре». М., 1975. 3. Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1963. 4. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка для преподавателей ДМШ. М., 1988. 5. Бакланова Н. Первые уроки. Пособие для начального обучения на скрипке. М. 1987. 6. Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях для скрипки и фортепиано. М. 1959. 7. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. Учебно-методическое пособие для учащихся старших классов ДМШ, студентов муз. училищ и ВУЗов. М. 1996. 8. Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Екатеринбург, 1955. 9. Горбачев А., Иншаков И. Техника игры на балалайке, гаммы и упражнения. Методическое пособие для ДМШ, ДШИ, ССМШ, музыкальных училищ. М. 2004. 10. Горбачев А., Иншаков И. Упражнения и этюды для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, музыкальных училищ и ВУЗов. М. 2000. 11. Комаренко В. Этюды для четырехструнной домры. Тетрадь 2. Киев 1964. 12. Комаренко В. Этюды для четырехструнной домры. Тетрадь 1. Киев 1962. 13. Круглов В. Искусство игры на домре. М., 2001. 14. Михелис В., Калинин А. Начальная школа игры на четырехструнной домре. Киев 1963. 15. Музыкальный инструмент (домра трехструнная, домра четырехструнная). Программа для детских музыкальных школ М., 1988. 16. Народник. Информационный бюллетень № 4. М., 2002. 17. Наумов Н. А. Гаммы, арпеджио, упражнения. Тамбов, 1995. 18. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для педагогов ДМШ и школ искусств. Сост. В. Чунин. М., 1988. 19. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке ДМШ 1-2 кл. 20. Специальный класс скрипки. Программа для ДМШ. Сост. Ретунская Л. Тамбов 2000. 21. Формирование основ двигательной техники левой руки у учащихся в классе домры. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. Сост. В. Рябов. М., 1988. 22.Шрадик Г. Упражнения для скрипки. ч. 1. М. 1974. |