ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | января в 16:00 «ДЮЦ» продолжительность занятия 2 часа стоимость 250 руб Мастер-класс по арт-терапии для взрослых «Необычное путешествие в волшебное чувство-обиды» Я - обиделся! В домике спрятался! Меня не трогать! Как вы могли так со мной поступить, ведь я так на вас надеялся!? Очень много разных слов и неоправданных ожиданий наполняет человека, когда он находится в состоянии обиды. Интересно, как вы считаете, это чувство полезно? Может быть оно вредное и от него нужно срочно избавиться? Арт-терапия предлагает вам поисследовать это чувство - обиды. На занятии вы узнаете: - какую роль обида играет в вашей жизни - какие бывают виды обидчивых людей - для чего обида нужна в семейной жизни - какая важнейшая функция у обиды во взаимодействии между мужем и женой? между мамой и ребенком? между обществом и человеком? - зачем обида нужна в целом? - почему, сколько лет живут люди, они по прежнему обижаются?  А так же, во время занятия, своими руками, каждый из вас сделает личную куколку «Прощанницу». После чего, вы сможете выстроить новое, ценное, экологичное, полезное и безопасное для себя взаимоотношение с чувством обиды. Приглашаются:девушки и юноши, мужчины и женщины января в 16:00 «ДЮЦ» продолжительность занятия 2 часа стоимость 250 руб Все необходимые материалы будут раздаваться на занятии Предварительная запись обязательна по тел: 8905-764-80-41 Елена Техника " Я и моя мама". 1. Просим клиента из колоды в открытую вытянуть 2 карты: себя и свою маму. Объяснить выбор. Спрашиваем: Почему выбрали эти карты? Чем они похожи на вас с мамой ? 2. После этого, кладем 2 карты рядом и говорим клиенту: "Посмотрите на эти карты . Когда они находятся рядом,им комфортно в таком положении? На таком расстоянии друг от друга им удобно? Или хотелось бы что-то поменять (Клиент "играется" с изменением дистанции между картами).В процессе данной работы,психолог подробно сопровождает клиента вопросами и уточнениями.Клиент делает для себя выводы по поводу размещения карт относительно друг друга. 3. В процессе работы, клиент выходит на проблемные вопросы во взаимоотношениях с мамой. Клиент вытягивает 3 карты вслепую, которые символизируют то, "Что мешает мне сблизиться с мамой"... (Здесь можем увидеть и обиды, и презрение, и злость и т.д.) Подробно обсуждаем с клиентом каждую карту и его чувства, относительно нее) 4. Просим клиента вытянуть вслепую карты, которые будут символизировать "Что я должен сделать, чтобы улучшить свои взаимоотношения с мамой " или "Что поможет".. 5. Проговариваем полученные выводы.Записываем реальные действия по улучшению взаимоотношений (спрашиваем у клиента сроки выполнения). Даем клиенту домашнее задание для дальнейшей проработки данной темы. МАК в работе с зависимостью. Давайте для начала разберемся, в чем же причина этой самой зависимости? Когда у человека отсутствуют значимые личные цели, собственные жизненные "смыслы", это, как правило ведет за собой эмоциональную пустоту и, как следствие, способно привести человека к полнейшей зависимости от партнера. Именно этот, другой человек, и организует всю их совместную жизнь, и только благодаря ему жизнь наполняется смыслом. На метафорическом уровне - "Нет другого человека - нет жизни". Поэтому зависимый терпит унижения, как моральные, так и физические, только бы не потерять объект своей эмоциональной привязанности, который наполняет его силой. Таким образом, могу предложить следующую технику по работе с указанным выше запросом: Техника "Разрушительная страсть." Цель: помочь клиенту в осознании собственной проблемы эмоциональной зависимости от партнера. 1. Просим клиента подробно рассказать о своих отношениях ( как он их видит). 2. Предлагаем в открытую (ВО) из колоды вытянуть 3 карты: 1 карта: " Я в отношениях." 2 карта: "Что я отдаю в отношениях." 3 карта : " Что я получаю взамен." 3. Психолог и клиент подробно обсуждают карты. Задача специалиста-помочь клиенту (при помощи вопросов) посмотреть "со всех сторон" на себя в отношениях с партнером. 4. Просим клиента вытянуть снова 3 карты, но уже в слепую (ВС) 1 карта: "Как я себя чувствую рядом с партнером." 2 карта: " Как я себя чувствую, когда партнер не рядом со мной? " 3 карта: "Что "держит нас вместе"? ( Можно ввести еще дополнительные карты: "Как чувствует себя партнер в отношениях со мной?" "Чего мне не хватает в отношениях, чтобы чувствовать себя счастливым?" ) 5. После обсуждения карт, просим клиента сделать выводы по данному упражнению. Как часто в нашей жизни бывает так, что все идет "наперекосяк"... Начинаем что-то делать, а результаты совсем не радуют... Предлагаю сделать одну интересную технику с МАК и разобраться, в чем суть проблемы(( Итак, техника "У меня ничего не получается!" 1. Напишите на листе бумаги все свои "неудачи":неразрешенные вопросы, не реализовавшиеся проект, неудавшиеся сделки и т.д. 2. Из колоды вытаскиваем вслепую по 1 карте на каждую "неудачу". В данном случае эти карты будут символизировать причину того, ПОЧЕМУ не получилось или ЧТО ПОМЕШАЛО. 3.На листе бумаги напишите небольшой рассказ - историю первопричин своих неудач. 4. Прочитайте написанное вслух. Проанализируйте: что общего во всех причинах неудач? Есть ли какая-либо закономерность? 5.Теперь вытягиваем из колоды вслепую ровно столько арт, сколько было у нас неудач- это наши "возможности и ресурсы". 6. Проанализируйте каждую карту и запишите полученные выводы. ТЕХНИКА "ЧЕТЫРЕ ЗЕРКАЛА". Как вступление использовала слова из сегодняшнего поста. Цель - формирование адекватной самооценки, "Я-концепции", возможно даже проработка неких паттернов поведения. Итак... Вначале было все просто и даже "весело". Объяснить смысл упражнения. Примерно так. Когда мы смотримся в зеркало, то хотим увидеть там своё отражение. Чаще всего для того, чтобы убедиться в соответствии нашего внешнего вида некоторым критериям, для нас важным. Если присмотреться внимательно - отражение это наш антипод. У меня сердце слева, у моего отражения справа. Я держу предмет в правой руке - мое отражение в левой, даже имя у него другое - не мое. Говорят, что зеркало во многом поддерживает те искривления реальности в человеке, потому что умеет странным образом подстраиваться под наше желание видеть себя такими, какими мы хотим себя видеть. Итак каждый день и в день по нескольку раз мы отождествляем себя со своим антиподом и собственно не имеем ни малейшего представления о себе. Меня всегда удивляло несоответствие наблюдаемого мной в зеркале и реакции на меня окружения. Просыпаясь утром, часто мы находим в себе кучу недостатков, которые ну просто очень необходимо исправить прежде, чем выйти на люди. Мы видим себя через призму своего отношения к себе, настроения в данный момент, оценки окружающих, если она на нас влияет, и тому подобных настроений и мыслей. «Фактором, создающим наибольший риск дестабилизации самоотношения, является низкая степень дифференцированности „я“-концепции и вследствие этого недостаточная автономность когнитивных и аффективных процессов, увеличивающих стрессодоступность всей целостной системы», — считает Соколова Е. Т. Наверное, самые значимые "зеркала" : 1. Каким Я себя вижу? 2. 3. Каким меня видят мои близкие? (мы решили разграничить - семья и просто близкий круг окружения, например, коллеги, друзья и пр.) 4. Каким меня видят окружающие люди? Далее, изображаем на бумаге сами "зеркала". Рисуем, скажем так "рамку". Этот этап мы проделали легко, под приятную музыку, весело. Далее, предлагаю из колоды "Архетипы" (кстати, опробовали полученные Аленой, обновленные) ВС (честно, для более глубокой проработки, но, думаю,что если клиент не подготовленный, этого делать не стоит, надо брать ВО) итак ВС четыре карты-образа на каждое из "зеркал". Для того, чтобы сразу не сработали механизмы защиты - открываем и обсуждаем каждый образ по очереди. Вопросы могут быть примерно следующие : 1.Опиши образ в зеркале. Какие чувства он у тебя вызывает? 2. Почему в этом зеркале такой образ? Что он несет? По твоему мнению, почему именно так в этом зеркале тебя видят? 3. Если бы каждое зеркало могло бы говорить, чтобы оно сказало? 4. Комфортно ли тебе смотреться в эти зеркала? Какие чувства ты испытываешь? Далее мы брали из колоды он сначала слова и соотносили с каждым зеркалом. Если надо было прояснить, чтобы зеркало могло нам сказать. Не всегда. Иногда все было понятно и без слов! Доставалось из глубин казалось бы уже и проработанное сто раз состояние. Слова, при желании, дополняем картинками. Делаем выводы. Что дало данное упражнение? Совпало ли ваше видение самой себя с тем, что отразилось в зеркале? Как часто мнение окружающих влияет на вашу самооценку? Какое отражение самое адекватное, приемлемое? В какое зеркало было смотреться тяжелее всего? В заключении хочу сказать «Я»-концепция («я»-образ) — то зерно, которое несет в себе как зародыш, так и его потенциал роста и развития. Согласованность работы всех структур, их гармоничное взаимодействие есть необходимое условие психологического комфорта. Возвращаясь к нашей работе, хочу сказать, что не легко давалось все. Но, в этом и сила психотерапии и наших метафорических ассоциативных карт! Работа еще идет и после сессии. http://cs629128.vk.me/v629128012/14e9c/5yo5U_xg1Cg.jpg http://cs629128.vk.me/v629128012/14ea5/_Sn7LZudWNU.jpg http://cs629128.vk.me/v629128012/14eae/Zoy8tReWMGo.jpg Вот они, Семь Дорог Женственности: • Дорога Благодарения • Дорога Защиты • Дорога Творчества • Дорога Очищения • Дорога Отношений • Дорога Любви • Дорога Служения Из этих Семи Дорог и состоит Женская Дорога. Семь Дорог то идут рядышком, то, следуя своим собственным изгибам, далеко отходят друг от друга. На каком-то из путей женщина может продвинуться дальше, но при этом на другой дороге пребывать в самом начале. Бывает, что ливни жизненных невзгод размывают дороги, лишают их формы, деформируют обочины, образуют грязные лужи. Бывает даже, что дороги совсем зарастают сорной травой, оттого, что по ним давно не ходят, не пользуются ими. Всякое бывает. Но главная особенность Семи Дорог в том, что они НИКОГДА НЕ ИСЧЕЗАЮТ. Они всегда открыты для движения, и никогда не теряют своего истинного направления. Всегда ведут к источникам Женской Силы и Уверенности. Приняв решение встать на Женскую Дорогу, каждая из нас получает доступ ко всем Семи Дорогам. Как видите, теперь становится понятным, почему в сказках нужно съесть семь железных хлебов, сносить семь железных сапог, стоптать семь железных посохов, – на каждую Дорогу по хлебу, посоху и паре обуви. Да непростой, а железной. Вы спрашиваете, а зачем нужны эти Семь Дорог? На каждой из них мы учимся чему-то конкретному и благодаря этому приобретаем Женскую Силу и уверенность соответствующего оттенка. Например, на Дороге Благодарения мы учимся благодарности и приобретаем особенную уверенность Благодарного Сердца. На Дороге Защиты мы изучаем способы самозащиты и приобретаем особенное состояние Покоя Защищенности. На Дороге Творчества мы учимся создавать нечто новое и удивительное и приобретаем особенную Уверенность Изобретательности. На Дороге Очищения мы учимся освобождаться от пустого и лишнего, хранить себя в чистоте, и приобретаем особенное Чувство Чистоты. На Дороге Отношений мы учимся строить отношения с разными людьми, наблюдая и постигая их индивидуальность, и приобретаем уверенность особого оттенка Прозорливости. На Дороге Любви мы учимся любить и принимать Любовь, прощать и отпускать, приносить подлинные жертвы, избегать ложных жертв и пустых потерь. Так приходит к нам сила Любящего Сердца. На Дороге Служения мы постигаем собственное предназначение, учимся бескорыстию, освобождаемся от болезненного эгоизма и приобретаем уверенность от того, что чувствуем себя полезными. На Дороге Служения можно также найти особенную силу Милосердного Сердца. ТЕХНИКА (используются портретные колоды) : - выбираются карты-персоны для каждой из дорог (какая Вы на дороге семьи, работы, материнства и пр.) - выбираются карты-ловушки для каждой из дорог, карты-помошники и т.д. - анализируется ситуация на каждой дороге Вашей жизни (где у Вас сейчас трудности и как Вы можете их преодолеть). Эту работу можно проводить самостоятельно 1 раз в полгода или по мере возникновения проблемы. (Каждый раз лица ваших дорог будут меняться) Работа с МАК (колоды "Архетипы ", "Люди и звери", Сага, ОН. Сегодня была очень продуктивная работа. За основу я взяла тему "Семь дорог женственности ". Специально сегодня в течении дня были предложены публикации в нашей группе http://vk.com/club102869963 на данную тему. Это и значение Женских Архетипов, и сама методика. Ее можно посмотреть по ссылке http://vk.com/wall-102869963_604 Итак, собственно к технике. Хотя, я бы даже сказала, что это полноценная психотерапевтическая работа. Не быстрая. В целом на клиента надо не менее 1,5 ч. В работе были колоды карт - "Архетипы", авторы Наталья Борисова и Наталья Чукина (без них никуда), Сага, ОН и новинка "Люди и звери" (автор Ника Верникова). Цель - знакомство с субличностями женщины, ее ролями в жизни (на определенных путях), трудностями и ресурсами на каждой из дорог. Просматриваем жизненные сценарии, паттерны поведения в ситуациях "подводных" камней на пути. Ход упражнения: 1. Знакомим клиентку (именно для женщин данная техника) с семью дорогами,которые предложены Зинкевич - Евстигнеевой. 2. Предлагаем выбрать 7 дорог ее жизни. Можно те, которые в технике, а можно и предложить клиентке самой их обозначить. У нас так и было. Добавляли свои, что-то меняли. На фото можно это увидеть. 3. Нарисовать дороги. Тут интересно понаблюдать, как клиентка их изображает. Какие ставит в приоритете. В какой очередности, плоскости и направлении их рисует. Даже можно их снабжать символами. В принципе, это уже прекрасная диагностическая работа. Каждую дорогу клиентка подробно "презентует "! 4. Выбор Персоны. Из портретных колод. У нас были выбраны и из колоды Архетипов (один расклад) и два с помощью колоды "Люди и звери ". Даже последний расклад сделали по "мотивам" расстановок (о нем ниже). Итак, выбор Субличностей на каждую дорогу : - Какая ты на дороге Материнства, Любви и т.д? - Расскажи, какие трудности, препятствия, "подводные камни " тебя тут поджидали? 5. ВС из колоды ОН достаем картинки-препятствия. Обсуждаем. Что для тебя этот "камень"? Чему он тебя научил? Почему именно это препятствие на данной Дороге? 6.ВС из " Саги" достаем карты-ресурсы, которые будут необходимы на данном Пути. Обсуждаем. Делаем выводы. - Что ты чувствуешь в связи с этим раскладом? - Чему научила тебя данная техника? - Что нового ты узнала о себе, о своих жизненных ролях? - На какой дороге ты чувствуешь себя наиболее комфортно и наоборот? И т.д. Так каждая из нас рассказала о своих семи женских дорогах. Свой же расклад я немного видоизменила. Тут немного добавила расстановочную технику. Все так же как в начале - рисунок дороги, ее обсуждение. Затем из колоды "Люди и звери" (портреты) выбрала столько карт, сколько меня "зацепило ". Как ни странно - их было ровно семь! Выкладывая их по одной на листе, соотносила каждую с Субличностями (ориентироваться на дороги- Мать, Персона и пр.) Обсуждение по выше предложенной схеме плюс каждый раз, добавляя карту смотрела ее место относительно других. Все дальше также и "камни" и ресурсы. За весь расклад карты местами относительно друг друга меняла раз пять точно. Пока не был он для меня удовлетворительным в плане взаимодействия карт. Попробовала по взаимодействовать с Субличностями. Очень ориентировалась на свои ощущения. Были большие откровения!!! Работой остались крайне довольны. Считаю, что не смотря на книжные оригиналы, получилась вполне себе авторская техника. Спасибо моим девчонкам! Федорченко Алене http://vk.com/id20282406 за аналитический подход и взгляд на тему, ответственный и продуманный. Сычевой Татьяне http://vk.com/id21670131 за женскую мудрость и такт, заботу о нас! ПРОЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ «Школа зверей»  Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой. При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Оборудование: бумага, цветные карандаши. Инструкция. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я». Интерпретация 1. Положение рисунка на листе. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме. 2. Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны. 3. Нажим. При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания. 4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот. Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии. 5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками. 6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка. Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу? 7. Изображение учебной деятельности. В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника. 8. Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии.
Техника по работе с МАК «На распутье». Данная техника используется в работе с клиентами находящимися в ситуации выбора, испытывающими различные сомнения, колебания в принятии жизненно важных решений, позволяет рассмотреть модель своего поведения с разных сторон, прояснить последствия выбора. Применяемые колоды «ОН» и «Персона». 1. В процессе беседы, проясняем - перед каким выбором стоит клиент. 2. Просим клиента пропутешествовать в будущее и представить, что прошел ровно 1 год после того как он принял решение касаемо проблемной ситуации, в которой испытывал сомнения. Выбрать в открытую карту из колоды «Персона», ответив на вопрос: «Какой Я через год?» Рассказать какое у него настроение на этой карте, что нравится /не нравится и описать все связанные с этой картой мысли, чувства, телесные ощущения. 3. Просим клиента в открытую из колоды «Персона» выбрать карту, ответив на вопрос: «Какой Я через год, если откажусь от реализации принимаемого решения, т.е. все останется так, как есть». Рассказать какое у него настроение на этой карте, что нравится /не нравится и описать все связанные с этой картой мысли, чувства, телесные ощущения. 4. Далее клиент выбирает в слепую карту слово и карту картинку из колоды «ОН», отвечая на вопрос: «Какие изменения произошли через год и какие возможно еще ожидаются после принятия решения касаемо проблемной ситуации? Как это повлияло на другие события в моей жизни? Кто окружает меня?» и т.д. 5. Клиент выбирает в слепую карту слово и карту картинку из колоды «ОН» отвечая на вопрос: Какую цену я заплатил за реализацию принимаемого решения? Чем пожертвовал? От чего пришлось отказаться? 6. Далее клиент выбирает в слепую карту слово и карту картинку из колоды «ОН», отвечая на вопрос: «Как изменилась моя жизнь через год, когда я отказался от принимаемого решения и оставил все как есть? Как это повлияло на другие события в моей жизни? Кто окружает меня? и т.д. 7. Клиент выбирает в слепую карту слово и карту картинку из колоды «ОН» отвечая на вопрос: что не случилось через год в моей жизни, когда я отказался от принимаемого решения и оставил все как есть? Как я себя ощущаю? Что чувствую? и.т.д. 8. Просим клиента посмотреть на обе группы расклада карт – «я принял решение» и «я оставил все как есть» и ответить на вопрос: «Какой выбор Вам нравится больше? Что отзывается сильнее? Что нравится? Что напрягает? На какую группу расклада Вам хочется смотреть? Понятно ли Вам теперь решение?» http://vk.com/wall-102869963_107 ПРИНЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ . ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ  Это практическое упражнение по принятию родителей и улучшению внутреннего диалога с родителями. Рекомендуется всем, потому как фундамент развития личности - здоровые внутренние взаимоотношения с родителями. Необходимо взять фотографию родителей (отдельно - мамину, отдельно - папину, важно чтобы на фотоснимке больше никто не присутствовал!). Если нет фотографии, то можете написать имя мамы и имя папы на листке бумаги (если имя неизвестно - просто "мама" и "папа"). Далее, ставим два стула друг напротив друга. На один стул ставим фотографию (или лист бумаги с написанным именем), на другой стул садимся сами. Закрываем глаза. Представляем сначала какого-то одного родителя, сидящего напротив (скажем, это будет мама). Представить нужно, как можно детальнее (морщинки, веснушки, волосы, одежда, поза, в которой сидит мама, выражение лица и т.д.). Далее, представить то, что стоит между вами - это какая-то преграда, комок взаимных обид и претензий, неоправданных ожиданий и прочее. Это может ощущаться, как туман, дым, слизь, стена - образ может быть какой угодно! Итак, начинаем разговор с мамой, высказываем ВСЕ обиды, всё, что накопилось за долгие годы, что наболело, всю свою боль! Без цензуры. Вас не должны беспокоить мысли, что "с мамой так не разговаривают". Или, если мамы уже нет в живых - что об умерших "или хорошо, или никак"... Конечный итог такого разговора - это принятие мамы, так что ничего плохого вы не делаете. После того, как выговоритесь, выскажете всё, пересаживайтесь на стул мамы. Поставьте подушечки указательного и среднего пальцев на грудь в области сердца и проговорите "Я теперь не я, а я теперь - мама". И ощутите себя мамой, войдите в этот образ, представьте, как себя ощущает, чувствует мама. И начинайте разговаривать от её лица на всё, что вы ей только что рассказали о своих чувствах, о своей боли. Что она скажет? Попросит ли она прощения? Она наверняка объяснит мотивы своих действий. Она может, в свою очередь, сказать о каких-то своих огорчениях и обидах. После того, как выскажется мама, пересаживайтесь обратно, на свой стул. Поставьте подушечки указательного и среднего пальцев на грудь, в область сердца и проговорите "Я теперь не мама, я теперь - я". И проверьте, рассеялось ли то, что между вами было изначально. Как это изменилось? Разговор, беседу необходимо продолжать до того момента, пока ЭТО не исчезнет совсем. Это может произойти не с первого раза, но конечный итог - это чистое, свободное от преград, пространство между вами и родителем. После того, как закончили беседу, станьте на колени перед мамой или присядьте на корточки (как маленький ребёнок) и говорите, глядя маме в лицо: "Мама, ты большая, а я - маленький (маленькая). Ты даёшь, а я - принимаю. Я - твой сын/твоя дочь, а ты - моя Мама. Спасибо тебе за твою жизнь, я принимаю тебя такой, какая ты есть. И я принимаю твою жизнь такой, какая она есть. Спасибо тебе за то, что дала мне жизнь!" Встаньте спиной к маме и представьте, как она положила свои руки вам на плечи (вы по-прежнему на корточках или коленях в позиции маленького ребёнка). И представьте, как через мамины руки к вам поступает родовая сила, родовая энергия. Мама - проводник рода. Она передаёт силу и энергию от своих родителей, от своих прародителей - вам. Ощутите спиной эту силу. Когда напитаетесь достаточно, можно вставать, открывать глаза. То же самое проделать и с папой. Важно не сдерживать эмоции, которые будут подниматься в результате проделывания этого задания. Захочется плакать - поплачьте, захочется кричать, ругаться - нужно это делать. Суть упражнения - ОЧИЩЕНИЕ и ПРИНЯТИЕ. Через принятия родителей, жизни родителей происходит и принятие СЕБЯ. Техника «Путешествие в лес»  Упражнение направлено на достижение ребенком ощущения безмятежности и на осознание того, что с помощью воображения он может достичь желаемого состояния. Данное упражнение снимает напряжение, успокаивает детей. Процедура проведения: Упражнение необходимо начать с дыхательной подготовки. Предложите детям занять удобное положение, выпрямиться; объясните им, что с выпрямленными спинками легкие больше вдыхают кислорода, следовательно, мозг их лучше дышит. Предложите детям сделать три медленных глубоких вдоха так тихо, чтобы никто их не слышал, и медленно выдохнуть. Начните говорить тихим голосом: «Сегодня мы совершим маленькое путешествие. Мы будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Мы с вами отправимся в лес. Вы дышите спокойно и представляете себе, что идете по лесной тропинке. День прекрасный, и вас окружает сказочный лес. Светит солнце, и вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно теплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который вас освежает. Солнце светит сквозь листву деревьев. В воздухе стоит удивительный лесной аромат. Вы идете вперед, ощущая твердую почву и то, как под ногами шелестят листья. Тропинка выводит вас к прекрасному лесному ручью. Он дышит прохладой. Вы сидите на камушке, он очень удобный, и глядите на воду. Она сверкает в лучах солнышка, пузырится и поет, протекая мимо вас. Вы легко можете перейти через ручеек, если захотите. Но вы продолжаете сидеть на камушке, свесив ноги в прохладную воду. Вы глубоко дышите и наслаждаетесь своим дыханием. Небо синеет над вами. Все дышит миром и спокойствием. Вы видите, как листья тихо падают с деревьев в воду и плывут, переворачиваясь в потоке. Вы слышите, как поют птицы. Вам очень хорошо. Ничто вас не давит, все в жизни в порядке, и вы можете оставаться там столько, сколько захотите. (Пауза.) Вы оборачиваетесь и видите оленя, который выходит из леса к другой стороне ручейка. Олень останавливается и оглядывается. Вы сидите тихо-тихо, наблюдая за оленем. Вам он очень нравится, и вы передаете ему свои мысли, что все в порядке и что вы его друг. Он смотрит на вас и, кажется, понимает, что может вам доверять. Он склоняет голову к ручью и пьет. Затем медленно и спокойно поворачивается и снова уходит в лес. Вы по-прежнему сидите на камушке, наслаждаясь своим спокойным, безмятежным состоянием, лесом, ручейком, вспоминая прекрасного оленя. Вы знаете, что с вами все в порядке. Потом вы неторопливо встаете с камушка, возвращаетесь на лесную тропинку, которая выводит вас обратно, из леса сюда, в эту комнату. Вы ощущаете ваше тело, как вы сидите на стуле и как ваши ноги дотрагиваются до пола. Вы начинаете слышать звуки в комнате. Когда вы почувствуете себя готовыми, спокойно открывайте глаза». Комментарии: Дети обычно очень любят это упражнение. Однако необходимо убедиться в том, что дети во время упражнения чувствуют себя в безопасности. Это достигается разными способами: «садитесь на самый удобный для вас камушек» – предоставляется возможность выбора;§ «прекрасный, нежный олень» – релаксация;§ «олень находится на другой стороне ручейка» – безопасная дистанция;§ «он может вам доверять» – ощущение собственной ценности, благополучия.§
Техника с МАК "Семейные проблемы" 1. Вспомните и запишите пять серьезных семейных конфликтов, которые остались у вас в памяти. 2. На каждое событие вытяните из колоды по одной карте ВС. Постарайтесь понять, в чем был смысл данного конфликта лично для вас. 4. Все 5 смыслов постарайтесь объединить в единый смысл. Сформулируйте его для себя. 5. Проанализируйте и сделайте выводы. ИЗ СУНДУЧКА -----------------------------------------
Многие из нас знают хороший проясняющий инструмент "Квадрат Декарта" и применяют его в работе с метафорическими картами. Напомню, там 4 вопроса, которые мы рассматриваем, если есть сомнения по поводу достижения цели. Эти 4 вопроса простые, но... замысловатые в формулировке))) Работая с этим инструментом, я некоторое время тратила на то, чтобы разобрать и уточнить с клиентом, что именно подразумевается в каждом из вопросов, чем они отличаются. А потом придумалась другая формулировка, и людям стало понятнее. Делюсь с вами, вдруг пригодится))) 4 вопроса: 1. Что получу, если сделаю. 2. С чем останусь, если не сделаю. 3. От чего откажусь, если сделаю. 4. Что потеряю, если не сделаю. ----------------------------------------------- Коллеги, итак, обещанная техника с МАК на квадрат Декарта. Используем колоды ОН, ПЕРСОНА, знаки из ТАН ДУ. Применяем для лучшего понимания ситуации, принятии решения, проблеме выбора и тд. Инструкция: 1. Написать на листе 4 варианта развития ситуации. 2. В середину листа положить свой образ на сегодняшний момент, вытянутый из ПЕРСОНЫ в открытую. 3. Сосредоточиться на каждом варианте и по очереди достать взакрытую карту - знак из ТАН ДУ на запрос: как я буду взаимодействовать с выбранной ситуацией. 4. Затем представить, что мне даст этот выбор и достать на каждый вариант из ОН взакрытую карту-картинку и карту слово. 5. Следующий шаг - подумать о том, как в каждой ситуации я буду себя ощущать и в закрытую из ПЕРСОНЫ достать так же по 1 образу. 6. Вскрываем по очереди и обсуждаем. 7. Если понимание пришло - делаем выводы. Если же у клиента возникло какое-то новое решение - то сосредотачиваемся на нем и снова повторяем процедуру - знак из ТАН ДУ, пару из ОН и одну карту из ПЕРСОНЫ. Все взакрытую. 8. Подводим итоги. Если будет от вас запрос - для лучшего понимания выложу комментарии клиента. Он собирался менять работу. Запрос есть. Даю комментарии клиента: " Что случится, если я уйду на новую работу. Знак - машина петляет, это естественно, по прямой я поеду не сразу. Слово"мужчины" и картинка "рука перед огнем, которую перехватывают". Это мои родственники. Их политика- получаешь деньги, сиди не рыпайся, а то, что мне моя старая работа совсем не по душе, их не волнует. Мой состояние - инопланетянин. Хахаха. На новой работе я приобрету совершенно новые знания. Это мне нравится. Что случится, если я не пойду на новую работу. Ну что, я останусь с куском хлеба, что, конечно, неплохо, но ситуация меня все равно поглотит, и я превращусь в вечно бунтующего, недовольного декабриста... Что не случится, если я устроюсь на новую работу. Я не попаду на больничную койку с нервным срывом, я остановлюсь в своих поисках работы, которые все время скрываю, но при этом меня это явно не будет устраивать. Образ мой скучный и не очень довольный. Что не случится, если я не устроюсь на новую работу. Не наступит, пардон задница, мне не придется стоять с протянутой рукой в поисках пропитания, я не стану хиппи). " Далее спрашиваю, так что же клиенту больше по душе? Ситуация явное не однозначна. После неких раздумий, мужчина говорит, что может быть есть смысл совместить обе работы: не бросать старую пока не пришло ясного понимания о новой, тем более, что график позволяет. Прошу повторить предыдущую процедуру и прокомментировать ( достать 4 карты на понимание ситуации). "Это вариант мне нравится более всего, я вижу слово "хвастаться" и ключ, открывающий дверь, для меня это перспективно. И образ уверенного мужчины в шляпе, мне тоже по душе. Что ж - этот выбор для меня самый удачный". В этой технике МАК действительно очень помогает клиенту разобраться и принять верное решение. ------------------------------------------------ Уважаемые коллеги! Сегодня знакомлю вас с авторской методикой работы с израильскими картами "Аниби" . Техника "Я и мой ребенок". Применяется, если с ребенком испортились взаимоотношения, утеряны контакт и взаимопонимание. . Инструкция: 1. Попросить клиента выбрать из карт пару (картинка-слово), которые отражают проблемные отношения с ребенком. 2. Рассказать об этом. 3. Предложить клиенту почувствовать, что переживает ребенок в данной ситуации. 4. Выбрать 4 пары (картинка - слово), символизирующие вашу наиболее частую негативную реакцию на ребенка. Выложить их по углам первой пары (картинка – слово), которая символизирует основную проблему. 5. Получится квадрат, в середине которого главная проблема. 6. Найти 4 карты – картинки реакции ребенка на ваше раздражение. Положить рядом с предыдущими картами (по углам). 7. Внимательно посмотреть на расклад. Обсудить. Что нравится, что не нравится. Задать вопрос родителю: чтобы он мог поменять в своей реакции и какая будет ответная реакция ребенка. 8. Выбрать карты замены и составить новый расклад. Обсудить. 9. Посмотреть, есть ли в раскладе наиболее болезненная карта или карты, где клиент не видит решения проблемы. 10. Сосредоточиться и из колоды ОН достать ответ - как можно решить проблему. Положить рядом с наиболее острой картой. Обсудить с клиентом. 11. Подвести итог. ----------- Друзья, хочу сегодня показать вам очень красивую технику, которую я назвала исходя из запроса клиентов "Томление души". Как ни странно, а с проблемами: "хочу измениться, но не знаю как", "хочется чего-то, а чего не знаю", "не устраивает жизнь, что делать" и тд люди приходят достаточно часто. Думаю, предлагаемый расклад, может помочь при таких запросах. Использовала колоды: "ОН", "Субличности", "Тан ду" (знаки), "Тайны моей души" и "Реки", которые мне подарила сказочная Екатерина Боровик и заразил вдохновением чудесный Евгений Морозов )))) Итак: для начала необходимо показать клиенту, действительно ли ему надо меняться, и если "да", то как? Или же надо помочь адаптироваться к действительности и научиться находить плюсы в том, что есть. Работаем взакрытую. 1. Предлагаем человеку сосредоточиться на состояниях: какой я сейчас, каким я буду во время изменений и каким я стану после изменений и достать 3 карты из "Субличностей". 2. Затем, на эти же состояния на запрос, "как при этом будет идти моя жизнь", достать 3 карты из колоды "Реки". 3. После этого достать 3 карты из "ОН" на запрос, к чему же это приведет. 4. Вскрыть и обсудить каждое состояние, сравнить, сделать выводы. 5. Если человек понимает, что изменения нужны и его устраивает, какой будет жизнь после этого, но он не знает конкретно, что же надо делать - продолжаем. Предлагаем клиенту выбрать самому, в чем, как ему кажется, необходимы изменения. Обсуждаем. Это может быть и одно направление, и 2, и 3. 6. Теперь берем карту - состояния "я во время изменения" и карту-состояния "я после изменения" ( которые человек доставал раньше), предлагаем сосредоточиться на выбранной им областью перемен, и достать карту-знак из Тан ду, чтобы посмотреть, как клиент во время изменений будет взаимодействовать со своим состоянием. 7. После этого достаем карту из "Тайны моей души" , чтобы понять, что при этом будет чувствовать человек. 8. После этого достаем еще одну карту-знак из Тан ду, для понимания клиентом как эти перемены будут взаимодействовать с его состоянием, когда он изменится. 9. Все 3 карты выкладываем "мостиком" между картами "я во время изменения" и "я после изменения". 10. Вскрываем, обсуждаем. Если клиент выбрал несколько областей перемен, повторяем. 11. Обсуждаем, делаем выводы, подводим итоги. А теперь пример конкретной консультации. Клиентка, Ирина, 24 года. Приехала из Украины. Работает в хорошей компании, но начальник, нагружая ее за троих, платит меньше всех. Она не имеет российского гражданства, нет трудовой, не идет пенсия, живет на съемной квартире, но выхода нет, и ее босс это прекрасно понимает. Коллеги относятся неплохо, но стараются свалить на нее и свою работу. Боясь испортить отношения, девушка все выполняет, засиживаясь допоздна. В личной жизни тоже не все гладко. Встречается с женатым мужчиной, который, то приходит, то уходит. Ничем не помогает, еще и занимает у нее до зарплаты и никогда не отдает. Но Ирина и тут все терпит, боясь остаться одна. Она пришла ко мне, прекрасно понимая, что так жить дальше нельзя, но как изменить ситуацию и измениться самой - не знает. После расклада всех карт, привожу комментарии клиентки: "На 1 -ой карте я вижу смерть, которая куда-то идет. Это точно мое состояние. Я живу будто во сне. И при этом жизнь моя, как эта река, на следующей карте. Она течет по определенному пути, имея по обеим сторонам ограничители - ни вправо, ни влево. Точно так. И чувствую, что эти границы я поставила себе сама. Своим неправильным отношением к тому, что вокруг меня происходит. К чему же это приведет... Слово "скрывать" и осел. Я так и буду молча нести свою ношу, скрывая от всех, как мне тяжело... Что -то мне этот вариант никак не нравится... Давайте смотреть дальше. Так. Карта " мое состояние во время изменений". На ней какая-то измученная, нервная тетка. Она планирует кучу дел, но у нее все срывается, ничего не успевает. При этом жизнь у нее нестабильная, неровная, как эта река на другой карте, между всяких преград-камней. И в конечном итоге это приведет к тревоге о том, что о ней скажут другие, что подумают, как оценят... Понимаю, почему у меня такое нервное состояние. Я действительно не знаю, как и что мне надо поменять в своей жизни... Ну что, смотрим, какой же я стану после изменений. О! Моя мечта! Я так хочу такого заботливого мужчину, который будет любить наших детей, заботиться о нас. Хочу семью. И если я пойму, что мне делать, похоже, моя мечта сбудется! Жизнь у меня при этом будет, как река на 2 -ой карте: красивая, полноводная... Почему я достала 3 карты вместо 2-х на вопрос : к чему все это приведет - сама не знаю. И одна карта - без слов. Может быть, все зависит от меня, какой захочу, чтобы стала моя жизнь, такой и будет... А далее слово "знаток" и черный куб на шахматном поле... Мне, кажется, когда я изменюсь, то приобрету мудрость, стану знатоком в отношениях, пойму как правильно поступать в сложных ситуациях. Этого мне сейчас действительно очень не хватает..." Далее мы еще раз сравнили все три состояния, поговорили о выбранных картах, и я спросила Татьяну, после всего, что она сегодня для себя увидела, узнала, может ли она понять, в каких же областях ей надо что-то изменить? Ответ меня порадовал: "Хочу изменить свое отношение к мужчинам, к окружающим людям, и к себе..." И мы продолжили работу. После выполнения п.п 5,6,7,8,9, начинаем обсуждения: "В отношениях с мужчинами. Я вижу знак "перечеркнутые инь, янь". Наверное, я выбираю не тех мужчин, лишь бы не быть одной...Но это не гармония отношений, а необходимость. На 2 карте я вижу какую-то ожидающую девицу, верящую в сказки. Это так и есть. С одной стороны, я общаюсь с теми, кто выбирает меня, и при этом жду принца, который прискачет на коне и сделает мою жизнь счастливой. Но на 3 карте, видя перечеркнутый пистолет, мне кажется, что это знак опасности такой позиции. Мне надо ждать счастья не от кого-то, а учиться быть счастливой самой! Эти изменения понятны, и они мне нравятся! Теперь как же изменить себя для окружающих. На 1-ой карте вижу солнце и руку, которая тянется к кактусу, хотя он явно ее уколет. Вот правда! Я не отличаю своих от чужих, ко всем отношусь доброжелательно, всем стараюсь угодить. Мне кажется, если я их люблю, то и они должны любить меня. Понимаю сейчас, какая это ошибка. На 2 -ой карте вроде бы одиночество, но мне это нравится. Тихо, спокойно, девочка слушает любимую музыку... Лучше так, чем с людьми, которые тебя не уважают и презирают. А на 3-ей карте я вижу веру, разные религии... Мне надо довериться Богу и попросить его научить меня видеть "своих людей"... Очень хочу узнать, что же я могу сделать для себя. На карте больничная койка. Все так. Настолько боюсь всех подвести, что ни разу не взяла больничный. Надо наконец научиться себя беречь и жалеть. Вторая карта мне очень нравится))). Думаю, это о том, что общаясь с мужчинами, я не должна стесняться своих желаний, мне не надо бояться показаться слабой женщиной, нуждающейся в защите. А я вечно "все понимающая подруга" -то в долг даю, то больная выхожу за них на работу, то уступаю новогодний подарок, потому что он "именно его хотел"... А на 3-ей карте светофор. Это о том, что я должна научиться слушать себя, свою интуицию: когда стоит остановиться, когда подождать, а когда идти вперед..." "ЗЕРКАЛО ОТНОШЕНИЙ" РЕКОМЕНДАЦИИ: клиент ресурсирован в достаточной мере ,готовый пересмотреть негативные качества партнера (с его точки зрения),как собственную точку роста. Расклад не подойдет для клиентов,которые сильно зафиксированы на агрессии,обиде и прочих деструктивных чувствах по отношению к партнеру. ЦЕЛЬ РАСКЛАДА: раскрыть все непринимаемые качества партнера как часть наших собственных скрываемых или отвергаемых качеств. 1.Клиент в открытую выбирает- КАЧЕСТВА ПАРТНЕРА,КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТА? Обсуждение. (карты можно выкладывать на листе и подписывать общее качество) 2. В закрытую-КАКОЕ ПОСЛАНИЕ НЕСЕТ ЭТО КАЧЕСТВО ДЛЯ МЕНЯ? (либо иная формулировка- Как это качество связано со мной) На данном этапе клиент может заметить схожесть качеств партнера и его самого. 3. В закрытую- ЧТО ПОМОЖЕТ НАМ ПРИНЯТЬ НАШЕ РАЗНОГЛАСИЕ? (по каждому качеству докладываем ресурсную карту) Пожалуйста, отслеживайте первичное состояние клиента: насколько велика скрытая агрессия, уровень тревожности, т.к. для перехода к данному раскладу лучше использовать иные техники для снятия высокого уровня напряжения. Расклад на охах - Проблема как ресурс. Часто примеяю в коучинге и с картами. Работает отлично, эффективно. Тянем карту и рамку - Что сейчас наиболее актуально в моей жизни? Отлично подойдет к запросу, когда клиент Не может определиться, что же его сейчас больше всего беспокоит. Можно открыто, по мне так лучше в закрытую. После того как обсудили картинку - обсуждаем слово и пару. Выявляем проблему и предлагаем клиенту исследовать проблему как ресурс. Пять карт и слов выбираем закрыто. Консультация получилась очень объемная, поэтому выкладываю ее скелет. Чем эта проблема хороша?(фантазия, представь себе) а что еще? Что нового? Карта, затем карта со словом. Что еще не идеально? Что можно подправить? Как можно улучшить? Карта и карта-слово. Что ты готов сделать, чтобы ситуация стала желаемой? Какая реакция у тебя на это? Карта и карта-слово. Что ты готов прекратить делать, чтобы ситуация стала желаемой? Какие истории ты себе рассказываешь вместо того чтобы делать? Карта и карта-слово. Выявляем убеждение. Замена убеждения, которое не работает. Как можно получать удовольствие, пока ты делаешь необходимое для улучшений ситуации. Как ты получаешь удовольствие? Карта и карта-слово. Затем я прошу клиента собрать все карты и разложить так, как он считает нужным по порядку. Карта и слово. Обсуждаем снова. Следующим шагом прошу снова эти же карты разложить парами уже в закрытую , обсудить каждую пару как ресурс. С чем ты остаешься? Подводим итоги. Сегодня на вебинаре по работе с элементами коучинга и МАК показывала свою технику "МАЯК". С удовольствием поделюсь с вами. Как всегда, просто, наглядно и доступно. коллеги! Я использовала концепцию "4 шага коучинга" и работу с МАК. Применяла колоды ОН и САГА. ( ПЕРСОНУ можно вместо картинок от ОН). Для справки: Основная задача коуча помочь клиенту не только найти ответы, но и принять решения, которые необходимы для достижения цели. Причем цель эту клиент иногда сам до конца не очень то понимает. Для работы, как в рамках одной коуч-сессии, так и всей серии сессий, применяется концепция четырех шагов коучинга. Клиенту предлагается ответить на 4 важных вопроса: 1. Чего я хочу? 2. Как я смогу этого добиться? 3. Почему для меня это важно? 4. Как я смогу понять, что достиг желаемого? Опираясь на эту концепцию, я добавила метафорические карты. Итак: 1. На листке написать 4 шага коучинга. 2. На вопрос "Чего я хочу" предложить клиенту в открытую достать карту - картинку и карту слова. Обсудить. 3. Далее продолжать отвечать на вопросы и доставать карты, но уже взакрытую. 4. Вскрыть обсудить. 5. Далее попросить клиента возле каждой пары положить карту-ресурс, вытянутую взакрытую, которая поможет реализовать задуманное. 6. Снова вскрыть. Обсудить. 7. Подвести итоги. А теперь пример конкретной консультации. Клиентка, Елена. Библиотекарь, 42 года. Живет с мамой и 10 - летней дочерью. С матерью постоянные конфликты, разъехаться возможности нет, личная жизнь совершенно не ладится, появились проблемы с дочерью. Запрос: решить проблему взаимоотношений в семье. Елена достает в открытую первую пару карт: "Ну надо же. Слово "женщины" и сеятель на картинке. Я действительно, очень хочу, чтобы мы смогли наладить отношения, и как-то начали что-то создавать, а не разрушать, хотя бы ради моей дочки." На следующие 3 вопроса, клиентка достала карты взакрытую. Затем начала по очереди комментировать. Всегда прошу снова проговаривать вопросы, на которые выбирались карты: "Итак, как я смогу этого добиться? Слово "гнев" и картинка с разбитым стаканом. Продолжать войну? Но я и так измучена этими конфликтами, взаимными обвинениями и тд. А может быть наоборот? Действительно, пока я в таком состоянии, то как - будто жизнь моя рушится. А если учесть, что на картинке молоко,которое разлилось, то рушится именно эта связь, связь самых близких людей: матери и дочери. Я поняла! Пока я в гневе и раздражении - все будет продолжаться. Так. Почему для меня это важно? "Быть в долгу" и одинокая фигура у окна. Ведь я действительно в долгу у мамы. Врачи не разрешали рожать, у нее диабет, но она все равно родила меня. Отец ушел еще до моего появления , и мама тянула меня одна. Всю жизнь на двух работах"... На глазах у Елены заблестели слезы.. - Хотите позвонить маме прямо сейчас? - А что я ей скажу? - Как что? Спросите, чем она занимается, как чувствует себя... Женщина достает телефон. Я выхожу на пару минут. Когда возвращаюсь, вижу совершенно растерянное лицо Елены. - Она так обрадовалась звонку... Сказала, что печет мои любимые блинчики... Далее слезы. Спустя 10 мин. мы продолжили комментировать карты. "Как мне понять, что моя цель достигнута? Слово "страх"..., люди в машине... Я поняла! Мы с мамой поедем на машине отдыхать! И я не буду бояться этой совместной поездки, а наоборот! И это радостное путешествие и будет показателем того, что я достигла своей цели." Далее предлагаю достать взакрытую на каждый вопрос карту-ресурс: что поможет осуществить принятые решения, что даст силы. Вскрываем ресурсы и комментируем. "Я вижу дерево. Оно большое, сильное, зеленое. Это то, какой должна быть наша семья! С крепкими корнями! На 2 карте я вижу пустыню. Так и есть. Если я не перестану гневаться, сердиться - меня ждет безжизненная пустыня, в которой ничего не растет... На 3 карте - перышко. Это просто мое состояние сейчас. Я вдруг освободилась от ненависти, злости, разражения... Ведь так легко понять, что мы, действительно, в долгу у своих родителей. А для того, чтобы начать долги отдавать, достаточно просто одного звонка... Ну, конечно, 4-ая карта - я победительница! Я свободна, счастлива и дышу полной грудью!" У нас были и следующие консультации, на которых мы определяли стратегию дальнейшего поведения, решали, как восстанавливать отношения с мамой, как научиться не поддаваться манипуляциям, как улучшить отношения с дочерью и как, наконец, наладить личную жизнь . Но начало всей этой терапии было положено через применение техники "МАЯК". Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ко мне не редко обращаются с вопросом о возможности использования МАК в работе с детьми и подростками. Я довольно активно использую этот замечательный инструмент с детьми. Хочу предложить вам упражнение с метафорическими ассоциациативными картами в работе с подростками. УПРАЖНЕНИЕ "Я И МОИ ЭМОЦИИ ". Цель: учить распознавать свои эмоции, формировать умение адекватно их выражать; профилактика алекситимии - ( это особое состояние, когда нет слов для чувств). В практике консультирования, каждому психологу иногда встречаются люди, которые не могут ответить на вопрос «Что именно вы чувствуете сейчас?» «Что вы хотите сейчас?» И очень часто на вопросы о чувствах, желаниях, многие начинают говорить о мыслях, пытаясь все свести к рациональному объяснению. Как часто мы называем словами то, что чувствуем? Согласитесь, не так много людей, готовых в открытую признаться, что испытывают чувтство обиды, зависти или злости. Более того, многие просто не способны различать разные чувства. Возникает впечатление, что такие люди одинаково переживают радость и гнев, печаль и беспокойство. Они не в состоянии локализовать чувства внутри своего тела, не могут описать свои внутренние переживания, равно как и не способны описать эмоции другого человека. В таких случаях можно предположить, что человек страдает алекситимией. Нередко именно дети и подростки не способны выражать свои эмоции, или не умеют их распознавать или даже выражают их крайне неадекватно. Я сегодня одному ПОДРОСТКУ, 12 лет предложила данное упражнение. Сначала мы (было ему дано такое домашнее задание) обсудили прекрасный мультфильм "Головоломка",где как раз идет речь об эмоциях 11-летней девочки. Говорили, что вообще значит "эмоции", для чего они человеку. Бывают ли "плохие " или "хорошие" эмоции. Затем я предложила игру "Узнай эмоцию" . Набор "смайликов" - эмоций. Ему необходимо узнать и правильно назвать эмоции (радость, грусть, гнев, страх и т.д). Следующий этап. Рисунок "Мой автопортрет ". Подробно беседуем о рисунке. Если ребенок (а бывает и такое) отказывается рисовать - предложите вылепить, выложить контур человека из нитей или даже просто сами нарисуйте контур человека и наводящими вопросами узнаете о нем подробную информацию (все ребенок будет говорить о себе самом). Ещё как вариант - предложите найти себя в колоде портретов (Персонита или как у меня " Люди и Звери", но честно говоря рисунок более показательный и как диагностический показатель и всё же коррекционный ). Далее после обсуждения рисунка предлагаю из колоды карт Ники Верниковой "Люди и Звери" из портретной части найти картинки лиц с теми эмоциями, которые свойственны самому подростку. Выложить рядом с портретом. У нас например, вверху "спокойствие " (это его ответ на вопрос :" Что ты чувствуешь в данный момент? ") Слева от портрета - задумчивость. Справа - злость. Ниже портрета - радость и печаль и страх. Подробное обсуждение : - Когда, в каких ситуациях ты чувствуешь эти эмоции? - Как ты их можешь выражать? - Как они тебе помогают? Мешают? - Бывают ли плохие или хорошие эмоции? - Могут ли картинки - эмоции добавляться в зависимости от ситуации? ( пробовали еще к конкретным ситуациям подобрать картинку. Например, когда ему скучно, он раздражается или тревожиться). На фото этого нет. Сфотографировать успела только общий первый расклад. Делаем выводы. Мальчик их записывает. Получает домашнее задание закончить письменно предложения : "Я злюсь, когда...... " ." Я радуюсь, когда....... " и т.п. Также были даны рекомендации родителям подростка. Вот такое получилось у нас упражнение. " Превращение ". Ребенок (второй класс) по запросу - страх отвечать у доски. Это не первая наша встреча. Ребенок живет в большой семье - мама с мужем (отец с матерью ребенка в разводе, живет отдельно, с ребенком видятся) бабушка, тетя, её дочь, старшая сестра. В рисунке семьи мальчишка себя изображает крохотным, достаточно далеко от матери. Консультирую мать ребенка обязательно. Перейду к упражнению. Оно состоит из нескольких этапов: 1. Небольшая вводная "сказочная " часть. О добром волшебнике, который исполняет желания. Какое бы ты загадал ему желание? (конечно, мы приходим к тому, что бы попросить у волшебника "смелости" отвечать у доски.) 2. Рисуем для волшебника портреты. Первый - " Я, который боюсь отвечать у доски". Второй - " Я НЕ боюсь... " 3. Оба портрета на расстоянии друг от друга. Сообщается, что волшебник приготовил тебе небольшое испытание. Чтобы стать "Тем, кто не боится" надо по волшебном мосту пройти к МОГУЧЕМУ дубу, который даст тебе силу. Мост я как могла нарисовала. Дуб на мосту рисовали вместе. (Затем еще мальчик выбрал его из колоды "Сага"). 4. Говорю, что волшебник еще приготовил ему сюрприз в виде особенных картинок. (знакомлю с картами из колоды "Сага", предварительно убрав не которые "острые" из них). Предлагаю выбрать из карт специальных помощников, или волшебные предметы, которые помогут ему в пути. 5. Выбор : первая карта - рыцарь (карта охранника у двери). Он пойдет со мной и будет охранять. -Опиши ваш путь? (ребенок рассказывает, как они будут идти, им не страшно вместе). Вторая и третья карта - замок и король. Это сюда они идут. Там их встретит король. Ричард - Львиное Сердце. Он будет меня учить быть храбрым. И еще он мне подарит собаку, которая тоже станет моим другом (следующая карта собаки), и еще мешочек с волшебной силой . 6. Прошу разрешения и от имени Короля (достаю три карты - мечь, грамота, Кубок). Говорю, что Король желает тебя возвести в ранг Рыцаря - Храброе Сердце. Мечом - посвящаем мальчика в Рыцари, грамотой это подтверждаем, кубком награждаем. 7. Король просит не забыть про могучий дуб (символ силы). Сообщает, что это волшебное дерево. Всем, кто приходит к нему, оно дарует силу и смелость. 8. Рисуем " Могучий дуб" пальчиковыми красками (рисунок символичен, его подлежит дома повесить в зоне видимости ребенка). 9. В заключении, Могучий дуб дарит мальчику специальный "манускрипт" (рисунок свитка со словами ...имя ребенка... Храброе сердце. И высказывания : "Я - храбрый! " ....сильный... Умный... У меня Всё получится! Громко и торжественно зачитываем. Даем домой, с обещанием перед школой громко читать. -------------- Использовала колоды ХАРАКТЕРЫ И ЛИЦА, АНИБИ, ТАН ДУ(знаки), САГА, АНИМА, МЕРЛИН послания. 1. В открытую из колоды предложила выбрать карты, которые отражали бы каждую из клиенток. Поскольку девочка, заглядывала к матери и все время пыталась дать ей рекомендации, я предложила каждой выбрать по 2 карты (я и мама, я и дочь). 2. Из колоды АНИБИ в закрытую каждая вытаскивает карту со словом и с картинкой, отвечающими на вопрос: «Что я хочу от наших отношений? Что мешает?». 3. Из колоды ТАН ДУ в закрытую каждая клиентка вытаскивает карту знак, отвечающую на вопрос: «Что я делаю в наших отношениях?». 4. Из колоды САГА каждая достает карту, отвечающую на вопрос: «В чем причина, если она есть?». 5. Из колоды АНИМА каждая достает в закрытую карту, отвечающую на вопрос: «Какой мой женский образ скрыт в наших взаимоотношениях?» 6. Из колоды МЕРЛИН послания, каждая вытаскивает в закрытую карту, которая дает послание от волшебника. 7. Вскрываем по очереди каждый ряд карт и обсуждаем. 8. Делаем выводы. Вот, что было на сессии (по возможности опишу главное). Моя клиентка Светлана (38 лет) пришла с дочерью Лизой (19 лет). Светлана товаровед, работает в госторговле. Лица студентка 2 курса гуманитарного института. У Светланы и Лизы сложные взаимоотношения. По словам матери, дочь постоянно врет и между ними окончательно потеряно доверие. Она не может спокойно отпускать дочь, поскольку считает Лизу несерьезной. Кроме того, по ее мнению, дочь должна больше быть дома, заниматься семейными делами, помогать в воспитании младших братьев и вообще блюсти себя, поскольку «потрепанные» девушки никому не интересны и не могут построить счастливую семейную жизнь. Светлана 10 лет в разводе и воспитывает троих детей сама. Она очень напугана тем, что дочь может попасть в плохую компанию. Лиза считает, что мама все утрирует, что она живет старыми понятиями и все, что между ними происходит – это следствие того, что сама мама говорит одно, а делает другое, тем самым рождая у дочери недоверие. У нее есть желание быть в хороших отношениях с матерью, но она сама все делает так, что Лиза закрывается. Основная причина в том, что мама все рассказывает своей матери и родной сестре, хотя Лиза всегда просит ничего не говорить. Тем самым Лизе приходится объясняться еще и перед бабушкой и тетей, которые стоят на стороне матери. Слева карты Светланы (мамы), справа карты Лизы (дочери). Обсуждение: 1.Что вы видите и чувствуете, глядя на портреты? Лиза: - Я радостная и открытая, люблю общаться. Мне нравится вести подвижный образ жизни, мне нужно быть с друзьями. Мама очень сердитая, она совсем мне не доверяет. Она словно живет в СССР. Все ее убеждения устарели. Мир меняется, а она всего боится. От нее только и слышишь, что могут избить, изнасиловать, ограбить и т.д. Кроме того, она постоянно твердит: «вот станешь взрослее и тогда… А мне уже 19! Так можно и до пенсии ждать.». Мы никуда даже семьей не ходим. Все время только дома, надоело. Она однажды сказала, что мы пойдем в кино, я обрадовалась. Когда пришли, там нас ждал ее мужчина, я не захотела с ним идти и ушла. Светлана: (она-справа, дочь-слева ч\б карта) - Да, я все время за Лизу боюсь. Она уходит, а мир опасен. Я как-то пришла, а от нее сигаретами пахнет. Естественно пришлось разбираться и ругаться. Лиза обещала больше не курить, но спустя время снова пришла вся пропахшая сигарным дымом и говорит, что это друзья курили, а она рядом была. Вот как можно ей верить? Она постоянно создает ситуации, которые заставляют меня волноваться. Я хочу как лучше. Мне важно, чтобы она была дома и участвовала в делах семьи. 2.Давайте обсудим, используя карты (АНИБИ) ваши отношения. Лиза: - Я как эта маленькая девочка, которая смотрит на мир, как на витри |