МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психолого-дидактическая концепция личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская).





Лекция 8. концепции личностно ориентированного образования и обучения

 

Психолого-дидактическая концепция личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская).

Концепция личностно ориентированного обучения разработана И.С.Якиманской. Она различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Для автора концепции ученик – не субъект жизни, а лишь субъект познавательной и предметной деятельности. Соответственно этому в качестве основных сфер возникновения и осознания субъективного опыта рассматривается не целостная жизнедеятельность, а лишь сферы познания и учебной деятельности.

Согласно концепции ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъективного опыта. В обучении происходит обогащение, «окультуривание» последнего, а вовсе не его порождение. Иными словами, исследователь считает, что субъектный опыт – это такой опыт, который приобретается ребенком вне учебного процесса, самостоятельно. Роль же обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития индивидуальных познавательных возможностей ученика. Учение не есть беспристрастное познание. Это субъектно значимое постижение мира, наполненное для ученика личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте.

Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса.

Поскольку главное назначение обучения, по И.С.Якиманской, состоит в том, чтобы преобразовывать, шлифовать, обогащать субъективный опыт, то в ее концепции основное внимание уделяется технологии личностно ориентированного обучения, основной целью которого автор считает развитие индивидуальности ученика. Поэтому основанием технологии личностно ориентированного обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию личностно ориентированного образовательного процесса:

§ учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

§ изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

§ в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

§ активное стимулирование ученика к самоценно образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможности самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями;

§ учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

§ необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

§ при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;



§ необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

§ образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение «единиц учения», их описание, использование учителем как на уроке, так и в индивидуальной работе.

Автор доказывает, что «единицами учения» в личностно ориентированном образовательном процессе следует считать личностно значимое отношение к учебному тексту, самостоятельность мышления и способ учебной работы, который создает и реализует сам ученик. Постоянная активизация этих способов в ходе учения – основной путь развития познавательных способностей, условие их проявления. Творцом способов является субъект учения – сам ученик. Учитель их «окультуривает», опредмечивает, способствует их закреплению и превращению в приемы интеллектуальной деятельности.

Для раскрытия, развития и самореализации личности нужна разнообразная по содержанию образовательная среда, доступная каждому ребенку. Наблюдая за учеником в образовательной среде, учитель составляет его «познавательный портрет» (характеристику его личностного развития) и выявляет его «познавательный профиль» (тип мышления), что позволяет проектировать дальнейшее личностное развитие ученика.

Основной формой обучения в концепции И.С.Якиманской выступает урок, но не традиционный, а личностно ориентированный, концентрирующий все вышеизложенные положения организации личностно значимого учения, а также обеспечивающий:

§ стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

§ создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

§ создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В концепции утверждается, что направленность образования на индивидуально-личностное развитие учащихся должна найти отражение в учебных программах, которые должны инициировать субъективный опыт учащихся, изменять вектор движения: не от педагогических воздействий к ученику, а от ученика – к условиям его обучения.

Последовательное применение принципа субъектности как методологической основы проектирования личностно ориентированного образовательного процесса и всех его компонентов, позволило создать теорию, которая указывает на возможность возникновения и действия внутренних механизмов развития, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности.

2. Аксиологическая концепция личностного воспитания (И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов). Аксиологический (ценностный) подход является основой всех гуманистических концепций. В данной концепции он состоит в определении гуманистической направленности образования как социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью. Система ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает ценности, связанные с утверждение личностью своей роли в социальной и профессиональной сфере; ценности, удовлетворяющие потребности в общении и расширяющие его круг; ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществить самореализацию; ценности, дающие возможность удовлетворения практических потребностей.

Социализация рассматривается как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а так же, как процесс саморазвития и самореализации личности. При этом воспитателю отводится роль организатора и ускорителя социализации. В концепции утверждается, что образование соответствует истинному предназначению, если оно создает условия для развития личностей, способных освободиться от функциональной заданности.

3. Дидактическая модель личностно ориентированного образования (В.В.Сериков).В основу модели личностно ориентированного образования В.В.Серикова положена теория личности С.Л.Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», т.е. проявлять свои отношения к миру и самому себе.

Исходным пунктом концепции является представление о личности как о цели и факторе образовательного процесса, об особой природе и механизмах формирования личностного опыта в процессе обучения. Не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса становится определяющим замыслом, ведущей идеей этой концепции. Образование, ориентированное на личность, достигает своей цели в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, сил ее саморазвития,

Феномен «востребованности» проявляет гуманистическую сущность любой деятельности, имеющей отношение к человеку. Если учитель востребует, производя педагогические действия то, что действительно личностно, принадлежит отдельному ученику и составляет его личную ценность, значимо для ребенка, то в этом случае воспитание основывается на личностных ценностях. Исходное положение концепции состоит в определении места «включения» личностных функций обучаемого, когда когнитивная ориентировка уже не может обеспечить адекватную позицию ученика в структуре учебной ситуации.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе В.В.Сериков считает создание личностно ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной). Это такая ситуация, в которой востребуется проявление личностных функций, т.е. ребенок, попадает в ситуацию, когда требуется искать смысл, подумать о себе, построить образ и модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую оценку факторам и т.д.

В этой ситуации возникает задача, которую нельзя решить на знаниево-репродуктивном уровне, то есть, нет правил, нет однозначных истин, нет простых решений. Иными словами в такой ситуации формируется его субъективный опыт. Содержание личностно ориентированного образования должно включать различные виды такого опыта.

Основное внимание в концепции уделено педагогической технологии создания личностно ориентированных ситуаций. Предлагаемая технология основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно ориентированной ситуации: жизненной контекстности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников. Триада «задача – диалог – игра» образует базовый технологический комплекс, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения в личностно ориентированном образовательном процессе.

4. Проективная модель личностно ориентированного обучения Н.И.Алексеева. В модели, разработанной Н.И.Алексеевым, сущность личностно ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой – с понятием «культурного акта», смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности, путем самоутверждения в культуре. Педагогическая технология в контексте личностно ориентированного обучения рассматривается этим автором, во-первых, как авторская, во-вторых, как принципиально неинвариантная.

Проектирование личностно ориентированного обучения – особый тип педагогической деятельности, содержание и организационное оформление которого ориентировано на учет: а) типа психического развития учащихся; б) личностных возможностей и особенностей педагога; в) психологически адекватного представления для учащегося специфики изучаемого учебного предмета.

Тип психического развития детерминирован (определен, обусловлен) направленностью обучения – инструментальной или культурологической. В первом случае развиваются, в основном, когнитивные способности личности как инструменты познания: память, внимание, мышление; во втором – развивается ценностно-эмоциональная сфера личности.

Смысл деятельности, иерархия оценок, развитие рефлексии, самостоятельности как субъективного образования (наличие личной позиции) являются главными ориентирами личностно ориентированного образования.

Разработка и реализация рассмотренных концепций знаменует отход педагогики и образовательной практики от парадигм формирования личности с заданными свойствами и их поворот к разработке теории образования как личностно ориентированного культуросообразного процесса.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.