МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РЕКЛАМА — ДВИГАТЕЛЬ КОЛЛАЖА





Есть легенда о том, что у художника-дадаиста Курта Швиттерса, (а в дальнейшем дизайнера-функционалиста) целое направление творчества под названием «Merz» возникло в 1918 году из вырезанного откуда-то и наполовину заклеенного в коллаже слова «Commerze». Самой этой картинки я пока нигде не втречал, но зато есть рекламные объявления Швиттерса о своих достижениях. Он клеил «Мерц-коллажи», строил «Мерц-инталляции» и даже сочинял «Мерц-стихи».

 

 

 

И даже назвал свое рекламное агентство «Мерц». Хотя графически это выглядело гораздо строже как «причесанный» коллаж. Фрагмент слова оказался богаче, многозначней и загадочней, чем само слово.

 

В те же годы по Берлину ходил и собирал всевозможный бумажный рекламный мусор другой автор — Иоганнес Баадер, называвший себя не иначе, как «Ober-dada» — «Глав-дада» и наклеивал на страницы газет свою добычу дня, лист за листом монтируя огромную книгу, своеобразную Библию дадаизма.

 

К рекламе масляных красок Apoline Марсель Дюшан добавил несколько букв, превратив название в имя поэта Аполлинера, приклеив сверху бумажку со своим именем. Был совершен фокус перенесения предмета из одного контекста — в другой. При этом смысл послания радикально изменился. Получился «Аполлинер эмалированный». Сыграна шутка с нашей способностью искать и находить во всем объяснение, ассоциации и связь, хотя о таковых автор мог и не задумываться.

 

Коллаж назвают одной из головокружительных высот кубистической живописи. Пикассо и Брак ввели в искусственный мир картины фрагмент реальности.

 

Коллаж был предшественником фотомонтажа как своеобразный полигон, поле для самовыражения без каких-либо ограничений. Из того, что «не жалко» рождались полемически острые сопоставления или фантастические аллегории, вроде портрета журналиста немецкого фотографа 1920-х годов Умбо.

 

Маленькие рекламные объявления из журналов «Солнце России» и «Вокруг света» 1912-1914 годов Родченко вкраплял в композиции из текстов 1921-1922 года. Названия спектаклей, солидных журналов вроде «Печать и революция» в сочетании с рекламой средств против заикания приобретали ироничный оттенок.

 

Получалась издевка и на киномелодраму.

 

Все напечатанное становится мусором, но новые комбинации мусора продлевают жизнь печатной продукции как в коллаже В. Пин 1920-х годов.

 

Даже в живописи. Картина итальянца Миммо Ротеллы 1962 года составлена из обрывков наклеенных на холст рекламных плакатов.

 

Имитацию наслоений бумаги на афишные тумбы делали многие графики 1970-х годов. Студенты-первокурсники Полиграфа уже в наши дни собирают из вырезок пародии на рекламные объявления.

 

 

 

 

 

С тех пор прошло немало времени, но творческий потенциал печатной макулатуры продолжает вдохновлять. При умелом скрещивании и использовании может дать не только абсурдисткие, но и вполне осмысленные сочетания. И, хотя, казалось, что коллажей из рекламных текстов должно бы быть предостаточно — работа с контекстами и подтекстами — вещь специфическая.

Пару лет назад в почтовые ящики повсеместно рассылали рекламные каталоги фирмы Икеа. С их характерными лозунгами и текстами. Андрей Суздалев и Наталья Куликова превратили эту печатную продукцию в почтовый обмен коллажированными открытками. Из строчек текстов, подписей и слоганов у них получились новые тексты, которые они назвали «Икеа-поэмы». «…Это приводит в тихий восторг художника, вооружившегося ножницами и готового на деле последовать обещанию, что „вы можете легко построить нужную вам комбинацию“, а также, конечно, что все идеи вы получаете абсолютно бесплатно», — писали авторы в комментарии. В этой «автоматической поэзии» возникли свои сказочные герои вроде некоего «Ивара». Даже изданная из этих самых поэм тиражом в 100 экз. издательством «Alcool» авторская книга напоминала товары Икеи. Картонная обойма для книги с окошечком с одной стороны и откидным хвостиком — с другой — была похожа на минималисткую настольную рамку для фотографий.



 

 

 

 

 

Попутно возникает еще один поворот: все с той же рекламой. У студентов Строгановки есть такой лекционный предмет — коммуникация в рекламе. Но опыт показывает, что к 4-му курсу запал слушания лекций куда-то улетучивается. А потребность работать руками на занятиях увеличивается. Возникла идея еще раз обратиться к рекламе как поставщику материала. Мы знаем, что реклама — это коммерческая деятельность, использующая механизмы и образы искусства. Взяв ряд мотивов фольклорного творчества, затем классического искусства, а в конце знаковых направлений модернизма — мы попробовали подобрать каждому из них соответствующий рекламный текст. Благо эти тексты встречаются на каждом шагу, в каждом издании, не говоря уже об «Экстре-М». Лубок послужил поводом для выяснения специфики национального отношения к красоте у Н.Сысоевой.

Фреска Микеланджело уже стала в рекламе «общим местом», но М.Ларина попробовала освоить ее еще раз. Т. Марковой пригодился «Черный квадрат», а ей же и Е.Шиндыковой Магритт.

 

 

 

 

 

 

Опыт показал, что любая идея лекционного занятия лучше запоминается, если она прошла не только через голову, но и через руки. Коллаж выручил нас и в этот раз. Жалко просто так выбрасывать то, на что потрачено столько усилий — и полиграфистов, и производителей бумаги. Нам постоянно напоминают о том, что дизайнер-график работает на производство мусора — трудно представить, что где-то кто-то скрупулезно коллекционирует все упаковки, листовки, газеты, брошюры.

Но как раз для того, чтобы смелее работать с материалом, его не должно быть «жалко», его должно быть много. Целое направление, школа в графическом дизайне — нью-йоркская школа 1950-1970-х годов и особенно проекты Ивана Чермаева (Chermaeff) родилась на основе коллажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.