Основные этапы организаторской работы 1 этап - получение задания; 2 этап - постановка цели и усвоение задачи; 3 этап - обеспечение работы (условия, средства, исполнители); 4 этап - планирование работы и распределение обязанностей; 5 этап- оперативное руководство (согласование, учет, контроль); 6 этап - анализ эффективности и подведение итогов работы; 7 этап - отчет о выполнении задания. Важные правила организаторской работы[1] Правило 1. Получив задание, разберитесь в нем Это значит, что необходимо: · хорошо представить себе, какова конечная цель задания и что должно быть на выходе; · усвоить содержание организаторской задачи: из каких частей она состоит, является простой или сложной, требует ли привлечения помощников; · выделить главное, основное, увидеть вспомогательное; · определить последовательные этапы выполнения задачи, выяснить основные условия: сроки, место, материальные средства, предполагаемый состав участников общей работы; · уточнить свое место, положение: кто подчиняется вам, кому подотчетны вы, каковы ваши права и обязанности; · «проговорить» задание, еще раз убедиться, что оно верно вами понято. Правило 2. Не пренебрегайте опытом других - он ваш помощник Подготовиться к выполнению задания - значит, ознакомиться с опытом выполнения подобных организаторских задач, собрать и проанализировать имеющиеся данные, отметить достоинства и недостатки проводимой раньше работы, обсудить возможные варианты выполнения дела с опытными людьми. Опыт других не должен вас связывать в поиске новых решений. На основе изученного опыта и своих знаний составьте предварительный план работы. Прежде чем обратиться за советом, необходимо набросать краткий предварительный план или мысленно представить вариант выполнения дела. Правило 3. Учитывайте возможности членов коллектива Мысленно сопоставьте основные условия задачи с возможностями имеющихся в вашем распоряжении людей. Учтите - плохим работник чаще всего бывает потому, что ему дали не его дело. Правило 4. Определите, что вам может понадобиться в работе Составьте список необходимых материалов и принадлежностей, в каком количестве и где их можно достать. Правило 5. Составляя план дела, не стройте воздушных замков, исходите из реальных условий Прежде всего, учитывайте конкретную обстановку, возможности ваши и тех людей, которых вы организуете. При составлении плана предусмотрите вероятные затруднения, подумайте, как их устранить. Лучше, если вы будете иметь вариант-максимум (в расчете на то, что вам все удастся выполнить) и вариант-минимум (есть сомнения в возможностях людей, неопределенность в сроках и т.д.) При составлении плана дела можно придерживаться следующей схемы: что сделать, к какому сроку, кто сделает. План должен включать две части: подготовку к делу и его проведение. Правило 6. Работа должна быть понятна каждому Познакомьте всех членов команды с заданием: его целью, содержанием, условиями выполнения. Обсудите план, попросите высказать замечания, предложения, советы, ответьте на вопросы. Внесите, если понадобится, изменения в план. Коллективное обсуждение предложений участников дела и всего плана помогает избежать ошибок, лучше увидеть наиболее эффективные пути выполнения заданий, дает возможность каждому почувствовать свою причастность к общей работе. Правило 7. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. Это принцип работы организатора: коллективное обсуждение и решение не снимают персональной ответственности с исполнителя за порученное дело. Давая поручение, · объясните, в чем его смысл, что именно необходимо сделать и как легче справиться с заданием; · ответьте на все вопросы; если есть возможность, покажите, как начать работу; · объясните все относительно сроков и порядка информации о ходе дела; · убедитесь, что поручение понято (косвенно попросите повторить указание: «С чего ты собираешься начать?»); · в разговоре проявите больше доверия к исполнителю, к его способностям. Следует заметить, что организаторская задача может формулироваться более или менее подробно в зависимости от опыта участников. Правило 8. Объединяя людей, сплачивайте команду Внимательно осмотритесь вокруг себя, все ли приступили к работе. Наладьте контакты между всеми участниками работы. Вызывайте на соревнование, поддерживайте товарищескую взаимопомощь. Информируйте всех о ходе общей работы и успехах каждого в ней. Присмотритесь, кому тяжело, у кого не получается, кому надо помочь, кого срочно перевести на другой участок. Правило 9. Координируйте свою работу Необходимо постоянно согласовывать, координировать свои действия с другими участниками конкурса. Правило 10. Доверяй, но проверяй Когда работа строится на доверии, она идет лучше. Но контроль и учет должны быть на каждом этапе организаторской работы. Следите за ходом выполнения задания на каждом участке, каждым исполнителем. Ведите строгий учет времени, как соблюдаются сроки исполнения. Помните, в отсутствии контроля - опасность срыва дела. Применяйте различные формы морального воздействия (одобрение, порицание) только на основе анализа и в зависимости от отношения к работе. Ваше одобрение может быть выражено в различных формах: улыбка при встрече, доброе рукопожатие, одобрительная реплика, похвала работе. Сдержанность в обращении, недовольный вид, устное замечание, упрек могут сигнализировать участнику дела о его промахах. Правило 11. Будьте внимательны при завершении работы К этому времени участники дела могут и устать, может появиться торопливость, стремление завершить дело кое-как. Не ослабляйте напряжения в работе, учтите все возникающие затруднения и постарайтесь сообща ликвидировать их. Требуйте отчета о выполнении задания от всех, кому давались поручения. Убедитесь, что дело выполнено полностью. Правило 12. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем Проведите учет работы, проделанной на всех участках, вo всех подразделениях, каждым членом группы. Обсудите итоги со всеми, кто принимал участие в работе, отметьте лучших, укажите на недостатки. Установите, полностью ли достигнута цель, какими средствами она достигалась. Будьте здесь особенно объективны. @Задание для первокурсников Разработайте и оформите «Лист организатора», в котором вы будете отмечать распределение обязанностей всех членов микрогруппы при подготовке и проведении коллективных творческих дел. ü Подсказка к заданию 1 «Как разработать «Лист организатора»?» Известно, что многие неудачи при проведении коллективного творческого дела связаны с тем, что не была в полной мере выполнена предварительная работа по его подготовке. Опыт показывает, что довольно часто Совет дела не планирует свою работу заранее, поэтому не успевает продумать все детали. Наверно, вы согласитесь, что необходимо распределять поручения между всеми членами микрогруппы, планировать свою работу, чтобы добиться успеха. Мы предлагаем вам разработать и оформить «Лист организатора», в котором вы будете отмечать распределение обязанностей всех членов микрогруппы при подготовке и проведении коллективных творческих дел. Чтобы вы смогли успешно справиться с заданием, мы предлагаем вам, опираясь на правила групповой работы и организаторские умения, продумать и последовательно выполнить следующие действия. 1. Продумайте, форму вашего «Листа организатора», например, он может быть в виде блокнота, нескольких скрепленных между собой страниц, книжки-малышки, буклета, бортового журнала или дневника. 2. Обсудите, какую информацию вы будете вносить в ваш «лист». При этом обратите внимание на то, что в нем обязательно должно быть отражено следующее: · состав микрогруппы, · распределение ролей и поручений, · сроки выполнения поручений, · результат работы каждого члена микрогруппы. · что-то еще… 3. Продумайте, как вы будете оценивать эффективность работы каждого члена микрогруппы. 4. Решите, кто из членов микрогруппы будет вести в нем записи. Например, это может делать руководитель микрогруппы или по очереди каждый член группы. 5. Придумайте, где будет храниться «Лист организатора» и как вы будете передавать его друг другу. 6. Обсудите, каким образом заполнение «Листа организатора» будет учитываться при подведении итогов деятельности микрогруппы. На заметку ü «Выбрать время - значит сэкономить время». Фрэнсис Бэкон. ü «Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени». К.Г. Паустовский. ü «Утраченную минуту не может вернуть даже сама вечность» И.Ф.Шиллер. ü «Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным» Жан-Жак Руссо. [1] Составлено на основе кн. Лутошкина А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 208 с |