II часть урока (практическая). Ребята, к нам пришел дедушка Знай. Он просит нас помочь ему. Оказывается, что дедушка Знай отправился в страну Почемучляндию, но повстречал Незнайку, а вы, ребята, сами знаете, какой Незнайка (толком ничего не знает, учиться ему лень, любит приврать и тому подобное). Так вот этот Незнайка так заговорил, запутал старенького дедушку, что тот забыл, как попасть в волшебную страну, как найти ответы на вопросы, а вопросов-то у дедушки очень много. Ну что, ребята, поможем? (Разделить классы на 3 команды, выбрать в каждой команде по капитану, дать название командам: «Почемучки», «Книголюбы», «Любознательные».) Разминка. Нарисуем план поиска ответа на любые «почему». (Вопрос ® вступительная статья или аннотация ® содержание ® оглавление и указатели ® ответ.) Каждая команда рисует план на альбомном листе, который нужно заранее приготовить для каждой команды. Далее каждой команде задаются вопросы, которые принес дедушка Знай. Дети соревнуются. За правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает та команда, которая набирает больше жетонов. Вопросы командам: 1. Зачем деревьям нужны листья? (Леокоум. Скажи мне почему, гл. 1, с. 46.) 2. Что такое оригами? 3. Почему крапива жжется? 4. Существовали ли драконы на самом деле? (Все обо всем, т. 3., с. 234.) 5. Кто такие рыцари? (Все обо всем, т. 7, с. 18.) 6. Плачут ли крокодилы? (Все обо всем, т. 7, ч. 3, с. 271.) 7. Где живет крокодил? (Почемучка, гл. «Дом, где мы живем», с. 27.) 8. Отчего у елки зеленые иголки? (Почемучка, гл. «Про зеленые леса и лесные чудеса».) 9. Почему Луна не падает на Землю? (Почемучка, гл. «В солнечном царстве – космическом государстве», с. 62.) 10. Почему совы могут охотиться в темноте? (Почемучка, гл. «Про зеленые леса и лесные чудеса, с. 190.) 11. Где растут бананы? (География, Росмэн, с. 67.) 12. Что такое деревня? (География, с. 44.) 13. Рыба – морской черт – глубоководные жители океана. (География, с. 26.) 14. Животные – хищники. (География, с. 44.) 15. Где живет Русалочка из сказки Андерсена? (Дания.) (Что такое? Кто такой?, т. 1, с. 37.) 16. Зачем варят кашу из дерева? (Бумага.) (Что такое? Кто такой?, т. 1, с. 188.) 17. Как жаворонок предсказывает погоду? (Что такое? Кто такой?, т. 2, с. 8.) 18. Почему в океане бьют фонтаны? (Киты.) (Что такое? Кто такой?, т. 2., с. 125.) 19. Почему медведь лапу сосет? (Что такое? Кто такой?, т. 2, с. 321.) 20. Почему зайца дразнят косым? (Что такое? Кто такой?, т. 2, с. 32.) 21. Что такое словари и справочники? (Что такое? Кто такой?, т. 3, с. 93.) 22. О русском поэте Аф.Аф.Фете. (Литература: Справочник школьника, с. 514.) 23. О А.С.Пушкине. (Литература: Справочник школьника, с. 503.) 24. О М.Ю.Лермонтове. (Литература: Справочник школьника, с. 240.) 25. О солнце (Что такое? Кто такой?, т. 3, с. 106.) 26. Динозавры. (Детская энциклопедия. Росмэн, с. 37.) 27. Откуда взялись моря? (Детская энциклопедия. Росмэн, с. 36.) 28. Как жили древние египтяне? (Детская энциклопедия. Росмэн, с. 62–63.) 29. Почему происходит смена времен года? (Времена года.) (Детская энциклопедия. Росмэн, с. 14–15.) 30. Как появился алфавит? (Детская энциклопедия. Росмэн, с. 80.) Для урока необходима наглядность: 1. Табличка «Почемучляндия». 2. Вопросы: «Что?», «Где?», «Как?», «Когда?», «Почему?», «Зачем?» 3. Вопросы для соревнования. 4. Для капитанов – эмблемы с названием команд. 5. Жетоны трех цветов. 6. Куклы: Незнайка и гном дедушка Знай. 7. Выставка справочной литературы для детей младшего школьного возраста. КРИТИК Справочная литература для детей младшего школьного возраста 2-й класс Библиотечный урок в игровой форме, с использованием сказочных персонажей знакомит второклассников с серьезными вещами – справочной литературой. Причем акцент делается на детские энциклопедии. Из вступления сразу становится ясно, что библиотекарь ведет цикл занятий и данный урок – не первый. Дети, например, уже знакомы со структурой книги. Удачно наглядное оформление урока: таблицы с основными понятиями, выставка книг, эмблемы команд и даже куклы-участники. Занятие можно разбить на три части: вступление, обзор справочной литературы и викторина. В своем вступительном слове библиотекарь ясно, логично и доступным языком объясняет малышам необходимость данного занятия, почему им необходимо знакомиться со справочной литературой. А затем рассказывает им о детских энциклопедиях, попутно спрашивая о ранее изученном материале. Например, учащиеся должны перечислить элементы книги и «каждый ребенок должен сравнить художественную книгу и справочную». Солидные задачи. Практическая часть проводится в виде командных соревнований. Ее достоинство в том, что дети рисуют алгоритм информационного поиска – план поиска ответа на любые «почему»: вопрос ® вступительная статья или аннотация ® содержание ® оглавление и указатели ® ответ. Чудесная идея! Дети сначала проговорят, затем нарисуют и, конечно же, запомнят этот алгоритм. В ходе данного урока проводится викторина. Команды отвечают на вопросы дедушки Зная и стремятся, естественно, к победе. Только здесь сразу возникает вопрос: дети заранее прочитали ряд энциклопедий и были готовы к поиску нужных ответов или же по этим (довольно объемным для малышей) изданиям искали нужную информацию в ходе викторины? Хотелось бы это уточнить, т.к. предложенный перечень вопросов обширен (30 позиций) и серьезен. Думается, он выходит за рамки программы 2-го класса даже гимназии. Например, дети должны ответить, кто такие рыцари, древние египтяне, найти биографические сведения о писателях. Для использования им также предложены энциклопедии не совсем по возрасту – справочник школьника по литературе, энциклопедия «География». Думаю, для второклассников сложны вопросы № 15 (Где живет Русалочка из сказки Андерсена – в воде? в море? в Дании?). Дети уже знали ответ или искали его на викторине? В целом урок удачен по форме проведения, яркому оформлению, но его содержательная часть сложна для второклассников, а главное – из сценария непонятно, как они выполняют задания. Маски авторов и критиков рисовала Елена Суховерхова. Карнавал уроков мы продолжим и в следующих номерах. И надеемся, что «люди в масках» помогут вам в нелегком деле разработки библиотечных уроков. Верим, что, прочитав эти материалы, вы скажете: «Маска, я тебя знаю. Ты мой друг и помощник, ибо твой труд, твой урок, помог мне избежать типичных ошибок и найти новые идеи». |