Лабораторная работа № 5. Формы и методы обучения информатике Лабораторная работа № 1. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе. Стандарт школьного образования по информатике и ИКТ. История школьной информатики. 1.Государственный стандарт общего образования и его назначение. Основные компоненты государственного стандарта общего образования. 2.Место учебного предмета «Информатика и ИКТ» в федеральном базисном учебном плане. 3. Стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. 4. История школьной информатики. Лабораторная работа № 2. Методика преподавания пропедевтического курса информатики 1. Цели, содержание и задачи пропедевтического курса информатики. 2. Нормативные документы по преподаванию пропедевтического курса информатики. Программы пропедевтического курса, их сравнительный анализ, тематическое планирование. 3. Учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса: обзор школьных учебников: - методика организации развивающего обучения: формирование логического и алгоритмического мышления; творческая деятельность; развитие воображения, памяти и т.п. (Горячев, Матвеева, Первин и др.). - методика формирования первоначальных навыков работы на компьютере (Первин, Макарова и др.). - методика организации предметного обучения: приобретение и закрепление предметных знаний; углубленное изучение (Тур, Бокучава, Босова и др.). 4. Содержательные компоненты пропедевтического курса информатики: технологии обучения, особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников (игра, сюрпризные моменты, активизация анализаторов), особенности форм и методов контроля знаний учащихся, средства обучения (учебники, электронные пособия и тетради на печатной основе). Лабораторная работа №3. Информатика в основной школе. 1. Цели и содержание базового курса информатики. 2. Психологические, физиологические особенности учащихся средней школы. Особенности организации работы с учащимися средних классов в кабинете информатики. 3. Особенности предпрофильного обучения. 4. Программы базового курса, их учебно-методическая поддержка. Общие черты и различия в структуре и содержании (по учебникам 5-7 классы, 8-9 классы, рекомендованным для преподавания информатики на 2012-2013 год). Лабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. 1. Цели и содержание профильного курса информатики. Цели и содержание «фундаментальных» и «прикладных» («пользовательских») профильных курсов. 2. Психологические, физиологические особенности учащихся старшей школы. Лекции, семинары и лабораторные занятия как основные организационные формы обучения информатике в старших классах. 3. Программы профильных курсов, их учебно-методическая поддержка. Общие черты и различия в структуре и содержании (по учебникам 10-11 класс, рекомендованным для преподавания курса информатики и ИКТ на 2012-2013 год). 4. Элективные курсы: структура, функции и задачи, основные требования, методика преподавания. Основные элективные курсы образовательной области «информатика» Лабораторная работа № 5. Формы и методы обучения информатике 1. Теория и практика (сходство этих понятий в школьной информатике). 2. Школьная лекция. Семинар и его возможности. Способы проведения семинара. Лабораторное занятие. Особенности лабораторной работы по информатике. Индивидуальный практикум. 3. Анализ и синтез в преподавании информатики. Индукция и дедукция. Аналогия на уроках информатики. Абстракция и конкретизация. 4. Игровые методы в преподавании информатики (деловые, организационно-деятельностные, ролевые и т.п.). Подготовка к ним. Иллюстрация и демонстрация. 5. Парная работа. Групповые формы деятельности учащихся. 6. Подготовьте описание нетрадиционного урока выбранного типа и разработайте его фрагмент. Нетрадиционные уроки: · урок-альманах, урок - деловая игра, урок-диалог, урок-диспут, урок-инсценировка, урок интересных сообщений, интернет-урок, урок-исследование, урок-консультация, урок-конференция, урок - «круглый стол», повторительно-обобщающий диспут, урок-практикум, урок-презентация, урок-путешествие, урок решения ключевых задач, урок - ролевая игра, урок-семинар, урок-сказка, урок-соревнование, творческая практическая работа, театрализованный урок, урок - устный журнал, урок-экскурсия, урок-экспедиция +Урок с использованием метода проектов. · Интегрированные уроки: информатика + физика, информатика + математика, информатика + ИЗО и т.п. · Урок - телекоммуникационный проект (викторина, олимпиада и т.д.). |