МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности





 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального

закона

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем

Федеральном законе

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о

внешнеторговой деятельности

 

Статья 4. Основные принципы государственного регулирования

внешнеторговой деятельности

 

Статья 5. Торговая политика Российской Федерации

 

Глава 2. Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности

 

Статья 6. Предметы ведения Российской Федерации в области

внешнеторговой деятельности

 

Статья 7. Предметы совместного ведения Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности

 

Статья 8. Полномочия субъектов Российской Федерации в области

внешнеторговой деятельности

 

Статья 9. Взаимодействие федеральных органов исполнительной

власти и органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации

 

Глава 3. Участники внешнеторговой деятельности

 

Статья 10. Российские лица и иностранные лица как участники

внешнеторговой деятельности

 

Статья 11. Участие Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации и муниципальных образований в осуществлении внешнеторговой

деятельности

 

Глава 4. Основные положения государственного регулирования

внешнеторговой деятельности

 

Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой

деятельности

 

Статья 13. Полномочия органов государственной власти Российской

Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой

деятельности

 

Статья 14. Заключение международных торговых договоров и иных

договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей

 

Статья 15. Гласность в разработке мер государственного

регулирования внешнеторговой деятельности

 

Статья 16. Вступление в силу нормативных правовых актов в

области внешнеторговой деятельности

 

Статья 17. Конфиденциальность

 

Статья 18. Право на обжалование решения, действия (бездействия)

государственного органа или его должностного лица

 

Глава 5. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в

области внешней торговли товарами

 

Статья 19. Таможенно-тарифное регулирование

 

Статья 20. Нетарифное регулирование

 

Статья 21. Количественные ограничения, устанавливаемые

Правительством Российской Федерации в исключительных случаях

 

Статья 22. Недискриминационное применение количественных

ограничений

 

Статья 23. Распределение квоты

 

Статья 24. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами

 

Статья 25. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных

видов товаров

 

Статья 26. Исключительное право на экспорт и (или) импорт

отдельных видов товаров

 

Статья 27. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и

компенсационные меры

 

Статья 28. Предотгрузочная инспекция

 

Статья 29. Национальный режим в отношении товаров, происходящих

из иностранных государств

 

Статья 30. Платежи, взимаемые в связи с импортом и экспортом



товаров

 

Статья 31. Свобода международного транзита

 

Статья 32. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и

вводимые исходя из национальных интересов

 

Глава 6. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в

области внешней торговли услугами

 

Статья 33. Внешняя торговля услугами

 

Статья 34. Национальный режим в отношении внешней торговли

услугами

 

Статья 35. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами и

вводимые исходя из национальных интересов

 

Глава 7. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в

области внешней торговли интеллектуальной собственностью

 

Статья 36. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью

 

Глава 8. Особые виды запретов и ограничений внешней торговли

товарами, услугами и интеллектуальной собственностью

 

Статья 37. Запреты и ограничения внешней торговли товарами,

услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия

Российской Федерации в международных санкциях

 

Статья 38. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и

интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия

платежного баланса Российской Федерации

 

Статья 39. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и

интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного

регулирования

 

Статья 40. Ответные меры

 

Глава 9. Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности

 

Статья 41. Приграничная торговля

 

Статья 42. Свободные экономические зоны

 

Глава 10. Государственное регулирование внешнеторговых бартерных

сделок

 

Статья 43. Меры в отношении внешнеторговых бартерных сделок

 

Статья 44. Порядок контроля за осуществлением внешнеторговых

бартерных сделок и их учета

 

Статья 45. Особенности осуществления внешнеторговых бартерных

сделок

 

Глава 11. Содействие развитию внешнеторговой деятельности

 

Статья 46. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой

деятельности

 

Статья 47. Информационное обеспечение внешнеторговой

деятельности

 

Статья 48. Внешнеторговая статистика

 

Статья 49. Обеспечение благоприятных условий для доступа

российских лиц на внешние рынки

 

Статья 50. Обеспечение внешнеэкономических интересов Российской

Федерации в иностранных государствах

 

Статья 51. Представительства иностранных государств по

торгово-экономическим вопросам в Российской Федерации

 

Глава 12. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности,

ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о

внешнеторговой деятельности

 

Статья 52. Контроль за осуществлением внешнеторговой

деятельности

 

Статья 53. Ответственность лиц, виновных в нарушении

законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности

 

Глава 13. Заключительные и переходные положения

 

Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

 

КОММЕНТАРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 августа 2003 года

 

Под редакцией

доктора юридических наук, профессора

А.Н. Козырина

 

Авторы:

 

Козырин А.Н., доктор юридических наук, профессор - вступительная статья, ст. ст. 1 - 10.

Емельянов А.С., кандидат юридических наук, доцент - ст. ст. 11, 12, 17, 19 - 21, 24 - 37.

Трошкина Т.Н., кандидат юридических наук - ст. ст. 13 - 16, 18, 22, 23.

 

 

Федеральный закон от 13 октября 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 42. Ст. 3923) занимает особое место в системе законодательства Российской Федерации. Его принятием в 1995 году были закреплены важнейшие результаты реформ во внешнеэкономической сфере, в результате которых была ликвидирована монополия государства на осуществление внешнеэкономической деятельности. Государство взяло курс на последовательную либерализацию внешнеэкономических связей, что нашло свое закрепление в принятом в 1991 году Указе Президента РСФСР "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1612) <*>.

--------------------------------

<*> Указ Президента РСФСР N 213 от 15 ноября 1991 года "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" был отменен Указом Президента РФ N 2061 от 23 декабря 2000 года.

 

За период 1992 - 1995 годов завершилось формирование основ системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. На смену тотальному контролю государства за внешнеторговыми связями пришел механизм государственного регулирования таких связей с использованием инструментов и методов, применяемых в странах с рыночной экономикой.

В таких условиях со всей остротой встал вопрос о принятии федерального закона, в котором нашли бы свое закрепление правовые основы внешнеторговой деятельности с учетом общих принципов социальной и экономической политики, таможенного и валютно-финансового регулирования. В ряде зарубежных стран такие законы приняты и успешно применяются на практике (например, Закон о торговле в США, Закон о контроле за валютными операциями и внешней торговлей в Японии и др.). Существуют они и в некоторых государствах СНГ (например, на Украине).

В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Многие нормы данного Закона являются бланкетными и имеют отсылочный характер. Поэтому для уяснения механизма правового регулирования внешнеторговой деятельности необходимо изучить большое количество норм, содержащихся в различных актах внешнеторгового, таможенного, гражданского, административного и иных отраслях российского законодательства. На решение этой задачи и нацелен данный Комментарий. При его подготовке автор использовал также богатый массив регионального законодательства о внешнеторговой деятельности, отражающий характер распределения полномочий в этой сфере между Российской Федерацией и ее субъектами.

Закон комментируется постатейно по состоянию на 1 августа 2003 года.

 

 

13 октября 1995 года N 157-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Принят

Государственной Думой

7 июля 1995 года

 

Одобрен

Советом Федерации

21 июля 1995 года

 

(в ред. Федеральных законов от 08.07.97 N 96-ФЗ,

от 10.02.99 N 32-ФЗ)

 

Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

 

Целями настоящего Федерального закона являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

 

Комментарий к статье 1

 

В статье 1 комментируемого Закона закреплены его основные цели:

- защита экономического суверенитета;

- обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;

- стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

- обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

 

Защита экономического суверенитета

 

Под суверенитетом государства понимается полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета (как правило, на основе взаимности).

Понятие экономического суверенитета производно от общей категории государственного суверенитета и означает полноту государственной власти в системе внутриэкономических отношений и участие в международных экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства государств.

Объективная тенденция интернационализации хозяйственной деятельности, активизация участия Российской Федерации в международном разделении труда создают почву для более полного взаимопроникновения российской экономики и мирового хозяйства. В этих условиях Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" призван защитить экономический суверенитет Российской Федерации.

 

Обеспечение экономической безопасности

Российской Федерации

 

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, то есть на обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 комментируемого Закона).

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года N 24) закреплено, что "обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства" <*>. При этом особо отмечается необходимость усилить защиту интересов отечественных производителей "в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг".

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.

 

Стимулирование развития национальной экономики

при осуществлении внешнеторговой деятельности

 

В последнее время внешняя торговля проявляет себя как динамично развивающийся сектор российской экономики, о чем свидетельствуют данные внешнеторговой и таможенной статистики.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на прогрессивные изменения в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. На достижение этой цели ориентирована внешнеторговая политика Российской Федерации, то есть целенаправленная деятельность государства по регулированию международного товарообмена (объема, структуры и условий экспорта, импорта и транзита) путем установления соответствующего внешнеторгового режима.

В Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 года N 1072-р (ред. от 28.01.2002)) определено, что внешнеэкономическая политика России в это время будет направлена на обеспечение:

- наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;

- эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

- доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);

- благоприятного платежного баланса страны;

- повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

- соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической. Федеральная программа развития экспорта (одобрена Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года N 123) <*> исходит из того, что государственная поддержка должна распространяться на производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 8. Ст. 770.

 

Одна из целей государственного регулирования импорта - рационализация товарной структуры ввоза в Россию. Как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики, в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод эскалации таможенных пошлин, то есть повышения их ставок в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится практически беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются высокими ставками таможенных пошлин.

Стимулирование развития национальной экономики осуществляется и через защиту экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим параметрам и затратам на производство продукции значительно превосходят отечественных производителей. Это объясняет высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование ножниц цен на мировом и внутреннем рынках. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

 

Обеспечение условий эффективной интеграции экономики

Российской Федерации в мировую экономику

 

Внешнеторговое законодательство нацелено на активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством. Основным направлением развития внешнеторгового законодательства является его гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по торгово-экономическим вопросам, сотрудничеству в таможенной сфере и т.д.

О нацеленности таможенного законодательства на активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством говорится в части 2 статьи 5 комментируемого Закона: "В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами - участницами этих союзов и странами - участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран - участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран - участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами".

В статье 2 Таможенного кодекса РФ 1993 г. в качестве направления развития таможенного дела в Российской Федерации определены гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой. А в статье 4 того же Таможенного кодекса РФ закреплено: "В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права". В Таможенном кодексе РФ 2003 г. (вступает в силу 1 января 2004 г.) соответствующая норма содержится в пункте 4 статьи 1: "Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой".

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (раздел IV) в качестве важнейших задач во внешнеэкономической сфере названы следующие:

- создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

- расширение рынков сбыта российской продукции;

- формирование единого экономического пространства с государствами - участниками СНГ.

Курс на интеграцию Российской Федерации в мировую экономику подтвержден в уже упоминавшемся Плане действий Правительства РФ в области политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы. В этом документе предусматривается, в частности, необходимость завершения переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации в сроки, позволяющие принять участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках. В этой связи Правительство РФ намерено добиваться приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, в том числе за счет снижения барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов. Совершенствование регулирования внешнеторговой деятельности будет направлено прежде всего на:

- установление процедур разрешения споров;

- приведение в соответствие с требованиями Генерального соглашения по торговле и тарифам условий выдачи лицензий и распределения квот, введения количественных ограничений экспорта и импорта, принятия защитных мер;

- введение порядка применения экспортных субсидий и иных форм поддержки экспорта и производства.

Кроме того, в Плане действий Правительства РФ устанавливается, что российская таможенная политика будет осуществляться в соответствии с переговорной позицией при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В этой связи основной задачей реформирования таможенной системы является "стимулирование интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и содействие ее структурной перестройке, а также обеспечение эффективного выполнения фискальной функции таможенных пошлин". В этих целях Правительство РФ намерено поэтапно снизить и унифицировать тарифы и штрафы, ликвидировать таможенные льготы, совершенствовать практику таможенного администрирования.

 

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность);

товар - любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются;

услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений;

исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом;

экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу;

импорт - ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

российские участники внешнеторговой деятельности (российские лица) - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

иностранные участники внешнеторговой деятельности (иностранные лица) - юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица - иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства;

система экспортного контроля - совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (далее - товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка;

экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

 

Комментарий к статье 2

 

В статье 2 комментируемого акта дается определение наиболее важных терминов, используемых в Законе. Точное определение понятийного аппарата способствует правильному применению Закона.

1. "Внешнеторговая деятельность" - ключевой термин в комментируемом Законе. Внешнеторговая деятельность определяется как разновидность предпринимательской деятельности в сфере внешнеэкономических связей. В свою очередь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Участвуя во внешнеторговой деятельности, предприниматели осуществляют международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Внешнеторговая деятельность осуществляется в двух основных формах - в виде а) экспорта и б) импорта товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Внешняя торговля является одним из видов внешнеэкономической деятельности. Кроме внешней торговли, видами внешнеэкономической деятельности являются: международное инвестиционное сотрудничество, международная производственная кооперация, международное научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и кредитные операции. Вот как, например, законодатель устанавливает соотношение этих двух понятий в Федеральном законе от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле": "...внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)" (ст. 1).

2. Товарами в комментируемом Законе считаются являющиеся предметами внешнеторговой деятельности все разновидности движимого имущества и некоторые вещи, отнесенные российским гражданским законодательством к недвижимому имуществу.

Сходные определения товаров содержатся в ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе" и в ст. 18 Таможенного кодекса РФ 1993 г. (в Таможенном кодексе РФ 2003 г. соответствующая норма содержится в ст. 11). В соответствии с этими определениями товаром является любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии.

Предметом внешнеторговой деятельности могут быть и вещи, относимые в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу. Речь идет о воздушных, морских судах, судах внутреннего плавания и космических объектах.

Наземные транспортные средства по общему правилу относятся к внешнеторговым товарам, если они не используются для международных перевозок пассажиров и грузов. Используемые в международных перевозках контейнеры и иное транспортное оборудование также не считается товаром (ст. 18 Таможенного кодекса РФ 1993 г., ст. 11 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

3. Под услугами в Законе понимается предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение определенных потребностей других лиц. В качестве самостоятельного объекта гражданских прав услуги стали выделяться относительно недавно. В понятие "услуги" включены действия субъектов внешнеторговой деятельности, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе (консультационная, развлекательная деятельность и т.д.), либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме (поручение, комиссия, хранение, экспедирование и т.д.) <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское право. Ч. I. / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., 1998. С. 228 - 229.

 

Закон не относит к услугам деятельность, осуществляемую на основе трудовых правоотношений, под которыми понимаются отношения, возникающие на основании трудового договора и урегулированные нормами трудового права.

4. Гражданский кодекс РФ (ст. 128) относит к числу объектов гражданских прав результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность).

Объектами интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним с точки зрения способов защиты средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг (фирменные наименования <*>, товарные знаки <**>, знаки обслуживания <***>) (ст. 138 Гражданского кодекса РФ).

--------------------------------

<*> Фирменное наименование - наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, позволяющее индивидуализировать конкретную организацию в гражданском обороте. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (ст. 54 Гражданского кодекса РФ). Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование.

<**> Товарные знаки - обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", или в силу международных договоров Российской Федерации.

<***> Знак обслуживания - обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц.

 

Предметами внешнеторговой деятельности могут быть отдельные объекты интеллектуальной собственности, такие, как произведения литературы, науки и искусства, объекты так называемых смежных прав (фонограммы, исполнение, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания), промышленной собственности (изобретения, полезные модели <*>, промышленные образцы <**>), программы для электронных вычислительных машин и баз данных, топологии интегральных микросхем, средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг.

--------------------------------

<*> К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой (ст. 5 Патентного закона РФ).

<**> Промышленный образец - художественное и художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

 

5. Под экспортом в Законе понимается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.

В судебной практике не раз отмечалось, что товар может считаться реализованным на экспорт, если он вывезен за пределы Российской Федерации (например, решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 1997 года) <*>. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

--------------------------------

<*> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 9. С. 11.

 

Таким образом, экспорт товаров предполагает перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, то есть совершение действий по вывозу с таможенной территории Российской Федерации <*> товаров любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (п. 5 ст. 18 Таможенного кодекса РФ 1993 г., п. 7 ст. 11 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

--------------------------------

<*> Определения таможенной территории Российской Федерации и таможенной границы Российской Федерации содержатся в ст. 3 Таможенного кодекса РФ 1993 г. и в ст. 2 Таможенного кодекса РФ 2003 г. (См. также комментарий к ст. 4.)

 

При этом не всякое перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации является экспортной операцией. В Таможенном кодексе РФ (ст. 97 в Таможенном кодексе РФ 1993 г. и ст. 165 в Таможенном кодексе РФ 2003 г.) под экспортом товаров понимается таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. Такое условие позволяет различать, например, таможенные режимы экспорта и временного вывоза. В последнем случае товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации при условии их обязательного возврата на таможенную территорию Российской Федерации в неизменном состоянии (ст. 68 Таможенного кодекса РФ 1993 г. и ст. 252 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

В соответствии с комментируемым Законом к экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции, осуществляемые без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

6. По аналогии с определением экспорта в Законе дается определение импорта как ввоза товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном ввозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Следует заметить, что российское таможенное законодательство не оперирует понятием импорта. Соответствующий таможенный режим именуется "выпуск товаров для свободного обращения" <*>; в Таможенном кодексе РФ 2003 г. соответствующий таможенный режим получил название "выпуск для внутреннего потребления" <**>. Под определение импорта, данное в комментируемом Законе, подпадают и другие таможенные режимы (например, реимпорт товаров - таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики).

--------------------------------

<*> В соответствии со ст. 30 Таможенного кодекса РФ выпуск товаров для свободного обращения - это таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.

<**> В соответствии со ст. 163 ТК РФ 2003 г. выпуск для внутреннего потребления - это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.

 

7. Среди участников (субъектов) внешнеторговой деятельности законодатель выделяет две группы: российские и иностранные лица.

Понятие "российские участники внешнеторговой деятельности (российские лица)" объединяет:

1) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на территории Российской Федерации;

2) физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Понятие "юридическое лицо" определено в Гражданском кодексе РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ).

Физическое лицо, для того чтобы получить статус российского участника внешнеторговой деятельности, должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют предпринимательскую деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Например, Налоговый кодекс РФ (ст. 11) под индивидуальными предпринимателями понимает физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частных нотариусов, частных охранников и частных детективов.

Определяя признаки физических лиц в качестве российских участников внешнеторговой деятельности, законодатель отмечает, что они должны иметь "постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации". При этом законодатель не уточняет, какой смысл он вкладывает в понятие "преимущественное место жительства". Как известно, по этому вопросу в действующем законодательстве наметились разные подходы. Так, по валютному законодательству резидентами считаются физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации (п. 5 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"). По налоговому законодательству физическое лицо является резидентом Российской Федерации, если находится на российской территории не менее 183 дней в календарном году (ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Понятие "российские лица" определяется также в ряде федеральных законов, близких по своему содержанию к комментируемому Закону. Приведем несколько примеров.

а) Таможенный кодекс РФ 1993 г. (п. 7 ст. 18):

"...российские лица - предприятия, учреждения и организации с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации";

б) Таможенный кодекс РФ 2003 г. (п. 13 ст. 11):

"...российские лица - юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей";

в) Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (ст. 1):

"...российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации".

8. Иностранные участники внешнеторговой деятельности - это:

1) юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены. Законодатель обращает внимание на то, что не все иностранные коллективные участники внешнеторговой деятельности принимают форму юридического лица. Правовое регулирование отдельных видов торговых товариществ в зарубежных странах не отличается единообразием. Как правило, свойство юридического лица в зарубежных странах признается за торговыми товариществами, представляющими объединение капиталов (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью). Что же касается персональных товариществ, объединяющих не только капиталы, но и совместную деятельность членов (полные товарищества, коммандитные товарищества), то, например, в Германии, Швейцарии за ними до сих пор не признается свойство особого субъекта права;

2) физические лица, которые, в свою очередь, представлены:

а) иностранцами, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются;

б) лицами без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительство.

Определения понятий "иностранный гражданин", "лицо без гражданства", "иностранный гражданин (лицо без гражданства), постоянно проживающий в Российской Федерации" содержатся в статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <*> и в статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <**>:

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3032.

<**> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 22. Ст. 2031.

 

лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

иностранный гражданин (лицо без гражданства), постоянно проживающий в Российской Федерации, - лицо, получившее вид на жительство, то есть документ, выданный иностранцу или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации.

9. Определение экспортного контроля на законодательном уровне впервые было закреплено в комментируемом Законе. Однако через четыре года после появления Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" был принят закон, специально посвященный проблематике экспортного контроля. Речь идет о Федеральном законе от 18 июля 1999 года N 183-Ф3 "Об экспортном контроле" <*>. В нем (ст. 1) экспортный контроль определяется как комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом "Об экспортном контроле", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 30. Ст. 3774.

 

10. Определяя в тексте комментируемого Закона понятие экономической безопасности, законодатель опирается на терминологический аппарат Закона РФ от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности" <*>. В этом Законе (ст. 1) под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

--------------------------------

<*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769.

 

Одним из ключевых понятий, используемых при определении экономической безопасности, является понятие "угроза безопасности". Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 3 Закона РФ "О безопасности"). Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 4 Закона РФ "О безопасности").

Вопросам обеспечения экономической безопасности большое внимание уделено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года N 24) <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 170.

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности

 

Внешнеторговая деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

Комментарий к статье 3

 

Обратим внимание на не совсем корректное название статьи 3 комментируемого Закона. В ней идет речь не только о законодательстве Российской Федерации о внешнеторговой деятельности (как это следует из названия самой статьи), но и о других источниках правового регулирования, в частности об общепризнанных принципах и нормах международного права. Таким образом, в статье 3 законодатель очертил нормативно-правовую базу, регулирующую внешнеторговую деятельность, то есть предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

В этом нормативно-правовом массиве наряду с внутренним законодательством особое место занимают разнообразные источники, имеющие международно-правовую природу, что объясняется спецификой предмета правового регулирования.

Внутреннее (национальное) законодательство о внешнеторговой деятельности.

В комментируемой статье Закона определены его составляющие: Конституция РФ, Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", другие федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации. Данная формулировка законодателя нуждается в одном существенном уточнении. В состав законодательства о внешнеторговой деятельности, наряду с федеральным законодательством, входит и региональное законодательство - законодательство о внешнеторговой деятельности, формируемое на уровне субъекта Российской Федерации.

Схематично структура внутреннего (национального) законодательства может быть представлена следующим образом:

1. Федеральное законодательство:

а) Конституция РФ;

б) федеральные законы;

в) подзаконные акты, принимаемые на федеральном уровне, - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти (приказы и т.п.).

2. Региональное законодательство:

а) конституции и уставы субъектов Российской Федерации;

б) законы субъектов Российской Федерации;

в) региональные подзаконные акты.

Федеральное законодательство.

Конституция РФ содержит ряд норм, определяющих общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности. Например, в статье 71 ("л") внешнеэкономические отношения Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. В статье 72 "о" к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесена координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также выполнение международных договоров Российской Федерации. Особое значение правового регулирования внешнеторговой деятельности имеет статья 74 Конституции РФ, в которой закрепляется, что:

а) на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

б) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Конституционные нормы, затрагивающие внешнеторговую проблематику, получают развитие в федеральных законах. Основным системообразующим законодательным актом является комментируемый Закон - Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". После принятия комментируемого Закона появились федеральные законы, регламентирующие отдельные аспекты внешнеторговой деятельности: ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", ФЗ "Об экспортном контроле", ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и др.

Кроме того, многие законодательные положения, касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности, рассредоточены по различным федеральным законам, предмет которых связан с внешнеторговой проблематикой прямо или опосредованно. Такие нормы можно отыскать, например, в Таможенном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Федеральных законах: "О валютном регулировании и валютном контроле", "О таможенном тарифе", "О торгово-промышленных палатах", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О соглашениях о разделе продукции", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и др. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности на отдельных территориях Российской Федерации определяются, например, в Федеральных законах "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".

 

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

 

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

 

Количество федеральных законов в нормативно-правовом массиве, регулирующем внешнеторговую деятельность, значительно возрастает за счет законов, содержащих специальный раздел, устанавливающий порядок совершения экспортно-импортных операций с отдельными товарами (группами товаров). Такие статьи можно найти в Федеральных законах: "Об оружии", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О вывозе и ввозе культурных ценностей", "О семеноводстве", "О ветеринарии", "О карантине растений", "Об использовании атомной энергии", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "О лекарственных средствах", "Об отходах производства и потребления", "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды" и др.

Подзаконные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность, принимаются по прямому предписанию, содержащемуся в законе, или в развитие законодательного акта, которым данный вопрос не был подробно урегулирован.

Указы Президента РФ. Ранее их число среди источников правового регулирования внешнеторговой деятельности было значительным. Однако впоследствии число указов Президента РФ, и прежде всего тех, которыми предоставлялись различные внешнеторговые льготы, начало стремительно сокращаться (см. Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности"). В настоящее время Президент РФ осуществляет указное нормотворчество, как правило, в тех сферах внешнеторгового регулирования, которые непосредственно зарезервированы за ним соответствующими законами: военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, экспортный контроль, порядок обязательной продажи части валютной выручки от экспортных операций, внешнеторговый оборот драгоценных металлов и драгоценных камней (Указы Президента РФ от 30 ноября 2002 года N 1373 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов", 28 августа 2001 года N 1082 "Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль", от 7 декабря 1998 года N 1488 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" и др.).

Постановления Правительства РФ. Число нормативных актов Правительства РФ, регулирующих внешнеторговую деятельность, в настоящее время исчисляется сотнями. Как и в случае с указами Президента РФ, постановления Правительства РФ могут приниматься в силу прямого предписания, содержащегося в законе, или в случае, когда закон не урегулировал конкретный вопрос из практики внешнеторгового регулирования, предполагая перенести его в сферу правительственного нормотворчества. Так, постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин (например, Постановление от 30 ноября 2001 года N 830 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности"), регулируются отдельные валютные аспекты внешнеторговой деятельности (например, Постановление от 24 сентября 2002 г. N 699 "О порядке выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)"), устанавливаются защитные меры во внешней торговле (например, Постановление от 20 августа 2002 года N 622 "О временных мерах по защите российских производителей сливочного масла"), устанавливаются внешнеторговые квоты и лицензирование внешнеторговых операций (например, Постановление от 8 мая 2002 года N 291 "Об установлении квот на экспорт в 2002 году сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы"), организуются мероприятия в рамках экспортного контроля (например, Постановление от 14 июня 2001 года N 462 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях"), определяется процедура антидемпингового разбирательства (например, Постановление от 16 февраля 1999 года N 183 "Об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта"), устанавливается порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных видов товаров (например, Постановление от 25 декабря 1998 года N 1539 "О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций") и т.д.

Ведомственные нормативные акты. Это, пожалуй, самый многочисленный вид подзаконных актов, регулирующих внешнеторговую деятельность. Большинство таких актов принимается федеральными органами исполнительной власти, которые участвуют в процессе государственного регулирования внешнеторговой деятельности, реализуя тем самым одну из своих основных функций. Среди таких органов:

Министерство экономического развития и торговли РФ - например, Приказы от 11 августа 2000 года N 17 "О порядке оформления экспортных и импортных разрешительных документов"; от 23 сентября 2002 года N 301 "О порядке оформления разрешений (лицензий) на экспорт текстильных товаров и одежды в страны Европейского Союза" и др.;

Государственный таможенный комитет РФ - например, Приказы от 4 января 2002 года N 1 "Об утверждении Положения о применении таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации"; от 29 декабря 2001 года N 1276 "Об утверждении Положения о таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и предназначенных для проведения выставочных мероприятий";

Комитет по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами - например, Приказы от 23 февраля 2001 г. N 16 "Об утверждении Положения об установлении размеров платы за оформление и выдачу лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения"; от 19 января 2001 года N 3 "О введении в действие Порядка представления документов для получения лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения" и др.

Наряду с такими "профильными" федеральными органами власти в создании нормативно-правовой базы внешнеторгового регулирования принимают участие и иные органы отраслевого управления - различные министерства и ведомства, которые, наряду со своими основными функциями, принимают нормативные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты внешнеторговой деятельности. Ограничимся лишь несколькими примерами:

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - например, Приказ от 7 мая 2002 го





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.