МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мелодика русских народных песен





 

В русской народной и западноевропейской професси­ональной традициях действуют различные принципы развер­тывания мелодики. Если в композиторской музыке ведущими оказывается свободное мелодическое развитие, то в народных песнях напевы строятся путем чередования типи­зированных мелодических оборотов, составляющих интонаци­онный «словарь»данной местной традиции. Как правило, такие обороты базируются на универсальных интонационных моделях: восходящего и нисходящего мелодического движе­ния, выпуклой и вогнутой волны и т. п.

На протяжении веков интонационный «словарь» каж­дой из местных традиций не оставался неизменным. С одной стороны, он постоянно пополнялся за счет саморазвития традиции, когда в ее интонационный обиход входили новые мелодические обороты, выработанные в певческой практике наиболее талантливых народных исполнителей. С другой сто­роны, этот «словарь» обогащался и за счет различных культур­ных влияний, которые испытывала на себе та или иная местная традиция. Большую роль в этом процессе играло взаимодействие с иноэтническими культурами, с церковным пением, а позднее и с городской музыкальной культурой. Интонационный «словарь» традиции различается в различных жанрах песен. За каждым жанром закреплен свой комплекс интонаций, в наибольшей степени отвечающий их предназначению.

Мелодика песен наиболее ярко определяет облик местной традиции и составляет ее главное отличие от других. Тем не менее, можно выделить такие факторы, воздействие которых на сферу звуковысотности обнаруживается повсеместно:

1. Прежде всего, на нее влияют различия в фонетике диа­лектов и говоров русского языка. Они выражаются в особенностях произнесения гласных (среди них, например, аканье в южнорусских и оканье в севернорусских говорах), системе согласных звуков, а так­же в интонациях, ударениях и темпе речи.

2. Характер мелодики музыкально-фольклорных произ­ведений тесно связан с функцией, которую они выполняют в культуре. Так, для обрядовых жанров характерна формульность напевов, выражающаяся в лаконизме мелодики, которая допускает минимальное варьиро­вание при исполнении. Это обусловлено их магической функцией, близкой к заклинательной. Лирическим песням, с их функцией коллективного переживания эмоций, напротив, свой­ственна большая свобода мелодического движения, так как на первый план в них выходит личностное начало.

3. Мелодический склад зависит и от половозрастного ста­туса исполнителей фольклорного произведения. Если в жен­ском пении, как правило, преобладает плавное горизонталь­ное развертывание мелодики с многочисленными опеваниями каждого тона, то в мужском – ходы на широкие интервалы и стремление к четкому членению песен­ной формы.

4. На характер мелодики воздействует также моторика пляски. В отличие от сугубо вокальных жанров с мелодикой «большого дыхания», мелодика плясовых песен складывается из кратких мелодических звеньев и развивается в небольшом звуковом объеме, что продиктовано физическими возможно­стями пляшущего человека.

5. Мелодические особенности могут появляться и в ре­зультате взаимодействия вокального и инструментального музицирования. На тех территориях, где существует развитая инструментальная традиция, присущие ей черты мелодическо­го склада проецируются и на песенный фольклор. В то же время в некоторых регионах вокальная мелодика и ее многоголосное воплощение влияют на характер инструментального исполнительства.

6. Мелодика может отражать народные представления о пространственной структуре мира, сложившийся в местной традиции. В тех случаях, когда в сознании носителей традиции доминирует горизонтальная ось разворачивания пространства, многоголосный склад тяготеет к линеарности в небольшом звуковом объеме (линеарность - последование звуков различной высоты, образующее мелодическую линию). Если же более значимой становится вертикальная пространственная модель, то и в ансамблевом пении на первый план выступает соотношение голосов по вертикали, в виде системы созвучий.

Мелодическая организация местных традиций исторически обусловлена. Если для более древних традиций харак­терны узкие по диапазону напевы, формульность типизированных мелодических оборотов и преобладание линеарности в факту­ре, то для более поздних свойственны широкообъемная мелодика, в которой заметно влия­ние городской песенности, а также развитое многоголосие с координацией голосов по вертикали.

Местная специфика традиций наиболее отчетливо воспринимается на слух благодаря различиям в тембровых и тесситурных характеристиках пения (тесситура - преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса или муз. инструмента). Нередко с помощью тембра обозначаются конкретные жанры. Например, боль­шинство календарно-обрядовых песен поется громким, напряженным звуком, рассчитанным на открытое пространство, в то время как колыбельные песни, исполняемые в доме, как правило, поются тихо.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.