МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема: «Тегеран – 2016. Россия и Иран: оазис или мираж в санкционной пустыне»





Отчет по первой встрече дискуссионной площадки «Торговля – самый первый бизнес»

Тема: «Тегеран – 2016. Россия и Иран: оазис или мираж в санкционной пустыне»

24 февраля состоялось открытие дискуссионной площадки «Торговля – самый первый бизнес», которая будет функционировать на базе Института торговой политики. Прошедшая встреча стала первой в череде регулярных ежемесячных встреч студентов с экспертами из различных отраслей, представителями крупного бизнеса и международных организаций. Приглашенные гости будут обсуждать со студентами актуальные вопросы, касающиеся экономического и торгового положения России в системе международных торговых отношений.

Темой первой встречи стали перспективы развития российско-иранских отношений в рамках интеграционных процессов Евразийского экономического союза и возвращения Ирана на международный рынок капитала и технологий. «Тегеран – 2016. Россия и Иран: оазис или мираж в санкционной пустыне» - так звучала тема первой встречи, которую любезно согласились посетить кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором Ирана Центра Исследований Ближнего и Среднего Востока Мамедова Нина Михайловна и эксперт по инвестиционному потенциалу Ирана Обухова Анастасия Николаевна.

Важным толчком к проведению встречи стало снятие с Ирана санкций, наложенных ЕС, США и Совбезом ООН. Страна после тридцатилетней изоляции получит доступ не только к мировому рынку капиталов, но и к своим собственным средствам, замороженных на счетах в иностранных банках. Для России снятие с Ирана санкций и доступ страны к системе SWIFT и счетам западных банков открывают огромный рынок с населением 78 млн. человек и объемом ВВП около 1,4 трлн. долларов (по ППС), что составляет 1,5% мирового ВВП. Это прекрасная возможность для реализации российских экспортных технологий. Но при этом возникает вопрос: насколько верно мы понимаем запросы Ирана, насколько в целом Россия готова к той ожесточенной конкуренции, которая нас ожидает на рынке Ирана, с представителями в первую очередь Китая и Евросоюза. Ведь Китай оставался одним из крупнейших торговых партнеров Ирана даже в период санкций, и не собирается сдавать своих позиций. Все эти и не только эти вопросы затронули в своем выступлении приглашенные эксперты.

Мамедова Нина Михайловна начала наше обсуждение с подробного объяснения влияния санкций на экономику Ирана. Вплоть до 2013 года тренд экономического развития Ирана был положительным. ВВП росло постоянно, несмотря на то что первые санкции были наложены 1979 году сразу после исламской революции в Иране. После захвата американского посольства, США наложили на Иран санкции, которые не отменены до сих пор. После этого санкции стали накладываться по самым разным поводам и уже начиная со второй половины 2000 годов причиной санкций стало развитие ядерной программы. Санкционный режим был настолько жесткий, что Израиль характеризовал его как калечащий иранскую экономику.

Санкции были разные, но самые тяжелые те, которые способствовали отключение страны от SWIFT и то что ЕС ввело запрет на импорт иранской нефти. Это значит, что к санкциям ЕС стали присоединятся и другие страны. Объем замороженные в иностранных банках иранских активов (деньги за проданную нефть) по разным оценкам различаются. Сами иранцы говорят о 300 - 400 млрд.долл. Вашингтонский институт международных финансов считает, что это минимум 100 млрд.долл. Это более реальная цифра. Основная часть этих средств находится в банках Китая, Японии, Южной Корее, Турции, меньшая часть на Тайване. Следует отметить, что Китай, Япония, Южная Корея и Турция являются основными покупателями иранской нефти. И в результате иранская экономика оказалась в кризисе.

Возникает вопрос, какие же шаги предпринимает государство для преодоления кризисных явлений в стране.

Иран начинает использовать разные направления политики. На первых этапах стала увеличиваться роль государства в экономике. Но быстрого результата это не дало. Стали использоваться нетарифные методы ограничения торговли. Усилен был валютный контроль. Иран попытался перевести расчеты на евро и национальную валюту, после того, как США стали ограничивать деятельность стран по закупкам иранской нефти. Но этот тренд ничего не решил, особенно с точки зрения наполнения производственного рынка, внутреннего потребительского рынка. Было провозглашено направление «Экономика сопротивления». Однако санкции оказывались более быстрыми, более действенными.

И тогда предпринимается решение проводить реформы более либерального характера. С 1997 года стал развиваться либеральный режим в Иране. Одной из таких реформ было сокращение субсидирования производства ряда товаров. Если ряд товаров получают субсидии, если цены фиксированы можем ли мы поощрять развитие частного предпринимательства. Не выгодно будет заниматься производством тех товаров, цены на которые устанавливает государство. В Иране началась программа приватизации. После исламской революции основная доля предприятий оказалась в руках государства и ряда фондов, которые являются квазигосударственными организациями. С 2010 года началась широкая программа приватизации. После исламской революции было провозглашено, что исламская экономика – это общественная экономика. В связи с этим для Ирана приватизация была значимым шагом: отказ от общественной экономики и передача предприятий частным предпринимателям. Однако, если политическая система страны недостаточно демократична, то в период приватизации государственные предприятия попадают к тем предпринимателям, которые непосредственно связаны с государством или представителям Стражей исламской революции с рахбаром во главе. Вообще во главе Ирана стоит не президент, а рахбар – это человек, который воплощает в себе и религиозную и светскую власть. Он курирует и внешнюю торговлю, СМИ и пр. Это главное лицо в государстве.

В том числе был принят закон о поощрении привлечения иностранных инвестиций в 2002 году и после этого наблюдалось увеличение притока иностранных инвестиций в Иран вплоть до 2013 года. После 2013 года эта величина стала сокращаться. Необходимо отметить, что в 2013 году приток инвестиций обеспечивал 4 % всех валовых капиталовложений, а в 2014 году уже 2%. Тем не менее общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций постоянно увеличивалась несмотря на санкции.

В результате нарастающего кризиса и ужесточения санкций, в государстве проходит перестановка политических сил и к власти приходит Хасан Роухони, который сам занимает позицию между реформаторами и прагматиками. В период правления Махмуда Ахмадинижада Роухони издает книги, в которых доказывает необходимость налаживания отношений Ирана с западными странами и возврат в международную экономическую систему. Этот тренд, направленный на переговоры с западом, отказ от ядерной программы реализовывался очень сложно. Мировое сообщество пыталось уличить Иран, что под видом освоения мирного атома, он развивает военную программу. Иран всячески от этого отказывался, но тем не менее для мирового сообщества главным было не допустить создание атомного оружия.

Также изменений цен на нефть сыграли свою значимую роль в процессе налаживания отношений с Западом и подписания Соглашения. С середины 2000-х годов росли цены на нефть. Иран является второй после Саудовской Аравии в регионе страной по величине экспортируемой нефти. Рост цен не мог повлиять на экономику. В 2008 году цены на нефть возросли в трое по сравнению с 2000 годом. Это оказывало влияние в целом и на экономическую политику, и на то как Иран мог реагировать на санкции. Тем не менее и санкции, и цены на нефть стали главными факторами, которые подтолкнули страну заключить соглашение. Иран – это не Саудовская Аравия, не Оман, это страна с развитой промышленной структурой. Высокие цены на нефть и громадные валютные доходы привели к тому, что промышленность Ирана была конкурентоспособной только в сборочных отраслях. Проще было закупать необходимые полуфабрикаты, заключать договоры с ведущими автомобильными концернами и собирать готовую продукцию. Предлагалось Ирану даже экспортировать продукцию сборочных предприятий. До 70% в иранском импорте занимают полуфабрикаты и оборудование. Ирану не столько нужны потребительские товары, сколько товары необходимые для модернизации производства. Но цены продолжали расти до 2014 года. Однако положительных темпов роста не получилось. И в 2014 году темпы роста стали отрицательными. Вот здесь свою роль сыграли санкции.

В июле 2015 года было подписано соглашение по иранской ядерной программе, но был дан срок проверить какими темпами идет сокращение ядерной программы и имплементация подписанного соглашения. После подтверждение МАГАТЭ выполнения всех условия Соглашения Ираном, со стороны Запада последовало решение об облегчении санкционного режима с их последующей отменой.

Это событие открывает путь Ирана на мировой рынок, в следствии чего интерес к этой стране проявляют очень многие участники международного бизнеса. Еженедельно Россия обменивается с Ираном делегациями на самых разных уровнях. Совсем недавно была встреча военного министра Ирана и министром обороны РФ. Это связано не только со стабилизацией ситуации на Ближнем Востоке и разрешением сирийского вопроса, но и с увеличением российского товарооборота с этой страной. Если Иран постепенно освобождается от санкций, то Россия постепенно под эти санкции попадает. Иран можно рассматривать в качестве той страны, с которой можно вести торговлю с точки зрения восполнения тех необходимых товаров, которых Россия лишились. США в свою очередь разрешили многим своим компаниям вести дела на территории Ирана. Это не значит, что эмбарго полностью отменено. Более того совсем недавно США ввели новые санкции, но они были связаны с ракетной программой Ирана. Также не отменен Закон 1979 года и президент США Барак Обама подтвердил, что его никто не собирается отменять, но тем не менее в него вносятся изменения. Самое главное, что иранские банки вновь подключены к системе SWIFT. В частности, отключение Ирана от системы SWIFT привели к тому, что многие российские компании ушли из Ирана. Вся торговля шла через крупные российские компании, такие как Газпром, Лукоил, Техноэкспорт, а операции шли через SWIFT: своп сделки, которые шли по нефти.

В результате одобрения Совбезом ООН резолюции в поддержку соглашения по атому между Ираном и «шестеркой» международных посредников (Россия, КНР, США, Великобритания, Франция, Германия), Ирану разрешено вернуться на нефтяной рынок в полном объеме. На первоначальном этапе экспорт увеличится до санкционного периода. Иран рассчитывает, что возвращение его на мировой рынок позволит увеличить темпы роста. Уже 2015 год показал увеличение темпов роста и последние данные за последние два месяца говорят о том, что темп постепенно нарастает. МВФ и Всемирный банк прогнозируют увеличение темпов роста Ирана до 4% к 2017 году, а далее этот показатель может быть превзойден.

На данный момент в Иране в результате ожесточенных дебатов принимается шестой пятилетний план, который начнет действовать в марте 2016 года. В соответствии с этим планом планируются достичь уровень роста в 8% к 2021 году. Иран является нефтеэкспортирующей страной и несмотря на то, что цены на нефть сейчас достаточно низкие, но многие иностранные компании планируют поучаствовать в нефтегазовых проектах. Очень многие месторождения выработаны, оборудование нуждается в амортизации. Для России этот факт открывает перспективы не только инвестиций, но и развития торговых отношений, в частности торговли оборудованием. Средняя себестоимость добычи иранской нефти до 13$ за баррель. Иран сейчас доработал и в феврале должен был представить новые формы контрактов на разработку нефтяных месторождений, которые представляют больший интерес как для иностранных инвесторов, так и для российских компаний. Данные контракты содержат лучшие условия в отношении собственности и пр. по сравнению с контрактными условиями 2002 года.

То, что сейчас происходит в Иране в целом демонстрирует взятый курс на привлечение иностранных инвестиций. Несмотря на то, что Иран говорит о стратегическом сотрудничестве с Россией, интерес Ирана распространяется и на страны Запада. Это приведет к тому, что российские компании должны быть готовы к ожесточенной конкуренции с западными компаниями на внутреннем иранском рынке во всех отраслях. Также нельзя игнорировать влияние такого серьезного конкурента как Китай, который не собирается сдавать своих ключевых позиций. Более половины внешнеторгового оборота Ирана приходится на Китай. Велика его доля в импорте, но особенно выделяется в иранском экспорте. Основными экспортерами Ирана помимо Китая являются Индия, Турция, Япония и Южная Корея. В отношении Европы Иран не столько интересуют объемы закупаемой нефти, сколько возможность выхода на европейский газовый рынок. Россия должна иметь это ввиду, потому что мы тоже заинтересованы в выводе российского газа на европейские рынки. Без реализации совместных проектов Ирана и европейских компаний, без развития совместной программы по добыче газа Ирану решить эту проблему будет сложно. Но главный интерес заключается в получении Ираном новейшего оборудования, технологий, совместная инвестиционная деятельность в промышленности. Первые два визита были осуществлены президентом Ирана в Италию и во Францию. Были заключены крупные соглашения, касающиеся развития и автомобильной промышленности, и закупок нефти. Иран как никогда и активен сам в восстановлении этих отношений, и европейцы сами активизировали свою деятельность на иранском рынке.

Когда мы говорим о развитии торговли, то необходимо говорить о развитии нашего сотрудничество в рамках различных региональных интеграционных объединений.

Иран и ШОС

Иран не является полноправным членом ШОС. Причиной отказа перевода Ирана из статуса наблюдателя в члены было наличие санкций. После снятия санкций, юридических оснований для отказа в приеме в ШОС нет.

Проект Новый Шелковый путь

Инициатором данного проекта является Китай. В этом новом проекте Ирану отведена весьма значительная роль. Предыдущие проекты делали упор на среднеазиатские республики, то новый проект ориентируется на южный пояс – Иран. Для развития Нового Шелкового пути Иран развивает различные инфраструктурные объекты, индустриальные зоны. Поучаствовать в данном проекте является хорошей возможностью для российских компаний. России необходимо помнить, что несмотря на тесное сотрудничество с Ираном, рассчитывать на какие-то преференции нерыночного характера довольно сложно.

В отношении экономического направления развития Ирана эксперты подчеркнули, что несмотря на активную позицию в отношении построения деловых отношений с Западом, Иран не отказывается от построения «Политики сопротивления», т.е. курс, направленный на развитие самодостаточной экономики сменен не будет. В соответствии с новым экономическим планом в приоритете остается развитие наукоемких производств и модернизация экономики. Стратегические цели нового плана учитывают то, что Иран после вступления в силу Венского соглашения активизирует свои связи с международными и региональными экономическими организациями. Иран вновь поднял вопрос о вступлении в ВТО. И конечно же Иран проявляет интерес в отношении ЕАЭС. Это выгодно не только для Ирана, но и для России. По поводу вступления в ЕАЭС говорят представители дипломатической миссии Ирана, которые находятся в странах ЕАЭС. В рамках ЕАЭС уже достигнуты Соглашения по животноводству, по рыбоводству, сняты препятствия для экспорта иранской сельскохозяйственной продукции на внутренний рынок России. Это трудная работа, но ее легче совершать в условиях либеральной политики. Политическая ориентация на запад не закроит для России доступ на иранский рынок. У нас с западными компаниями разные рыночные ниши.

В свою очередь российским предпринимателям необходимо иметь четкое представление о том, что такое иранский бизнес, исламские фонды, государственные предприятия, необходимо понимать особенности исламской деловой этики. Иранское предпринимательство отличается от российского. Торговля представлена не только крупными компаниями или торговыми сетями, но и старейшими организациями, которые адаптировались к современными условиями и с которыми нужно иметь дело. Многие компании даже не понимают, что можно заключать контракты с такой организацией как «базар». Иран в отличие от России активно использует и развивают свободные экономические зоны, которые участвуют в различных крупных инвестиционных проектах.

Эксперт по инвестиционному потенциалу Ирана Обухова Анастасия Николаевна рассказала, что с ноября 2014 года в консалтинговые фирмы обращаются различные фонды с требованием аналитики по Ирану. Это касается не только европейских, но и американских фондов, которым тяжелее зайти на рынок Ирана. В конце 2015 года МВФ повысил прогноз роста Ирана до 4,4 % - реальный рост ВВП Ирана. Для сравнения в России МВФ прогнозировал рост ВВП на 1 - 1,5% на ближайшие 4 года. Это важно для инвесторов, в виду того, что инвестиционный приток составляет от 3 до 10 лет. Подобные положительные прогнозы крупных международных организаций с богатейшим аналитическим опытом являются сигналом для инвесторов смотреть на рынок.

Фондовый рынок в Иране существует достаточно давно и многие инструменты торговли более прозрачны по сравнению с Россией, что делает вход инвесторов на рынок менее рискованным. Также инвестор получает определенные гарантии в отношении своих капиталовложений, что делает Иран еще более привлекательным для иностранных инвесторов в условиях отмены санкций. Только в нефть Иран оценивает потенциал привлечения инвестиций до 100 млрд долл. Подобных благоприятных условий для инвесторов нельзя найти на данный момент нигде более.

Иран является примером успешного процесса диверсификации экономики и снижения зависимости от продажи нефти. В марте 2014 года 70% экспорта приходилось на нефть, на данный момент этот показатель сократился до 60%. Более того, нефтодоллары, не возвращаются в нефтяной сектор, а идут на развитие промышленности. В связи с этим в период жесткого санкционного противостояния с Западом Ирану удалось выстроить в определенной степени самодостаточную экономику.

Если говорить, о привлекательных отраслях для развития новых инвестиционных проектов, то в первую очередь выделяют автомобилестроение. В Иране на 1000 человек приходится в два раза меньше автомобилей чем в России, меньше чем в Турции, и в 3 – 4 раза меньше чем в Италии, Франции и в Германии. В Иране нет премиальных автомобилей, поэтому в стране ожидают, что сначала иностранные автомобильные концерны будут поставлять машины на внутренний рынок, а уже потом переходить к локализации производства на территории Ирана. Реальные перспективы также у тех автомобильных компаний, который будут выходить с акциями на Тегеранскую фондовую биржу.

Также зарубежных инвесторов очень ждут в таких сферах как Интернет и телекоммуникации, а также развитие розничной торговой сети. Например, по уровню развития телекоммуникаций Иран отстает от России на 3, 5 – 10 лет. Инвестиции в розничную сеть в свою очередь являются безопасным входом для инвесторов. В Иране еда покупается в супермаркет в 15-20% случаев. В Китае этот уровень составляет 60%. На самом деле это прекрасные перспективы для реализации инвестиционных проектов.

В заключении необходимо заметить, что в результате беседы с экспертами возникает картина Ирана не в качестве «оси зла» - как гласит официальная американская пропаганда, а как страна с колоссальным инвестиционным потенциалом, готовая идти на диалог и активно участвовать в мировой экономике и в международном бизнесе. И те компании, страны, которые вовремя распознают этот потенциал и смогут им воспользоваться будут обласканы солнцем, восходящим над Персией.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.