МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Принцип -это идея, мысль, основное положение.

Метод - это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.

Принципы и методы обеспечения безопасности относятся к частным, специальным в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике. Методы и принципы определенным образом взаимосвязаны.

Средства обеспечения безопасности в широком смысле - это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности - это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

В производственных условиях могут быть реализованы следующие принципы обеспечения безопасности:

Гуманизация деятельности (труда). Замена оператора. Классификация. Ликвидация опасности. Снижение опасности.

Блокировка. Защита расстоянием. Прочность. Слабое звено. Экранирование. Защита временем. Информация. Нормирование. Контроль. Управление. Эффективность.

Рассмотрим подробнее некоторые принципы. Для этого дадим определение каждого рассматриваемого принципа и приведем пример его реализации.

Принцип гуманизации труда -освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями (санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрывопожарной опасности (А, Б, В, Г, Д, категорирование помещений по электробезопасности и др.).

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устроенный так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасные явления (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное защемление, молниеотводы, предохранители и др.).

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).

Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров,

соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимые концентрации или уровни, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Важно понимать, что совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с точки зрения безопасности. Поэтому обеспечение безопасности деятельности может быть достигнуто следующими тремя основными методами:

· А - пространственное (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы; этот метод реализуется средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

· Б - нормализация ноксосферы путем исключения опасности; это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования, и применения других средств коллективной защиты.

· В - средства и приемы, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, инструктажа, применения индивидуальных средств защиты.

· В реальных условиях реализуется комбинация этих названных методов.

Для обеспечения безопасности исходя из способов защиты применяют средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). Те и другие в зависимости от назначения делятся на классы. При этом СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов (средства защиты от шума, вибрации, электростатических зарядов и т.д.), а СИЗ, в основном - в зависимости от защищаемых органов (средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, глаз и т.д.).

По техническому исполнению СКЗ подразделяются на следующие группы: ограждения, блокировочные, тормозные, предохранительные устройства, световая и звуковая сигнализации, приборы безопасности, цвета сигнальные, знаки безопасности, устройства автоматического контроля, дистанционного управления, заземления и зануления, вентиляция, отопление, освещение, изолирующие, герметизирующие средства и др.

К СИЗ относятся противогазы и респираторы, маски, различные виды специальной одежды и обуви, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, противошумные шлемы, защитные очки, вкладыши, предохранительные пояса, дерматологические средства и др. Эти средства создаются согласно действующим нормам. Их следует рассматривать как вспомогательные и временные меры зашиты от опасных и вредных факторов.

 

10. Государственный надзор и общественный контроль безопасности труда.

1) Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда – осуществляется департаментом государственной инспекции труда, министерства труда и социальной защиты РБ;

2) Госнадзор и контроль за безопасностью труда в промышленности – департамент по надзору за безопасностью работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС;

3) Госэнергонадзор – осуществляется комитетом по энергоэффективности при совете министров;

4) Госсаннадзор – осуществляется органами санитарно-эпидемической службы министерства здравоохранения;

5) Госпожнадзор – осуществляется органами государственно-пожарного надзора при МЧС;

6) Общественный надзор (профсоюзы);

7) Прокурорский надзор.

Задачи правовых инспекторов в профсоюзе: проверять в организациях, где работают члены профсоюзов соблюдение законодательства о труде, при выявлении нарушений требовать их устранение, консультировать работников по вопросам законодательства о труде, рассматривать обращения членов профсоюза по вопросам законорегулирования.

Инспекция имеет право: вносить предложения о привлечении лиц виновных в нарушении законодательства, подавать в суд по просьбе работников исковые заявления в защиту их прав, представлять и защищать в суде членов профсоюза, вносить в установленном порядке предложения о принятии изменений или отмене актов законодательства.

 

 

11. Основные направления безопасности организации.

Каких угроз стоит бояться?

К сожалению, обеспечение безопасности организации достаточно часто недооценивается ее участниками (акционерами) и руководителем организации. Нередко это приводит к очень серьезным последствиям, начиная с краж имущества и заканчивая захватами юридического лица целиком. Тогда как ряд достаточно простых, но проводимых в комплексе мероприятий может серьезно снизить данные риски. Прежде чем определять список этих мероприятий, необходимо оценить реальные угрозы. Их принято разделять на два вида:

1.Внешние угрозы. К ним относятся:

·деятельность недобросовестных конкурентов, направленная на подрыв деловой репутации организации, хищения ­принадлежащих ей ноу-хау, коммерческой тайны;

·действия рейдерских компаний или отдельных лиц, направленные на перехват управления организации или на захват ее имущества;

·гринмейл (greenmail, производное от green – «деньги» и blackmail – «шантаж»), то есть корпоративный шантаж ­в отношении организации;

·действия физических лиц из личной неприязни к юридическому лицу, его руководителям или сотрудникам, направленные на причинение ущерба материальным ценностям общества или его деловой репутации;

·неправомерные действия работников государственных ­силовых органов и т.д.

2.К внутренним угрозам относятся:

·нарушения работниками трудовой дисциплины;

·правонарушения работников, направленные на причинение материального ущерба организации или подрыв ее деловой репутации;

·«некачественный» подбор персонала и др.

Что стоит защищать?

Принято считать, что обеспечение безопасности организации направлено на защиту двух основных интересов общества. Первый – сохранение и приумножение его имущества, второй – обеспечение и защита деловой репутации. Если с первым интересом все ясно, то второй часто вызывает вопросы. Прежде всего – в виду сложности определения правовой природы самого явления и выбора способов защиты.

Под деловой репутацией принято понимать качественную оценку участниками гражданского оборота деятельности организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций (см., например, письмо ЦБ РФ от 30.06.2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах»). Она может быть оценена, а ущерб, ей нанесенный, измерен в денежном эквиваленте. Поэтому можно считать, что практически все действия, направленные на обеспечение безопасности организации, защищают ее имущественные интересы. В том числе и такие, на первый взгляд далекие от имущественной оценки, как контроль над подбором персонала или организация в СМИ публикаций с позитивными оценками деятельности организации или ее руководителей.

 

Очень серьезное внимание уделяется обеспечению информационной безопасности в сфере экономики:

·Государственная статистика

·Финансово-кредитная система

·АСУ федеральных органов исполнительной власти

·Бухгалтерский учет предприятия и организации

·Система сбора, обработки, передачи и хранения финансовой, биржевой, налоговой информации.

Существующая у нас сегодня недостаточная нормативная база, определяющая ответственность за недостоверность и сокрытие данных о коммерческой деятельности, о разглашении коммерческой тайны, противоправное копирование информации и прочее наносит огромный вред экономической базе страны.

Основные меры по обеспечению информационной безопасности страны является:

·строгий госконтроль за системой сбора, обработки, хранения и передачи статистической, банковской, биржевой, финансовой, налоговой и таможенной информацией.

·Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики.

·Подготовка персонала в системе сбора, обработки, хранения и т.д.

Сегодня в России параллельно складывается и негосударственная система защиты экономических реформ, нацеленная в первую очередь на безопасность предпринимательства, собственности, личности.

 

12. Физиологические основы построения режимов труда и отдыха.

Разработка режима труда и отдыха основана на решении следующих вопросов: когда должны начинаться перерывы и сколько; какой продолжительности должен быть каждый; каково содержание отдыха.

Динамика работоспособности человека - это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологами установлено, что работоспособность - величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психологических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы - с 8 до 20 часов. Минимальная работоспособность - в ночные часы. Особенно неблагоприятен промежуток от 1 до 3 - 4 часов ночи.

Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием. Основными фазами являются:

·Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа.

·Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2 - 2,5 и более часов.

·Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1 - 1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.

Динамика работоспособности человека за смену, графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности, наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается достигая своего минимума ночью.

В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время - с 3 до 4 часов.

При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу.

Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда, колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.

Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер кривой недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней.

При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и период врабатывания в начале недели может быть более значительным.

В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается.

Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и еженедельный отдых не предотвращает полностью, накопленного утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке. Продолжительность его зависит от тяжести труда, но не может быть менее 15 календарных дней. Отпуск продолжительностью до 24-х дней целесообразно использовать единовременно, а при большей длительности - в два этапа.

В соответствии с естественным суточным ритмом природных процессов, может осуществляться и порядок чередования смен: утренняя, вечерняя, ночная. Однако, при этом нужно учитывать, что за ночной сменой обязательно должен следовать выходной. Иначе, такое чередование смен, может приводить к тому, что работник, отработав ночную смену, должен сразу же выходить в утреннюю, т.е. должен непрерывно работать две смены, что естественно не допустимо. На ряде предприятий, широко использующих труд женщин, хорошо зарекомендовал себя обратный порядок чередования смен, который, во-первых, позволяет исключить возможность выхода работника подряд в две смены, и во-вторых, позволяет удлинить еженедельный отдых (выходной) после ночной смены: бригада из ночной смены заступает на работу в вечернюю, а потом в утреннюю смену.

Разрабатывать новые режимы труда и отдыха и совершенствовать существующие, следует исходя из особенностей изменения работоспособности. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, от работник сможет выполнить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении.

 

 

13. Режимы гибкого рабочего времени.

Режим гибкого рабочего времени (ГРВ) — это форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников или коллективов подразделений предприятия по соглашению сторон допускается (в определенных пределах) саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня. При этом требуется полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение принятого учетного периода (рабочего дня, недели, месяца и др.).
Рекомендации по применению режима ГРВ установлены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1985 г. № 162/12-55 «Об утверждении рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства».
Режимы гибкого рабочего времени, основным элементом которых являются скользящие (гибкие) графики работыустанавливаются по соглашению между работодателем и работниками, как при приеме их на работу, так и с уже работающими, если по каким-либо причинам (бытовым, социальным и др.) дальнейшее применение обычных графиков затруднено или малоэффективно, а также когда переход на режимы ГРВ обеспечивает более экономное использование рабочего времени, повышает эффективность труда, улучшает социально-психологическую обстановку в коллективе, способствует более слаженной его работе.
Работа в режиме гибкого рабочего времени может применяться как при пятидневной и шестидневной рабочих неделях, так и. при других режимах работы.
Применение режимов гибкого рабочего времени не вносит изменений в условия нормирования и оплаты труда работников, в порядок начисления и величину доплат, не отражается на предоставлении льгот, начислении трудового стажа и других трудовых правах. Необходимые записи в трудовые книжки работников вносятся без упоминания о режиме работы.
Режимы и графики гибкого рабочего времени включают следующие составные элементы.
• Переменное (гибкое) время в начале и конце рабочего дня (смены), в пределах которого работник вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению.
• Фиксированное время — время обязательного присутствия на работе всех работающих по режиму ГРВ в данном подразделении предприятия. По значимости и продолжительности это основная часть рабочего дня. Фиксированное время позволяет обеспечивать нормальный ход производственного процесса и осуществлять необходимые служебные контакты. Наряду с фиксированным временем наличие интервалов переменного времени позволяет отработать необходимое общее количество рабочих часов в принятом учетном периоде.
• Перерыв для питания и отдыха обычно разделяет фиксированное время на две примерно равные части. Фактическая его продолжительность не включается в рабочее время.
• Продолжительность (тип) учетного периода, определяющая календарное время (месяц, неделя и т.д.), в течение которого каждым работником должна быть отработана установленная законодательством норма рабочих часов.
Конкретная продолжительность составных элементов режимов ГРВ и тип учетного периода устанавливаются предприятием.
Варианты построения графиков гибкого рабочего времени могут различаться в зависимости от принятого отчетного периода, временных характеристик каждого из составных элементов режима ГРВ, а также по условиям их применения в различных подразделениях (сменах). При этом, как правило, максимально допустимая продолжительность рабочего дня в отдельные дни в условиях 40-часовой рабочей недели не может превышать десяти часов. Перерывы для питания и отдыха не могут быть более двух часов и менее 30 минут.
В исключительных случаях, диктуемых условиями производства или иными обстоятельствами, и только с согласия вышестоящей профсоюзной организации максимальная продолжительность времени пребывания на работе (вместе с перерывом для питания и отдыха) допускается в пределах 12 часов.
Возможны несколько основных вариантов режимов гибкого рабочего времени в зависимости от продолжительности учетного периода. Так, если учетный период равен:
- рабочему дню — его продолжительность, установленная законодательством, полностью отрабатывается в тот же день;
- рабочей неделе — ее продолжительность, установленная в рабочих часах, полностью отрабатывается в течение данной рабочей недели;
- рабочему месяцу — установленная месячная норма рабочих часов полностью отрабатывается в данном месяце.
В отдельных случаях в качестве учетного периода могут применяться также рабочая декада, рабочий квартал с аналогичными условиями отработки, а также другие варианты режимов гибкого рабочего времени, удобные для предприятия и работников.

 

14. Роль профсоюзов в обеспечении безопасности труда.

Законодательство предоставляет профсоюзным организациям не малые полномочия контролировать соблюдение законодательства в сфере охраны труда, а именно: «Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда через свои органы, уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда на производстве, возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе, а также по другим вопросам охраны труда в соответствии с федеральным законодательством».

Профсоюзным организациям необходимо лишь более полно использовать данные возможности, в особенности того, что касается возмещения вреда причиненного здоровью работников вследствие несоблюдения требований работодателем охраны и безопасности труда на рабочих местах, изменения условий труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ст.352) определил, что защита прав работников профессиональными союзами является одним из трех основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Выборные профсоюзные органы в организациях осуществляют следующие основные функции:

- организация общественного контроля в организации и структурных подразделениях за соблюдением работодателем законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- методическое руководство деятельностью уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и представителей профсоюзов в комитетах (комиссиях) по охране труда;

- рассмотрение и обобщение предложений по отражению требований охраны труда в коллективном договоре, подготовленных уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда и комитетов (комиссией) по охране труда;

- рассмотрение проектов локальных нормативных актов и подготовка заключения для учета мнения при их утверждении работодателем;

- обобщение результатов проверок условий и охраны труда и подготовка представлений работодателю об устранении выявленных нарушений;

- рассмотрение материалов расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний и подготовка предложений работодателю по их снижению;

- подготовка заключений о степени вины застрахованного при смешанной ответственности за несчастный случай на производстве;

- рассмотрение и согласование представлений работодателя о привлечении к дисциплинарной ответственности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, членов комитета (комиссии) по охране труда от профсоюзов, являющихся заместителями руководителя выборного профсоюзного органа организации и структурного подразделения и др.

С целью повышения эффективности работы по защите трудовых прав работников профессиональные союзы, их инспекции в своей деятельности взаимодействуют с органами государственного управления охраной труда, федеральной инспекцией труда и ее органами в субъектах Российской

Федерации, другими органами государственного надзора и контроля, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждениями медико-социальной экспертизы и др.

 

 

15. Классификация условий труда.

Статья 14. Классификация условий труда


1. Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные.


2. Оптимальные условия труда (1 класс) - условия труда, при которых воздействие на организм работника идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на организм работника, отсутствует либо уровни их воздействия минимальны в сравнении со значениями, установленными нормативами (гигиеническими нормативами), и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.


3. Допустимые условия труда (2 класс) - условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные потенциально вредные и (или) опасные факторы, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами (гигиеническими нормативами), или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.


4. Вредные условия труда (3 класс) - условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных вредных и (или) опасных факторов, уровни которых превышают значения, установленные нормативами (гигиеническими нормативами), включая:


1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) - условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные вредные и (или) опасные факторы, уровни которых способны вызвать функциональные изменения в организме человека, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании воздействия данных факторов, и увеличить риск повреждения здоровья;


2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) - условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные вредные и (или) опасные факторы, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию и появлению профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (после 15 и более лет);


3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) - условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные вредные и (или) опасные факторы, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности;


4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) - условия труда, при которых на организм работника воздействуют идентифицированные вредные и (или) опасные факторы, уровни которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника либо привести к развитию профессиональных заболеваний тяжелых форм (с потерей общей трудоспособности) в периоде трудовой деятельности.


5. Опасные условия труда (4 класс) - условия труда, характеризующиеся наличием идентифицированных вредных и (или) опасных факторов, уровни которых способны в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности.


6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


7. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются методикой проведения специальной оценки условий труда.


 

16. Понятия «вредный» и «опасный» производственный фактор.

Опасный произв.фактор-такой фактор, оздействие кот.на работающего в определ.условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Вредный произв.фактор-такой фактор,воздействие кот.на работающего в определ. условях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.
В соответствии с ГОСТом все ОПФ и ВПФ объединены в 4 группы:
1)физич.-движущиеся машины и механизмы, работа на высоте, шум,вибрация, неосвнщенность и т.д.
2)биолог.-патогенны микроорганизмы (бактерии,вирусы) и макроорганизмы (растения,животные)
3)химич.-токсические вещества, метап,лаки,краски,углекислый газ и т.д.
4)психфизиологич.-физич.перегрузки и нервно-психич.(умственное перенаряжение, монотонность труда, эмоцион. перегрузки)
Токсичность-способность вещества оказывать вредное воздействие на живые организмы. Основной показатель токсичности-предельно допустимые концентрации.
Предельно допустимый уровень производ. фактора-такой уровень, воздействие кот. при работе установленной продолжительности в течение всего труд. стажа не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья.
Средство защиты на производстве -средство, применение кот. предотвращает или уменьшает воздействие на 1 или более работающих ОПФ и ВПФ.

 

17. Основные требования законодательства по охране труда.

Основные понятия

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

- Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- Принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;

- Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

- Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями всех органов государственной власти Российской Федерации, работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Трудовой кодекс РФ определяет основные обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда как работодателя, так и работника.

Работодатель обязан обеспечить:

- Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- Применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- Режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ;

- Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, проверку знаний требований охраны труда;

- Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Работник обязан:

- Соблюдать требования охраны труда, установленные законами, правилами и инструкциями по охране труда;

- Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;

- Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае;

- Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

 

 

18. Основные права и обязанности работников в области охраны труда (ТК РФ).

В статье 214 ТК РФ регламентированы обязанности самого работника в области охраны труда.

Работник обязан: «соблюдать требования охраны труда;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Все лица, участвующие в производственной деятельности организации являются ее работниками, начиная от руководителя организации и заканчивая простым рабочим. Отсюда следует, что обязанности работника, регламентируемые нормами статьи 214 ТК РФ, распространяются на все названные категории работников.

Но для каждой категории работников объем обязанностей в сфере охраны труда различен и зависит от занимаемой должности.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе и на охрану труда, выражает одну из важных целей трудового законодательства, предусматривающую создание благоприятных условий труда (статья 1 ТК РФ).

- еженедельный непрерывный отдых не менее 42 часов - выходные дни; сокращенный рабочий день, оплачиваемые перерывы в работе, дополнительный и основной ежегодный отпуск, в установленных ТК РФ случаях;

- своевременную выплату заработной платы, на льготы и компенсации, установленные в связи с особым характером работ;

- на обязательное возмещение вреда, причиненного работнику при исполнении им трудовых обязанностей, обязательное социальное страхование;

- на установление государственных гарантий обеспечения прав работников, а также на осуществление государственного надзора и контроля в сфере безопасности труда.

 

19. Основные права и обязанности работодателя в области охраны труда (ТК РФ).

В соответствии со ст. 212 ТК РФработодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;применение сертификационных СКЗ и СИЗ;условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;приобретение за счет собственных средств и выдачу сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и др. средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или)опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочих местах и проверку знаний по охране труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по ОТ, стажировку и проверку знаний требований ОТ;

организацию контроля за состоянием УТ на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками СКЗ и СИЗ;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране туда в организации;

проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров(обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем рискеповреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и СИЗ;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в т. ч. по оказанию пострадавшим первой помощи;расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями ОТ, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок УТ и ОТ и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;ознакомление работников с требованиями ОТ;

разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа инструкций по ОТ для работников;наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования ОТ в соответствии со спецификой деятельности организации.

 

20. Порядок проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора. Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2).

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

 

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

 

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

 

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

 

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

 

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

 

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь, а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь).

 

 

21. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

В Конституции РФ подчеркивается, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей. Одной из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

- государственный надзор и контроль в организациях независимо от форм собственности и подчиненности – специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами;

- профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы.

Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства и иных нормативных актов по охране труда осуществляют соответствующие органы государственного надзора Российской Федерации – Федеральная инспекция труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекция) совместно с подведомственными ей государственными территориальными инспекциями труда субъектов Российской Федерации. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с другими федеральными органами надзора – Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором, Государственной противопожарной службой и др.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госгортехнадзор) осуществляет контроль безопасного ведения работ в промышленности, устройства и безопасной эксплуатации оборудования.

Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) осуществляет контроль проведения мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью(Госатомнадзор) организует и осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала ядерно и/или радиационно опасных объектов и населения, защиты окружающей среды и интересов безопасности РФ.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор) осуществляет контроль соблюдения предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

Государственная противопожарная служба осуществляет контроль соблюдения правил пожарной безопасности.

Министерства, государственные комитеты, управления и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль соблюдения законодательства о труде.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляет Генеральная прокуратура.

Общественный контроль состояния охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

 

22. Ответственность за нарушение требований охраны труда.

Ответственность за нарушение требований охраны труда. Виды ответственности.

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми дого­ворами, или препятствующие деятельности представителей ор­ганов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного кон­троля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от тяжести нарушений наступает дисцип­линарная, административная, материальная и уголовная ответст­венность. Дисциплинарная ответственность. Согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации, работники обязаны соблюдать требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Статья 192 Трудового кодекса Российской Федера­ции предусматривает следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение.

Административная ответственность. Административ­ную ответственность устанавливает Кодекс Российской Федера­ции об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ. В статье 3.2 кодекс определяет виды административных на­казаний, которые включают:

1. предупреждение;

2. административный штраф;

3. возмездное изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения;

4. конфискация орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

5. лишения специального права, предоставленного физи­ческому лицу;

6. административный арест;

7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8. дисквалификация.

В зависимости от тя­жести правонарушения наказание виновных лиц штрафом до 25 минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацией на срок от 6мес до 3 лет. Материальная ответственность.

Материальная ответст­венность должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда состоит во взыскании с них - полностью или час­тично - сумм, выплаченных предприятием работникам, пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболева­ний.

Уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Россий­ской Федерации от 13.06.96, № 63-ФЗ устанавливает уголовную ответственность за преступления против конституционных прав человека и гражданина, общественной безопасности и здоровья населения. Статьями кодекса предусмотрена уголовная ответст­венность за:

1. нарушение правил охраны труда;

2. нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики;

3. нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ;

4. нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах;

5. нарушение правил пожарной безопасности;

6. нарушение санитарно-эпидемиологических правил;

7. сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

В зависимости от характера и тяжести последствий нару­шений, допущенных гражданами, должностными и юридиче­скими лицами, их уголовная ответственность может быть опре­делена в виде:

1. наложение штрафа в размере от 100 до 700 минималь­ных размеров оплаты труда;

2. лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет;

3. исправительных работ на срок 6 месяцев до 2 лет;

4. ограничения свободы на срок от 3 до 5 лет;

5. лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Помимо этих видов ответственности законодательство предусматривает также ответственность предприятий и организаций за выпуск и поставку продукции не соответствующей требованиям ОТ.

 

23. Служба безопасности труда в организации: основные задачи, функции.

При определении задач и функций службы охраны труда работодателю целесообразно воспользоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14.
Согласно указанным Рекомендациям перед службой охраны труда необходимо поставить следующие задачи:

1) организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
2) контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
3) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
4) информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя по вопросам охраны труда;
5) изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу возлагаются следующие функции:

1) учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
2) оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
3) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
4) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
5) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного
  назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
6) согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
7) разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
8) участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда в организации;
9) оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
10) организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденных постановлением Минтруда России;
11) участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками;
12) участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
13) составление отчетности по охране и условиям труда;
14) разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
15) организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
16) составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
17) оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
18) обеспечение подразделени




©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.