Вступление. Слово учителя. Урок литературы в 5 классе Тема урока: Образ родного дома в стихах С.А.Есенина. Цель урока: познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Задачи: - познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина; - почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества; -отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; - развивать образное и эстетическое мышление; -воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. -учить замечать красоту окружающего нас мира. Оборудование:портрет С.А.Есенина, макет дома, тест, карточки Ход урока 1. Орг. момент. -Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. - Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Постановка целей урока. Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом. Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью. -С чего начинается строительство дома? (на доске крепятся части дома)  - Мы с вами создали такой дом. Что он символизирует? - Запишите слово дом. - Обсудите в парах и запишите ассоциации к словудом. Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют. - Для чего нужен дом? - Используя собранные слова, запишите, что такое дом. Дом – это…. (ответы учащихся) Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке. Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице. Ты никуда не торопишься, просто идёшь. Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь. Ты замечаешь снежные сугробы возле дороги. Снег серебрится в лучах фонарей. Ты останавливаешься и любуешься снегом. Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёп - лый свет. В каждом окне - маленький мир. Уютный дом. Теперь представь, что где - то внутри тебя горит такой же маленький свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой. Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит тёплым, спокойным светом. Представь его в виде язычка пламени. Ты можешь осторожно взять его в руки. Вот он перед тобой и ты бережно держишь его. Полюбуйся его нежным, мягким светом Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе. - Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был дом для поэта . А назовём мы наш урок «Образ родного дома в стихах С.А.Есенина». Вступление. Слово учителя. - Сергей Есенин. Это имя для всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине, к жизни. - На уроках чтения в начальных классах вы познакомились с некоторыми произведениями Сергея Есенина. «Страна берёзового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на рязанскую землю. В своих стихах он выражал собственные чувства и мысли о Родине. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений. Берёза (читает ) Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. С Добрым утром! (читает ) Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо. "С добрым утром!" Биография поэта. Слово учителя. Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом. Выступление учащихся (сообщение о жизни поэта) Слово учителя. Факел есенинской жизни отгорелрано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты. Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать, Мы перечитываем созданное ими И жжёт глаза горячая строка. Уходят лучшие, своё оставив имя, Утраты боль и память на века. Вывод. «Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. - А что называем мы своей «малой родиной»? - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»? |