КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО Основное средство сплочения коллектива — совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. К важнейшим условиям организации детской жизни И. П. Иванов, автор коммунарской методики, методики заботы человека о человеке, относит участие детей не только в общей работе, но и в ее планировании, анализе и подведении итогов. Формы воспитательной работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагают наличие этих условий. Одной из форм такого сплочения является коллективное творческое дело (КТД). Каждое коллективное творческое дело — это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. Педагогические задачи КТД вторичны. Они — следствие доброго отношения к жизни. Дело — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими, 1ак и старшими товарищами. Дело — творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Целенаправленное осуществление коллективных творческих дел ».ж системы может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД. В условиях временного детского коллектива коллективно-творческие дела подразделяются на: - КТД организационного периода; - КТД основного периода; - КТД итогового периода. В данном разделе представлены КТД организационного периода. Иногда их называют КТД малых форм. Организуются они по следующему алгоритму: 1. Распределение коллектива на несколько групп. 2. Выдача заданий каждой группе. 3. Подготовка группами заданий. 4 Демонстрация заданий, выступление групп. 5 Награждение. 6 Анализ КТД Памятник пословице Создайте памятник, который называется так: - «В споре рождается истина». - «Глаза боятся — руки делают». - «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». - «Любви все возрасты покорны!» Музей вредных привычек Представьте, что вы попали в музей. Это особенный музей. Расскажите, инсценируйте то, что вы видели в залах, например: - Зал ссор между мальчиками и девочками. - Зал хамства. - Зал грязнуль. - Зал плакс. Памятник литературному герою Создать памятник литературному герою и произнести речь в честь его открытия. Например: - Памятник первому представителю Красного Креста (Айболиту). - Памятник первому организатору спортивных соревнований с нечистой силой (Балде). - Памятник первому собирателю утиль-сырья (Плюшкину). - Памятник первому активисту ОСВОДа (Деду Мазаю). Ах, реклама! Вы устраиваетесь на работу. Принять вас на работу смогут при одном условии — необходимо защитить, доказать значимость следующей продукции: - Шила. - Швабры. - Противогаза. - Трехлитровой банки. - Зубочистки. Академия веселых наук Вы — студенты различных институтов. Вам необходимо составить доклад на следующую тему: - «Сила есть — ума не надо». (Институт физической культуры). - «Если долго мучиться, что-нибудь получится». (Педагогический институт). - «Семь раз отмерь — один отрежь». (Медицинский институт). - «Тише едешь — дальше будешь». (Институт машиностроения). - «Чем дальше в лес, тем третий лишний». (Институт гармонического развития). - «Гусь свинье не товарищ». (Институт сельского хозяйства). Гороскоп Составить гороскоп для следующих сказочных героев: - Карлсона. - Красной Шапочки. - Баба—Яги. - Крокодила Гены. - Дюймовочки. - Мальвины. - Чебурашки. - Буратино. Репка Инсценировать сказку «Репка», используя следующую терминологию: - Юридическую. - Политическую. - Спортивную. - Педагогическую. Ехали мы, ехали Вы едете в лагерь, необходимо нарисовать плакат и написать письмо домой на тему: - «Мы едем, едем, едем...». - «Как родная меня мать провожала!». - «Океанские грезы» - «Голубой вагон бежит качается» Животные с планеты Бам-с На планете Бам-с очень плохие метеорологические условия. Там каждый день с неба падают метеориты или попросту камни. Поэтому все животные на этой планете имеют панцирь, совсем как наши черепахи. Попробуйте с помощью пластилина и скорлупы грецкого ореха сделать фигурки животных с планеты Бам-с. А назывались эти животные так: - Ханурик Однорогий. - Сюсипусик Гребешковый. - Манмарончик Клыкастый. - Лямурик Длиннохвостый. - Каробясик Игольчатый. Цветочный ковер Составить композицию из цветов, растений. Варианты композиций: - «Вечерняя заря в пучине догорала». - «Мороз и солнце: день чудесный!» - «Роняет лес багряный свой убор». - «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя». - «На море синее вечерний пал туман». Мужественные коллекционеры Инсценируйте ситуацию, в которой коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы: - Собирателя кактусов, когда в квартире среди зимы отключают центральное отопление. - Любителя аквариумных рыбок, когда в его самый большой аквариум со шкафа свалится кошка. - Собирателя марок, когда от сильнейшего порыва ветра все марки разлетятся по квартире. - Хозяина террариума, когда его пауки расползутся по дому. - Собирателя картин, когда в его квартиру протечет вода от соседей сверху. Правила поведения Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычном месте, например: - В собачей конуре. - На летающей тарелке. - На мачте Останкинской телебашни. - На айсберге. - В берлоге медведя. Картина из отпечатков пальцев Поставьте на листе бумаги столько отпечатков, чтобы получился сюжет на следующую тему: - «Моя семья». - «Моя квартира». - «Мой автомобиль». - «Моя дача». - «Мои любимые домашние животные Озвученная картина Попробуйте «озвучить» некоторые картины, причем сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины: - «Запорожцы» И. Е. Репина. - «Охотники на привале» В. Г. Перова. - «Отдых после боя» Ю. М. Непринцева. - «Опять двойка» Ф. П. Решетникова. Новые специальности в ВУЗах Подумайте и решите, какие обязательные предметы (около 10) должен изучить студент, поступивший на новый факультет, например: - Факультет ореходробительного оборудования. - Барханостроительный факультет. - Факультет дегустации кисломолочной продукции. - Паутинопрядильный факультет. - Факультет бамбукообработки. Танцующие пальцы Танцевальные пары (средние и указательные пальцы рук) исполняют: - Польку. - Танго. - Чарльстон. - Румбо. - Шейк. Немое кино Вам знаком популярный в начале XX века жанр немого кино. В нем актеры не произносят слов, а пользуются для передачи чувств яркими выразительными жестами. Попробуйте создать немой фильм по мотивам басен И. А. Крылова: - «Ворона и лисица». - «Стрекоза и Муравей». - «Квартет». - «Волк и Ягненок». - «Демьянова уха». Спокойной ночи, малыши! Представьте Филю, Степашку и Хрюшу — постоянных персонажей передачи «Спокойной ночи, малыши!» — в качестве ведущих таких телевизионных программ, как: - «На службе Отечеству». - «Здоровье». - «Кинопанорама». - «По сводкам МВД». - «До и после полуночи». Сцена прощания Часто в спектаклях бывают лирические сцены прощания. Поставьте сцену и сочините соответствующий текст, учитывая, что прощается: - С дамой сердца рыцарь, уходящий в крестовый поход. - С любимой'девушкой комсомолец, уезжающий на целину. - С дочерью отец, отправляющийся на родительское собрание. Нарисованная пословица Создайте рисунок для пословиц: - «На чужой каравай, рот не разевай». - «За двумя зайцами погонешься — ни одного не поймаешь» - «Дареному коню в зубы не смотрят». - «Одна голова хорошо, а две лучше». - «Доброе слово и кошке приятно». Рассказ по первой и последней строчке Придумайте рассказ по первой и последней строчке: - «Снег скрипел под ногами... Масло шипело на сковородке». - «Дятел высунул голову из дупла... В бухту входил эсминец». - «Дождь смыл все следы... На кровати лежал отбойный молоток». - «Костер давно потух... Балкон выкрасили в зеленый цвет». - «Айсберг возвышался над морем... Мухи попрятались в щели». Очередь Покажите людей, стоящих в очереди: - В зубной кабинет. - В модный фотосалон. - В бесплатную благотворительную столовую. - В единственную в микрорайоне телефонную будку. Сказка в разных эпохах Расскажите сказку «Красная Шапочка», действие которой происходит: - В первобытном африканском племени. - В Мексике до открытия ее европейцами. - В средневековом Китае. - В Америке периода освоения Дикого Запада. - В Японии начала XXI века. Абстрактная живопись Нарисуйте абстрактную картину с названием - «Съеденный бутерброд с колбасой» - «Муха, придавленная кучей горячего асфальта». - «Избушка на курьих ножках после прямого попадания артиллерийского снаряда». - «Белка, не выглядывающая из дупла в старой сосне». - «Соль и сахар, вперемешку рассыпанные по столу». Головной убор Нарисуйте и по возможности изготовьте головной убор: - Кепканама. - Беретейка. - Фураляпа. - Цилилотка. - Трехкозырка. Экстравагантная прическа Сделайте прическу: - «Атака левым флангом». - «Несжатая полоса». - «Взрыв на макаронной фабрике». - «Бахчисарайский фонтан». - «Сход снежной лавины». Хвалебная речь Сочините хвалебную речь для персонажей басен И. А. Крылова: - Моське — за смелость в критике вышестоящих инстанций. - Лебедю, Раку и Щуке — за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений. -Муравью — за последовательную борьбу с тунеядством. - Волку — за решительность в пресечении действий по замутнению и загрязнению ручьев и прочих водоемов. - Лисе — за борьбу с фактами незаконного приобретения продовольствия. Рецепт блюда Составьте рецепт блюда: - Салат «Тиха украинская ночь». - Рассольник «Через тернии к звездам». - Котлета «Выстрел «Авроры». - Напиток «Ежик в тумане». - Бутерброд «Апрельские тезисы». |