Последствия ввоза/вывоза капитала. «+» для стран, экспортирующих капитал: - повышает конкурентоспособность компании, следовательно и нац. эк-ки. - имеет место ускорение МРТ - увеличение внешнеторгового оборота «-» - если отток капитала не компенсируется притоком иностранного капитала, то может иметь место замедление экономического роста - ухудшение состояния платежного баланса «+» для страны, которая принимает капитал: - дополнительные рабочие места - современные технологии - передовые способы организации произв-ва - модернизация «-» - вытеснение местных компаний иностранными - несовпадение интересов ТНК и нац. экономики гос-ва, принимающ. капитал (хищнич. отношение ТНК) - рост зависимости от потоков иностранного капитала, следовательно возможность возникновения кризисов 32. Роль ТНК на мировом рынке капиталов и технологий. ТНК – транснациональные корпорации отвечают за инвестиции. (ППИ- прямые иностранные инвестиции) ТНК – 1) компании, имеющие производственные ячейки в не менее чем в 2 странах зарубежом. - 2) проводят согласованную экономическую политику для своих подразделений под централизованным руководством. - 3) производства, ячейки, филиалы активно между собой взаимодействующие. 80 тыс. ТНК и 800 тыс. зарубежных подразделений. Этапы развития ТНК: 1. Первая половина 20 века. Инвестиции- сырьевые отрасли слаборазвитых стран. Созд. сбытовые и закупочные подразделения для раздела рынка. Международные картели делил рынок. 2. С середины 20 века возникают нац. копании, достаточно крупные, чтобы проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику. В 60-ых годах возникает термин «ТНК». Усиление роли зарубежных производственных подразделений, которые создаются как в развивав., так и в развитых странах. ТНК выпускают ту же продукцию, что и материнская компания. Постепенно эти подразделения переориентируются на обслуживание местного рынка, спроса. 3. 80-ые годы – внедрение новых технологий. Изменения производственного процесса: - упрощение производственных операций и появление возможности использования неквалиф. раб. силу. - дробление, разделение производственного процесса на отдельные звенья, этапы (электроника) и возможность переноса этих звеньев в другие страны, там, где дешевле нац. факторы производства. Этому сдвигу способствовало развитие транспорта и информационных коммуникаций. Формируется новая структура – пространственная децентрализация производства в глобальном масштабе при концентрации управления. 4. Современный этап (с конца 20 века). Кол-во филиалов растёт быстрее кол-ва ТНК. – это связано с развитием бытовых и производственных сетей глобального масштаба. Главн. роль при выборе места производства и создании дочерних фирм определяется задачей минимизации издержек. Продаётся продукция там, где выше спрос. Суть ТНК. Особенности конкуренции: - одна фирма устраняет своего конкурента - поглощение своих конкурентов (создание новых фирм, проектов) - создание стратегических альянсов (союзов). В добыв. промышленности ТНК объединяются для исключения рисков, для организации сбыта. В наукоёмких отраслях ТНК объединяются для производства научных разработок. Цели ТНК: - дешевизна ресурсов - способность продлевать жизненный цикл продукта, перенося их по мере устарев. в заруб. филиалы, что даёт возможность материальным компаниям переориентироваться на разработку новых технологий и изделий - возможность использовать в своих интересах особенности гос. экономич. политики. Оффшорные зоны – страны Карибского бассейна: для операций за пределами оффшора. - возможность обойти торговые ограничения (тарифные и нетарифные) (экспорт товаров заменить экспортом капитала) - близость к потребителям иностранных филиалов (возможность получения информации о перспективах рынка и конкурентоспособности местных фирм) - возможность уменьшения риска производственной деятельности, если её диверсифицировать между разными странами мира. - трансфертный центр – значительная часть международной торговли носит внутрифирменных характер (источник дополнительной прибыли для ТНК) - мобил. нематериальных ресурсов, связанными с неосязаемыми активами (область управления, реклама, огранич. бизнеса) Элита- крупнейшие ТНК мира. 1/3 всех производственных активов падает на ТНК. 2/5 международной торговли - внутрифирменная торговля. 80% потока наукоёмкой продукции, патентов, лицензий падает на ТНК. Государство и ТНК. 70-80 гг. – расхожее мнение, что ТНК увеличивает разрыв между бедными и богатыми. ТНК у государства его функции: - решение соц. задач - разработка политический идеологии - информационная связь между странами - выбор приоритетов технологий развития 33. Транснационализация и рост малого предпринимательства в мировой экономике. В последнее время наблюдается постоянный рост масштабов транснационализации – повышение доли международного движения капитала, труда и прочих ресурсов. Транснационализация превратилась в многоканальный процесс. Транснационализация — перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала. Транснационализация хозяйственной жизни — процесс усиления роли транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике. ТНК – 1) компании, имеющие производственные ячейки в не менее чем в 2 странах зарубежом. - 2) проводят согласованную экономическую политику для своих подразделений под централизованным руководством. - 3) производства, ячейки, филиалы активно между собой взаимодействующие. 80 тыс. ТНК и 800 тыс. зарубежных подразделений. Суть ТНК. Особенности конкуренции: • одна фирма устраняет своего конкурента • поглощение своих конкурентов (создание новых фирм, проектов) • создание стратегических альянсов (союзов). В добыв. промышленности ТНК объединя ются для исключения рисков, для организации сбыта. В наукоёмких отраслях ТНК объединяются для производства научных разработок. Цели ТНК: 1) дешевизна ресурсов 2) способность продлевать жизненный цикл продукта, перенося их по мере устарев. в заруб. филиалы, что даёт возможность материальным компаниям переориентироваться на разработку новых технологий и изделий 3) возможность использовать в своих интересах особенности гос. экономич. политики. 4) Оффшорные зоны – страны Карибского бассейна: для операций за пределами оффшора. 5) возможность обойти торговые ограничения (тарифные и нетарифные) (экспорт товаров заменить экспортом капитала) 6) близость к потребителям иностранных филиалов (возможность получения информации о перспективах рынка и конкурентоспособности местных фирм) 7) возможность уменьшения риска производственной деятельности, если её диверсифицировать между разными странами мира. Малое предпринимательство (МП) - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малые предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах. предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от из размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый кооперативный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их проведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем, предпринимательство, в целом, весьма неоднородно, каждая их этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим,. политическим и национальным проблемам. 34. Сущность и причины международной миграции рабочей силы. Основные мировые центры притяжения трудовых мигрантов. Численность – 200 млн. человек. Рост связан с процессом глобализации. Типы: 1) Поселенцы – постоянное место жительства( в рамках программы воссоединения семей). 2) Контрактные работники – приезжают на работу по контракту. 3) Профессионалы – стажировики – утечка мозгов. 4) Нелегальные мигранты. 5) Беженцы – ищут убежище в других странах. Миграция : 1) сезонная, 2) маятниковая, 3) постоянная, 4) временная. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции. Центры: 1. 1ое место: США, Сев. Америка. Численность около 1 млн. приезжают. 2. Страны Зап. Европы , Турция, Сев. Африка, Вост. Европа. 3. Страны Персидского залива, Филиппины, Пакистан. Центр притяжения мигрантов – создание ТНК. 35. Современные масштабы трудовой миграции в мировой экономике. Последствия международной миграции для стран-доноров и стран-реципиентов. Численность около 200 млн. человек. Последствия миграции: + страны, которые принимают: - регулируется баланс воспроизводства населения, мигранты омолаживают население. - мигранты способствуют прогрессивной структурной перестройке экономики развит. стран. - мигранты увеличивают спрос на товары и услуги. - экономия на расходах, образовании. - мигранты играют роль буфера в условиях кризиса ( именно эта часть попадает под увольнение). «-»: - зависимость от потока мигрантов. - столкновение культур. + страны, которые экспортирует мигрантов: - решение проблемы безработицы - увеличение денежных потоков от мигрантов - повышение уровня квалификации у мигрантов, которые вернулись. «-»: - нарушение половозрастного состава населения. - инфляция - миграция профессионалов. Задачи: 1) Сокращение нелегальной миграции. 2) Стимулирование квалифицированной рабочей силы. 3) Обеспечение мирной интеграции мигрантов. Организации, вносящие свою лепту: - МОТ, - ЮНЕСКО, - МОС. 36. Регулирование трудовых потоков мигрантов на государственном и межгосударственном уровне. Проблемы нелегальной миграции. В течение 19-го в. многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц. Тогда же государства стали заключать двусторонние договоры, регулирующие миграцию, часть из которых действует и в настоящее время. Большинство стран использует избирательный подход при регулировании иммиграции. Суть его состоит в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, и ограничивают въезд всем остальным. Как правило, желательными работниками являются следующие лица: 1. работники, готовые за минимальную зарплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные и т.п. работы); 2. специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие); 3. представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения, например, иглоукалывание, операции на сердце); 4. специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели, врачи); 5. крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места. Решением проблем миграции рабочей силы занимаются три государственных ведомства: • министерство иностранных дел, ведающее через консульское управление выдачей въездных виз; • министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют режим въезда, определенный законом данной страны; • министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы. Основные черты иммиграционного законодательства. Требования к иммигрантам: 1. Профессиональная квалификация. В законодательствах всех стран определяются минимальные требования к образованию мигрантов – окончание полного курса средней школы или профессионально-техническое училище, что должно быть подтверждено соответствующим документом. В большинстве случаев документ об образовании требуется подтвердить или оценить в принимающей стране (собеседование или экзамен). 2. Ограничения личного характера: • высокие требования к здоровью иммигрантов. Не допускаются наркоманы, психические больные, зараженные вич-инфекцией, а в некоторые страны и туберкулезом. Иммигранты обязаны предоставить медицинскую справку, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование; • возрастной ценз в зависимости от отрасли промышленности, в которой намерен работать иммигрант, как правило колеблется в пределах 20-40 лет; • требование к политическому и социальному облику человека. Запрещено иммигрировать ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций. 3. Количественное квотирование, которое определяет максимальное количество иммигрантов в страну за год. 4. Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение числа иммигрантов. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. 5. Временные ограничения. Законодательство большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по окончании которых они должны либо покинуть страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление срока пребывания в ней. 6 . Географические приоритеты. Почти каждая страна устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из различных стран. Иногда это делается на лотерейной основе. Существуют и прямые запреты на прием иммигрантов. Явные и скрытые запреты обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Скрытые запреты устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны. Обычно для любых передвижений иммигрантов, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных служб, которые могут и отказать в его выдаче. Запрещена вообще нелегальная иммиграция. Незаконное проникновение в страну считается преступлением, за которое могут наказать депортацией, денежными штрафом или тюремным заключением. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, что также считается преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что могут вести к разорению фирм и предприятий. В регулировании международной миграции рабочей силы принимают участие различные международные организации: • международная организация труда (МОТ), которая занимается решением таких вопросов, как регламентация рабочего времени, набора рабочей силы, борьба с безработицей среди иммигрантов, обеспечение нормальных условий их жизни, защитой детей, подростков и женщин и др.; • международная организация миграции (МОМ). Ее задачами являются: • разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков; • оказание помощи в вопросах организации миграции; • развитие технического сотрудничества в области миграции; • предотвращение «утечки умов» и реэмиграции. 37. Мировая валютная система. Ее сущность, основные этапы развития. МВС — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. Настоящая МВС возникла, большей частью, на Бреттон-Вудской конференции (США) в 1944 году, в которой участвовали 29 государств. Её основная задача — производить валютную ликвидность (с помощью золотых резервов, сырья, финансовых активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых активов и т. д.), для того, чтобы международная торговля — в частности, расчёты в разных национальных валютах — могла развиваться свободно. Элементы МВС: 1. Национальная и коллективная валютная единица 2. Механизм валютных паритетов и курсов 3. Условия взаимной обратимости валют 4. Формы международных расчетов 5. Международные организации, которые регулируют международные валютные отношения 6. Межгосударственные договора 7. Государственные правила, нормы, которые обеспечивают функции валютных инструментов Этапы развития МВС: 1-й этап. Период возникновения системы «золотого стандарта» (XIX - начало XX в.), когда центральную роль в международной валютно-кредитной системе играло золото. Первой Британская империя объявила свою денежную единицу (фунт стерлингов) свободно обратимой в золото по установленному государством курсу (чистое содержание золота составляло 7,322 г). Вслед за ней золотой стандарт установили США, затем страны Западной Европы и Россия с 1897г). Наибольшей силы и твердости золотой стандарт достиг в период 1880 – 1914 гг. Имел место свободный ввоз и вывоз золота, валютные курсы стран определялись на базе золотых паритетов национальных денежных единиц и колебались в пределах «золотых точек», связанных с расходами по перемещению золота между странами. К числу преимуществ золотого стандарта можно отнести: - отсутствие резких колебаний валютных курсов; - низкая инфляция. Недостатки системы золотого стандарта: - жесткая взаимосвязь между объемом денежной массы в обращении и объемом добычи и производства золота (открытие новых месторождений вело к инфляции, а отставание производства золота от роста реального производства вело к дефициту наличных денежных средств);- невозможно было проводить самостоятельную национальную денежно-кредитную политику. Это заставило все европейские страны, включая Россию, отказаться от золотого стандарта во время первой мировой войны. Ведь финансировать военные расходы приходилось за счет эмиссии бумажных денег. 2-й этап. В 1922 г. на Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о переходе к золотодевизному стандарту. Основным средством международных расчетов становились заменители золота – девизы, т.е. национальные или коллективные валюты. Кредит и безналичные деньги стали занимать господствующие позиции. 3-й этап. В 1944г. основные участники международной торговли провели конференцию в г. Бреттон-Вудс (США). На ней было определено устройство послевоенной валютно-кредитной системы (названа бреттонвудсской). Для внедрения и руководства этой системой был создан Международный валютный фонд (МВФ). Его штаб-квартира находится в Вашингтоне. В основе новой системы лежал принцип двойственного обеспечения бумажных денег – золотом и долларом. Страны-участницы зафиксировали курсы своих валют в долларах. Сам доллар получил золотое содержание (35 $ = тройской унции золота или 31,1 г). Доллар признавался основной «резервной» и «расчетной» валютной единицей, т.к. свободно обращался в золото. Страны-участницы обязывались поддерживать курсы своих валют по отношению к доллару на постоянном уровне. 4-й этап. Юридически был оформлен в 1976г. в Кингстоне (о. Ямайка). Странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на «плавающих» курсах. По условиям соглашения, валютный курс определяется рыночными силами (спросом и предложением). Размер спроса на инвалюту определяется потребностями данной страны в импортируемых товарах и услугах, расходами туристов и разными внешними платежами. Размер предложения инвалюты определяется объемами экспорта и полученными займами. 38. Основные характеристики валютного рынка. Это рынок, где покупаются валюта, валютные ценности. Главный объект купли-продажи – свободно конвертируемая валюта. 1. Огромные объемы сделок (во много раз превышает рынок товаров и услуг). Ежедневно объем сделок равен (более) $ 2 трлн (примерно равен ВВП России) 2. Продаются и покупаются наличные деньги, чеки, векселя 3. Огромный объем сделок безналичных (денежные средства на банковских счетах) Участники: 1) ЦБ стран; В их функцию входит управление государственными валютными резервами и обеспечение стабильности обменного курса. 2) Коммерческие банки – главный субъект; Они проводят основной объём валютных операций. В банках держат счета другие участники рынка и осуществляют через них необходимые для своих целей конверсионные и депозитно-кредитные операции. 3) Специализированные брокерские и дилерские организации; 4) ТНК; 5) Физические лица. Граждане проводят широкий спектр операций, каждая из которых невелика, но в сумме могут формировать существенный дополнительный спрос или предложение: оплата зарубежного туризма; денежные переводы заработной платы, пенсий, гонораров. Система нескольких иностранных банков – главное звено МВР. Операции на МВР совершаются по всему миру. Нет четкой локализации. Банковская система концентрируется в небольшом числе финансовых центров – Лондон, Париж, Сингапур, Гонконг, Токио. Разделяют: биржевый оборот и внебиржевый оборот (около 90% сделок) (т.е. межбанковский валютный рынок). Трейдеры – покупают. Функции МВР: 1) Своевременное осуществление международных расчетов; 2) Регулирование валютного курса; 3) Диверсификация резервов; 4) Страхование от валютных рисков; 5) Получение прибыли от разницы валют. Основной формой является валютная операция: 1) Кассовые операции (совершаются по ценам сегодняшнего дня с немедленной реализацией); 2) Форвардные (на какую-нибудь дату). Валютный курс – цена единицы иностранной валюты, выраженная в национальной валюте: 1. Прямая котировка 2. Обратная котировка – национальная валюта в иностранной 3. Фиксированный валютный курс – в рамках золотого стандарта, фиксируется по отношению либо одной валюты, либо корзине валют 4. Плавающий валютный курс – ведущие страны имеют валюту, которая имеет почти плавающую валюту 5. Управляемые плавающие (влияние оказывает ЦБ) Валютный курс определяется спросом и предложением. МВФ – следит за международными валютными курсами, чтобы не допустить очень сильное колебание валюты, дает рекомендации, консультации, превратился в организацию, которая влияет на макроэкономические параметры. Факторы, определяющие валютный курс: 1) конкурентоспособность товаров данной страны; 2) % ставка; 3) инфляция – мешает привлекательности национальной валюты; 4) состояние платежного баланса; 5) войны, бедствия, прогнозы, рейтинги; 6) степень открытости экономики. Валютная политика – чтобы смягчить действие рыночных систем. Инструменты (направления): 1. удорожание (обесценение валюты) 2. девальвация (ослабление; в интересах экспортеров) и ревальвация (укрепление; способствует уменьшению прибыли). 3. Валютная интервенция. С целью корректировки динамики валютного курса и сглаживанию резкого колебания валют ЦБ проводит операции на валютном рынке, используя свои валютные резервы. 4. Денежно-кредитная политика – регулирование денежной массы. Дисконтная политика – связана с изменением учетной ставки процента, т.е. процент кредита, предоставляемого ЦБ коммерческим банкам. 5. Протекционистские меры. Страна ограничивает импорт, поощряет экспорт, сдерживается отток валюты заграницу. Валютный контроль – обязательства экспортеров продавать часть своих выручек, репатриация прибыли (возвращение в страну прибыли, полученной заграницей), ограничение списка банков, которые могут заниматься валютными операциями. 39. Платежный баланс страны как отражение ее мирохозяйственных связей. ПБ - Это стоимостное выражение внешнеэкономических связей страны за определенный период времени (показывает соотношение платежей заграницу и поступлений заграницу). Показывает характер, структуру, степень участия страны в международно-экономических отношениях. Имеет 2 части: 1. КрЕдит – источники поступления 2. Дебит – напраление расходов Принципы построения ПБ: 1. Принцип резиденства (между резидентами). Резидент – физическое или юридическое лицо, которое постоянно проживает или имеет регистрацию постоянного местонахождения на территории данной страны за определенный период времени. 2. Экономическая сделка – смена собственника товаров, услуг, финансовых активов за определенный эквивалент. 3. Принцип двойной записи – каждая сделка отражается дважды: на странице крЕдита и дЕбита. Баланс составляется в национальной валюте, для корректировки пересчитывается в $ или евро. Для унификации методов расчета ПБ МВФ регулярно издает рекомендации по составлению ПБ. ОЭСР – свой вариант методики расчета ПБ. По методике МВФ: 1) счет текущих операций; 2) счет операций с капиталом и финансовыми инструментами; 3) ошибки и пропуски. Счет текущих операций: 1. Операции с товарами (экспорт/импорт, реэкспорт/реимпорт) 2. Операции с услугами, которые характерны для более развитых стран 3. Доходы от иностранных инвестиций (з/п, полученная временным работником заграницей; дивиденды и %, полученные инвесторами данной страны за рубежом на свои прямые, портфельные и ссудные инвестиции. 4. Текущие трансферты (односторонние переводы) (государственная помощь, субсидии, взносы международной организации, частные трансферты). Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами: операции с активами и обязательствами резидентов по отношению к нерезидентам · Прямые инвестиции · Портфельные инвестиции · Финансовые деревативы (производные ценные бумаги) · Прочие инвестиции (торговые кредиты, ссуды на финансирование торговых сделок, кредиты МВФ и т.д.) · Резервные активы (находятся под контролем государства: золото, специальные правозаимствования). · Резервная позиция в МВФ (право получения безусловного кредита) (25% квоты государства – размер кредита) · Свободно-конвертируемая валюта Сальдо ПБ. Методики расчета: по статье операции с товарами. Методы государственного регулирования баланса: 1. Снижение дефицита бюджета 2. Ограничение денежной массы 3. Девальвация валюты 4. Валютные ограничения 5. Прямой контроль над импортом капитала 6. Кредиты МВФ 40. Роль МВФ, Группы Всемирного Банка, ЕБРР в мировой экономике.МВФ учрежден на валютно-финансовой конференции, которая проходила в Бреттон-Вудсе (США) в июне 1944 г. В декабре 1945 г. фонд был учрежден, когда 29 государств, взносы которых составляли 80% от общей суммы фонда, ратифицировали соглашение. Но начал функционировать МВФ с 1 марта 1947 г.В настоящее время членами МВФ являются 186 (Косово) стран мира, включая все республики бывшего советского союза. Советский Союз вступил в МВФ в 1992 г. Недавно МВФ сделал (8 мая) сделал предложение вступить в МВФ Косово. Основная цель МВФ – поддерживать нормальное валютное состояние в национальных экономиках стран-членов фонда. Уставной капитал МВФ (2002) составлял почти 270 млрд. $. Сейчас идут разговоры об удвоении уставного капитала МВФ.. Структура МВФ.Высший орган фонда – совет управляющих, каждая страна предоставляет управляющего и его заместителя, их срок полномочий определен в 5 лет (министры финансов).Исполнительный орган – Директорат, он состоит из 24 человек, именуемых директорами.Директор-распорядитель в настоящее время (1 ноября 2007 г.) Доминик Стросс-кан. В фонде действует принцип так называемых «взвешенных» голосов: каждое государство член фонда имеет 250 голов, независимо от величины его квоты, плюс по 1 голосу на каждые 100 тысяч SDR его квоты. Для принятия решения требуется не менее 85% всех голосов, по менее важным – 70%.Функции МВФ: 1) Предоставление странам-членам кредитов для погашения платежных балансов и проведения необходимых реформ2) Регулирование валютных курсов и поддержание устойчивых валютных паритетов 3) Устранение валютных ограничений. МВФ предоставляет кредиты под проценты, которые варьируются от 5% до 8% годовых, максимально возможный размер суммарного кредита составляет 430% квоты страны. Предоставление кредита сопровождается выполнением определенных условий, чем меньше условий, тем дороже кредит. Стандартная схема предоставления кредита включается в себя 2 этапа: на первом реципиент помощи получает «резервный» кредит, на 2 этапе – «расширенный». В сумме оба кредита не должны значительно превышать трехкратную квоту на получение кредитов в МВФ. До начала 70-х годов кредиты МВФ давал в основном развитым странам. С начала 70-х годов МВФ стал уделять повышенное внимание выравниванию платежных балансов развивающихся стран, а с начала 80-х годов и урегулированию их внешней задолженности. Важной валютно-финансовой организацией в современном мире является Всемирный Банк. ВБ представляет собой группу, в которую включаются следующие валютно-финансовые организации: 1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1944 г.) 2) Международная финансовая корпорация (МФК) 3) Международная ассоциация развития (МАР) 4) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) 5) Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) Ядром ВБ является МБРР, который представляет собой международную кредитную организацию. Он создан по принципу акционерного общества. Банк предоставляет займы государствам-членам. МБРР является специализированным учреждением ООН. Создан в июне 1944 г. одновременно с МВФ. Устав вступил в силу 27 декабря 1945 г., но фактически банк приступил к операциям в июне 1946 г. Членами МБРР являются члены МВФ, поэтому 185 членов-стран. Капитал фонда складывается из собственного капитала и заемного. Собственный капитал образуется за счет взносов стран-членов. Заемные средства привлекаются путем выпуска облигационных займов, которые приобретаются инвестиционными трестами, банками, страховыми и финансовыми компаниями и частными инвесторами. Структура МБРР: есть совет управляющих – это высший орган МБРР. Каждая страна направляет своего представителя на срок до 5 лет. Исполняющим органом является директорат, насчитывающий 24 члена, из которых 5 членов назначаются 5 странами-членами, являющимися крупнейшими держателями акций банка (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания). В 1960 г. создается международная ассоциация развития (МАР), ее членами являются более 160 государств. Цель заключается в предоставлении особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у МБРР. В 1966 г. создается международный центр по регулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Эта организация содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. В 1988 г. появляется на свет новое подразделение в рамках ВБ – многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Цель заключается в поощрении иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам потерь, вызванных не коммерческими рисками. Все подразделения, начиная от МФК и заканчивая МЦУИС, управляются органами МБР. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников. Высший руководящий орган банка — Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган — Совет директоров (23 человека), который отвечает за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Президент ЕБРР осуществляет оперативное управление деятельностью банка согласно указаниям Совета директоров. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счет эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль. 41. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Интеграция – это совместная деятельность ряда государств, в целях объединения экономик этих государств в единый хозяйственный комплекс. – создание для предпринимателей более или менее одинаковых условий функционирования в рамках объединения. – ограждение от остальной части экономики внешнеэк. барьерами. Причины объединения: 1) НТП, который требует концентрации ресурсов, производства. 2) ТНК. Выход нац. воспроизводства за нац. границы. 3) Либерализация внешней торговли. Процесс эконом. интеграции: 1. Стирание границ для движения товаров, услуг, капитала. 2. Привидение странами общей внешнеэк. политики . Введение единой валюты, единой системы управления регул – ния. Суть – между странами устанавливаются такие же отношения, как отношения между регионами одной страны. Интеграция – процесс длительный, предполаг. ряд этапов: 1) Зона свободной торговли. Предполагает устранение там. пошлин и других торговых ограничений. У торговли более прозрачный характер. ( НАФТА, АСЕАН). 2) Таможенный союз. Предполагает беспошлинную торговлю + введение единой системы там. пошлин на терр. там союза.( МЕРКОСУР, Там. союз) . 3) Общий рынок. Интеграция на базе осуществления 4х свобод: свобода движения товаров, услуг, капиталов, рабоч силы, информации. (ЕС). Переход к более широко интеграц. группировкам. 4) Экономич. валютный союз. Потребность введения единой валюты => возникает един. имиссион. центр. 5) Экономич., валютный, политич. союз : - свобод. движение тов, услуг, инф и т.д.. – наднац. органы ( политика в области обороны). – вводится общее гражданство. – общая система образования. Предпосылки интеграции: 1) Лучше, чтобы экономики были более менее сходного уровня развития. Есть исключ: АСЕАН. 2) Территор. близость( не только общ. границы). 3) Политич. воля, её наличие. 4) Наличие какого – либо центра, кот. будет вытягивать всех остальных. Лидеры ЕС: Франц, Герм. НАФТА – США, СНГ – РФ. 42. Интеграционные экономические объединения в регионах мира. ЕС,НАФТА,АТЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением.Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону. Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС. ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994. Цели НАФТА:- устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения; - создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли; - привлечение инвестиций в страны-члены соглашения; - обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности; - создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления; - создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения; - создание единого континентального рынка. Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В странах-членах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли. В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий. АСЕАН - образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Нормативно-правовая база. Основными документами АСЕАН являются Бангкокская декларация АСЕАН 8 августа 1967 г. Уставными целями АСЕАН в Бангкокской декларации определено содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества государств-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА. МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой. Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %). 43. Внешнеэкономический комплекс РФ 44. Виды и формы внешнеэкономической деятельности. Виды ВЭД: - Внешнеторговая деятельность — это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. - Международное разделение труда. Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли дефицитными товарами. Торговля и извлекаемые из нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта. - Производственная кооперация. Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности. - Международное инвестиционное сотрудничество. Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т. п. - Валютные и финансово-кредитные операции. Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь. Формы ВЭД: — экспорт, импорт, бартерные сделки, компенсационные сделки, — прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, кредитные соглашения, международный финансовый лизинг, совместное производство в рамках совместного предприятия. — международная производственная кооперация, совместное сооружение промышленных объектов, совместные производственные программы, подрядное сотрудничество. — международная производственная кооперация, совместное сооружение промышленных объектов, совместные производственные программы, подрядное сотрудничество. — купля-продажа патентов и лицензий, совместные научные исследования, оказание технической помощи, обучение персонала, франчайзинг, оказание консультационных инжиниринговых услуг. — предоставление кредитов и займов, проведение международных расчетов, купля-продажа валюты, купля-продажа ценных бумаг. 45. Система государственного регулирования ВЭД в России Гос. Регулирование – это система мер административного, законодательного, экономического характера, которая осуществляется государством для создания благоприятных условий социально – экономического развития. Объект: - отрасли. - сферы хозяйствования( супсидии). - регионы страны. - явления, события, ситуации( кризис например). Изъян рынка – подъёмы и спады. Цели: 1) Поддержание социально – экономической стабильности в обществе( меньше конфликтов, кризисов и т.д). 2) Поддержание стабильных темпов экономического роста . 3) Обеспечение занятости, борьба с безработицей. 4) Обеспечение стабильности цен, борьба с инфляцией. 5) Поддержание внешнеэкономического равновесия. Гос. политика: внутренняя и внешняя в связи с этими целями. Внешняя – торговля, инвестиции, миграционная политика. Главный источник материальных ресурсов - налоги. Инструменты: 1) Административные меры, рычаги. 2) Налогово – бюджетная политика. 3) Денежно – кредитная политика – активный сегмент. 4) Государственный сектор 5) Планирование и прогнозирование – координация субъектов хозяйств. Планирование: - директивное ( страны административ.-команд). – индикативное. План имеет силу законодательную, т.е. обязателен к выполнению. Как менялась роль экономики? 1. – защитная, собирала налоги.- затем государство меняет отношение к субъектам хозяйствования 2. государство расширяет свои функции. - поддерживание хороших условий, поддержание рыночных начал. Цивилизованная модель государства. Взаимовыгодные отношения, они постоянно находятся в движении. Характерная черта – дискуссионный характер. Продержалась до 1ой мировой войны. Она потребовала большой мобилизации ресурсов. 3. Великая американская депрессия – существенный удар, подорвала представления о рынке. Большую роль сыграл Кейнс. Он обосновал необходимость расширения вмешательства государства в экономику. Именно государство должно подталкивать спрос. Идеи Кейнса были реализованы по преодолению американской депрессии. Между войнами произошёл некий возврат (?) , но не до конца: - Усиление власти монополий, потребовавших необходимость принятия мер против борьбы с ними. Борьба с властными монополиями. - Необходимость осуществления крупных инфраструктурных проектов. Индустриализация.- Вторая мировая война. Мобилизация ресурсов государства. Восстановительный период, без поддержки государства не решить проблемы. Активно в Индии и Китае осуществляется планирование, расширение государственного сектора. - В 70 – 90е годы. Переосмысление роли государства . Период реприватизации. Волна новой приватизации. Лозунг: « Оздоровление экономики – расширение частного сектора». Реэкономика и Тетчеризм( Тетчер и Рэйгон) . Процесс либерализации развивающейся страны. Проводник – международные экономические организации: 1.Международный валютный фонд (МВФ). 2.Международный банк реконструкции и развития (МБР) Резкое сужение государственной собственности в социалистических странах( Россия, Китай, Польша). Расширение финансового сектора – причина современного финансового кризиса. Кризис показывает, что рынок несёт в себе зародыш крупных кризисов. Разрабатываются антикризисные программы. Государство берёт обязанность целых сегментов национальной экономики: Финансовый сектор. Размер государства, присутствие государства в экономике. Отношение государственных расходов к ВВП – размер государства. Для разных групп стран – он разный. Лидируют самые развитые страны от 33 – 50 %. Этот показатель меньше в развивающихся странах. Существенно разные модели социально – экономического развития: - Американская модель предпринимательского общества( частная собственность, рыночная свободная конкуренция). 1) государственные программы. 2) Частные источники. Ограничен и гос. сектор . Функция государства: строгий контроль за соблюдением законов. - Западно – европейская модель. «Модель социального рыночного хозяйства». Страны рыночной экономики, защита частной собственности – элементы этой модели. Берёт большой объём социальных обязательств( пенсии, студенты и т.д.). 39% (США) – гос. расходы к ВВП. >50% ( Франция, Швеция, Гермния) – гос. расходы к ВВП. - Японская модель. Занимает промежуточное место. Более либеральная, чем европейская, более социальная , чем американская. Большая роль структурных изменений, государство поддерживает структурную политику. Общие сдвиги структуры государственных расходов: Главная статья расходов – армия, силы порядка, безопасности. Сдвиг в социальную сторону ( 100 лет назад не думали о пенсионерах и студентах).Большая часть расходов ( 60 %) идёт на: - здравоохранение - образование - наука - социальное обеспечение- охрана окружающей среды. 46. Особенности законодательного обеспечения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 47. Система валютного регулирования и контроля за внешнеторговой деятельностью в РФ, Паспорт экспортной сделки 48. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия При выходе предприятия на внешний рынок предпринимается определенный цикл технологических шагов – процедура выхода. Шаги :1) определенный порядок регистрации российских участников ВЭД; 2) разработка внешнеэкономической стратегии предприятия (цели, преимущества и риски ВЭД); 3) проведение международных маркетинговых исследований; 4) оценка конкурентоспособности предприятия; 5) определение цены (прежде всего экспортной) и учет специфики ценообразования на мировом рынке; 6) выбор партнера ВЭД, предприятия (информационное обеспечение партнеров и ведение переговоров); 7) выстраивание организационной структуры ВЭД; 8) выстраивание системы отношений со сторонними организациями (банки; страховые, транспортные компании, таможенные брокеры);9) оценка эффективности деятельности предприятия. Маркетинговые исследования На международном рынке большая конкуренция. Проводятся маркетинговые исследования для изучения конъюнктуры рынка. Конъюнктура – это ситуация, бывает общая и отдельных рынков. На внутреннем уровне проводится оценка конкурентоспособности товара. Организационная структура .Типы организации внешнеэкономической службы: 1. по функциям ВЭД (для небольших предприятий, продукция однородная – товар не требует модификаций); 2. по товарно-отраслевому принципу (предприятия с большим ассортиментом товара, постоянно меняется номенклатура, вследствие чего происходит дублирование деятельности); 3. по рыночным сегментам (берутся во внимание сегменты потенциальных потребителей (по доходам, по системе предпочтений), следовательно, распространена индивидуализация спроса) – самый сложный; 4. по региональному принципу – самый распространенный (главное: учет изменений на внешних рынках); Выбор иностранного партнера. Контрагент – стороны с разных сторон контракта. Могут быть компании (государственные и частные), государство. Деление государственных предприятий по статусам:1) бюджетные (или казенные); не обладают ни экономической, ни юридической ответственность; выплаты – через бюджет. 2) государственные корпорации. Имеют собственное имущество; выполняют руководящие функции; пользуются большими привилегиями (субсидии, доставка по гарантийным ценам). 3) совместные акционерные общества, должны предоставлять публичную отчетность. Исследованием иностранного партнера является составление фирменного досье. Информация из: переговорный процесс; личное общение; справочники (фирменные), которые издают специализированные агентства, международные палаты, международные организации, союзы и ассоциации предпринимателей; каталоги выставок, ярмарок; интернет-сайты. ФИС ФирмИнтерСервис (собирает информацию по фирмам по всему миру) – подразделение ВНИКИ (институт), журнал БИКИ. В России: Торгово-промышленная палата РФ, Заграничное представительство, Аппарат торговых советников. За рубежом: Dun and Bradstreet (американ.) Kredit schutz ferband (австрийская) – 85% баз данных о фирмах в руках этих двух фирм. Фирменное досье содержит три части: 1. информационная карта фирмы (общая характеристика, финансовое положение, запросы этой фирмы); 2. сведения о деловых отношениях (составляется 1 раз в год); 3. сведения о переговорах. Значение переговоров для внешнеторговых предприятий. Цель: заключение наиболее выгодного контракта. Виды переговоров: · представительские (цель: знакомство); · по техническим условиям (поставка машин, наладка оборудования); · по уточнению пунктов контракта. 1. Позиционный торг (основан на силе, давлении, выигрыше одной стороны над другой) – переговоры с нулевым результатом; 2. По существу (принципиальные) – основаны на признании, взаимозаинтересованности - отделение эмоций, амбиций от предмета переговоров; - концентрация внимания на интересах сторон, а не на их позициях; - разработка и обсуждение нескольких вариантов решений; - умение основываться на объективной информации. Анализ переговоров:1) Сопоставление задач с результатами; 2) В силу каких причин были достигнуты успехи или допущены ошибки; 3) Оценка подготовки к переговорам (правильно ли составлена делегация, нужное количество людей (специалисты));4) Оценка самого обсуждения - настрой партнера, - на сколько быстро вы смогли отделить позиции партнера от его интересов, - выявление подлинных интересов, - нахождение общего языка, - снятие информационной неопределенности. 5) оценка уступок (оценить последствия этих уступок); 6) анализ системы аргументов (подготовили ли вы свои варианты решений); 7) оценка общего характера переговоров (определение перспектив дальнейшего сотрудничества). 49. Внешнеэкономические операции: содержание, виды, критерии классификации Международные коммерческие операции (МКО) – сумма действий экономического, правового, организационного характера по подготовке заключения и исполнения сделки. Цель : получение прибыли Правовая основа внешнеэк. сделки : договор(контракт). Договор – это соглашение между двумя сторонами, которые находятся в разных странах( условия поставки, количество и т.д.) Классификация МКО : 1. По объектам сделки. 1) Материально – вещественная форма 2) Услуги 3) Объекты индивидуальной собственности. 1) Гарманизац. система описания и кодировки товаров ИНКОТЕРМС – международные экономические термины. Типовые контракты разрабатываются крупными фирмами, союзами предпринимателей, торговыми палатами, комитетами товарных бирж, международными организациями. В них обобщена торговая практика по разным группам товаров. 2) Услуга – это невидимый товар(туризм). ФЗ « Об основах регулирования ВЭД» (2003 год), обозначается какие сделки считаются международными. Виды: 1. Инженерно – технические услуги. Связаны с консультированием, проектированием, управлением( планы, проекты, сметы и др.) – инженеринг. Особенность : заказчик и исполнитель представители разных стран, услуги могут предоставляться, как в стране заказчика, так и в стране исполнителя. 2. По техническому обслуживанию производства. Особенность : заказчик и исполнитель представители разных стран, услуги могут предоставляться, как в стране заказчика, так и в стране исполнителя. 3. Строительные услуги. Особенность: услуги в рамках межправительственных соглашений (промышленные, производственные отношения) . В российском законодательстве эти сделки называются договором строительного подряда. 4. Сделки по оказанию арендных услуг. Арендодатель предоставляет на временное пользование здания, сооружения и т.д. Сроки: до 1 года – краткосрочная аренда, от 1 до 3 лет – среднесрочная аренда, от 3х лет – долгосрочная аренда( лизинг). Выгода арендаторов: арендатору нет необходимости накапливать капитал для современного оборудования. Выгода арендодателя: расширение рынка сбыта товаров. 5. Международный туризм 6. Услуги в области информатизации(?) и совершенствования управления( по сбору информации). 3) Объекты индивидуальной собственности. 2 группы: 1. Сделки по купле – продаже научно – технических знаний, знаков и др. 2. Торговля авторскими правами в области науки, литературы, искусства. Используется право закреплять патентами, которые удостоверяют право на использование объекта интеллектуальной собственности. Срок патента 10 – 15 лет. Его можно продать. Продажа лицензий, т.е. право на использование. Сегодня это основная форма международной торговли технологиями. Бесплатные лицензии, связанны с понятием ноу – хау. Франчайзинг – передача делового бизнес – комплекса( фитнес центры, макдональдс и др.) 2. По содержанию: 1) основные – сделки на возмездной основе между участниками. 2) обеспечивающие – обслуживающие сделки, связаны с продвижением товара от покупателя к продавцу. Операции, связанные с международными расчетами, доставкой груза, транспортные операции, операции по страхованию груза, операции связанные с контролем качества, сертификации, таможенным оформлением. 3. В зависимости от направления поставок: - экспорт – импорт – реэкспорт - реимпорт Большую роль играет встречная торговля: - товарообменные сделки. - компенсационные сделки. В них экспортёр принимает обязательства по закупке импортёра определенного количества товаров или предоставления услуг. Или же импортёр берёт обязательства поставить в указанном договоре определённое количество товаров. Встречная торговля. Существуют разные классификации ( по ООН) : - внешнеторговые бартерные сделки. Без денежной оплаты, необходимо для таможенного оформления. - торгово – компенсационная сделка( встречная закупка экспортёром у импортёра товаров на сумму равную, или больше, меньше его поставки). Использование денежной формы. - промышленная компенсационная сделка( поставки промышленного оборудования или строительство под ключ за счёт товаров, произведенных на этом оборудовании или произведенных на этом предприятии. Регламентируется законом « О разделе продукции». 50. Использование услуг посредников во внешнеэкономических сделках. Виды торгово-посреднических соглашений. Посредники Внешнеторговые - торговые компании, фирмы, выполняющие по поручению производителей - экспортеров товаров и услуг функции посредников на международных рынках на основе заключенного между ними соглашения или отдельного поручения. Через торговое посредничество осуществляется значительная часть внешней торговли. Посредничество включает широкий круг услуг по экспорту и импорту товаров, в том числе по подысканию зарубежного контрагента, подготовке и совершению торговой сделки, кредитованию сторон и предоставлению гарантий оплаты товара покупателем, осуществлению транспортно-экспедиторских и страховых операций, выполнению таможенных формальностей, а также рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на рынки, организации послепродажного обслуживания, маркетинговых исследований и т.д. Крупные торговые фирмы наряду с коммерческой деятельностью выполняют и производственные операции, связанные в основном с обработкой закупаемых и реализуемых товаров. Торговые посредники создают для экспортеров определенные преимущества, прежде всего в результате экономии средств и времен и по сбыту, что обусловливает их важную роль в международной торговой практике. Вместе с тем экспортер в этом случае непосредственно не связан с рынками сбыта и целиком доверяется добросовестности и активности торгового посредника. В зависимости от характера функций, выполняемых торговым посредником, различают несколько видов торгово-посреднических операций:по перепродаже, комиссионные, агентские и брокерские. В зависимости от характера совершаемых операций различают следующие виды посреднических фирм: торговые, комиссионные, агентские, брокерские, факторы и др. От правильного выбора торгового посредника зависит не только возможность успеха в продвижении товара на рынки, но и закрепление на этих рынках. Операции по перепродаже: осуществляются торговым посредником от своего имени и за с |