Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И.С.) В своем превосходном анализе теории учебной мотивации в отечественной психологии (1) А.С. Герасимова ставит задачу для всех практических психологов по созданию методики, диагностирующей уровень развития мотивации в ее целом. Она видит возможность такой методики в развитии идей А.К. Марковой, которая в свою очередь опирается на идеи Л.И. Божович. Прежде чем перейти к представлению нашей разработки приведем основные положения упоминаемых ученых. Так Л.И. Божович пишет: ...мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Исследование обнаружило, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности. (2). Подчеркнем, что последнее высказывание Л.И. Божович о неразрывности познавательных и социальных мотивов в значительной степени «снимает» гораздо позже возникшее резкое противопоставление внутренних и внешних мотивов, и ставит проблему не только социальной значимости знаний, но и социальности всего совокупного знания. А.К. Маркова развивает классификацию мотивов учебной деятельности Л.И. Божович следующим образом: «Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп: 1. широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.; 2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; 3. мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп: 1. широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии; 2. узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет... 3. социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив. является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.» В своем анализе теории учебной мотивации А.С. Герасимова уточняет, что подвиды, выделенные А.К. Марковой могут пониматься как уровни учебной мотивации по двум основным типам доминирующей мотивации. И хотя сама А.С. Герасимова видит актуальность создания диагностической методики на основе другой классификации той же А.К. Марковой, нам представляется более первоочередным создание методики типов и уровней мотивации учебной деятельности именно на основе выше описываемой схемы Божович-Марковой. При создании методической разработки типов и уровней мотивации учебной деятельности нами была позаимствована структура тестов, наиболее четко представленная в известном тесте социализированности личности М.И. Рожкова, в котором вопросы регулярно чередуются, а ответы заносятся в структурированный бланк ответов. Инструкция: «Прочитайте (или прослушайте) 30 высказываний и оцените, насколько регулярно они соответствуют вам по следующей шкале: - 4 – всегда
- 3 – почти всегда
- 2 – иногда
- 1 – очень редко
- 0 – никогда
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам. 1. Мне нравится узнавать новые факты 2. Мне нравится самому искать и находить новые знания 3. Мне нравится заниматься развитием своего мировоззрения 4. Я учусь, так как должен учиться для получения профессии 5. Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе 6. Я учусь, чтобы быть полезным другим людям 7. Мне интересно, когда преподаватель рассказывает что-то неизвестное мне 8. Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в интернете 9. Я учусь, так как стремлюсь быть всесторонне развитой личностью 10. Я учусь ради своего будущего 11. Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере 12. Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим 13. Мне нравится, когда преподаватель рассказывает научные закономерности известных мне явлений 14. Я использую разные методы для поиска и подтверждения задач 15. Я стараюсь найти смысл в получаемых знаниях 16. Мне нужно учиться 17. Мне приятно, когда мои ответы на занятиях одобряют 18. Я помогаю другим в обучении 19. Мне интересно понимать закономерности явлений 20. Мне нравится самому объяснять новые факты 21. Мне нужны знания для самосовершенствования 22. Я учусь, так как этого требуют 23. Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе 24. Знания помогают мне наладить контакт с окружающими 25. Мне интересно только то, что было ранее неизвестно для меня 26. Я стараюсь самостоятельно найти способ получения нужных мне знаний 27. Я стремлюсь быть высокообразованным человеком 28. Я учусь из чувства ответственности за свой уровень образованности 29. Мне приятно, когда меня хвалят за вопросы к преподавателю 30. Я считаю, что знания важны для общего социального благополучия и прогресса Бланк ответов 1 7 13 19 25 2 8 14 20 26 3 9 15 21 27 4 10 16 22 28 5 11 17 23 29 6 12 18 24 30 |