Классификация объектов экономики При решении задач обеспечения безопасности в техносфере наиболее важными критериями оценки и классификации объектов являются: * форма собственности предприятия; * техническая сложность объекта экономики; * виды опасности, которые исходят с территории объекта; * этап эксплуатации объекта; * важность объекта в народном хозяйстве государства либо субъекта РФ; * порядок функционирования в чрезвычайных ситуациях (условиях); * критерий в соответствии с Нормами международного гуманитарного права; * ведомственная принадлежность; Технически особо сложные объекты. К ним относятся: * ядерно- и (или) радиационно-опасные объекты (атомные станции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов); * объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов; * гидротехнические сооружения 1 и 2 классов; * объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей; * магистральные газо-, нефте-, и продуктопроводы с давлением более 6 Мпа; * крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов; * объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных и твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению; * предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых; * тепловые электростанции мощностью свыше 600 Мвт; * морские порты, аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены; * крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек. Первым и самым важным признаком является, как видно, опасность объекта. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94 потенциально опасным (ПОО) называется объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (материалы), создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС, либо применяют опасные технологические процессы. Обобщая, можно отметить основные потенциально опасные объекты: · радиационно-опасные объекты (промышленные предприятия); · ядерно-опасные объекты; · химически опасные объекты; · пожаровзрывоопасные промышленные предприятия; · гидродинамически-опасные объекты; · биологически опасные предприятия (объекты); · транспортные предприятия; · объекты - источники электромагнитных излучений; · объекты полигенной опасности. Факторами, влияющими на устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики являются: - надежность защиты населения и производственного персонала; - способность инженерно-технического комплекса противостоять в определенной степени ударной волне, световому излучению и радиации; - защищенность объекта от вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений, заражения ОВ и ОХВ); - надежность системы снабжения всем необходимым для обеспечения производства и производства продукции (сырьем, топливом, комплектующими изделиями, электроэнергией, водой, газом и т.п.) - нарушение производственно-хозяйственных связей; - устойчивость и непрерывность управления производством; - подготовленность объекта к ведению АСР и работ по восстановлению нарушенного производства; - угроза эпидемий; - опасные природные процессы; - угроза диверсий; - необходимость перестройки производства под выпуск продукции военного времени; - необходимость корректировки планов в соответствии с обстановкой; - необходимость подвоза рабочих смен из загородной зоны; - дефицит времени на проведение мероприятий; - не укомплектованность руководящим составом органов управления; - привлечение неквалифицированных рабочих; - мобилизационные мероприятия; - недостаток транспорта; - сложность подготовки специалистов; - недостаток финансовых, материальных ресурсов; - дефицит рабочих и служащих; - ограниченность в энергоресурсах. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. № 28 В редакции от 19.06.2007 г. № 103 (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ, от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ) Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. (преамбула в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ) Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 2. Задачи в области гражданской обороны (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ) Основными задачами в области гражданской обороны являются: обучение населения в области гражданской обороны; (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; (в ред. Федерального закона от 19.06.2007 N 103-ФЗ) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы. |