Основные термины и определения по дисциплине «Теория организации» Социальная организация – объединение людей, направленное на достижение определённых целей. Теория организации – наука, изучающая законы и закономерности функционирования организаций. Система- целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. Техническая система - станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Биологическая система - флора и фауна планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например человек. Социальная система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Внешняя среда организации - люди, организации, факторы общественной жизни и явления природы с которыми рассматриваемая организация осуществляет взаимодействие в процессе своей деятельности. Внутренняя среда организации - ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, социально-психологический климат, организационная культура и организационное поведение и т.д. Деловые организации - предприятия, основной целевой установкой которых является получение прибыли. Общественные организации – добровольный союз индивидуальных участников, объединенных общественно значимой целью. Ассоциативные организации – организации, построенные на основе личных симпатий, взаимной привязанности и общих интересов. Хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капиталом. Полное товарищество - организация, участники которой в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - отличается от полного товарищества тем, что в нем, кроме полных товарищей, имеются один или несколько вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Акционерное общество (АО) - организация, которая имеет уставный капитал, разделенный на определенное число акций. Участники АО не отвечают своим имуществом по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Открытое акционерное общество (ОАО) - участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Закрытое акционерное общество (ЗАО) - участники могут отчуждать принадлежащие им акции только среди своих участников или иного заранее определенного круга лиц. Общество с ограниченной ответственностью (000) – коммерческая организация, уставный капитал которой в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров. Участники 000 не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – организация, которая отличается от ООО тем, что все участники солидарно несут субсидиарную ответственность по договорным обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии. Члены производственного кооператива объединяют свои имущественные паевые взносы. Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое принадлежит ей на правах хозяйственного ведения дел и не может быть распределено по вкладам. Консорциум- долговременное договорное объединение ряда однородных компаний для организации финансовой или иной деятельности. Каждая организация юридически самостоятельная. Концерн – долговременное договорное объединение ряда разнородных компаний для организации производственной деятельности. Все организации сохраняют юридическую и финансовую самостоятельность. Синдикат- долговременное договорное объединение ряда разнородных организаций. В рамках синдиката создаются структуры, которым участники делегируют часть своих функций, например сбыт продукции. Холдинг компания (ХК) – компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных фирм с целью осуществления производственного и финансового контроля над ними. Фактор фирмы – коммерческие фирмы получающие прибыль за счет скупки и оплаты у своих клиентов неоплаченных счетов. Лизинговые фирмы – коммерческие фирмы получающие прибыль за счет покупки для своих клиентов оборудования и сдачу его им в долгосрочную аренду с правом выкупа. Инжиниринговые фирмы -коммерческие фирмы предоставляющие инженерно-консультационные услуги при строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных объектов. Система управления организацией (СУ) - совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование. Управляющая часть организации - дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Управляющую часть организации принято называть административно - управленческим аппаратом. Управляемая частьорганизации - различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. Зависимость - устойчивая связь между явлениями или событиями и факторами,влияющими на их появление. Объективные зависимости – формируются независимо от воли людей. Субъективные зависимости – формируются людьми для реализации целей организации или страны. Моральные зависимости -зависимости, связанные с соблюдением установленных в общественной формации (группе стран, одной стране или регионе) норм поведения человека, идеалов добра и зла. Аморальные зависимости -зависимости, связанные с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими международные права человека Закон социальной организации - зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций, либо получила признание и поддержку авторитетных ученых. Закон синергии -для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше. Закон самосохранения - длялюбой организации как социально-экономической системе присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет oптимального использования кадровых и материальных ресурсов. Закон композиции и пропорциональности - в рамках достижения единой цели cyщecтвуeт объективная тенденция организаций к созданию объединений при соблюдении определенной соотносительности и пропорциональности. Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Закон развития – каждая социальная организация стремитсядостичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всехэтапов жизненного цикла. Кластер - объединение разнородных организаций для того, чтобы довести готовую продукцию до потребителя с наименьшими потерями и затратами. Информационная среда государства- совокупностьвсех естественно - научных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране и состояние коммуникаций, определяющих информационный обмен между людьми, общественными группами и организациями Закон информированности и упорядоченности - любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной и упорядоченной (структурированной) информацией. Информация - интеллектуальная собственность, товар, сведения. Вотличие от классического товара при передаче ее другому лицу остается и у продавца (в виде копий). Электронная коммерция - ведение бизнеса с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Анализ (декомпозиция) - разделение целого на части или представление сложного объекта в виде простых составляющих. Синтез -объединение простых составляющих объекта в единое целое. Объединение в рамках синтеза осуществляется на основе взаимной необходимости и взаимосвязи. Закон единства анализа и синтеза -использованием процедур анализа и синтеза при управлении организацией обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели. Статика - уравновешенное состояние организационной системы, в котором она находится, не зависимо от изменений, происходящих во внешней среде. Динамика - развитие организационных систем и их поступательное движение вперед к новым целям под влиянием приложенных к ним воздействий (сил). Сенсуализм — это познание реальности только через восприятие, чувство, ощущение (сенсорика). Иррационализм - познание реальности через аспекты духовной жизни человека: волю (волюнтаризм), интуицию, инстинкт, озарение. Он характеризуется постоянными сомнениями в правильности принятых решений и возможных результатах. Рационализм - усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо, например производства, принятие решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам, законам. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Рационализация организационной деятельности – процесс, обеспечивающий улучшенное состояние системы за счет четкой организации производственной деятельности, путем использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая его управляющую и управляемые части. Организационная система -работающая организация, гармонично вписывающаяся во внешнюю среду. Формами реализации организационных систем могут быть ООО, ОАО, ЗАО и другие, регламентированные в ГК РФ. Проектирование организационной системы - процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать описание организации на момент ее образования и прогноз её дальнейшего развития. Организационная деятельность - создание или усовершенствование механизма управления организацией в соответствии с целями и задачами организационных систем. Культура -определенный уровень развития общества и человека, выраженный в организации жизни и в создаваемых материальных и духовных ценностях. Имидж -целенаправленно сформированный образ организации. В понятие имиджа входит культура взаимоотношений между людьми, манера работы с партнерами и клиентами, дизайн оформления помещений, одежда сотрудников и т.д. Организационная культура - система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации. Субъект управления - источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение. Объект управления - приемник и исполнитель управляющего воздействия, представленного в виде набора функций или задач. |