Что такое безопасность жизнедеятельности. Основными разделами дисциплины БЖД. РЕФЕРАТ По дисциплине: Основы безопасности жизнедеятельности Тема: «Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе» Для специальности: 190631.01 «Автомеханик» Исполнитель: Егоров Александр Владимирович, студент 1 курса, группы № 19 Руководитель: Лущук Владимир Владимирович, преподаватель – организатор ОБЖ Воркута, 2015г. СОДЕРЖАНИЕ Учебные вопросы | № стр. | Введение | 3-4 | 1. Что такое безопасность жизнедеятельности. Основными разделами дисциплины БЖД | 5-7 | 2Культуры безопасности жизнедеятельности | 8-10 | 3. Пути формирования и составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности | 11-12 | 4. Коммуникационные технологии и политика в области КБЖ | 13-14 | Список литературы | | Введение. Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли. Есть понимание и того, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации. Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования культуры безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея учета всех аспектов безопасности и совместных усилий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Однако гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП - более 26 тыс. человек, производственного травматизма - около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков - до 300 тыс. человек, суицидов - более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, - более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды - более 28 тыс. человек. Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности. В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации. Что такое безопасность жизнедеятельности. Основными разделами дисциплины БЖД. 1. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука о сохранении здоровья человека и поддержании его работоспособности в течение всей жизни, которая идентифицирует опасные и вредные факторы среды обитания (обнаруживает количественно и качественно), разрабатывает методы и средства по ликвидации этих опасностей, либо по снижению их до приемлемых значений; прогнозирует, предотвращает и ликвидирует чрезвычайные ситуации и их последствия. 2. Причины возникновения дисциплины БЖД в России: § Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста) § Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения) § Ежегодное снижение средней общей численности населения 3. Основными разделами дисциплины БЖД являются: ü 1 Охрана труда; ü 2 Охрана окружающей среды; ü Защита населения территории в чрезвычайных ситуациях. Жизнь и деятельность человека происходит в среде обитания, в которой на человека действуют благоприятные, вредные и опасные факторы. Вредным называется фактор, который при взаимодействии с организмом человека вызывает в нем временную утрату трудоспособности. Опасным называется фактор, который при взаимодействии с организмом человека вызывает различные заболевания, стойкую утрату трудоспособности или гибель человека. По природе происхождения факторы бывают: – естественные; – техногенные (источник – техническая система); – антропогенные (источником является человек, его ошибки); – социальные (источник – наркотики, курение, стресс ит.д.) 2.Культуры безопасности жизнедеятельности: Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности: 1. Мирровоззренческая основа, система ценностей; 2. традиции, устойчивые правила поведения членов общества; 3. духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности. Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение: Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Основные направления деятельности КБЖ: · научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности; · патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России; · научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности; · научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; · развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения; · совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности; · разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ; · популяризация профессии спасателя и пожарного. |