МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Проблемы в практике музыкального воспитания





Появление этих документов совпало с усилени­ем негативных тенденций в педагогической практи­ке и необходимостью их преодоления. Конечно, общая и профессиональная культура многих педа­гогов-музыкантов высока (любовь к музыке, жела­ние поделиться с детьми своими впечатлениями, увлечь их общением с прекрасным). Они показыва­ют удивительные результаты работы с детьми. Но содержанием музыкального воспитания до­школьников нередко становится развлекательная музыка, что, к большому сожалению, часто радует и руководителей детских садов, и родителей. Многим заведующим нравится проведение разнообразных шоу на материале дешевой поп-музыки, веселящей взрослых и оглупляющей детей.

Слушая музыкальные произведения низкого художественного уровня и видя положительное отношение к ним взрослого (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре педагогов), ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о цен­ностных эталонах музыкального искусства.

Несмотря на обилие правильных слов, которые мы находим в большинстве программ, о необходи­мости развития у детей любви к музыке, творче­ского начала, способностей,в практике превали­рует научение навыкам и умениям в разных видах деятельности(которые и диагностируются в каждой возрастной группе). При таком подходе нашим де­тям может быть обеспечен успех только на дискоте­ках. Задачи же развития интегративных качеств личности детей (прежде всего формирование основ музыкальной и общей культуры) лишь де­кларируются или не ставятся вообще.

Специалисты знают, какими большими возмож­ностями для развития ребенка обладают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, сочетающие разные виды художественной деятельности, раз­ные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, театр.

В дошкольных учреждениях часто проводят­ся театральные конкурсы, в которых интеграция видов художественной деятель­ности прослеживается слабо, поскольку отсутствует важнейший для формирования художественной культуры эмоциональный стержень, обеспечиваемый музыкой. Такие спектакли часто ставятся не для детей (с целью их эстетического и общего разви­тия), а «на показ». Музыкальное же оформле­ние (при его наличии), как правило, не несет в себе никакого ценностного содержания. Кроме того, одни и те же дети исполняют главные роли, другие выступают лишь в качестве фона, что не может не сказать­ся на личностном развитии и тех, и других.

А между тем музыкально-театрализованные игры служат другим целям. Игра является одним из методов воспитания и обучения, одной из форм ор­ганизации деятельности детей, рассматривается как ведущая деятельность, "внутри которой развивают­ся психические процессы, подготавливающие пере­ход ребенка к новой, высшей ступени его развития".

В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический харак­тер. Она эмоциональна в силу особенностей содер­жания музыкального искусства, что усиливает воз­можности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а также при условии применения высокохудожест­венного репертуара - развития эстетических эмо­ций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и жизни.



Музыкальные руководители и старшие воспита­тели знают, что праздничные даты могут отмечать­ся по-разному, не только в виде утренников, но и в виде развлечений, тематических или комплексных занятий. Традиционно в детском саду проводятся следующие праздники: осенний праздник, Новый год, 8 Марта, "Выпуск в школу".

Если в программе заявлен календарный прин­цип проведения праздничных мероприятий, то до­полнительные (к названным) праздники должны проводиться не силами детей, а в свободных фор­мах - «для детей», всем коллективом дошкольного учреждения совместно с родителями.

Доказано, что избыток праздников мешает пла­номерному музыкальному развитию детей, вносит в работу элементы показухи, нервозность в обще­ние педагога с детьми. Возникают ситуации "гонки, натаскивания, муштры".

Решение проблем

Современные цели и задачи дошкольного воспи­тания обозначены в ФГТ: цель - это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области "Музыка" включают "развитие музыкально­сти, способности эмоционально воспринимать му­зыку, приобщение к музыкальному искусству".

В свете поставленных перед дошкольными уч­реждениями задач приобщения детей к культуре и искусствунеобходим приоритет культурных ценностей в содержании образования до­школьников.

Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозна­ченное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.

Интегративные личностные качества ребенка:

· "физически развитый, овладевший основны­ми культурно-гигиеническими навыками";

· "любознательный, активный";

· "эмоционально отзывчивый";

· "овладевший средствами общения и способа­ми взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками (вербальными и невербальными сред­ствами общения)";

· "способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер­вичных ценностных представлений";

· "способен решать интеллектуальные и лич­ностные задачи (проблемы), адекватные воз­расту";

· "имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе";

· "овладевший универсальными предпосыл­ками учебной деятельности";

· "овладевший необходимыми умениями, на­выками" (для осуществления музыкальной деятельности).

Как мы видим,знания, умения и навыки обо­значены в последней графе интегративных лич­ностных качеств, что уже сейчас положительно сказывается на диагностике, отраженной в перера­ботанных в соответствии с требованиями ФГТ и вы­шедших в свет программах (количество формируе­мых умений и навыков в них заметно уменьшилось).

Конечно, проведение новой диагностики по­требует от ученых и педагогов-практиков разработки тех показателей, которые свидетельствуют о вкладе разных образовательных областей в развитие каждо­го интегративного личностного качества детей.

Если говорить об образовательной области "Музыка", то она (при условии применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью форми­рования общей культуры детей), несомненно, внесет свой весомый вклад в формирование всех перечисленных выше интегративных качеств детей.

Попробуем обосновать это утверждение:

· двигательная активность детей под музыку, окрашивающую движения ребенка эмоция­ми, способствует физическому развитию, увлеченности этой деятельностью (диагно­стируется увлеченность детей движениями под музыку, качество их согласованности с музыкой), что помогает формированию интегративного качества "Физически разви­тый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками";

· привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая прояв­ляется в их вопросах, ответах на вопросы, же­лании действовать (интегративное качество "Любознательный, активный");

· эстетические чувства при восприятии музы­ки закрепляются в виде личностных нравст­венно-эстетических проявлений (в процессе наблюдений диагностируется поведение во время слушания, степень эмоциональной от­зывчивости) - внимания, внешних эмоцио­нальных проявлений (интегративное каче­ство "Эмоционально отзывчивый");

· совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. В процессе наблюдений диагностируются личностные проявления детей - желание помочь другому ребенку, желание действо­вать сообща (интегративное качество "Овла­девший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстни­ками");

· интегративное качество "Способен управ­лять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений" диагностируется в процессе наблюдений за поведением детей (помощь другим детям, доброжелательность);

· интегративное качество "Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (про­блемы), адекватные возрасту" проявляется в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, выска­зываниях о музыке;

· в процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируют­ся представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных цен­ностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окра­шенности художественных образов. При изу­чении произведений о семье, родной стране, природе диагностируются проявления эмо­циональной отзывчивости, понимание деть­ми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изо­бражен;

· развитие музыкального восприятия - про­цесс обучения детей умению слушать и слы­шать, выполнять задания взрослого, что спо­собствует подготовке детей к школе. В процессе наблюдений диагностируются умения сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончани­ем звучания марша, петь выразительно, рит­мично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик и др.);

· интегративное качество "Овладевший необ­ходимыми умениями, навыками" (для осуще­ствления музыкальной деятельности) диа­гностируется по предпочтениям детей, желанию слушать художественно полноцен­ную музыку, называнию любимых произведе­ний, композиторов, высказываниям о музыке (восприятие), исполнительским и творческим умениям.

Интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования названных личностных качеств детей - еще одно новое требова­ние, обозначенное в ФГТ.

Вместе с тем некоторые положения, обоснованные в ФГТ, вызывают многочисленные споры педагогов, ученых и практиков, т. к. не согласуются с привычными стереотипами в работе. Наибольшее сопротивление вызывает требование отказа от занятий (для детей в возрасте до пяти лет) и за­мена их совместной деятельностью взрослого и де­тей, осуществляемой в игре, с целью сделать воспитательно-образовательный процесс более гибким и менее ориентированным на приоритет выработки умений и навыков.

Думается, что сами занятия, осуществляемые в разных формах:

· типовые (включающие все виды музыкаль­ной деятельности), доминантные (с учетом индивидуальных особенностей детей);

· тематические (сюжетно-тематические и му­зыкально-тематические, на определенный сюжет, со сказочными образами);

· комплексные (с объединением разных видов искусств);

· интегрированные (объединяющие и другие области воспитания детей: экологию, физиче­скую культуру),

не являются самым большим злом, при отмене ко­торого в детском саду что-то изменится к лучшему. Эти разновидности занятий были разработаны под руководством ведущего российского ученого -Н.А. Ветлугиной, доказана эффективность их вариа­тивного применения.

Главный вопрос в другом: что сегодня диагно­стируется у детей в итоге проведения музыкальных занятий? Как согласуется диагностика с целями и задачами, декларируемыми программой? На каком содержании (репертуаре) и какими методами они проводятся?





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.