ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (1917-1956) Рабочая программа и рекомендации для студентов IV курса ДО филологического факультета Тверь 2009 Составитель канд. филол. наук, доцент Е.Н. Васильева Методическое пособие предназначено для студентов IV курса очного обучения специальности «Филология». Данные программа знакомит студента со структурой курса, его предметом, целями, задачами и включает в себя общие методические указания по изучению дисциплины, программу лекционного курса и вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы, планы практических занятий, списки основной и дополнительной литературы, список художественных текстов для обязательного чтения. Печатается по решению кафедры русской литературы XX-XXI веков (протокол № 4 от 26 января 2009 г.) Редакционно-издательское управление Тверского государственного университета. Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, 33. Подписано в печать . 02. 2009г. Формат 60х84 1/16 Бумага типографская № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. ____. Тираж 100 экз. Заказ Тверской государственный университет Филологический факультет Россия, 170002, г. Тверь, пр-т Чайковского, 70 Курс истории русской литературы ХХ века (1917-1956 гг.) занимает одно из ведущих мест в системе филологической подготовки студента. В процессе работы над курсом студенты должны изучать основные закономерности историко-литературного процесса, а также творчество крупнейших художников эпохи. Лекционный курс строится по принципу проблемного обучения. В лекциях раскрываются не все вопросы программы, а наиболее существенные, спорные, которые недостаточно освещены в учебных пособиях. Основные требования: хорошее знание обязательных для чтения художественных произведений; фактов творческой биографии их авторов; умение оценивать и сопоставлять разные историко-литературные концепции: вести профессиональный литературоведческий анализ. Студенту необходимо свободно ориентироваться в историко-литературном процессе ХХ века, знать состояние науки о творчестве того или иного писателя, уметь оценивать наиболее проблематичные аспекты его эстетики и истории русской литературы ХХ века в целом. Из-за ограниченности в учебных планах регламента изучения предлагаемого курса ряд тем и вопросов студентам предлагается проработать самостоятельно. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ЛЕКЦИЯ. Русская литература 20-50-х годов ХХ века: основные закономерности и тенденции. Проблема периодизации. Дискуссионные вопросы («социалистический реализм», иные типы реализма, взаимодействие реализма и модернизма. Роль РКП (б) в развитии литературы, роль первого Всесоюзного съезда советских писателей и др.). Литература в России и в эмиграции в контексте развития русской литературы и мирового литературного процесса. ЛЕКЦИЯ. Русская литература 1917- начала 20-х годов. Политика партии и государства в области литературы. Размежевание литературных сил по отношению к революции. Явление пролеткульта. Реализм, символизм, романтизм, имажинизм, футуризм, акмеизм в литературе этого периода. Поэзия как ведущий род искусства. Судьба культурного наследия. События первых лет революции в оценке А. Блока, М. Горького, М. Бунина, В. Маяковского, И. Шмелева и др. ЛЕКЦИЯ. Основные тенденции в развитии литературного процесса 20-х гг. Борьба литературных группировок («Кузницы», РАПП, «Серапионовых братьев», «Перевала», «ЛЕФ» и др.), их платформы. Журналы групп. «Крестьянские писатели. Писатели – «Попутчики». Резолюция ЦК ВКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925). «Формалисты» (ОПОЯЗ), ОБЭРИУТЫ. «Первая волна» эмиграции. 3 ветви развития русской литературы (советская литература, «задержанная» и литература русского зарубежья). САМОСТОЯТЕЛЬНО. Поэзия Д. Бедного. Жанровое и тематическое многообразие наследия поэта. Литература: 1. Швецова Л.К. Демьян Бедный // История русской советской литературы. 1917-1965: В 4 т. М., 1967. Т. 1. 2. Эвентов И.С. Демьян Бедный. Жизнь. Поэзия. Судьба. М., 1983. 3. Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко. ЛЕКЦИЯ. Характеристика основных тенденции развития поэзии, прозы, драматургии 20-х годов. Общечеловеческое и классовое в литературе этих лет. Революция и гражданская война в литературе. Точки соприкосновения и «отталкивания» русской литературы, развивающейся на Родине и за рубежом. Русская классическая традиция в литературе. Дискуссии о литературном герое. Основные тенденции в развитии прозы, ее проблемно-тематическое богатство. Многообразие жанров, оригинальность художественных решений в поэзии. Поэмы 20-х годов, их типы, жанровые разновидности. Тенденции развития драматургии. Многообразие сатирических жанров. Традиции русского фольклора, философской и религиозной идеи в творчестве поэтов и писателей. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Тема труда и рабочего класса в прозе 20-х годов. «Цемент» Ф. Гладкова: рабочий класс и интеллигенция в романе; проблема новой морали; роман в оценке М. Горького. Литература: 1. Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко. 2. Воложенин А.П. Федор Гладков: Жизнь и творчество. М., 1969. САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Разгром» А. Фадеева. Человек и революция в изображении А. Фадеева; психологизм, формы его воплощения в романе; вопрос о традициях Л. Толстого и М. Горького в «Разгроме». Литература 1. Бушмин А. Роман А.Фадеева «Разгром». Л., 1954. 2. Бушмин А. Александр Фадеев. Л., 1983. 3. Озеров В. Александр Фадеев. М., 1976. САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Железный поток» А. Серафимовича и «Чапаев» Д. Фурманова. Образ народного героя и принцип его типизации. Жанровое своеобразие. Место произведений в русской литературе. Литература: 1. Горбунов Г.И. Дмитрий Фурманов. М., 1965 2. Куприяновский П. Художник революции. М., 1967. 3. Дмитриева Т.Е. Д.А. Фурманов // История русской советской литературы. 1917-1965: В 4 т. М., 1967. Т. I. 4. Поляк Л.М. А.С. Серафимович // История русской советской литературы. 1917-1965.М., 1967. Т. I. 5. Чалмаев В.А. Серафимович; Неверов. М., 1982. ЛЕКЦИЯ. М. Горький. Литературно-общественная деятельность. Проблемы революции, гуманизма и культуры в цикле статей «Несвоевременные мысли». Жанровое многообразие творчества. «Жизнь Клима Самгина»: философия, поэтика, особенности творческого метода и жанра. Система героев. Оценка романа в критике. М. Горький в отзывах современников и оценках исследователей. САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Дело Артамоновых» М. Горького: творческий замысел, особенности композиции, жанровое своеобразие (социально-психологический роман). Литература: 1. Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко. 2. Тагер Е.Б. Дело Артамоновых // Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. М., 1964. 3. Овчаренко А.И. Горький и литературные искания ХХ столетия. 2-е изд., доп. М., 1978. 4. Волков А.А. Художественный мир М. Горького. М., 1978. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Драматургия М. Горького: идейно-художественное своеобразие, жанровая специфика. Литература: 1. Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. М., 1964. 2. Волков А.А. Художественный М. Горького. М., 1978. 3. Бялик Б.М. Горький-драматург. 2-е изд. М., 1977. 4. Новиков В.В. Творческая лаборатория Горького-драматурга. М., 1976. ЛЕКЦИЯ. В.В. Маяковский. Творческий путь поэта. Художественное многообразие произведений первых лет советской власти. Работа в «Окнах РОСТА». Маяковский и ЛЕФ. Любовная лирика, эволюция темы и поэтики. Сатира Маяковского. Стихи зарубежного цикла. Гражданская лирика поэта. Тема поэта и поэзии, оригинальность ее решения. Своеобразие жанра поэмы в творчестве В.В. Маяковского. Особенности театра Маяковского. Поэтика Маяковского. Новаторство в области жанра, стиха, и языка. Традиции Маяковского в русской поэзии. Споры о Маяковском в современном литературоведении. ЛЕКЦИЯ. С.А. Есенин. Своеобразие мировоззрения и лирического дарования. Национальный характер поэзии С. Есенина. Мифологические и библейские мотивы в его поэзии. Стихи о советской действительности. Сложность и противоречивость восприятия событий революции и гражданской войны. Особенности лирики поэта, ее гуманизм, живописность, музыкальный песенный характер. Тема любви и природы в стихах Есенина. Историко-революционная тема в творчестве поэта. «Анна Снегина» как итог предшествующих поисков. Трагическое содержание поэмы «Черный человек». Традиции УНТ и русской классической поэзии в творчестве Есенина. ЛЕКЦИЯ. А.А. Ахматова. Гражданская позиция поэта в первые годы советской власти. Противоречивость образа лирической героини. Трагические мотивы любовной лирики. Тема смерти, вины, ответственности в поэзии А. Ахматовой. Пушкинская тема в наследии поэта. Поэма «Реквием». Лирика периода Великой Отечественной войны. «Поэма без героя»: жанровая специфика; особенности сюжета и конфликта произведения; время и пространство в поэме; лирическое начало и его роль. Основные темы, мотивы и образы в лирике А.А. Ахматовой 1950-1960-х гг. ЛЕКЦИЯ. Лирика 20-30-х гг. М. Цветаева. Своеобразие цветаевской трактовки событий революции и гражданской войны (сб. «Лебединый стан»). Философское осмысление фольклорных источников в поэмах 20-х годов. Трагический конфликт в поэмах о любви, философской лирике. Жанр литературного портрета. Творчество периода эмиграции. Б. Пастернак: основные темы, проблемы творчества. Эволюция лирического героя. Особенности поэтики. САМОСТОЯТЕЛЬНО. О. Мандельштам. Эволюция творческого пути. Ассоциативность лирики. Особенности поэтики. Основные темы и мотивы лирики Мандельштама Литература: 1. Гаспаров М.Л. О. Мандельштам. М., 1996. 2. Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. 3. Колобаева Л.А. «Место человека во вселенной …» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1991. № 2. 4. Мандельштам и античность / сб. статей. М., 1995. 5. Рассадин С.Б. Очень простой Мандельштам. М., 1994. 6. Струве Н.А. Осип Мандельштам. Томск, 1992. 7. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена /отв. ред. проф. С.И. Кормилов. М., 1998. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Русская героическая драма. «Бронепоезд 14-69» Иванова В., «Любовь Яровая» К. Тренева, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского. Особенности жанра. Литература: 1. Ленов Б.А. Утверждение. Героико-патриотическая тема в русской и советской литературе. М., 1988. 2. Неведов Ю.Б. Советская героическая драма 20-х годов. Проблематика. Структура, жанр. Саратов, 1985. 3. История русской советской литературы. 1917-1965: В 4 т. М., 1967. Т. 1. (Главы о В. Иванове, К. Треневе, В. Вишневском). ЛЕКЦИЯ. Русская литература 30-х годов. Цензура и репрессии. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организации» (1932). Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Жанровое разнообразие романа. Феномен русской эпопеи ХХ в. Поиски в области поэтики. Поэзия этих лет. Трагические противоречия действительности и литература. Рождение теории «социалистического реализма». САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Как закалялась сталь» Н. Островского: личность и революция в романе, особенности стиля. Литература: 1. Аннинский Л. «Как закалялась сталь» Николая Островского. М., 1983. 2. Трегуб А. Жизнь и творчество Николая Островского. 3-е изд. М., 1975. 3. Литвинов В.М. Талант и мужество: О художественных особенностях романа Н. Островского «Как закалялась сталь». М., 1983. ЛЕКЦИЯ. Шолохов М.А. Творческий путь. Русский характер в изображении писателя. Мастерство Шолохова-рассказчика, новеллиста. «Донские рассказы». «Тихий Дон» – роман-эпопея, раскрывающий национальные судьбы народа. Инсинуации, связанные с авторством М. Шолохова. Дискуссии о смысле образа Григория Мелехова. Проблема трагического. Гуманистическая позиция автора. Женские характеры в романе. Роль эпиграфов. Новаторство М. Шолохова. Роль психологического анализа. Художественная структура и стиль. Народная основа языка. Стихия УНТ. Шолохов периода Великой Отечественной войны. Философское и жанровое своеобразие рассказа «Наука ненависти». Своеобразие шолоховского реализма. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Роман «Поднятая целина» М.А. Шолохова. Проблематика романа в контексте современных дискуссий. Символический смысл названия. Специфика изображения характеров. Крестьянский мир в массовых сценах романа. Своеобразие и функции юмора. Пейзажи и их философско-эстетическая роль в романе. Литература 1. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. М.: Просвещение, 1989. С. 118-147. 2. Залесская Л.И. Шолохов и развитие советского многонационального романа. М.: Наука, 1991. С. 186-229. 3. Ильин Е.Н. Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина»: (Из опыта работы). Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. 4. Литвинов В.М. Михаил Шолохов. Изд. 2-е. М.: Художественная литература, 1985. С. 153-228. 5. Огнев А.В. Михаил Шолохов и наше время. Тверь, 1996. 6. Хватов А.И. На стрежне века: (Художественный мир Шолохова). Изд. 2-е, доп. М.: Современник, 1975. С. 325-371. 7. Бирюков Ф.Г.Мифы о «Поднятой целине» // Шолохов и современность: Сборник статей и документальных материалов. М.: Наследие, 1995. С. 82-102. 8. Дворяшина Ю.А. Поднята ли целина в романе Шолохова? // Литература в школе. 1990. № 2. С. 30-48. 9. Мельникова Н.И. Примирение без согласия: шолоховский вариант трагического // Литература в школе. 2001. № 3. С. 6-9. ЛЕКЦИЯ. М. Пришвин. Лирико-философская проза. Человек и природа. Своеобразие концепции гуманизма. Новое в раскрытии отношений личности и общества, человека и природы. Поэма в прозе «Фацелия». Идейная значимость и поэтическое богатство итогового романа «Осударева дорога». Связь с классической русской литературой. «Универсальный» реализм Пришвина. Фольклоризм и другие особенности поэтики. «Дневники» писателя. ЛЕКЦИЯ. А.Н. Толстой. Творческая эволюция писателя. Связь послеоктябрьского творчества с ранним этапом. Лирическая проза («Детство Никиты»). Фантастика. Трилогия «Хождение по мукам». Эволюция героев и их взаимоотношений. Особенности жанра и композиции. Роман «Петр Первый» как жанр исторического романа. Эволюция темы Петра Первого в творчестве А.Н. Толстого. Национальный колорит произведения. А. Толстой в период Великой Отечественной войны. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Драматургия 30-х годов. Спор «новаторов» и «архаистов» о путях развития советской драмы 30-х годов. Литература: 1. Богуславский А.О., Диев В.А. Русская советская драматургия: Основные проблемы развития. 1917-1935. М., 1965. 2. Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко. ЛЕКЦИЯ. «Возращенная» литература. Писатель и власть. Основные идейно-творческие и жанрово-стилевые характеристики. Творчество В. Зазубрина, Б. Пильняка, Е. Замятина. «Белая гвардия» М. Булгакова как социально-философский роман. Своеобразие творчества Булгакова 30-х годов. Уникальность творческого почерка А. Платонова. ЛЕКЦИЯ. Литература русского зарубежья. Художественные произведения 20-40-х годов. Феномен В. Набокова. Национальная выразительность литературы зарубежья. Развитие мотивов православия (И. Шмелев, Б. Зайцев). Творчество М. Осоргина, Г. Газданова. Художественная мемуаристика. ЛЕКЦИЯ. Русская литература периода Великой Отечественной войны. Преобладание поэзии. Песенное творчество. Проблема стилевого разнообразия в поэзии военного времени. Темы Родины. Проблема гуманизма в литературе этих лет. «Василий Теркин» А. Твардовского: Своеобразие композиции. Смысл подзаголовка «Книга про бойца»; Василий Теркин как эпический герой. Новое поколение поэтов. Исповедальный характер лирики. Народно-героическая тема в лиро-эпосе. Художественная проза, разные тенденции. Публицистика военных лет. Патриотический характер литературы военного времени. Сатирическая сказка. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Многообразие конфликтов в драматургии военного времени. Нравственно-психологические и философские аспекты конфликта в пьесе Л. Леонова «Нашествие». Социально-политическое содержание конфликта в пьесе А. Корнейчука «Фронт». Литература: Богуславский Л.О., Диев В.А. Русская советская драматургия: Основные проблемы развития, 1913-1945. М., 1968. ЛЕКЦИЯ. Особенности развития литературы в 1946-1956 годах. Темы войны и возвращения к мирной жизни – ведущие в литературе. Перегибы в партийном руководстве литературой. Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946). Отражение теории бесконфликтности в литературе. «Лакировка» действительности. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Путь к утверждению художественной правды о войне. Героизация действительности. Утверждение подвига советского народа. «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Мемуарно-документальная литература. Принципы художественного раскрытия человека на войне (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», В. Панова «Спутники», Э. Казакевич «Звезда» и т.д.). Идейно-стилевое разнообразие в изображении Великой Отечественной войны. «Они сражались за Родину» М. Шолохова – художественная вершина русской прозы о войне. Литература: Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко. САМОСТОЯТЕЛЬНО. Проблема производственного романа в послевоенной русской прозе. Схематичность конфликта. Насыщение производственного романа нравственно-психологическими проблемами. Новые черты в раскрытии темы труда в произведениях В. Ажаева («Далеко от Москвы»), В. Кочетова («Журбины»), Г. Николаевой («Битва в пути») и т.д. Литература: 1. Учебные пособия под ред. П.С. Выходцева и А.И. Метченко. 2. История русской литературы ХХ в. В 2х т. Т.2. М., 2002. / Под ред. Кременцова. Планы к практическим занятиям: тема 1. особенности развития литературы 1917-1956 гг. 1. Литературная обстановка 1917 – 1920-х гг. 2. Стилевое и жанровое многообразие литературы 20-х гг. Литературный плюрализм. Проблема героя. 3. Литературное движение 30-х гг. I Всесоюзный съезд писателей. Проблема соцреализма. 4. Литература военного времени. Роль публицистики. 5. Литература послевоенного времени: основные темы, проблемы. Постановление ЦК партии. Теория бесконфликтности. Жанр производственного романа. Литература: ü Русская литература ХХ века. / Под ред. Л.П. Кременцова. Т. 1. М., 2002. Т. 2. М., 2002. ü История русской литературы ХХ века (20-50-е годы): литературный процесс. М., 2006. ü Белая Г.А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления «нейтрального» стиля // Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. М., 1978. ü Коваленко А.Г. Русская литература ХХ века (20-30-е годы). М., 1994. тема 2. «ГОРОДА И ГОДЫ» К. ФЕДИНА 1. История создания романа. 2. Первая мировая война в Германии, гражданская война в России. Проблематика гуманизма и ее решение в романе. Андрей Старцов и Курт Ван. 3. Своеобразие композиции и ее смысловая роль. 4. Особенности стиля романа «Города и годы». Литература ü Брайнина Б.Я. Константин Федин. М., 1962. ü Кузнецов Н. Константин Федин. М., 1969. ü Старков А.Н. Герои и годы: Романы К.Федина. М., 1973 ü Кузнецов М.М. Романы Константина Федина. М., 1980. ü Бугаенко П.А. Константин Федин: Личность. Творчество. Саратов, 1980. ü Оклянский Ю.М. Федин. М., 1986. тема 3. «РЕКВИЕМ» А. АХМАТОВОЙ 1. История создания поэмы. 2. Проблематика произведения. 3. Эпическое и лирическое в «Реквиеме». 4. Особенности композиции, своеобразие хронотопа. 5. Жанровое своеобразие произведения. Литература: ü Ахматова А. Реквием // Октябрь. 1987. № 3 или Нева. 1987. № 6. ü Павловский А.И. Анна Ахматова: Очерк творчества. М., 1973. ü Субботин А. Недосказанное жжет // Урал. 1987. № 10. ü Лесневский С. Мужество поэта // Лит. Россия. 1987. 19 июня. ü Архангельский А. Час мужества // Лит. обозрение. 1988. № 1. ü Скатов Н. и др. К 100-летию со дня рождения А. Ахматовой // Литература в школе. 1989. № 3. С. 3-30. тема 4. Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» 1. Этапы работы М.А.Шолохова над романом-эпопеей «Тихий Дон». 2. Особенности писательского изображения войн и революции и отношение к описываемым событиям (ч. 3, гл. IV, VII, VIII, IX; ч. 4, гл. I; ч. 6, гл. IV, XII; ч. 5, гл. I; ч. 7, гл. XXVIII и т. д.). 3. Традиционный уклад жизни как нравственная опора казаков. Трагедия его разрушения (ч. 6, гл.XIX, ХLVI; ч. 7, гл. XIII, XXVIII). Описание могилы Валета как емкое выражение авторской концепции неприятия гражданской войны и торжества любви, семейного счастья в непростых условиях жестокости (ч. 5, гл. XXXI). 4. Трагедия Григория Мелехова. Нравственные искания героя (ч. 3, гл. V, XXIII; ч. 4, гл. IV, V; ч. 5, гл. II, ХIII; ч. 6, гл. II, XX, XXI, XXVIII, XXXVI, ХLII, ХLVI, LI, LVI, LVIII; ч. 7, гл. XI; ч. 8, гл. VI-IХ, XI, XII, XVII). Образы-символы судьбы Григория (черная степь, черное небо, черное солнце). Открытый характер финала романа. 5. Трактовки образа Григория Мелехова (А. Лежнев, А. Бритиков, Л. Якименко, Ф. Бирюков, А. Хватов, В. Кирпотин, В. Васильев). 6. Поэтика женских образов романа. 7. Жанровое своеобразие «Тихого Дона» как романа-эпопеи. 8. Дискуссии о «Тихом Доне». Литература: ü Белая Г.А. «Фокусническое устранение реальности» (О понятии «роман-эпопея») // Вопросы литературы. 1998. № 3. ü Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М. Шолохова. М., 1989. ü Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1980. ü Васильев В. «Рим» Григория Мелехова: О финале «Тихого Дона» // Литература. 2002. № 23. ü Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон». Творческая история романа М. Шолохова. М., 1980. ü Дворяшин Ю.А. М. Шолохов и русская проза 20-30-х годов о судьбе крестьянства. Новосибирск, 1992. ü Ермолаев Г. Война и мир донских казаков // Дон. 1998. № 5-6. ü Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. СПб., 2000. ü Кожинов В.В. О «Тихом Доне» Шолохова // Литература в школе. 1994. № 4. ü Колодный Л.Е. Кто написал «Тихий Дон». Хроника одного поиска. М., 1995. ü Кузнецов Ф.Ф. Шолохов и «анти-Шолохов». Конец литературной мистификации века // Наш современник. 2000. №№ 5-7, 11; 2001. №№ 2, 4, 5. ü Семанов С.Н. «Тихий Дон» - литература и история. М., 1982. ü Семанов С.Н. Православный «Тихий Дон». М., 1999. ü Семенова С.Г. Философско-метафизические грани «Тихого Дона» // Вопросы литературы. 2002. № 1. ü Сивоволов Г.Я. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов-на-Дону, 1995. ü Симмонс Э. Он избрал свой путь // Вопросы литературы. 1990. № 5. ü Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи (Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М.Шолохова). М., 1986. ü Сорокина Н.В. «Тихий Дон» М.А. Шолохова: современная полемика вокруг романа. Тамбов, 2002. ü Шешуков С.И. В поисках истины. Споры вокруг Григория Мелехова // Наш современник. 1985. № 5. тема 5. РОМАН «МЫ» Е. ЗАМЯТИНА 1. История создания и публикации романа. 2. Социально-философская проблематика: личность и общество, человек и природа, счастье и свобода и др. 3. Образная система: Д-503, I-330, R-13 и др. 4. Жанрово-стилевое своеобразие: особенности авторской речи и язык персонажей, ирония в романе. 5. Роман «Мы» Е. Замятина в контексте литературы ХХ века. Литература: ü Давыдова Т.Т. Е. Замятин. М., 1991. ü Ланин Б.А. Роман Е. Замятина «Мы». М., 1992; Он же. Русская литературная антиутопия. М., 1993. ü Шайтанов И. Мастер // Вопросы литературы. 1988. № 12. ü Ревич В. Предупреждение всем // Лит. обозрение. 1988. № 7. ü Можейко И. Еретик или антиутопия // В мире книг. 1988. № 9. ü Новиков В. Возвращение к здравому смыслу // Знамя. 1989. Кн. 7. ü Келдыш В.А. Е.И. Замятин // Замятин Е.И. Избранные произведения. Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. М., 1989. ü Лакшин В.Я. «Антиутопия» Евгения Замятина // Знамя. 1988. № 4. ü Скороспелов Е.Б. Замятин и его роман «Мы». М., 1999. тема 6. «НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ» М. ГОРЬКОГО 1. Революция и проблема гуманизма в трактовке М. Горького. 2. Революция и культура, судьба русской интеллигенции. 3. Проблема народа и русского национального характера в интерпретации писателя. 4. Отношение к Октябрьской революции, большевикам, В.И. Ленину в публицистике М. Горького и литературном портрете «В.И. Ленин». Литература: ü Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. М., 1994. ü Овчаренко А.И. О «Несвоевременных мыслях» М.Горького // Лит. газета. 1988. 14 сент. ü Вайнберг И. Во имя революционной культуры: публицистика М.Горького 1917-1918. Литературное обозрение. 1988. № 9. ü Егорунин А. Во имя человека: Уроки М.Горького и современная публицистика // Лит. Россия. 1988. 25 марта. С. 2. ü Резников Л. О книге М.Горького «Несвоевременные мысли» // Нева. 1988. № 1. ü Аннинский Л. Наши старики: (К изучению литературно-публици-стического наследия А.М. Горького, В.Г. Короленко и П.П. Павлова) // Дружба народов. 1989. № 5. ü Басинский П.К. Горькому - единому и цельному // Новый мир. 1989. № 3. ü Огнев А.В. М. Горький о русском национальном характере. Тверь, 1992. или «РАССКАЗЫ 1922-1924 ГОДОВ» М. ГОРЬКОГО 1. История создания цикла и критические оценки их современниками. 2. Философия утешительства и правды. Образ Савела («Отшельник») в ряду горьковских утешителей («Сказка о чиже, который лгал, и о дятле - любители истины», «На дне», «Дело Артамоновых»). Смысл финала рассказа. 3. «Рассказ о герое», «Карамора» как варианты раскрытия психологии личности. Приемы создания характеров. 4. Философия ответственности, правды и свободы, любви и страха в рассказе «Голубая жизнь»; принципы модернистской поэтики. 5. «Рассказ о необыкновенном» – итог цикла. Поэтика «необыкновенного» в рассказе. 6. Идейная и композиционная целостность цикла. Литература: ü Бялик Б.А. Судьба максима Горького. М., 1973. ü Волков А.А. Художественный мир Горького (советские годы). М., 1978. ü Овчаренко А.И. М. Горький и литературные искания ХХ столетия. М., 1971. ü Сухих С.И. Заблуждения и прозрения М. Горького. Нижний Новгород, 1992. ü Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд. Ставрополь. Москва, 1998. Ч. I. ü Примочкина Н. Н. Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х годов. М., 1998. тема 7. САТИРИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 20-30-Х ГОДОВ 1. Проблематика сатирических комедий В. Маяковского «Клоп» и «Баня». 2. «Зойкина квартира» М. Булгакова: проблематика и поэтика. Мотив «дома-антидома». 3. Художественные принципы создания системы образов в комедиях В. Маяковского и М. Булгакова. 4. Основные принципы драматургического мастерства В. Маяковского и М. Булгакова. Элементы антиутопии в драматургии 20-30-х гг. Литература: ü Метченко А.И. В.В.Маяковский: Очерк творчества. М., 1964. ü Перцов В.О. Маяковский: Жизнь и творчество. М., 1976. Т. 3. ü Милявский Б. Сатирик и время: О мастерстве Маяковского-драматурга. М., 1963. ü Петелин В. М. Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989. ü Яблоков Е. Художественный мир М. Булгакова. М, 2001. ü Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983. ü Бочаров М.Д. Пьеса В.Маяковского «Баня»: Материалы к спецкурсу. Ростов н/Д., 1972. ü Смирнов-Несвицкий Ю.А. Особенности поэтики театра Маяковского: Учебное пособие. Л., 1980. ü Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988. ü Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996. тема 8. ОБРАЗ РУСИ В ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ С. ЕСЕНИНА 1. Тема Руси в дооктябрьском творчестве С. Есенина. Функция пейзажа (Береза. Гой ты, Русь, моя родная... Край любимый! Сердцу снятся... Русь. Край ты мой заброшенный... Черная, потом пропахшая выть... Топи да болота...). 2. Родина и революция в творчестве Есенина после Октября (Небесный барабанщик. Кантата. Сорокоуст). 3. Образ Руси советской в лирике Есенина последних лет (Возвращение на Родину. Русь уходящая. Русь советская. Несказанное, синее, нежное... Спит ковыль. Равнина дорогая... Отговорила роща золотая. Не жалею, не зову, не плачу). Литература: ü Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969. ü Наумов Е.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973. ü Волков А.А. Художественные искания Есенина. М., 1976. ü Карпов А.С. Стих и время. М., 1966. ü Коржан В.В. Есенин и устная народная поэзия. Л., 1969. ü Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя. М., 1990. ü Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., 1989. ü Базанов В. Сергей Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982. ü Харчевников В.И. Поэтический стиль С. сенина: 1910-1916. Ставрополь, 1975. или «АННА СНЕГИНА» С. ЕСЕНИНА 1. Жанровое своеобразие поэмы. 2. Особенности сюжета и композиции произведения. 3. Эпический социально-исторический план поэмы. 4. Место поэмы в художественной эволюции С. Есенина. Литература: ü Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969. ü Наумов Е.И. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973. ü Волков А.А. Художественные искания Есенина. М., 1975. ü Жаворонков А. Поэма С.Есенина «Анна Снегина» // Сергей Есенин: Исследования. Мемуары. Выступления. М., 1967. ü Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1972. ü Кошечкин С. Сергей Есенин. Л., 1974. ü Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. 2-е изд. М., 1986. ü Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. М., 1989. тема 9. «ЧЕВЕНГУР» А. ПЛАТОНОВА 1. Творческая история. 2. Особенности жанра, метафорический смысл названия. 3. Образ чевенгурского социализма (цель, программа, реальная практика). 4. Своеобразие сатиры А. Платонова (юмор, ирония, гипербола, гротеск, символика). Литература: ü Платонов А. Мне это нужно не для славы... Письмо М. Горькому // Вопросы литературы. 1988. № 9. ü Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995. ü Семенова С. Мытарства идеала: к выходу в свет «Чевенгура» А.Платонова / Новый мир. 1988. № 5. ü Золотусский И. Крушение абстракций // Новый мир. 1989. № 1. ü Чалмаев В.А. Андрей Платонов. М., 1989. ü Чалмаев В.А. Утонувший колокол: Читая Платонова // Вопросы литературы. 1988. № 7. ü Фоменко Л.П. Человек в философской прозе А. Платонова. Калинин, 1985. ü «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М., 1994. Вып. 2; 1999. Вып. 3. тема 10. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПОЭЗИИ М.И.ЦВЕТАЕВОЙ 1. Основные этапы жизненного и творческого пути поэта. 2. Черты художественного мира М.И. Цветаевой. Основные мотивы и ключевые образы лирики М.И. Цветаевой. Эволюция темы любви в творчестве М. Цветаевой. 3. Своеобразие лирической героини М.И. Цветаевой. 4. Особенности стиля, поэтики и ритмики стихотворений М.И. Цветаевой. 5. Роль фольклора, символики и классических традиций в стихотворениях М.И. Цветаевой. Литература: ü Зубова Л.В. Поэзия М. Цветаевой. Л., 1989. ü Кудрова М. «Версты, дали…» М. Цветаева. М., 1991. ü Кулова Л.Н. Одинокий дух: М. Цветаева. М., 1992. ü Осипова Н.О. Поэмы М. Цветаевой 1920х г.г.: Проблемы художественного мифологизма. Киров, 1997. ü Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. Л., 1989. ü Саакянц А.А. М. Цветаева. М., 1986. ü Эфрон А. О Марине Цветаевой. М., 1989. ü Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. тема 11. «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М. БУЛГАКОВА 1. История создания и публикации романа. 2. Своеобразие жанра и композиции. 3. Философское начало в романе. 4. Изображение советской действительности 20-30-х годов. 5. Традиции и новаторство М. Булгакова в изображении сатиры. Воланд и его свита в Москве. 6. Особенности сатиры М. Булгакова. Литература: ü Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983. ü Чудакова М. Творческая история романа «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. 1976. № 1. ü Лакшин В. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968. № 6. ü Утехин Н. «Мастер и Маргарита» М.Булгакова // Русская литература. 1979. № 4. ü Петелин В. М.Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989. ü Боборыкин В.Г. М.Булгаков: Книга для учителя старших классов. М., 1991. ü Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерки творческой истории. М., 1991. ü Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991. ü Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988. ü Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996. тема 12. «ЖЕНЬШЕНЬ» М. ПРИШВИНА 1. Мир природы в повести и художественные средства его воплощения. 2. Философская концепция повести. Образ Лувена. Искания рассказчика. 3. Тема любви, ее место в философской концепции произведения. 4. Романтическое начало в повести. Особенности ее стиля. Литература: ü Ершов Г.А. Михаил Пришвин: Жизнь и творчество. М., 1973. ü Мотяшов И. Михаил Пришвин: Критико-биографический очерк. М., 1965. ü Пахомова М.Ф. Михаил Михайлович Пришвин. М., 1970. ü Хмельницкая Т.Ю. Творчество Михаила Пришвина. Л., 1959. ü Хайлов А.И. Михаил Пришвин: творческий путь. М., 1962. ü Зотов И.А. Человек и природа в творчестве М.Пришвина: Пособие для учителей. М., 1982. ü Гордиенко Л.Н. Вернадский и Пришвин. Взаимодействие научного и художественного сознания в формировании эстетического чувства природы // Вестник МГУ. Сер. 7. Филология. 1980. № 1. тема 13. «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» И.С. ШМЕЛЕВА 1. Концепция бытия по И.С. Шмелеву. Образ Вани и Горкина. 2. Эволюция художественного мировоззрения Шмелева. 3. Композиционные особенности повести. 4. Отличие «Лета Господне» от книг современников писателя. Литература: ü Кутырина Ю. Трагедия Шмелева // Слово. 1991. № 2. ü Любомудров А.М. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С. Шмелева // Христианство и русская литература. Сб. статей. СПб, 1994. ü Сорокина О.Н. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994. ü Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). М., 1998. ü Есаулов И.А. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. 1992. № 10. ü Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. М., 1991. ü Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. Концепция мира и человека. Калуга, 1995. тема 14. В. Набоков «Приглашение на казнь» 1. Место В. Набокова в литературе русского зарубежья. 2. «Приглашение на казнь»: проблема жанра. 3. Основные темы, мотивы (мотив игры, категория прозрачности/непрозрачности и др.) 4. Система образов в романе. Литература: ü Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992. ü Мулярчик А. Русская проза В. Набокова. М., 1997. ü Носик Б. Мир и дар Набокова. М., 1995. ü Шаховская З. В поисках Набокова. Отражение. М., 1991. тема 15. РАССКАЗ « СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» М.А. ШОЛОХОВА 1. Идейный замысел и особенности композиционного построения произведения (внешний и внутренний рассказчики, житийный принцип повествования). Символический смысл названия. 2. Образ Андрея Соколова как воплощение русского характера. Противоборство жизни и смерти. 3. Эпическое, психологическое и трагическое начало в «Судьбе человека» и характер их взаимодействия. 4. Фольклорные традиции в рассказе. 5. Своеобразие художественного времени и пространства. 6. Место рассказа «Судьба человека» в творческой биографии писателя и в военной прозе ХХ века. Литература: ü Бирюков Ф.Г. О подвиге народном. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. М.: Просвещение, 1989. С. 159-166. ü Журавлёва А.А., Ковалёва А.Н. Михаил Шолохов. М.: Просвещение, 1975. С. 179-184. ü Литвинов В.М. Михаил Шолохов. Изд. 2-е. М.: Художественная литература, 1985. ü Огнёв А.В. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека». М.: Высшая школа, 1984. ü Хватов А.И. На стрежне века: (Художественный мир Шолохова). Изд. 2-е, доп. М.: Современник, 1975. С. 289-324. ü Якименко Л.Г. Творчество М.А. Шолохова: Монография. М.: Советский писатель, 1977. С. 600-614. тема 16. РОМАН «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. ПАСТЕРНАКА 1. История создания и публикации романа. 2. Основная проблематика произведения: протест против уничтожения русской интеллигенции и русской культуры в послереволюционное и послевоенное время, авторская философия революции. Образ Иисуса Христа в системе ценностных ориентиров романа. 3. «Мессианское» и земное начало в образе Юрия Живаго. 4. Мир, пространство, время и действие романа. Роль природных пейзажей. 5. Особенности композиции романа. Значение «Стихотворений Юрия Живаго» в раскрытии проблематики произведения. Обращённость к Христу в стихотворениях на евангельские темы. Литература: ü Баевский В.С. Пастернак. М.: Издательство МГУ, 2002. С. 54-86. ü Есаулов И.А. Пасхальный роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. С. 524-544. ü Плотинина Н.П. и др. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» в школьном изучении: пособие для учителя. М.: Чистые пруды, 2005. ü Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение, 1996. ü Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. Эссе. СПб.: Паритет, 2004. С. 308-349. ü Власов А.С. «Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л. Пастернака // Литература в школе. 2001. № 8. ü С. 2-8. ü Исаев С.Г. Композиция текста в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологические науки. 2005. № 3. С. 3-15. ü «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М.: Советский писатель, 1990. тема 17. РОМАН «УГРЮМ-РЕКА» В.Я. ШИШКОВА 1. Проблематика произведения. Нравственно-философская основа романа. 2. Система образов в романе. Образ Прохора Громова. 3. Мир природы в «Угрюм-реке» и его роль в раскрытии характеров персонажей. 4. Жанрово-стилевые особенности романа. Литература: ü Еселев Н.Х. Шишков. М.: Молодая гвардия, 1973. С. 137-156. ü Редькин В.А. Вячеслав Шишков: Новый взгляд. Очерк творчества В.Я. Шишкова. Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1999. С. 82-117. ü Яновский Н.Н. Вячеслав Шишков. Очерк творчества. М.: Художественная литература, 1984. С. 161-208. Список литературы Основная литература: История русской литературы XX века. 20-50-е годы. Литературный процесс. Учебное пособие. М., 2006. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена /отв. ред. проф. С.И. Кормилов. М., 1998. История русской литературы ХХ в. В 2х т. Т.2. М., 2002. / Под ред. Кременцова. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период). М, 2001 г. Агеносов В.В. Литература Русского зарубежья. М., 1998. Архангельская Н.Н. «Имена» в вузовском учебнике истории русской литературы ХХ века: варианты отбора и «представления» // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2000. Вып. 1. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья. М., 2005. Голубков М.М. Русская литература ХХ века: После раскола. М., 2001. Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд. Ставрополь – Москва, 1998. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М., 1982; Изд. 2-е, доп. М., 1988. Желтова Н.Ю. Нужен ли учебник по литературе русского зарубежья? // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2000. Вып. 1. История русской литературы на страницах современных вузовский учебных изданий / Всероссийский «круглый стол» // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2000. Вып. 1. Литературное движение советской эпохи. Материалы и документы. Хрестоматия / Сост. П.И. Плукш. М., 1986. Михайлов О.Н. Литература Русского зарубежья. М., 1995. Очерки истории русской литературы ХХ века. М., 1995. Вып. 1. Русская литература ХХ века (десятые-тридцатые годы). Хрестоматия / Сост. проф. А.А. Газизова, проф. В.А. Славина. М., 1995. Русская советская литература / Под ред. А.А. Журавлевой. Л., 1988. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991. Литература русского зарубежья (1920-1990). М., 2006. Дополнительная литература: История русской советской литературы / Под ред. проф. П.С. Выходцева. Изд. 4-е, испр. и доп. М., 1986. История русской советской литературы (1917-1940) / Под ред. проф. А.И. Метченко, проф. С.М. Петрова. Изд. 2-е, испр. М., 1983. История русской советской литературы 40-80-е годы / Под ред. проф. А.И. Метченко, проф. С.М. Петрова. Изд. 2-е, испр. М., 1983. Черников А.П. Серебряный век русской литературы. Калуга, 1998. Шешуков С. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов. 2-е изд. М., 1984. История русского советского романа: В 2 кн. М.; Л., 1965. Кн. I-II. Петров С.М. Русский советский исторический роман. М., 1980. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития прозы 20-х годов. М., 1977. Бузник В.В. Русская советская проза 20-х годов. Л., 1975. Скороспелова Е.Б. Русская советская 20-х - 30-х годов: Судьбы романа. М., 1985. Русская советская поэзия: Традиции и новаторство, 1917-1945. Л., 1972. Выходцев П.С. В поисках нового слова: Судьбы русской советской поэзии 20-х - 30-х годов ХХ века. М., 1980. Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия. 2-е изд., доп. М., 1973. Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 1975. Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия: Основные проблемы развития, 1917-1935. М., 1963; 1936-1965. М., 1965. Михайловский Б., Тагер Е. Творчество Горького. 2-е изд. М., 1954. Тагер Е. Творчество М.Горького советской эпохи. М., 1964. Овчаренко А. Горький и литературные искания ХХ столетия. М., 1978. Бялик Б. Горький-драматург. М., 1962. Метченко А. Маяковский: Очерк творчества. М., 1964. Перцов В. Маяковский: Жизнь и творчество. М., 1969. Долгополов Л.К. Александр Блок: Личность и творчество. Л., 1980. Орлов В. Поэма А.Блока «Двенадцать». М., 1965. Юшин П. Сергей Есенин: Поэзия. Идейно-творческая эволюция. М., 1969. Волков А.А. Художественные искания С. Есенина. М., 1976. Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973. Павловский А.И. Анна Ахматова: Очерк творчества. М., 1973. Лихачев Д.С. <Вступительная статья> // Пастернак Б. Избранное: В 2 т. М., 1985. Т. I. Альфонсов В. Поэзия Б.Пастернака. Л., 1990. Саакянц А.А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986. Павловский А. Куст рябины: О поэзии М.Цветаевой. Л., 1989. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992. Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992. Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама // О старом и новом. Л., 1982. Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. I. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983. Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992. Мулярчик А.С. Русская проза В.Набокова. М., 1997. Полтавцева Н.Г. Философская проза Андрея Платонова. Ростов, 1981. Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995. Макаров А. Демьян Бедный. М., 1964. Куприяновский П. Художник революции: (О Дмитрии Фурманове). М., 1976. Киселева Л. Творческие искания А.Фадеева. М., 1965. Бушмин А. А.Фадеев. 2-е изд., доп. Л., 1983. Кузнецов М.М. Романы К.Федина. М., 1980. Поляк Л. Алексей Толстой - художник. М., 1964. Грознова Н.А. Счастье борца (о романе Н.А.Островского «Как закалялась сталь»). М., 1988. Яновский Н.Н. Вячеслав Шишков: Очерк творчества. М., 1984. Редькин В.А. Вячеслав Шишков: новый взгляд. Очерк творчества. Тверь. 1999. Якименко Л. Творчество Шолохова // Избр. раб.: В 2 т. М., 1982. Т. 2. Хватов А. На стержне века: Художественный мир Шолохова. М., 1978. Ковалев В.А. Творчество Леонида Леонова. М.; Л., 1962. Грознова Н.А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Л., 1982. Леонов Л. Творческая индивидуальность и литературный процесс. Л., 1987. Минокин М.В., Юдин В.А. Публицистические аспекты русской прозы 1920-30-х годов. Тверь, 1998. Македонов А.В. Творческий путь Твардовского. М., 1988. Осетров Е. Человек-песня: Книга о М.Исаковском. М., 1979. |