IV. Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания» Прежде чем мы приступим к анализу рассказа, мы должны обратить внимание на слова, которые, возможно, нам не совсем понятны. Словарная работа · Досужий (вымысел) – появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение). · Предания – легенды, переходящие от поколения к поколению, рассказы о былом. · Плачевно – здесь: безрезультатно. · Пустые щи – щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне. · Изможденный – крайне изнуренный, утомленный. · Управляющий – человек, который ведет дела какого-либо хозяйства. · Швейцар – сторож при подъездах. · Поденная работа – работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день. · Сочельник – (устаревшее) канун церковных праздников Рождества и Крещения. · Залог – отдача имущества в обеспечение обязательств. Прием «Чтение с остановками». Итак, обратимся непосредственно к тексту рассказа (читает учитель от слов «Гриш, а Гриш!...» до слов «…так неожиданно и так плачевно») Связан ли выбранный автором эпитет «чудесный» с временем действия рассказа? Когда оно происходит? Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников? Как вы думаете, почему с описания витрины магазина начинается рассказ? Какой художественный прием использует писатель, давая подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых? Заполните таблицу. Мальчики | Мир вокруг | Перед огромным окном гастрономического магазина Великолепная выставка Эффектная картина: Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов; Стояли пирамиды мандаринов; Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы; Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала. Очаровательное зрелище | Приплясывали от жестокой стужи Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью. Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей. Произнес сурово, подавив тяжелый вздох | Обсудите таблицу в парах. Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром? Какие слова помогают это понять? Сколько рассказчиков в этом произведение? (Два: тот с кем произошла эта история, и тот, кто рассказываете нам). Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе». Продолжим чтение рассказа (читает ученик от слов «Старший мальчик первый отрвался…» до слов «…подталкивать локтем качающуюся колыбель») Ответим на 4 вопрос в учебнике из рубрики «Решаем читательские задачи» (с.29): Почему Куприн так подробно описывает дорогу мальчиков домой от ярких, праздничных витрин предновогоднего города до закоптелого, сырого подвала на окраине, в котором жила их семья? (автор противопоставляет их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других.) Как с помощью имен прилагательных в этом эпизоде автору удается передать нам эту мысль? Жизнь мальчиков | Жизнь большого города | Прекрасные магазины Сияющие елки Рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками Праздничное оживление толпы Веселый гул окриков и разговоров Разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам Праздничное ликование | Малолюднее и темнее становились улицы Кривые, узкие переулки. Покосившийся, ветхий дом, Мрачные, не освещенные косогоры Темный, обледенелый и грязный двор Грязная широкая постель Закоптелые, плачущие от сырости стены Мокрые отрепки Ужасный запах керосинового газа Детское грязное белье и крысы – настоящий запах нищеты. | Как называется такой прием? (антитеза) Предположите, о чем дальше будет идти речь. Читаем рассказ от слов «Мальчики молчали» до слов «разогреть-то нечем (по ролям). Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых? Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал? Можно ли согласиться с высказыванием И.Шмелева: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие - милосерднее»? К кому из персонажей рассказа вы уже сейчас могли бы применить эти слова? Предположите, о чем дальше будет идти речь Читаем от слов «Незаметно для себя…» до слов «Вы изволите здесь присесть?» (фронтально) Ответим на 6 вопрос в учебнике из рубрики «Решаем читательские задачи» (с.29): Можно ли сказать, что описание общественного сада - это психологический пейзаж? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставьте душевное состояние героя и пейзаж, найдите слова, помогающие это понять, оформите в виде схемы. (Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых, во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение). Как Куприн показал отчаяние Мерцалова? Что прежде всего запоминается в его портрете? Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся) Что же остановило героя от страшного поступка? (Встреча с доктором). А вы знаете, что Куприн , говоря о докторе Н.И.Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение. Николай Иванович Пирогов, профессор медицины родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя. Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелегким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал для будущего новую науку. «Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», - писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни прекрасных операций, съездил на две войны, где оказывал помощь раненым, изложил на полутора тысячах печатных страниц теорию военной хирургии. Умер Н.И. Пирогов 23 ноября 1881 в своей усадьбе в селе Вишня. Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова. Читаем от слов «Мерцалов умышленно..» до конца («по цепочке») Ответим на 9 вопрос в учебнике из рубрики «Решаем читательские задачи» (с.29): Почему старик решил помочь грубому незнакомцу? О каких качествах характера это говорит? Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»? (Аптечный ярлычок на лекарстве). Почему главный герой рассказа назван «незнакомцем», «доктором», а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: « По рецепту профессора Пирогова»? Почему фамилия Пирогова не попала в подзаголовок рассказа? Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность). Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? (Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых) Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду Посмотрите внимательно на свои таблицы и схемы, которые вы заполняли в течение урока. Какая общая мысль их объединяет? (противопоставление одного мира другому) Теперь вернемся к нашим вопросам, которые мы задали в начале урока: Что же связывает эти два понятия – «милосердие» и «чудесный» в наше время, в XXI веке? Каков смысл названия рассказа «Чудесный доктор»? Как вы думаете, какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или … Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком. Что на этом рецепте он написал, как вы думаете? По рецепту профессора Пирогова Станешь настоящим человеком, если у тебя в сердце: · Доброта · Сострадание · Сочувствие · Милосердие А главное, никогда не падать духом! Я составила для вас рецепт Пирогова и хочу, чтобы он был всегда с вами и чтоб лечили вы свои души именно по нему (учитель дарит рецепт каждому ученику). В чем же идея рассказа о «чудесном» докторе? На какие поступки автор хотел вдохновить читателя? Какую библейскую заповедь мы наблюдаем в рассказе? О чем молятся люди сейчас? С чем в трудные минуты жизни мы обращаемся к Богу? Так уж получается, что мы молимся о себе, своих близких. Но молимся ли о других, умеем ли? Всегда ли замечаем несчастья других? Об этом рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Рубрика «Литературная мастерская» (с.30): Как вы думаете, почему писатель снял подзаголовок «Истинное происшествие», когда рассказ включили в книгу? |