Музыка средневековой Европы Музыка Византии В 395 г. Римская империя была разделена на 2 части – Западную (с центром в Риме) и Восточную – Византию (столица Константинополь). За время своего существования (4-15 вв) Византийская империя создала самобытную музыкальную культуру, неразрывно связанную с христианством. По библейскому преданию, древнееврейский царь Давид «расслышал пение небес» и передал небесные славословия людям. Псалмы царя Давида, удивительные по форме обращения к Богу, вошли в христианскую церковную службу. Ранние произведения гимнографии представлены в творчестве Романа Сладкопевца (6 в) До возникновения нотного письма (в конце 9в) песнопения передавались в устной традиции, затем стали записываться в певческих богослужебных книгах особыми знаками – невмами. В византийской музыке существовала система из 8 ладов (гласов), каждый из которых имел характерные опорные звуки (устои) и звуковой объем (диапазон). Все вместе они образовывали музыкальную систему, которая получила название осмогласие. Среди жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон – музыкально-поэтическая композиция из 9 разделов, включавшая в себя темы покаяния и прославления. Тропарь – хвалебное песнопение, которое сочинялось к празднику или торжественному событию. Церковное пение подчинялось строгим законам – церковно-певческому канону. Правила были изложены в одной из важнейших богослужебных книг – Уставе. Когда мы говорим «византийская музыка», то имеем в виду церковное богослужебное пение восточных церквей византийской традиции. Помимо церковной в Византии существовала и народная, которая, сохранив формы древнегреческого искусства была частью традиционных обрядов и праздников. Колоссальное значение для развития богослужебного пения сыграло составление и систематизация Октоиха (осьмогласника) – это богослужебная православная книга. Одна из общих отличительных черт византийской музыки – монофоническое, то есть, одноголосное пение, что символизирует единство веры. Параллельно с исполнением одноголосной мелодии следует исон, представляющий ровную музыкальную линию, которую исполняет часть певчих и которая как бы поддерживает основную мелодию. Византийская музыка исполняется антифонно, то есть мелодия поется поочередно двумя хорами, правым и левым. Музыка средневековой Европы Профессиональные музыкальные традиции Средневековья формировались в рамках христианской церкви, в замках аристократов, в рыцарской среде и в практике городских музыкантов. Долгие века традиции эти были одноголосными и только в период зрелого Средневековья появилось многоголосие и музыкальная письменность, родилась единая система церковных ладов и ритмики, достигли совершенства европейские музыкальные инструменты (орган, клавесин, скрипка). Хронологически период Средневековья помещают в границы конца 5-6 века до включительно 15 в. Этот период в свою очередь делят на раннее Средневековье (6-8 вв.), высокое Средневековье (9-11 вв.), позднее Средневековье (12-14 вв). Во Франции также выделяют эпоху Ars Nova – связующее звено между Средневековьем и Возрождением. Искусство средних веков было подчинено задачам христианского богослужения. Музыке отводилась роль помощи молящемуся отрешиться от повседневных забот, забыть о личных чувствах и целиком сосредоточиться на том, что открывали ему библейские тексты и церковные таинства. Этой цели служили песнопения одноголосного изложения, что являлось символом единого Бога и единой Церкви. Пение осуществлялось по типу псалмодии, речитации: практически не распеваемые слова текста исполнялись одним человеком, а молящиеся отвечали такой же монотонной речитацией. Текст доминировал над музыкой, которая следовала ритмике слов, а мелодические интонации не должны были отвлекать от смысла текста. До нач. 13 века церковная музыка создавалась исключительно в монастырях, где сочиняя песнопение монах строго следовал канонам (правилам) и традициям. Он не считал себя автором, ибо единый творец – это Бог. Задача композитора – воплотить замысел Божий. Анонимность. В 5-7 веке существовали различные монастырские традиции, параллельно римской: в Лионе, Британии и на севере Италии – галликанское пение, в Испании – мозарабское, с 5-6 вв. в Италии исполняли священные тексты в манере пения гимнов, которые отличались голосовым распевом и мелодичностью. Создателем этого типа пения стал в Милане епископ Амвросий. В начале 7 в. весь накопившийся материал был приведен в систему и собран в обширном сборнике песнопений под названием «григорианский антифонарий», который связывают с именем Папы Римского Григория 1. Сборник Папы Григория 1 стал основой для развития одного из стилей европейской церковной музыки – григорианского хорового пения. Григорианская музыка диатонична( звукоряд на звуках гаммы без повышений и понижений), одноголосна, без скачков. Григорианская ладовая система символизировала распятого Христа. Соединение музыки с текстом основано на двух приемах: псалмодирование – на один музыкальный звук – один слог текста и юбиляция (ликование)- один слог на несколько звуков. К 13 столетию в европейской музыке утвердилось многоголосие, возникшее под значительным влиянием схоластики. Первыми шагами в формировании многоголосия было такое пение, когда тоны хоральной мелодии дублировались другим голосом, сопровождающим хорал (органумом). Словом «органум» назывался и музыкальный жанр – один из ведущих в многоголосной музыке средневековья. В творчестве Леонина, вторая половина 12 в. и Перотина 12-13 в., служивших в Певческой школе капеллы собора Нотр-Дам в Париже, формируется новый типа многоголосия (полифонии) В католической традиции важную роль в богослужении с 7 в. Начал играть орган. Православная музыка значительно дольше, чем католическая, сохраняла верность одногоголосию и до сих пор не допускаются инструменты. С конца 12 в. развивается светская музыка, связанная с рыцарской любовной поэзией. Большое распространение в средние века получили и бытовые жанры инструментальной музыки (главным образом танцевальные). На протяжении долгого периода на территории Западной Европы формировалась культура нового типа, в которой выделялась культовая (церковная), рыцарская (аристократическая) и бюргерская (городская) традиции. Специфика взаимодействия культового и светского муз. Профессионализма проявилась в размежевании муз.-поэтического искусства на «новое искусство (ars nova)» и старое искусство (ars antiqua). Теоретиком арс нова стал французский музыкант, поэт и философ Филипп де Витри, автор трактата «Арс нова» Во времена средневековья возникают новые жанры: мотет, кондукт, клаузула. Мотет был ведущим жанром, готической миниатюрой Средневековья, который оказался пригоден для создания и духовной и светской музыки. Большую известность приобрели трехголосные мотеты поэта и композитора Гийома де Машо. Развитие музыкальной теории в Западной Европе осуществлялось в рамках церковной учености. Наследуя традиции древних греков, философы рассматривали музыку в системе семи «свободных искусств», где она соседствовала с арифметикой, геометрией и астрономией. Следуя римскому философу Боэцию, различали 3 вида музыки: мировую – движение небесных сфер, человеческую – соединение человеческих голосов, инструментальную – проявление числовых закономерностей. Основы современного нотного письма создал руководитель певческой капеллы Гвидо из Ареццо, который произвел переворот в системе записи, введя нотный стан. Светское музыкальное творчество долгое время было вне профессиональной сферы. Его формированию способствовало становление придворных (рыцарских) традиций в культуре Европы. Важной областью музыкальной культуры Средневековья было народное творчество, богато представлявшее самобытные традиции разных стран. С 9 в. появляются сведения о музыкантах, чей песенный и инструментальный репертуар будет положен в основу светской музыкальной лирики в 12-13 вв. Это народное песенно-инструментальное искусство в лице странствующих музыкантов - жонглеры (Франция),шпильманы (Германия), гистрионы (Англия), хоглары (Италия) менестрели, – музыканты-ремесленники. Расцвет профессиональной светской музыки 11-13 вв. связан, прежде всего, с культурой рыцарства – военной аристократии европейского Средневековья. Трубадуры, труверы во Франции, миннезингеры в Германии. Музыка эпохи Возрождения Музыка эпохи Возрождения, подобно изобразительному искусству и литературе, возвратилась к ценностям античной культуры. Она не только услаждала слух, но и оказывала на слушателей духовное и эмоциональное воздействие. Возрождение искусства и науки в XIV-XVI вв. было эпохой великих перемен, ознаменовавших переход от средневекового образа жизни к современности. Сочинение и исполнение музыки в этот период приобрели особое значение. Гуманисты, изучавшие древние культуры Греции и Рима, объявили написание музыки полезным и благородным занятием. Считалось, что каждый ребенок должен научиться петь и овладеть игрой на музыкальных инструментах. Ради этого именитые семьи принимали в свои дома музыкантов, чтобы те давали уроки их чадам и развлекали гостей. Исследователи считают, что в начале 15 в. складывается ренессансный идеал гармонии и красоты нормы строго полифонического стил. Конец 16 в. – это творчество композиторов венецианской школы, поздних мадригалистов, первые шаги оперного искусства, и , самое главное, разрушение принципов строгого стиля и становление совершенно нового музыкального мышления – гомофонно-гармонического. Тогда же, в конце 16 века формируется и принцип контраста в музыкальной композиции, которого практически не знало Возрождение. Все произведение, согласно канонам Возрожденческой музыкальной красоты, должно было передавать один образ и не менять его. Самостоятельной стала инструментальная музыка: хоральные обработки, ричеркары, канцоны. Появилась тяга не только к музыкальной импровизации (прелюдии, токкаты, фантазии), но и потребность сочинять музыку. Ведь в Средние века музыку не сочиняли, а составляли, примиряя друг с другом разные элементы канона. Возрождение открывает в композиторе – изобретателя. Музыка продолжает пониматься как наука и изучается вместе с арифметикой, геометрией и астрономией. Появляется нотопечатание и развивается городская культура. Музыкальное возрождение начинается во Франции. Еще в 14 в. здесь творит Гийом де Машо, которого называют последним трувером и первым автором многоголосной возрожденческой мессы. В 15-16 веке самым распространенным жанром профессиональной музыки становится шансон – многоголосная песня. В ней отразилась вся жизнь Франции того времени – ее природа, люди, быт городов, деревень и даже картины боя. Клеман Жанекен. Не менее бурно развивалась песенная традиция в Италии. Уже в конце 14 в. здесь появились профессиональные музыканты (Иоанн Флорентийский, Франческо Ландино, Пьетро Казелла, Николо из Перуджи), которые сочиняли множество песен с сопровождением лютни или др. инструментов. Мелодия переместилась в верхний голос, оставив нижнему роль опоры. Это мы наблюдаем в 2-3голосных охотничьих песнях – каччиях. Танцевальные баллаты. Позже появились фротоллы(песнь толпы), виланеллы (крестьяночка) и вильянсико (испанские крестьянские песни). Но вершиной песенного творчества Возрождения является мадригал – (мать)- это песня на родном материнском языке. Сначала мадригал известен как лирическая песня для 1 голоса, потом для 2-х,3-х и т.д. Мадригал выразил светский характер музыкальной культуры. Основанный на народно-песенных истоках, музыка объединилась с творчеством поэтов эпохи Возрождения. Стихи любовного содержания для пения на родном языке. Признанным мастером мадригала был итальянец Карло Джезуальдо ди Веноза. К концу16 века становится популярным драматический мадригал, так называемая мадригальная комедия – прямой предшественник оперы. Развитие инструментальных жанров приведет к инструментальному концерту и симфонии. С начала 15 в. активную роль в музыкальной культуре Европы стала играть ее северная часть. Рождается новая профессиональная школа мастеров полифонии, в музыке которых ярко выразилось духовное начало, связанное с возвышенными идеями католической веры. Математически рациональное мастерство полифонической техники проявилось в звучании многоголосных хоров а капелла. В церковной службе центральной стала месса, приобретающая статус самостоятельного жанра. В творчестве Гийома Дюфаи 4-голосная месса приобрела музыкальную целостность. Мастером полифонической техники был Ян Окегем. Особую роль в соединении церковного и народно-светского мелодических начал в хоровой полифонии достиг Жоскен Депре Муз центрами в Италии 16 в были Рим и Венеция. Наиболее известным и признанным главой музыки итальянского возрождения, основоположник контрапункта и итальянской полифонии был Джованни да Палестрина. Если в Риме полифоническая школа углубляет разработку жанров духовной муз, то в Венеции разрабатываются жанры светской музыки. Адриан Вилаэрт и его последователи Андреа и Джованни Габриели, писавшие как светскую так и духовную музыку. Дж.Габриэли заложил основы оркестровой музыки, а его органные произв.- первые образцы самостоятельного органного творчества. Полифоническая техника в строгом стиле достигла своей вершины в творчестве О.Лассо 1. Музыкальная культура. Функции. 2. Определение понятия «музыкальная культура» 3. Музыка как вид искусства. 4. Музыкальный жанр. Жанровая классификация. 5. Музыкальная культура Древнего Египта. 6. Музыка Древней Индии. 7. Музыка античности. 8. Музыка Византии. 9. Музыка средневековой Европы. 10. Музыка Возрождения |