Основные факторы, определяющие динамику и направления развития государственного и муниципального управления за рубежом. В зарубежных странах существуют различные модели местного самоуправления. Это определяется особенностями развития муниципального законодательства. Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Основные принципы организации самоуправления во Франции заложены еще в конце XVIII - начале XIX в., за основу была взята организация самоуправления Великобритании. Ключевую роль в системе местного самоуправления Франции играл префект. Он являлся представителем правительственной власти и определял все направления местной деятельности, поэтому наделялся большими полномочиями в управлении территорией. Такая централизованная система местного самоуправления просуществовала во Франции почти до 2000 года1. Проведенная в 1982 г. реформа по децентрализации расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность в решении собственных дел. но вместе с тем сохранила за центральной властью достаточно сильные позиции на местах. В 1983 г. был принят закон о разделении полномочий между коммунами, департаментами, регионами и государством и закон о разделении источников финансирования. Основным звеном в системе местного самоуправления во Франции являются коммуны, которые насчитывают от 2 до 36 тыс. жителей. Каждая коммуна имеет свой совет, который избирает своего мэра. Мэр выполняет свои функции под контролем муниципального совета и административным контролем представителя государства в департаменте - комиссара республики, которые следят за соблюдением выполнения законов при разработке и принятии решений. В Великобритании модель системы местного самоуправления получила название англосаксонской. Особенность этой модели - отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные выборные органы. Контроль осуществляется министерствами различных сфер деятельности. Правительство влияет на осуществление программ местных общин через финансовые рынки: субвенции, дотации и др. Особенностью англосаксонской модели является то, что муниципальные органы могут осуществлять то, что разрешено законом. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом. В последние годы в Великобритании осуществляются меры по переходу к одноуровневой системе местного самоуправления. Большую роль в правовом регулировании деятельности местных органов власти играют также местные и частные парламентские статусы, устанавливающие дополнительные полномочия и льготы, а также акты делегированного законодательства. Муниципальные реформы, проведенные во Франции и Великобритании, в определенной мере сгладили различия двух систем местного самоуправления, не устранив их, однако, полностью. Наряду с французской и англосаксонской моделями системы местного самоуправления выделяют местную (коммунальную) систему самоуправления Германии. Правовой основой формирования местного самоуправления был Устав города, введенный в 1808 г. Суть этой системы состояла в том, что наряду с представительным городским органом создавался коллегиальный исполнительный орган - магистрат. Его возглавлял бургомистр, и он являлся одновременно и председателем представительного органа власти. Согласно Уставу, органы местного самоуправления обязаны были решать местные вопросы и выполнять поручения государства. В дальнейшем магистраты были включены в систему государственного управления. В начале XX в. общины попали под жесткий государственный контроль. Это было результатом непосредственного влияния законодательства на развитие компетенции государственных органов в коммунальной сфере и на вовлечение городских и сельских общин в процесс исполнения государственных задач. В современной Германии государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Федерация и земли - не единственные субъекты государственного управления. Общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций. Модели местного самоуправления в Германии, Австрии и Японии схожи с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления. Процесс организации общин в федеративной Германии имеет несколько подходов - это магистратный, бургомистрский, северогерманский и южно-германский. При магистратам подходе к организации самоуправления исполнительная власть в общине осуществляется коллегиальным органом - магистратом. Магистрат состоит из председателя (бургомистра), его заместителей и членов, избираемых представительным органом общин. Основное отличие бургомистрского подхода к организации местного самоуправления заключается в том, что представительным и исполнительным органом является одно и то же лицо - бургомистр. Северогерманский подход к организации местного самоуправления характеризуется тем, что представительным органом общины избирается бургомистр, а также городская голова (городской директор), уполномоченный решать вопросы местного значения. Особенность организации местного самоуправления при южно-германском подходе состоит в том, что главным органом общины является обер-бургомистр, который избирается гражданами. Он является председателем собрания общины и выполняет текущие задачи. В зарубежных странах сочетание и взаимодействие местного самоуправления и государственного управления определяется историческими, географическими, демографическими особенностями той или иной страны, политическим режимом, а также правовой системой. Для многих развивающихся зарубежных стран характерна значительная роль государственной власти в процессе местного самоуправления, т.е. прямое государственное управление на местах. Например, в Бельгии и Голландии представителями государства выступают мэры (бургомистры) муниципалитетов. Система местных органов самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением, которое в унитарных государствах относится к компетенции центральной власти, а в федеративных - к ведению субъектов федерации. Первичным звеном в системе местного самоуправления в зарубежных странах выступают, как правило, городские и сельские коммуны. Размеры территории, численность населения и структура системы управления - важные факторы, влияющие на содержание и характер реформ местного самоуправления. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что вопросы изменения границ муниципалитетов, их упразднения, слияния решаются законодательным путем с учетом мнения заинтересованных муниципалитетов, населения. Обычно вопросы организации местного самоуправления достаточно детально регламентируются в специальных законах о местном самоуправлении, а также в некоторых отраслевых законодательных актах. В США в результате эволюционного развития городского самоуправления сложились две основные формы организации управления: 1) система "мэр - совет", при которой реальная власть мэра не одинакова во всех муниципалитетах. На объем власти мэра влияют такие факторы, как процедура избрания - непосредственно жителями либо муниципальным советом, или мэром может стать муниципальный советник, набравший наибольшее число голосов на выборах в совете. Срок полномочий мэра - четыре или два года, он имеет право накладывать вето на решения совета и др. 2) система "совет - менеджер-мэр" отличается от предыдущей тем, что муниципальный совет нанимает профессионального менеджера (из городского управления), который руководит городской администрацией и управляет городом. Муниципальный совет и мэр являются политическими органами, определяющими общую политическую линию. Важнейшим источником и сводом принципов местного самоуправления стран Европы является Хартия, разработанная и принятая Советом Европы по инициативе Постоянной Конференции местных и региональных органов власти в Европе. Хартия включает преамбулу, в которой излагаются цели государств - членов Совета Европы, подписавших Хартию, и три раздела. Преамбула содержит положения о том, что органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя и что защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляет собой значительный вклад в построение Европы на основе принципов демократии и децентрализации власти. Первый раздел (часть) - "Конституционные и законодательные основы местного самоуправления" - содержит десять статей, в которых дается понятие местного самоуправления, указаны принципы закрепления компетенции самоуправления, гарантии защиты территории местного самоуправления, права местного самоуправления в определении своих внутренних административные структур, а также положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне, источниках финансирования органов местного самоуправления, административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления, а также право на объединение и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий. Второй раздел - "Основные положения" - устанавливает обязательства государств, подписавших Хартию. Государство обязуется соблюдать по меньшей мере двадцать пунктов первого раздела Хартии, а также содержит статьи с указанием органов, на которые распространяется действие Хартии и обязанность государств - членов Совета Европы направлять Генеральному Секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринимаемых в целях соответствия Хартии. Третий раздел Хартии устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в Хартию. Важную роль в обеспечении реализации Европейской Хартии о местном самоуправлении играет Конгресс местных и региональных органов власти Европы. Конгресс - совещательный орган, в котором представлены местные и региональные органы власти стран - членов Совета Европы. Работа Конгресса ведется в двух палатах: палате местных органов власти и палате регионов. Пленарное заседание Конгресса проводится раз в год в Страсбурге. Цель Конгресса - обеспечить участие местных и региональных властей в достижении европейского единства; обеспечить членам местных и региональных советов возможности в разработке европейской политики в рамках Совета Европы; помогать новым демократическим государствам в создании эффективных местных административных структур. Россия вступила в Совет Европы в 1996 году. |