Тест 3 б. Познавательные процессы Инструкция: На отдельном листочке напишите номер группы, Вашу фамилию и инициалы, номер и название теста. Затем записывайте по порядку номер задания и символы выбранных вами ответов, учитывая, что в заданиях теста правильными могут быть от одного до нескольких ответов. 1. Психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи – это: 1. воображение; 2. восприятие; 3. отражение; 4. память. 2. Такие функции воображения как: 1. комбинирование и планирование; 2. предвосхищение; 3. проникновение в психику другого человека; 4. целеполагание; означают соответственно следующее: а) создание образа желаемого за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка; б) способность к приобщению, вживанию во внутренний мир другого человека; в) представление конечного результата деятельности, которое направляет активность субъекта на получение желаемого; г) моделирование будущего за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами. 3. Воображение присуще (один ответ): 1. всем млекопитающим; 2. приматам; 3. только человеку; 4. всему живому. 4. Воображение, направленное на решение творческой или личностной задачи: 1. пассивное; 2. активное; 3. произвольное; 4. антиципирующее. 5. Вид воображения направленного на конструирование новых образов, представлений: у людей в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, знаков и т.д. (один ответ): 1. пассивное; 2. антиципирующее; 3. творческое; 4. воссоздающее. 6. Тенденциозность, подчиненность внутренним субъективным факторам характерна (один ответ): 1. диссоциации; 2. пассивному виду воображения; 3. активному виду воображения; 4. воссоздающему воображению; 7. Такие формы (операции) воображения, как: 1. гиперболизация; 2. агглютинация; 3. акцентирование; 4. типизация; означают соответственно следующее: а) подчеркивание черт отображаемого; б) преувеличение предметов и их качеств; в) придание преобразуемому образу обобщенного значения; г) комбинирование или новое сочетание элементов. 8. Такие формы воображения, как: 1. фантазия; 2. мечта; 3. галлюцинация; 4. грёзы; означают соответственно следующее: а) не связаны с окружающей действительностью; б) весьма идеализированное отражение желаемого будущего; в) построение новых образов путем переработки содержания имеющегося опыта; г) отражение желаемого будущего, стимулирующее к достижению, но не предлагающего немедленного получения реального результата. 9. Форма антиципирующего воображения означает (один ответ): 1. способность сострадать, понимать другого человека; 2. способность предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий; 3. создание целостного образа из элементов, вычлененных единиц образов; 4. элемент пассивного вида воображения. 10. Такие операции воображения как: 1. ассоциация; 2. диссоциация; соответственно означают: а) расчленение чувственного опыта; б) создание целостного образа из вычлененных элементов; в) подчеркивание каких-либо отдельных признаков; г) выделение существенного повторяющегося в однородных образах. 11. Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами именуется: 1. сознанием; 2. мышлением; 3. интуицией; 4. чувствительностью. 12. Такие понятия, как: 1. главная функция мышления; 2. задача мышления; 3. источник мыслительной деятельности; означают соответственно следующее: а) проблемную ситуацию как противоречие между желаемым и имеющимся; б) расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия; в) раскрытие отношений и связей между предметами. 13. Такие виды мышления, как: 1. теоретическое; 2. репродуктивное; 3. дискурсивное; отличают соответственно следующие особенности: а) последовательный перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего; б) направленность на анализ и изучение данных исследуемой ситуации или задачи, поиск и сравнение различных вариантов ее решения; в) направленность на воспроизведение уже найденного решения. 14. Такие виды мышления, как: 1. практическое мышление; 2. творческое мышление; 3. интуитивное мышление; 4. реалистическое мышление; отличают соответственно следующие особенности: а) опора на опытный материал; б) решение задач, имеющих непосредственное отношение к действительности; в) ориентация на поиск и открытие нового; г) неосознанный процесс мышления, результатом которого является переход к новому знанию через инсайт (озарение). 15. Укажите последовательность освоения следующих видов мышления: а) наглядно действенное; б) словесно-логическое мышление; в) наглядно образное. 16. Нечувствительность к противоречиям, синкретизм, трансдукция характерны для: 1. допонятийного мышления; 2. понятийного мышления; 3. первобытных людей; 4. психики животных. 17. Содержанием таких видов мышления, как: 1. аутистическое; 2. дивергентное; 3. конвергентное; является соответственно следующее: а) интерес к процессу мышления, а не к результату; б) нацеленность на результат; в) направленность на вымышленный мир человека. 18. Умозаключение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя обобщение, именуется: 1. индукцией; 2. абдукцией; 3. трансдукцией; 4. дедукцией. 19. Отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих есть операция: 1. сравнения; 2. обобщения; 3. анализа; 4. абдукции. 20. Такие операции мыслительной деятельности, как: 1. сравнение; 2. анализ; 3. синтез; 4. абстракция; означают соответственно следующее: а) мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов; б) сопоставление вещей и выявление их свойств, различий и сходств; в) выделение одной какой- то стороны, свойства объекта и отвлечение от остальных; г) процесс восстановления целого из частей путем установления существенных связей и отношений между ними. 21. Вынесенная вовне психика субъекта, посредством которой человек имеет возможность быть понятым окружающими, именуется: 1. языком; 2. речью; 3. афазией; 4. бессознательным. 22. Три функции речи – это: а) функция заражения; б) функция коммуникации; в) функция обобщения; г) функция обозначения. 23. Речь свойственна (один ответ): 1. высшим приматам; 2. всем животным; 3. всем людям от рождения; 4. людям, живущим в обществе. 24. Таким сторонам коммуникативной функции речи, как: 1. информационная сторона; 2. выразительная сторона; 3. волеизъявительная сторона; соответствует следующее содержание: а) направленность на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего; б) передача знаний, тесно связанная с функциями обозначения и сообщения; в) передача чувств и отношений говорящего к предмету сообщения. 25. Двумя парами основных видов речи являются: а) устная и письменная; б) экспрессивная и импрессивная; в) академическая и простонародная; г) внешняя и внутренняя. 26. Вид речи, направленный на переработку воспринятой информации и подготовку высказываний, именуется: 1. внешней речью; 2. диалогом; 3. внутренней речью; 4. письменной речью. 27. В зависимости от влияния на активность человека выделяют две группы эмоций и чувств: а) астенические; б) праксические; в) стенические; г) эстетические. 28. Содержанием таких функций эмоций, как: 1. компенсаторная; 2. мобилизующая; 3. сигнальная; является соответственно следующее: а) воздействие человека или животного на другой объект; б) возмещение информации, недостающей для принятия решения; в) концентрация сил организма. 29. Такие эмоциональные состояния, как: 1. эмоции; 2. чувства; 3. аффекты; 4. страсти; означают следующее: а) непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений; б) предметное отражение, связанное с представлением о некотором объекте и с работой сознания; в) реакцию, возникающую в результате уже совершенного действия, поступка и, выражающую эмоциональную окраску; г) сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. 30. Такие виды эмоций, как: 1. эмоциональный тон ощущений; 2. эмоциональный отклик; 3. настроение; 4. стресс, аффект, фрустрация, означают соответственно следующее: а) наше отношение к качеству ощущения; б) ситуативно обусловленное доминирование определенной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность; в) оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде; г) отрицательное нервно–психическое перенапряжение, перевозбуждение, проявляющееся в дезорганизации, агрессивности, подавленности. 31. Тремя видами чувств являются: а) аксиологические; б) праксические; в) нравственные; г) эстетические. 32. Такие виды чувств, как: 1. органическая чувствительность; 2. предметные чувства; 3. мировоззренческие чувства означают следующее: а) восхищение одними предметами, людьми и видами деятельности и отвращение к другим; б) элементарные удовольствия; в) ценностное отношение к миру, людям, событиям, морально–нравственным категориям. |