Упражнение №4. «Исследование переключения внимания». Практикум по Психологии и Педагогике «Индивидуальные психологические процессы» Выполнил студент 1 курса юридического факультета группы 812-Б Разбегаев Петр Москва 2008 год Оглавление. Предисловие. 3 Часть 1. Исследование свойств внимания. 3 Упражнение №1. «Устойчивость внимания». 3 Упражнение №2. «Несколько предметов». 5 Упражнение №4. «Исследование переключения внимания». 6 Часть 2 «Память. Исследование ее видов». 10 Упражнение№1. «Исследование образной памяти (зрительной, слуховой)». 10 Упражнение №2 «Пиктограмма». 11 Часть 3. «Мышление». 12 Упражнение №1 «Исследование индивидуальных особенностей мышления». 13 Упражнение №2 «Исследование образного мышления». 13 Упражнение №3 «Исследование словесно-логического мышления». 15 Упражнение №4 «Исследование понятийного мышления». 15 Упражнение №5 «Исследование продуктивности мышления». 17 Общий анализ результатов исследования когнитивных процессов: 21 1.Внимание. 21 2.Память. 21 3.Мышление. 22 Итог к общему выводу когнитивных процессов: 22 Итог целям и задачам практикума: 22 Предисловие. Цель практикума: · Развитие способности студента к самоисследованию и рефлексии. Задачи практикума: 1.Дать представление о методах психодиагностики (сбора, анализа и интерпретации данных). 2.Познакомить с конкретными методиками, позволяющими решать определенные практические задачи (изучение интеллектуальных способностей личностный качеств и пр.) 3.Развитие навыков самоанализа с использованием психологических знаний, разработанных в тех или иных психологических подходах. Часть 1. Исследование свойств внимания. Упражнение №1. «Устойчивость внимания». Цели: 1. Исследование индивидуальных особенностей устойчивости внимания. 2. Динамика устойчивости внимания. 3. Исследование свойства внимания к переключению. Таблица | Знаки | Ошибки | | | | | | | | | | | | | ∑ | | | X | (в минуту) | | Количественный знаковый показатель Таблица 1  Средний показатель испытуемого-401 Средний показатель в группе - 419 Необходимый средний показатель-330+/-50. Количественный показатель ошибок Таблица 2  Среднее количество ошибок испытуемого- 0. Необходимое среднее количество ошибок- 3. Анализ: сопоставляя и анализируя две приведенных выше таблицы, можно сказать, что испытуемый выполняет поставленную задачу поступательно. Количество ошибок остается постоянным, а количество просмотренных знаков в минуту идет на спад, это может быть связано с накоплением усталости и постепенным рассеиванием внимания. Общий вывод: Норму (330+/- 50 знаков) подопытный превысил, это свидетельство того, что работоспособность повышенная и испытуемый достаточно сосредоточен. Об этом же свидетельствует и постоянное минимальное количество ошибок. Испытуемый может работать и выполнять задания связанные с повышенной концентрацией внимания. Упражнение №2. «Несколько предметов» Цель: Изучение индивидуальных особенностей объема внимания. Результат: Правильно названо 8 из 12 предметов в первый раз и 8 из 10 предметов во второй раз, т.е. 67% и 80 %. Вывод: согласно нормативным показателям, объем внимания составляет 7(±2) предмета, что соответствует объему кратковременной памяти. Испытуемый укладывается в эту норму. Упражнение №3. «Таблица Шульте». Цель: Изучение индивидуальных особенностей внимания в динамике. Таблица результатов по Таблицам Шульте. Таблицы/№ | время | ошибок | | 21,4 | | | 25,4 | | | 22,5 | | | | | х | | | ∑ | 104,3 | | График результатов по таблицам Шульте.  Во время выполнения данного задания испытуемый ошибок не допустил. Среднее время выполнения – 24,5 секунды. Среднее время выполнения35+/-10 сек. Вывод: Анализируя приведенные выше статистические данные (таблица и график), можно сделать вывод о том, что испытуемый достаточно активно выполняет поставленную задачу, но с накоплением усталости время выполнения задания немного увеличивается. Упражнение №4. «Исследование переключения внимания». 1.Таблицы Шульте, 2.Корректурная проба. 1.Таблицы Шульте. Цель: исследование и анализ свойства переключения внимания. Таблица результатов по переключения внимания по таблице Шульта. | Время | Ошибки | | | | | 40,1 | | | 36,5 | | | 45,5 | | ∑ | 165,1 | | X | (в сек.) | | График 1.  Среднее время просмотра испытуемым одной таблицы-41,5 сек. Должный средний показатель-55 сек. +/- 10 сек. Вывод: испытуемый выполнял данное задание достаточно стабильно и сконцентрировано. Об этом свидетельствует минимальное количество ошибок. Показатель меньше нормы, что свидетельствует о быстром переключении внимания испытуемого. После заметного всплеска наступает время продолжения нормальной работы. То есть испытуемый подсознательно удовлетворенный достигнутым результатом успокоился и продолжил решать поставленную задачу. Исследуя время, как показатель производительности подопытного, можно сказать, что 2. Корректурная проба. Цель: исследование устойчивости внимания в условиях его переключения. Таблица. Минуты | Кол-во знаков | Кол-во ошибок | | | | | | | | | | | | | ∑ | | | X | | | Количественный показатель. График 1.  Средний показатель испытуемого-119, 25. Средний необходимый балл-330+/- 50. Показатель ошибок. График 2.  Вывод: Сравнивая оба графика (кол-ва знаков и ошибок), сопоставляя их, невольно напрашивается предположение того, что это задание является более сложным, чем задание, связанное с исследованием устойчивости памяти, т.к. в это задание включается новое условие, а именно, переключение внимания. Именно отсюда следует отталкиваться при анализировании результатов данного упражнения. Поэтому уже не кажется странным и не вызывает сомнений тот факт, что количественный (кол-во знаков (119. 25) против 141, 25 в первом задании, связанном с проверкой устойчивости внимания, без его переключения) показатель в этом задании ниже. Но, качественный (кол-во ошибок впервом-6, во втором-1,75). Возможно, это обусловлено тем, что задание вызвало у испытуемого приобретение некого навыка, который в работе над вторым заданием он смог применить. Теперь перейдем непосредственно к анализированию двух графиков данного упражнения. Общая тенденция такова: резвое, а именно, в высоких показаниях количества и качества. Потом идет небольшой спад, который может быть обусловлен усталостью выполнения задания, требующего больших интеллектуальных затрат, что подтверждается достаточно большой частотой колебания. Общий вывод к упражнению: Делая сравнительный анализ всех вышеприведенных упражнений, можно сделать несколько выводов: 1. Все графики имеют достаточную амплитуду, что говорит о том, что испытуемый работает в скачковом режиме. Этот факт в свою очередь дает основу сделать следующий вывод. 2. Испытуемый обладает плохой устойчивостью внимания. 3. Чаще обычного подопытный не укладывается в нормативы. 4. Лучший показатель формируется, как правило, в середине процесса. Из чего следует, что испытуемый владеет навыком приспособления. Это мне, его лечащему врачу и подопытному единовременно, дает повод не падать духом и продолжать себя изучать. 5. Хорошее качество, но малое количество. Все вышеизложенное можно связать с типом темперамента, который был по пробе Козлова установлен у испытуемого в холеристической форме. Наставление: Быть заинтересованее в самообследовании с целью выявления и предотвращения недостатков... |