ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги» При жизни Баха, сборник «Маленькие прелюдии и фуги» не существовал, а был сформирован уже в XIX веке немецким музыкантом Ф. Грипенкерлем. Помимо 18 прелюдий, он содержит маленькую двухголосную фугу, две трехголосные фуги, две прелюдии и фугетты d-moll и e moll, а также Прелюдию и фугу a-moll. Прелюдии объединены в две группы: 12 пьес и 6 пьес и расположены в восходящем порядке по ступеням диатонической гаммы (С, с, D, d, E, e и т. д.) Маленькие прелюдии и фуги» Баха входят в репертуар учащихся уже более сотни лет. К сожалению, довольно часто педагоги относятся к этой музыке, как к устаревшей, стараясь исполнять ее бесстрастно. Между тем именно в творчестве Баха нашла выражение новая эпоха, характеризующаяся интересом к человеческой личности и, прежде всего, в ярких, выразительных, насыщенных трепетными интонациями темах. Написанныесо скромной целью – быть упражнениями для учеников, «Маленькие прелюдии» воплотили мир типичных образов композитора. Трудность их исполнения заключается в соединении поразительного лаконизма с емкостью содержания. Помимо художественных достоинств, сборник знакомит ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения. с понятиями тема, противосложение, имитация, скрытое многоголосие и т.д. В баховских педагогических пьесах, в том числе и прелюдиях, легко обнаружить черты, объединяющие их с его крупными произведениями. Во многих клавирных сочинениях нашли отражение черты бытового музицирования и круг образов, связанный с галантным стилем, что проявлялось в мелодической выразительности. Нередко мелодии пронизаны речевой интонацией. Бах часто сравнивал музыку с речью и пытался применить теории риторики к музыке. Так три принципа риторики: правильно, чисто, красиво, по его словам являлись условиями хорошего исполнения музыкальных произведений. Неоднократно подчеркивая необходимость певучего исполнения клавирной музыки, Бах требовал ясности артикулирования мотивов и фраз. Динамика при исполнении произведений Баха должна быть прежде всего направлена на выявление самостоятельности каждого голоса, т.е. пользуясь терминологией И. Браудо необходимы «инструментовочные» динамические оттенки. В то же время каждый голос должен обладать «мелодическими» динамическими оттенками, быть выразительно проинтонирован. Что касается темпов, то следует избегать как чрезвычайно быстрых, так и слишком медленных темпов. На протяжении пьесы темп должен быть единым, но не застывшим. В заключениях и насыщенных эпизодах темп может изменяться, подобно дыханию. Обратимся к жанру прелюдии. Начиная с XV века, прелюдия представляла собой импровизационное вступление к основному произведению. Со временем такие вступительные фантазии приобрели большую законченность, стали записываться, хотя и сохраняли в своем изложении черты импровизации. В XVIII веке, у Баха прелюдия стала трактоваться как самостоятельный жанр. В «Маленьких прелюдиях» каждая пьеса своеобразна по настроению, фактурному изложению и воплощает только один образ. Поэтому любой свойственно однотипное движение. 12 прелюдий, составляющих первую часть сборника можно разделить на три группы: · Пьесы с прелюдийной фактурой, основой которой является гармоническая фигурация. Все они начинаются характерной гармонической последовательностью: T– S – D – T, таковы прелюдии №1 До мажор, №3 до минор, № 5 ре минор · Прелюдии, в которых проявляется имитация, есть более или менее завершенная тема. Это прелюдии №2 До мажор, №7 минор, №8 Фа мажор. · Прелюдии целиком построенные на имитации: №4 Ре мажор, №9 Фа мажор, № 12 ля минор Важно обратить внимание ученика на то, что мелодия у Баха часто создает впечатление концентрированной полифонической ткани, такая насыщенность возникает за счет присутствия в ней скрытого голоса (иногда двух-трех). Как возникает скрытый голос? Прежде всего, благодаря скачкам в мелодии. Звук, покидаемый скачком продолжает звучать в нашем сознании, пока не появится его разрешение в соседний тон. Лучше всего это показать на движении скрытого гармонического голоса, образующего диссонансы и их разрешения. Важно обратить внимание ученика на то, что мелодия у Баха часто создает впечатление концентрированной полифонической ткани, такая насыщенность возникает за счет присутствия в ней скрытого голоса (иногда 2-3-х) Как возникает скрытый голос? Прежде всего, благодаря скачкам в мелодии. Звук. покидаемый скачком продолжает звучать в нашем сознании, пока не появится его разрешение в соседний тон. Лучше всего это показать на движении скрытого гармонического голоса, образующего диссонансы и их разрешения. Предпочтительней начать работу над сборником с прелюдии №1. Сначала покажем ученику движение верхнего скрытого голоса в тех тактах, где выступают разрешения диссонансов (2-3 т.) Затем пусть ученик найдет аналогичную последовательность (6-8 т.) Отметим часто встречающийся у Баха прием: скрытый верхний голос проводит секвенцию на основе двузвучного мотива. Попросим ученика составить гармоническую схему этой секвенции, выписав ее аккордами. Затем играть аккорды с басом, подчеркивая диссонанс и смягчая разрешение. Это поможет осознать выразительность гармонии, а также самостоятельно подобрать аппликатуру. Затем попросим ученика найти секвенцию из скрытого среднего голоса (4-6 т.) А затем нижнего скрытого голоса (3-5 т.) Ученик играет гармоническую схему, уже ее не выписывая. В прелюдии №8 Фа мажор мы также находим примеры скрытого голосоведения. Средний голос образует секвенцию мотивов, состоящих из 2-х звуков каждый (6-8 т.) Находим скрытый выдержанный тон фа (1 т.) Данный прием - характерная особенность баховской мелодии и используется в прелюдиях №3 (1-4 т.), №5 (1-4 т.) и др. Прелюдия № 2 до минор (2 ч.) интересна скрытым двухголосием, известным под названием «дорожка» Она исполняется звучно, с опорой, ровно и легко, как бы стаккато: рука и палец опускаются на клавиши чуть сверху, получается боковое движение кисти. Голос, повторяющий звук играется чуть слышно. форшлаг в тактах 2,4,22 исполняют как две шестнадцатые. Здесь применяется прием «восьмушки»: в правой руке - легато, в левой – кроткое стаккато, пианиссимо. В Маленькой прелюдии №11 (1 ч.) тоже есть скрытое 2-хголосие, где скрытые голоса отделены друг от друга пространственно (3-8 , 21-28 т.) В Маленькой прелюдии №2 До мажор (1ч.) ученик встречается с имитацией. Торжественно-праздничный, мужественный характер определяется инструментовкой. Верхний голос – торжественная и звонкая труба, в нижнем – виолончель. Прием «восьмушки»: восьмые – легато, четверти - нон легато. Тема состоит из 3-х восходящих мотивов. Полезно проучить мотивы отдельно, находя выразительные вершины, транспонировать. Затем учить с цезурами, тщательно интонируя и делая тенуто в конце каждого мотива. Мелодика движется по тонам аккордов, усиливая блеск и пышность линий. Познакомить ученика с особенностями баховской динамики: террасообразной, движущейся по ступенькам. Пройдя 3 ступени, тема приходит к своей кульминации. В такой же динамике нуждается 2-е проведение темы (8-11 т.), но перед этим нужно сделать пиано (7 т.), чтобы начать новый подъем. Кульминация всего произведения 13 такт, завершается радостно-ликующей каденцией. Подобные каденции в №1,2,5,12 говорят о импровизационно-прелюдийном начале. Нужно отделять каденции цезурами от окружающих построений. Данная каденция начинается легко, стремительно взлетает к кульминации – соль, после чего делается значительная цезура. Затем мужественно, решительно, широко звучит каданс. Хорошо освоив тему каждой рукой, целесообразно выписать темы подряд и играть их последователь, сохраняя инструментовку голосов. Далее, к изложению тематического материала прибавить гармоническую основу. Сначала гармоническую последовательность играет педагог, затем ее выписывает ученик. Противосложение темы – ямбический мотив, исполняемый расчлененно. Имитацию в басу не нужно подчеркивать, чтобы не нарушать единство темы и противосложения. В тактах 9-11 последний звук мордента слиговывается с нижним соль, играя его легко и коротко. Можно играть мордент более крупными длительностями. Во всех прелюдиях сборника применяется прием «восьмушки», кроме прелюдий Ре мажор №4, ре минор №6 и соль минор №10. Почти во всех прелюдиях имитацию подчеркивать не нужно. Исключения: прелюдия №5 ми мажор (2 ч.), При работе над темой внимание вопросо-ответному диалогу. Можно тему спеть. имитацию сыграть и наоборот. В противосложении шестнадцатые должны звучать ровно. певуче, но вдвое легче. чем восьмые. Фразировка имитации темы - начинается со 2-й восьмой такта. В секвенции при нисходящем движении необходимо сделать динамическое усиление, чтобы подчеркнуть развитие темы, ее настойчивое утверждение. 1-4 такты – экспозиция . Тональный план – тоника - доминантовое соотношение. Интермедия 5-6 такты - развивает мотивы темы и противосложения и соединяет экспозицию с заключением 1-й части. Во 2-й части тема активно развивается. Маленькая прелюдия №4 Ре мажор (2 ч.) – неимитационная полифония. Построена на мелодической самостоятельности голосов. Ликующее настроение. Динамика – звонко верхние голоса – мануал форте и пиано нижний голос – мануал пиано, кроме двух кадансов. В 21 такте - правая рука – мануал пиано В 37 – мануал форте Кадансы подчеркнуть динамически, не делая диминуэндо. Артикуляция – восьмые баса – стаккато, правая рука - нон легато, легато Тематический материал прелюдии представляет собой тематическое ядро (2, 5 такта) с его секвентным развертыванием. Последний мотив ядра состоит из ямбического начала и хореического окончания. Трудности – 3-6 такты. Обычно ученики не выдерживают четвертные ноты в нижнем голосе и передерживают восьмые в верхнем – перед паузой. Следить. чтобы 1-й палец вел линию легато в среднем голосе. 1-я секвенция развивает тему и усиливает звучность. Во 2-й секвенции 12-16 такты – возникает диалог между мотивами, проучивать - вопросы форте, ответы – пиано. В нижнем голосе Браудо советовал. учащимся, кто может играть басовый голос октавами. С начала 2-й части октавы убрать, а с 40 такта до конца добавить. Форма этой прелюдии относится к старинной сонатной форме. 1-я часть – экспозиция. Главная партия – 8 тактов звучит в основной тональности, побочная - в доминантовой, но начинается с отклонения во 2 ступень. Во 2-й части сочетаются разработка и реприза. В разработке проходит тема и ее имитация в среднем голосе. С 41 такта – реприза. Прелюдия № 10 соль минор – близка по фактуре прелюдии Ре мажор. Такая же артикуляция. Характер спокойный, певучий. Сложности: исполнение двух верхних голосов одной рукой. Учить: двумя руками, различной динамикой. 2-я сложность – очень плавное, певучее исполнение мелодии с чередованием коротких и длинных звуков. Извлечение длинных звуков нужно представлять до извлечения на инструменте, а после извлечения прослушивать звук до его затухания. При исполнении двух голосов – в среднем постепенно убавлять громкость, по мере затухания длинного звука. Полезно поиграть интервалами, повторяя длинный звук. Маленькая прелюдия №3 ре минор (2 ч.) отличается глубоким, серьезным характером, большой певучестью. Рекомендуется по- разному артикулировать стаккатированные восьмые в разных голосах: в нижнем голосе – более легкое стаккато, в верхнем – более глубокое. |