ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Анализ Пятой Прелюдии С.Рахманинова, op.23 В этой прелюдии Рахманинова воссоединяются два разнородных начала, свойственных его музыке – это железная, нерушимая ритмика, достигающая в этой прелюдии степени маршеобразности, и непрерывная льющаяся мелодика, пропитанная глубоким лиризмом и утонченными чувствами. Эти два начала показаны Рахманиновом с необычайной контрастностью (к слову, здесь используется прием развития коренной контраст) так, что маршевость отточена до крайней остроты, а лирический мелодизм до того очарователен и изящен, что кажется, что слышишь человеческий голос, а не звук фортепиано. Все это мы сейчас увидим в нижеизложенном анализе. Первая часть имеет сложную структуру, представленную в трехчастном виде с сокращенной репризой, причем первая часть повторяется с изменениями : а-b-а1. Здесь а – это период повторного строения,который обозначает главную тему. В первый раз она звучит отдаленным маршем. Мелодия, построенная по звукам трезвучия (соль-си-ре-си -соль), разорвана «пулеметными» аккордовыми репликами, которые в течение периода прибавляют и прибавляют в фактурной тяжеловесности. В конце первого предложения (3 и 4 такты) мелодия «заражается» ритмическим рисунком аккордов, но она произносится на легато в противопоставление стаккатности аккордов. Намек на начало развития развеивается в начале второго предложения, начинающееся той же темой, но сбитой в тональность гармонической доминанты. Заканчивается второе предложение скерцозными аккордами, шуточность и некая издевка которых особенно подчеркивается внезапно появляющимися ритмическим рисунком «16-ая,16-ая,8-ка» и акцентами на слабых долях. Но даже миновав до-минор и вернувшись в исходную тональность, этим аккордам будто не хватило времени, чтобы досказать шутку и они расширяют предложение до 5-ти тактов, нарочито написанный в более мелком размере 2/4. Но за первыми двумя следует еще одно, третье предложение(!)в исходной тональности,не нарушающее повторности периода. Оно содержит в себе черты и первого, и второго предложений. Так, контраст легатного проведения темы и резких аккордовых выкриков развивается с помощью поднимающейся выше и выше секвенции,проходящей по Си-бемоль мажору и ре-минору. Секвенция сменяется позаимствованным из второго предложения фрагментом скерцо (которое теперь на форте звучит надменно и массивно), также завершающимся добавочным тактом в размере 2/4, что расширяет это предложение уже до 7 тактов. В итоге мы можем наблюдать нормативный по размерам период (16 тактов) из трех предложений, который в гармоническом отношении является модуляционным. Последовательное увеличение размеров каждого предложения (4 такта – 5 тактов – 7 тактов), а также обогащение фактуры и нарастающая динамика подводят нас к середине первой части прелюдии, начинающейся в ярком Ми-бемоль мажоре. Она наполнена полнокровными, мощными ниспадающими ходами аккордов и волевыми октавными мотивами, которые вместе очень расширяют диапазон фактуры. Середина представляет собой очередную секвенцию в тональностях Es-dur, B-dur, d-moll, f-moll, c-moll, g-moll. Начиная с пятого такта, смена звеньев секвенции учащается в два раза с помощью приема дробления,что вносит еще большую стремительность и беспокойство в музыку, вихрем несущеюся к каденционной зоне. Здесь с тишайшего субито-пиано вырастает мощная волна шестнадцатых из чередующихся аккордов D и К функций, она подобно низвергающемуся водопаду спускается на октавах стаккато к репризе. В репризе марш главной темы звучит уже на фортиссимо, приобретая уже угрожающий характер, и у слушателя могло бы сложиться ощущение окончательной сформированности темы, если бы во втором предложении репризы ее железная ритмика не сломалась синкопированными четвертями, явно замедляющими непрерывное метрическое движение восьмушками. Общее затухание достигается не только динамикой, но и интонационным движением мелодии по хроматической линии, и фактурным обеднением, выраженном в упрощении структуры аккордов и сокращении диапазона (реприза варьированная). Вся музыка сводится к единственному звуку доминанты («ре»), замирающему в ожидании чего-то совершенно нового… __________________________________________________________________________________ …И это новое появляется во второй части прелюдии, поражая нас своей утонченностью и красотой. В музыке изменилось абсолютно все – и образ, и тональность (Ре-мажор, тональность гармонической доминанты), и метро-ритмическое движение, заслуживающее отдельного внимания. Потрясающая по выразительности мелодия в правой руке, составленная из полнозвучных аккордов, разливается в бесконечном легато на фоне глубочайшего арпеджио левой руки. Фактурный диапозон не больше и не меньше, чем в предыдущей части, но у полноты фактуры теперь иной смысл: арпеджированные волны левой руки становятся человеческим дыханием, вносящим жизнь в мелодию. В первом предложении периодамы видим еще только эскиз диалога двух голосов. Верхний голос лишен основного тона («ре»), что привносит в звучание неустойчивость и хрупкость; волшебное изящество ощущается в ум.4 «си»-«фа-диез». И в ответ на это очарование звучит благородный, глубокомысленный мотив в первой октаве «ля-до-ре». Когда этот ответ звучит во второй раз, происходит отклонение в соль-минор, мелодия тут же реагирует на этот эмоциональный толчок, она стремится вверх, проходит через до-минор, уже даже волны арпеджио в левой руке участились, но, почти добравшись до вершины, происходит возвращение в Ре-мажор, а мелодия падает на целую нону(!). Неудачность попытки темы дойти до кульминации отражается на неполном размере первого предложения – 7 тактов. Во втором предложении эскиз диалога очертился, и контуры его стали конкретны. Мы слышим потрясающей красоты переплетение этих двух голосов, будто мужского и женского, которые то дополняют друг друга, лишь передавая мелодическую линию, то в нетерпении наступают один на другой, то вторят друг другу по принципу канона.Так же, как и в предыдущем предложении, по тому же тональному пути (период повторного строения),мелодия начинает очередной подъем, но теперь, подкрепленная вторым голосом она стремится к вершине с еще большей уверенностью. Можно считать, что кульминация середины приходится как раз на это место, но и в этот раз эйфория не была окончательно достигнута, и следует успокоение: мелодия мерно затихает, ее верхние ноты хроматически спускаются вниз. В последнем такте сокращается и диапазон арпеджио левой руки. Второй раз в этой прелюдии все замирает, мы не знаем, что будет дальше. При желании это можно было бы отнести к драматургическому приему, применяемому Рахманиновым. ________________________________________________________________________________ А ожидает нас повторение первой части. Но начинается она вновь совсем иначе: на трех пиано, будто на цыпочках, она вкрадывается, постепенно набирая силу. В течение первого(D-dur) и второго(g-moll) предложений (по 4 такта) тема накапливает мощь. Вся первая часть репризы сводится к колоссальному крещендо, выраженному и в ускорении темпа, и в нарастании динамики, и в восходящем хроматическом движении мелодии. В начале третьего предложения(Tempo I, c-moll) музыка уже набирает полную силу и сразу после расширенного секвентнообразными мотивами 3-ого предложения периода переходит к серединной части, в которой автор не делает никаких изменений. Она звучит так же мощно и феерично и переходит к репризе. В ней огрызающиеся мотивы шестнадцатых теперь обогащены хроматическими интонациями, добавляющие в характер музыки пафос, надменность и властность, явно ощущающиеся и в дерзких ходах мелодии в басу. Второе и третье предложения отводятся на постепенное диминуэндо: так же как и в самой первой части прелюдии вновь происходит обеднение аккордовой структуры и зависания в ритмической сетке. В завершение прелюдии звучит миниатюрная кода из трех тактов, где ритмический рисунок темы сохраняется только у левой руки, а правая на едином хрустальном пассаже уходит в высокий регистр, закрывая за собой занавес. Выполнил студент 4 курса ОСИ Чиркунов Вячеслав _____________________________________________________________________________________ |