Объекты и виды менеджмента Объект менеджмента | Вид менеджмента | Фирма в целом | Общий (генеральный, стратегический) | Функциональный (специальный) менеджмент | Персонал | Персональный (кадровый) менеджмент. Управление персоналом | Производство | Производственный менеджмент | Снабжение | Менеджмент снабжения (логистика, управление материальными потоками) | Сбыт | Менеджмент маркетинга | Инновации | Инновационный менеджмент | Качество | Менеджмент качества | Финансы | Финансовый менеджмент | Внешнеэкономическая деятельность | Международный менеджмент | Экология | Экологический менеджмент | 107. Раскройте понятие организационной структуры менеджмента. Организационная структура - строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением. 108. Определите субъекты менеджмента, их иерархию. Субъекты менеджмента (элементы управляющей подсистемы) - это менеджеры, которые, в зависимости от видов делегированных им полномочий, делятся на две категории: ü руководители линейного менеджмента: директор, начальник производства, руководитель производственного подразделения среднего и нижнего уровня; ü руководители функционального менеджмента: заместитель директора, руководитель функционального подразделения и его отделов (бюро, лабораторий, секторов); Иерархия менеджмента устанавливает отношения подчинения между руководителями разных уровней (рис. 4.3). В зависимости от уровня управления менеджеры делятся на три группы: ü высшее руководство (TOP-Management); ü менеджеры среднего звена (функциональные и дивизиональные руководители) ü менеджеры нижнего звена (линейные руководители). Высший уровень (уровень генерала) – самый малочисленный. Это первый руководитель организации, а если организация крупная – его первые заместители. Среднее звено (уровень офицера) – характеризуется наибольшим разнообразием управленческих должностей. В крупной организации подразделяется, в свою очередь, на два подуровня: верхний средний и низший средний. Низшее звено (уровень сержанта) – наиболее многочисленный. На производстве наиболее типичная должность – мастер. Это организационный уровень руководства. Другое название - операционный управляющий. 109. Определите объекты менеджмента. Объекты менеджмента (элементы управляемой подсистемы) – это весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, секторы, лаборатории и т.п.). Это вся совокупность элементарных производственно-хозяйственных систем (ЭПХС), т.е. систем "человек – рабочее место". 110. Дайте определение функции менеджмента. Функция менеджмента - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью содержания и целевой направленности. 111. Определите понятие управленческого цикла. Управление рассматривается как процесс, как серия взаимосвязанных непрерывных действий. В свою очередь, каждое из этих действий также является процессом. Они называются управленческими функциями и объединяются в управленческий цикл, поскольку процесс управления непрерывен во времени и постоянно возобновляется. 112. Раскройте содержание функции планирования. Функция планирования, как процесс, разбивается на три этапа: ü целеполагание; ü прогнозирование; ü планирование. Целеполагание – установление целей (желаемого результата), к которым должна стремиться экономическая система (организация). Прогнозирование- это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. ПРОГНОЗ– предсказание будущего, основанное на известных фактах (событиях) и тенденциях. Предположение, что выявленные тенденции прошлого дают хорошее приближение к оценке будущего. Планирование- это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого результата. 113. Определите этапы процесса планирования. Функция планирования, как процесс, разбивается на три этапа: ü целеполагание; ü прогнозирование; ü планирование. 114. Определите горизонты планирования. По длительности планового периода выделяют три уровня планирования (горизонты планирования), соответствующие трем иерархическим уровням менеджмента и, соответственно, трем уровням принятия решения (рис. 4.7): ü стратегический (5 – 15 лет); ü тактический (1 год – 5 лет); ü оперативный (менее 1 года). 115. Раскройте содержание функции организации. Функция организации – это создание структуры фирмы (организации), которая дает возможность его персоналу работать совместно для эффективного достижения целей фирмы (организации).  Рис. 4.8 Функция организации как процесс Два аспекта организационного процесса ¨ Выбор типа организационной структуры и построение на её основе схемы управленияпутем деления предприятия на подразделения в соответствии с целями и стратегией (часто ошибочно считается, что этим ограничивается организационный процесс) ¨ Делегирование полномочий в соответствии со схемой управления в процессе исполнения штатного расписания (см. 4.2.1). 116. Раскройте содержание функции мотивации. Мотивация – создание в среде исполнителей внутренних побуждений к действиям, направленным на эффективное достижение целей организации.  Руководство: Распорядительство – процедура доведения команд (распоряжений, приказов, и т.п.) до соответствующих исполнителей. Координация – процедурасогласования совместных усилий исполнителей по решению тех или иных задач. 117. Дайте описание простой модели мотивации.  118. Раскройте сущность содержательных и процессуальных теорий мотивации. Содержательные теории мотивации изучают потребности людей. Они основаны на идентификации внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Второе направление - процессуальные теории мотивации. Здесь акцент делается на объяснении процесса выбора поведения, способного привести к желаемым результатам. 119. Раскройте сущность иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Абрахам Маслоу (40-е годы), признавая многообразие человеческих потребностей, предложил их классификацию по следующим пяти категориям: n физиологические потребности (потребность в еде, пище, жилище, отдыхе) являются необходимыми для выживания человека. n потребность в безопасности и уверенности в будущем. Включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающей среды, уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем. Проявляются в наличии страхового полиса, в надежной работе, хорошем пенсионном обеспечении. n социальные потребности (потребности в причастии). Включают чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя понимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. n потребность в уважении. Включает потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. n потребность в самовыражении. Включает потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в личностном росте и в творчестве. Все эти потребности по теории Маслоу можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим автор хотел показать, что потребности нижних уровней требуют первостепенного удовлетворения, тем самым влияют на поведения человека, прежде чем начнут сказываться потребности более высоких уровней.  120. Раскройте сущность теории справедливости Стейси Адамса. Согласно теории справедливости, индивид оценивает получаемое им вознаграждение в сравнении с вознаграждением других категорий сотрудников, которые достигли аналогичных результатов. При этом, если обеспечивается равенство по отношению “вход и выход”, то сотрудник воспринимает отношение к нему менеджмента как справедливое (честное и беспристрастное). В данном случае под входом понимаются образование, опыт, прилагаемые усилия и способности, а выходом – зарплата, признание, продвижение по службе, иные выгоды. Если баланс соотношения “вход/выход” нарушается, то у сотрудника возникает ощущение несправедливости. 121. Раскройте сущность теории ожиданий Виктора Врума. Модель мотивации по Вруму:  При анализе мотивации к труду теория ожиданий акцентирует внимание на анализе трех взаимосвязей: n Ожидание в отношении затрат труда и результатов (З-Р).Это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если работники не чувствуют прямой связи между их усилиями при выполнении той или иной работы и результатами этой работы, то их мотивация ослабевает. Это может быть в результате их плохой подготовки или если ему не дали достаточно прав для выполнения работы. n Ожидание в отношении результатов и вознаграждения (Р -В). Это ожидание определенного вознаграждения или поощрения при достижении определенных результатов. n Валентность - предполагаемая степень относительного удовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения (оценка ценности вознаграждения или поощрения).  122. Раскройте содержание функции контроля. Процесс контроля, в общем случае, содержит следующие этапы: |