Правоспособность и дееспособность как юридические категории. Правоспособность - это способность иметь субъективные права и исполнять юридические обязанности.Правоспособность признается за всеми людьми, возникает с момента рождения и прекращается смертью. Главное в правоспособности -не права, а принципиальная возможность или способность иметь права. Сама по себе правоспособность это только «право на право»,т.е. право иметь право. Всеобщность правоспособностизаключается в том, что государство законодательно наделяет всех своих граждан одним общим свойством — способностью быть носителем соответствующих прав и обязанностей. Возможность обладать рядом конкретных прав появляется у гражданина не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении ряда условий (например, брак до достижения совершеннолетия). И то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время не меняет сущности правоспособности. Различают общую, отраслевую и специальнуюправоспособность. Общая правоспособность - это принципиальная возможность лица иметь права и обязанности,закрепленные законодательно, хотя фактическое обладание правами может наступить лишь при известных условиях. Отраслевая правоспособностьдает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (например, в семейном, избирательном). Специальная(профессиональная) правоспособность -это правоспособность, которая требует специальное образование (например, юридическое, экономическое) или умения, навыки, талант. Правоспособность юридических лиц также является специальной. Дееспособность - это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности.Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них. Дееспособность, в отличие от правоспособности, наступает по мере взросления, умственного и физического развития. Выделяют следующие виды дееспособности: - полную(с 18 лет - статья 60 Конституции РФ); - частичную(с 14 до 18 лет - статья 26 ГК РФ). Человек, например, в Российской Федерации, может приобрести полную дееспособность и до достижения им 18 лет - в случае вступления в брак, а также по основанию так называемой «эмансипации» - объявление (судом или органом опеки) несовершеннолетнего (только с 16 лет) полностью дееспособным, если он работает или занимается предпринимательской деятельностью (с согласия родителей - статья 27 ГК РФ). Дееспособность может быть ограничена только судом частично «вследствие злоупотребления напитками или наркотическими средствами» (статья 30 ГК РФ) или полностью«вследствие психического расстройства» (статья 29 ГК РФ). Правоспособность и дееспособность наступают одновременно, кроме гражданского права. Это объясняется тем, что, во-первых, имущественные права необходимы всем независимо от возраста и воли, а, во-вторых, в области имущественных отношений вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает одновременно в момент создания того или иного юридического лица и составляет единое качество праводееспособности. Существует также такая характеристика как деликтоспособность. Деликтоспособность - это зависимая от правоспособности и дееспособности способность лица отвечать за свои поступки за правонарушение. 36. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Правотворчество - одна из сторон деятельности государственных органов, направленная на разработку, принятие, изменение, отмену правовых норм, с учетом интересов и социальных потребностей общества. Правотворческая деятельность является средством управления обществом и неразрывно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями. К субъектам правотворчества относятся государственные органы (органы управления и власти), народ, должностные лица. В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов: 1) демократизм и гласность правотворчества связаны с процедурой разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом за счет привлечения граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации, референдума как высшей формы проявления демократизма правотворчества; 2) профессионализм связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, опосредован привлечением компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов; 3) законность выражается в требовании, что вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна реализовываться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ, в контексте правил юридической техники, юридической иерархии правовых актов, начал демократизма и гуманизма; 4) научный характер выражается в объективной обусловленности правового акта социально-экономическими, политическими, социальными условиями конкретного государства, в целесообразности регламентирования данной группы общественных отношений подобным образом и т. п., это дает возможность достичь эффективности и обоснованности правовых предписаний; 5) связь с правоприменительной практикой позволяет законодателю судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу с учетом выявленных практикой правотворческих ошибок. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды: - непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума; - правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); - правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента); - правотворчество органов местного самоуправления; - локальное правотворчество (например, на предприятии); - правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на: - законотворчество - правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой; - делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента; - подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. 37. Принципы права: понятие, виды. Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права. Существует несколько свойств принципов права: 1. наличие основополагающего характера; 2. отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни; 3. отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения; 4. системность; 5. устойчивость; 6. фиксирование в законодательстве; 7. отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы; 8. наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности. Существует несколько видов принципов права: 1. общие (общеправовые) принципы; 2. отраслевые принципы; 3. межотраслевые принципы. Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить: · на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом; · принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.; · принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.; · принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного; · принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения; · принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику. Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: 1. принцип гласности; 2. принцип состязательности; 3. принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д. Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким. |